Только что в Москве предали земле экс-премьера РФ Евгения Примакова, который, как признался в своей траурной речи президент РФ Владимир Путин, принадлежал к числу тех людей, с которыми он советовался. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» побывали на траурной церемонии, став свидетелями того, как пристально смотрел на его гроб уже не держащийся на ногах Михаил Горбачев, как Дмитрий Медведев восхищался его талантом «кризисного управления», а патриарх Кирилл — «камертоном совести».
«МИННИХАНОВ НЕСКОЛЬКО РАЗ БЫЛ В ЕГО КАБИНЕТЕ — СОВЕТОВАЛСЯ ПО УНИВЕРСИАДЕ»
Сегодня в Москве простились с бывшим премьер-министром России Евгением Примаковым. В 8 утра началась гражданская панихида в Колонном зале Дома союзов. Большая Дмитровка была перекрыта от Охотного ряда до Камергерского переулка, поэтому выходящие из стации метро Театральная сразу упирались в металлические заграждения и даже, казалось, терялись в недоумении: пропустят или нет? Однако пропускали всех. Большая часть из тех, кто приходил этим утром попрощаться с «человеком-эпохой», несли в руках цветы — чаще красные розы и гвоздики. Очередей и давки не было, но в течение почти пяти часов проводить политика и ученого в последний путь шли нескончаемые потоки тех, кто с ним дружил, работал, был знаком или просто запомнил его как выдающегося дипломата и колоритную личность.
«Знаю его с 1973 года. Я был замдиректора Института мировой экономики, он занимал такой же пост. Он был очень порядочный, очень хороший человек. Я память сохраню о нем на всю жизнь», — говорил известный ученый Владилен Пухов.
«Сегодня скорбный день. Мы потеряли такого человека, который служил образцом государственного отношения к разрешению задач, стоящих перед страной. Он не жалел себя, он не жалел своего времени, а работал во имя России, во имя Советского Союза. Память добрая о нем останется на многие десятилетия дальше. Царство ему небесное, — продолжал глава поселка Быково в Раменском районе Подмосковья Петр Олейник, познакомившийся с покойным еще 10 лет назад. — Думаю, плоды его труда принесут еще пользу стране и покажут молодым людям, как надо себя вести. Только это остается нам в том недоброжелательном окружении и внешнем давлении, которое испытывает сегодня страна, испытывает президент, испытывает правительство. Конечно, надо быть сплоченными и думать так, как делал Евгений Максимович».
Рядом с Олейником в колонный зал спешил мужчина в еврейской кипе. Он прилетел из Красной Слободы, что в Азербайджане. Мужчина рассказал, что в свое время Примаков посещал там синагогу. «С того момента народ уважительно к нему относился. Я с наибольшим уважением отношусь к тому, что, когда Югославию бомбили агрессоры, Евгений Максимович по дороге в Америку развернул самолет и тем самым отстоял честь России, достоинство России. Светлая память ему», — вспоминал он.
Высоко оценил заслуги Примакова встретившийся журналистам бывший министр автомобильного транспорта Юрий Сухин. «Он отражал интересы нашего государства. Он много внес в развитие нашего великого русского государства. Пусть земля ему будет пухом, он навсегда останется в наших сердцах».
Рядом с нашим корреспондентом на скамейке сидел бывший работник МИД СССР Шодмон Ниязматов. Он уже сходил поклониться гробу с телом Примакова и теперь сидел задумчивый — заболела нога из-за нервного перенапряжения. Мужчина рассказал, что хотя живет в Москве, но на прощание вернулся из Узбекистана и неспроста — Евгения Максимовича он знал не одно десятилетие, тем более тот сыграл в его судьбе не последнюю роль. «Это был уникальный человек. У меня были неприятности с родственниками, меня хотели из Узбекистана выбросить. Он не дал им это сделать. Это лишь один штрих из его жизни, — вспоминал Шодмон Ахтамович. — Это человек, который мне очень помог в жизни. Я его знал и любил, сына его знал и внука, когда он был вот таким», — он приподнял ладонь на уровень не больше метра. По его словам, последний раз он общался с Примаковым в октябре перед днем рождения экс-премьера. «Теперь таких людей нет. Редко таких встретишь. Некоторые власть получают, деньги получают — так и близко не подкатишь. А он спокойный, — задумчиво вздыхал он. — Это большая потеря для нашей внешней политики, он всегда находил выход из тупиковой ситуации. Я думал, врачи сделают сейчас чудо. Наверное, он сам устал, у него почка болела еще с 1970-х».
