ДРУЖБА НА 300 МИЛЛИОНОВ

Информацию о готовящемся в августе открытии татаро-турецкой чайной фабрики «БИЗНЕС Online» подтвердили в отделе по работе с общественностью и СМИ Азнакаевского районного совета. «На протяжении более 16 лет между городами-побратимами — Азнакаево в Татарстане и Тарсус в провинции Мерсин Республики Турция — ведется дружественное сотрудничество, — говорится в ответе на наш запрос. — В 2015 году между руководством Азнакаево и Мерсина достигнута договоренность по открытию чаефасовочной фабрики. Фабрика будет располагаться на промышленной площадке «Азнакай». Предлагается вариант для названия фабрики — «Мерсин-Азнакаево».

Дружественные связи между городами установились еще в 1997 году на основе договора о сотрудничестве. В турецком Тарсусе даже появилась улица Татарстан и был создан городской парк «Азнакаево». Несколько лет назад в парке был открыт бульвар имени Габдуллы Тукая. И вот культурные связи переходят в новую плоскость.

В агентстве инвестиционного развития Республики Татарстан нашей газете уточнили, что объем инвестиций составляет порядка 300 млн. рублей. «Запланировано открытие упаковочной линии, чай будет поставляться из Индии, Турции и других стран», — рассказала руководитель агентства Талия Минуллина.Она отметила, что «данный проект стал возможен только благодаря дружеским отношениям с деловыми кругами Турецкой Республики, в том числе лично главы Азнакаевского района Марселя Шайдуллина».

Визит турецкой делегации в Азнакаево 19 июня.
Визит турецкой делегации в Азнакаево (19 июня)

ЗАМАХ НА 1% РОССИЙСКОГО РЫНКА

Разговоры об открытии фабрики в Азнакаево начались еще в прошлом году. В конце мая 2014 года глава Азнакаевского муниципального района Шайдуллин в составе делегации под руководством президента Республики Татарстан Рустама Минниханова побывал с рабочим визитом в провинции Мерсин. Во время деловой поездки и было подписано двухстороннее соглашение с мэром города Борханетдином Коджамазом о сотрудничестве в рамках реализации этого проекта.

В конце мая этого года Шайдуллин вновь посетил Турцию. В деловой поездке участвовали также помощник главы муниципального района Ильдус Давлетов, депутат Госсовета Республики Татарстан Ирек Салихов, генеральный директор компаний «Шифа» и «Контакт-С» Сирин Бадрутдинов, руководитель санатория-профилактория «Азнакаевский» Рустам Давлетшин. Ответный визит турецкой стороны последовал во второй половине июня, когда в Азнакаево приехал председатель торгово-промышленной палаты города Мерсин, руководитель общества «Средиземноморский экспорт» Махмут Арслан. Гости ознакомились с прошедшей аккредитацию промплощадкой компании «Фривей», сообщается на официальном сайте Азнакаевского муниципального района. Работающие здесь производственные предприятия участвуют во всех государственных программах.

По словам Шайдуллина, расфасованный в Азнакаево чай «получит свой местный колорит и вкус, оригинальную торговую марку». «Это проект не только районного, а республиканского масштаба. Произведенным на азнакаевской фабрике чаем будем обеспечивать детские сады и другие социальные учреждения. Сейчас начинаем работу по завозу оборудования и подготовке помещения», — цитирует главу района пресс-служба.

Как сообщается, персонал фабрики составит лишь 15 человек, что, однако, не говорит о небольшом масштабе предприятия. Современное чаефасовочное производство высоко автоматизировано. По словам Махмута Арслана, при выходе на проектную мощность объем выпуска чая достигнет 2 тыс. тонн. Кроме того, предусматривается возможность расфасовки на фабрике сухофруктов и другой турецкой продукции.

С учетом того, что всего в России, по разным оценкам, фасуется от 140 до 180 тыс. т чайного листа в год, а общий объем рынка с учетом импорта не превышает 200 тыс. тонн в год, азнакаевские производители займут примерно 1% общероссийского рынка, что не так уж и мало. По крайней мере, на рынке Татарстана фабрика при таких объемах может занять доминирующее положение. Судите сами: в среднем каждый россиянин потребляет 1,4 кг чайного листа ежегодно. Значит, производители из Азнакаево смогут напоить своим чаем около 1,5 млн. человек, что составляет почти 40% населения Татарстана.