Ниязматов отметил также, что Примаков всегда хорошо отзывался о Казани, тем более жена его сына Александра (по его словам) как раз была уроженкой столицы РТ.
Примаков с Шамилем Агеевым и Минтимером Шаймиевым (фото: shaimiev.tatarstan.ru) |
О связях Евгения Максимовича с Татарстаном нашему корреспонденту рассказал и глава ТПП РТ Шамиль Агеев. «За время президентства в российской Торгово-промышленной палате он 6 раз в Татарстане был. Он нам по особой экономической зоне помогал. Очень здорово переживал за гражданскую авиацию, содействовал тому, чтобы нефтепереработка развивалась в Татарстане. У него были очень интересные отношения с Шаймиевым и Миннихановым. Последний у него несколько раз в кабинете был, тот подсказывал ему кое-какие вопросы по Универсиаде. И Метшина я к нему приводил. Примаков всегда считал Казань чистым городом. Он говорил так: «Мой недостаток в том, что я не окончил Казанский университет». На КАМАЗе он был. А еще бывал в доме-музее и на могиле Цветаевой. Тогда он сказал: «Эта женщина-поэт — единственная с мужским мышлением». Он и сам писал стихи, и в этом деле понимал», — вспоминал он.
Также от Татарстана пришли почтить память Примакова полпред РТ в Москве Равиль Ахметшин и бывший руководитель управления внутренней политики администрации президента Олег Морозов.
С ПАТРИАРХОМ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРОСТИЛОСЬ ПОКОЛЕНИЕ 40 ПЛЮС
Тем временем в Колонный зал до 12:30 продолжали идти люди. Были среди них как известные, так и абсолютно простые граждане. Около гроба был виден портрет Примакова, лежали его награды, постоянно менялся караул из курсантов 154-го отдельного комендантского полка, а рядом на специально отведенных местах сидели родственники — жена Ирина Борисовна, дочь и внук Евгений Сандро, а также приближенные к семье. Оркестр играл траурную музыку. Также по всему залу были выставлены огромные венки: от мэра Москвы, от правительства РФ, минобороны, МВД и много-много других.
Проход в зал был организован через несколько входов: в первый заходили обычные люди, они могли только чуть издали взглянуть на гроб с телом и положить цветы на специально установленные столы. Из расположенного рядом прохода чаще появлялись известные персонажи, но еще был третий, находящийся за спинами журналистов. Оттуда, например, появился экс-президент СССР Михаил Горбачев, ведомый под руки двумя помощниками. Политик долго стоял у гроба, не отрывая глаз с покойного, а потом удалился. Оттуда же появился министр иностранных дел Сергей Лавров. Он положил к ногам Примакова букет из белых хризантем и выразил соболезнования родственникам. Спикер совфеда Валентина Матвиенко, одетая в черное платье, одна из немногих подошла к самому гробу, прикоснулась к нему, задержавшись там на минуту. То же самое сделала жена первого президента России Наина Ельцина.
А вот спасавший страну в 1998 году от кризиса вместе с Примаковым экс-глава Центробанка Виктор Геращенко зашел оттуда, где появлялись чаще обычные люди, чем VIP'ы. Он прошел к столам с цветами, положил свой букет и удалился со своими сопровождающими. До этого у гроба появился глава «Росатома» Сергей Кириенко, которого Примаков некогда сменил в премьерском кресле. Тот и вовсе встал на колено перед женой Евгения Максимовича.
Отдельно стоит отметить, что целыми делегациями приходили депутаты. Так, примерно на минуту у гроба остановились лидер КПРФ Геннадий Зюганов и его однопартийцы, после чего все положили по букету и вышли. Позднее появился лидер ЛДПР Владимир Жириновский с двумя гвоздиками в руках. Он тоже ненадолго задержался и покинул зал. В общей толпе зашел министр связи РФ Николай Никифоров (как известно, выходец из Татарстана) с букетов красных роз, а вот посол США в России Джон Теффт принес венок. Постояв немного, удалился и он. Меж тем цветы со столов периодически убирали, но вскоре столы снова оказывались полными, и цветы вновь уносили из зала.
Можно очень долго перечислять тех, кто пришел на прощание с Примаковым этим утром. Назовем лишь некоторых: вице-премьеры РФ Дмитрий Козак, Сергей Приходько, Ольга Голодец, Дмитрий Рогозин, главы минобороны Сергей Шойгу, МВД — Владимир Колокольцев, минфина — Антон Силуанов, а также многие другие представители государственных структур, в частности, секретарь совбеза Николай Патрушев, директор СВР, экс-премьер Михаил Фрадков, глава ЦБ Эльвира Набиуллина, председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. Кроме того, появились глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, долгие годы работавший с Примаковым, космонавты Алексей Леонов и Валентина Терешкова, бывший министр культуры Александр Соколов, глава Московской области Андрей Воробьев, экс-глава Счетной палаты Сергей Степашин, директор «Мосфильма» Карен Шахназаров, главы РСПП и ТПП Александр Шохин и Сергей Катырин и многие другие.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» про себя отметила, что среди участников прощания было очень мало молодежи, в основном поколение 40 плюс, для которого Примаков действительно запомнился не по чужим рассказам, а по горячим новостным сводкам 90-х годов.
Церемония тянулась долго и была похожа на проводы советских лидеров. Соответствующих ощущений добавлял сам Колонный зал — мрамор, массивные колонны с лепниной и траурные драпировки. Вот только в изголовье гроба стоял российский флаг с траурной лентой, а Примаков на портрете жизнерадостно улыбался. Не было никаких официальных речей, все просто проходили мимо гроба, кто-то крестился, кто-то кланялся. Кто-то отважился прийти с ребенком: 5-летняя девочка прошла мимо гроба, неумело перекрестившись. Большая же часть — профессорского вида старики, дипломаты, ученые и, возможно, партийные функционеры советских времен.
Церемония продлилась примерно до 12:20, когда в зал могли входить обычные люди, после чего доступ перекрыли: ждали главных гостей — президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева.
ВЛАДИМИР ПУТИН: «С НИМ ОБЩАЛИСЬ, СОВЕТОВАЛИСЬ. В ПОЛНОЙ МЕРЕ ЭТО КАСАЕТСЯ И МЕНЯ»
Перед появлением Путина красная дорожка опустела, все присутствующие выстроились вдоль нее в ожидании, пока в дверях Колонного зала появится лидер государства. По дорожке со сдержанной торопливостью прошел Медведев, нынешний восприемник Примакова на посту премьер-министра, замер у гроба, возложил букет, печально склонил голову. Он оказался последним из тысяч чиновников, депутатов и «простых людей» (в терминологии корреспондентов РТР, ведущих прямую трансляцию), которые перед этим проделали все то же самое.
Российский президент, как это и приличествовало моменту, вошел медленно и в первую очередь подошел к вдове Примакова Ирине Борисовне и его дочери Нане Евгеньевне, чтобы еще раз уже лично выразить им свои соболезнования. Затем он произнес свою короткую траурную речь, которая тем не менее содержала в себе несколько «открытий», видимо, Путин уже не считал нужным скрывать своих доверительных отношений с покойным.
Глава государства выглядел неподдельно расстроенным и даже слегка подавленным.
«В эти скорбные тяжелые минуты мы еще больше осознаем весь масштаб личности Евгения Максимовича и уже с высоты прожитой им жизни понимаем колоссальное значение его опыта, мудрости, интеллекта, нравственных устоев и безупречного профессионализма, — заявил Путин. — Безусловно, это был великий гражданин нашей страны».
Далее президент заговорил о том, что он понимает под профессионализмом: умение «спокойно, конструктивно и, главное, эффективно решать самые сложные задачи». Примакову это удавалось «на всех постах, где бы он ни работал» — от председателя правительства до депутата Госдумы. «Его отношение к родине — пример подлинного патриотизма и беззаветной преданности отчизне», — подчеркнул Путин то, что, судя по всему, является важным и для него самого.
И здесь в речи Путина, как будто не нарочно, проскользнули личностные нотки.
«Он (Евгений Примаков — прим. ред.) всегда был центром притяжения для многих людей. С ним общались, советовались, сверяли свои действия и планы. Могу сказать, в полной мере это касается и меня», — признался со вздохом российский лидер.