Промышленная площадка в Азнакаево
Промышленная площадка в Азнакаево

«ТАТАРЫ ПЬЮТ МНОГО ЧАЯ»

Имя депутата Госсовета РТ Салихова не случайно значится среди членов делегации, посетивших Турцию в конце мая. Как стало известно «БИЗНЕС Online», Салихов, который является председателем совета директоров ЗАО «Ядран-Ойл», стал коммерческим партнером запуска фабрики. В разговоре с «БИЗНЕС Online» он отметил, что на первом этапе намечено вложить в проект порядка $1 млн. Состав и доли других инвесторов он раскрывать не стал.

«Несколько месяцев назад в Мерсине был Рустам Минниханов. Президент одобрил, — говорит он. — В Татарстане нет чайной фабрики, хотя татары чая много пьют. В Уфе была какая-то, но закрылась. Мы посетили несколько чайных фабрик (в Турцииприм. ред.), общались по упаковке, оборудованию. Нам понравилась чайная компания Beta Tea, которая работает и в Подмосковье. У них огромные лаборатории. Нам показали разные виды чая — это целая наука. Бывают чаи по 1,5 тысячи долларов за килограмм. У компании около 20 заводов по всему миру, и в Америке, и в Европе, и в Австралии, и в России. По их словам, они полностью покрывают Россию, но так как мы хотим открыть свою фабрику, они не против с нами посотрудничать».

Отметим, что основные органы управления Beta Tea, работающей на рынке чая с 1987 года, находятся в Турции: головной офис размещается в городе Адана, центр координированного сбыта — в Стамбуле, а крупнейшая чаеразвесочная фабрика — как раз в свободной экономической зоне города Мерсин.

На Азнакаевскую фабрику планируется поставлять преимущественно турецкий и индийский чай, который будет расфасовываться по 100, 150, 500 граммов, 1 кг и в пакетики. «Будем выпускать пять видов чая с национальным колоритом. Будет чай, который раздают как садака в мечетях, на праздниках. Второе — органический, типа фитнес-чая. Будет стандартный чай. Фруктовый, черный, зеленый, — поделился планами Салихов. — Поставлять будем и оптом, и в розницу. Цена чая будет дешевле среднего рыночного предложения на 10 - 15 процентов».

Начать завоевание чайного рынка, как говорит Салихов, планируется с Татарстана. «Татары много где живут. И в Оренбург будем поставлять. Рядом с Азнакаево — Самара, Башкортостан, будем поставлять и в эти регионы», — сказал он.

Отметим, что Салихов — фигура непубличная, и в СМИ можно по пальцам пересчитать упоминания о нем. Известно, что в сентябре прошлого года он был избран депутатом Госсовета РТ по юго-восточному одномандатному избирательному округу №33 от «Единой России». Ему недавно исполнилось 36 лет, и передвигается он на Porsche Cayenne Turbo 2012 года, что не удивительно при задекларированном за прошлый год доходе более чем в 34,5 млн. рублей.

В поле зрения нашей газеты Салихов попал весной этого года, когда стало известно, что ЗАО «Ядран-Ойл» поддержало молодых предпринимателей, решивших запустить национальный татарский фастфуд «Түбәтәй», вложив 20 млн. рублей.

Ирек Салихов
Ирек Салихов

«ТУРЦИЯ ПОКА ДАЛЕКО ВНИЗУ В СПИСКЕ ПОСТАВЩИКОВ ЧАЯ В РОССИЮ».

Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что фабрике в Азнакаево будет непросто вписаться в высококонкурентный чайный рынок России. Хотя при достаточном уровне инвестиций и раскрутке бренда успех обязательно придет.

Рамаз Чантурия — генеральный директор российской ассоциации производителей чая и кофе («Росчайкофе»):

— Не в обиду тем, кто запускает проект, но уникальности в нем нет. 85 процентов чая, употребляемого в России, делается на российских фабриках. Это касается и Lipton, и «Ахмада», и Greenfield, и «Майского чая», и «Акбара». Практически все российские и международные компании, работающие в области чая, имеют собственные предприятия на территории страны. Но открытие фабрики в Азнакаево еще раз подтверждает общий тренд, что выгоднее фасовать на территории России.