Почему глава огромной державы считал нужным советоваться с отошедшим более 10 лет назад в тень Примаковым, он сам тут же объяснил: потому что «Евгений Максимович мыслил глобально, открыто и смело». Потому что «его авторитет за рубежом был неоспорим». Потому что в 1998 году он «смог вывести Россию из тяжелейшего кризиса». Все это, надо думать, чрезвычайно актуально и сейчас, когда страна снова в глубоком кризисе, а отношения с зарубежными странами основательно испорчены. Но рядом больше нет Примакова, чтобы заново решить когда-то успешно пройденную «сложную задачу».
Вспомнил президент РФ и о том, что именно Примаков «внес огромный вклад в укрепление наших контактов с государствами Ближнего Востока», то есть продолжал делать ставку на исламский мир, в то время как все головы в Кремле по традиции 90-х держали равнение на Запад. Теперь отношения с мусульманским миром приходится выстраивать заново. Хотя — как это было уже выше сказано — рядом с Путиным больше нет Примакова. Того человека, «вся многогранная деятельность которого опиралась на глубокое знание внешнего мира».
«Все это работало на укрепление позиций нашей страны, и роль Евгения Максимовича Примакова в этом невозможно переоценить», — резюмировал президент РФ.
Путин употребил в своей речи все приличествующие моменту эпитеты, назвав Примакова «великим гражданином», «порядочным, благородным человеком», «крупным ученым и талантливым дипломатом».
«Евгений Максимович всегда думал о судьбе России, работал и жил ради ее развития, процветания. Это большая утрата для страны. Мы будем делать все, чтобы сохранить его профессиональное, творческое, гуманитарное, наследие. Мы будем помнить вас, дорогой Евгений Максимович, почитать, любить и благодарить», — заявил в заключение Путин.
И еще раз отдал гробу короткий поклон: «Вы в наших сердцах, прощайте».
Выступивший вторым по старшинству премьер-министр РФ Медведев в основных тезисах повторил речь Путина, также приведя в пример «совершенно особое кризисное управление» Примакова, «в рамках которого Евгений Максимович достиг выдающегося результата, консолидировал разрозненные политические силы и дал импульс экономике». По словам Медведева, покойный принадлежал «к тому поколению политиков, кто начинал свой путь еще в советское время и оказался востребован в новой России».
«Хочу от имени правительства сказать слова благодарности Евгению Максимовичу, который верно служил нашей стране до самого конца», — завершил свое выступление Медведев.
«ЖИЗНЬ ПО ЗАКОНУ СОВЕСТИ — ЭТО ВСЕГДА ЖИЗНЬ С ПОБЕДНЫМ КОНЦОМ»
Церемония отпевания Примакова прошла часом позже в Успенском храме московского Новодевичьего монастыря. Заупокойное богослужение лично провел патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Как говорят, этого захотел сам глава православной церкви, лично знавший покойного.
Гроб с телом Примакова внесли в храм под колокольный звон, после чего своды огласило пение молитв. В какой-то момент церемония прервалась — патриарх Кирилл решился сказать несколько слов о бывшем премьер-министре РФ.
«Мы провожаем его в тот путь, который проходит каждый, кто рождается, — философски заметил глава РПЦ. — Но даже у гроба мы дистанцируемся от этой непонятной для нас реальности. Вот почему отпевание содержит в себе такие замечательные мысли и идеи, которые помогают каждому человеку задуматься о многом. Точно так же об этом позволяет задуматься жизненный путь того, которого мы хороним».
По словам патриарха Кирилла, Примаков, трудившийся на разных должностях в разные исторические эпохи, прошел «мимо рифов бушующего моря». «Умел обходить острые углы» говорим мы обычно о таких, — заметил патриарх. — Но этого нельзя сказать о Евгении Максимовиче, он никогда не прогибался перед внешними обстоятельствами, хотя человек был очень гибкий, умел находить общий язык с каждым. Разве не в этом суть дипломатии? Он оставался самим собой в такие разные эпохи. Потому что внутри него был сильный камертон — голос совести. Он поступал в соответствии с этим голосом. Про таких людей говорят: это великие дипломаты и государственные деятели. Но еще лучше: это был великий человек, живший по совести, а значит, по закону Божьему. Он дает пример, что жизнь по закону Божьему, по закону совести — это всегда жизнь с победным концом».
Похороны Примакова проходят в эти минуты на Новодевичьем кладбище. Последний приют бывший премьер-министр РФ и тот, кого Путин фактически назвал своим учителем, найдет рядом с могилой первого президента России Бориса Ельцина. Тот, с кем Примаков много спорил и даже враждовал при жизни, теперь навсегда станет его соседом в другом мире.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.