По моим данным, в Татарстане серьезных чаефасовочных фабрик никогда не было. Существовали какие-то совсем небольшие цеха, которые фасовали чай. Хорошо, что появляется крупное производство. Мы как отраслевая ассоциация этот процесс приветствуем.

Фабрика — это важная составная часть бизнеса, но не гарантирующая успех. Нужно иметь хорошие продажи. Если продаж нет, бренд не сильный и фабрика что-то производит, но продать не может, смысла в этом немного. Конечно, лучше, если бренд известный, тогда продажи будут идти активнее. Если у компании есть финансовые ресурсы, возможности раскручивать новую торговую марку, то можно и неизвестный бренд через какое-то время продавать хорошо. Все зависит от ресурсов. Если за фабрикой стоит нефтяная компания, у нее должно быть достаточно ресурсов, чтобы раскрутить новый продукт, и шансы есть.

В Татарстане всегда была своя специфика на чайном рынке, потому что потребление чая в республике очень высокое. Чай любят и достаточно хорошо в нем разбираются. Рынок республики хоть и отличается от других регионов, но в целом картина по лидерам по всей России одинакова. Основные бренды на рынке — Greenfield, «Ахмад» и «Акбар». Уверен, эти марки есть почти в каждом магазине в Татарстане. Но при этом в республике есть и другие марки, которые за ее пределами не очень известны. Так как моя супруга из Татарстана, я много ездил по районам и часто видел неизвестные для себя марки при том, что я внимательно слежу за этим рынком.

Основные потоки сырья на фасовку в Россию идут из Шри-Ланки (Цейлона) и Индии — 55 процентов поставок приходится на эти страны. Дальше идут Кения, Китай, Вьетнам и Индонезия. Турция в этом списке пока далеко внизу.

Анастасия Антонова — директор чайной компании «ТиСтор»:

— В Казани есть фасовка чая — мелкие фирмы фасуют у себя на складах. У меня в фирме в свое время тоже производилась фасовка дешевого чая. Не очень понимаю смысла вложений в эту фабрику. Beta — это чай невысокого качества, где присутствует только 30 процентов настоящего «Цейлона», остальное — вьетнамский чай. Я не знаю, что будут класть в новый сорт чая, но, чтобы быстрее отбить вложения, часто мешают качественный чай с некачественным.

На отечественном чайном рынке в последнее время вырос спрос, но и конкуренция тоже. В России сегодня самые крупные игроки — это «Орими трейд» (Greenfield, «Нури») и «Юнилевер» (Lipton и другие). В Татарстан всю продукцию привозят из Москвы. Поставки из Китая, Шри-Ланки и Индии контейнерами слишком глобальны для нашей республики. Есть компания Enrich, в которой хозяин — индус. Он привозит чай со своих плантаций, но фасуют, насколько я знаю, в Москве.

Востребованность чайной продукции на рынке есть. Если чай будет недорогой, то его будут брать. Beta — известный бренд и уже завоевал своих клиентов.

Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик ИХ «Финам»:

— По нашим оценкам, потребление чая в России за последние 15 лет выросло почти на 50 процентов и достигло 0,18 миллиона тонн в год, или 2,6 миллиарда долларов. Между тем в 2015 году я ожидаю стагнации рынка на фоне негативной экономической конъюнктуры и падения реальных зарплат, по прогнозам минэкономразвития РФ почти на 10 процентов.

На 5 крупнейших игроков в России («Орими трейд», «Юнилевер», Ahmad Tea, «Май» и «Сапсан») приходится около 70 - 80 процентов рынка в натуральном выражении. Российский рынок чайно-кофейной группы крайне высококонкурентен. Однако новый производитель вполне может занять на данном рынке небольшую нишу за счет высокой степени сегментирования (например, посредством развития на региональном рынке). Тем более ослабление рубля может способствовать существенным поставкам продукции на экспорт за счет ценового конкурентного преимущества. Рентабельность в узком сегменте может быть достаточно высока и превышать 10 процентов на уровне операционной прибыли. Основной спрос на чайно-кофейную группу формируется в агломерациях городов-миллионников, в том числе в Казани.