Всего 7,4 млрд. рублей не хватило ТАИФу в прошлом году, чтобы со своими 469 млрд. выручки обогнать «Татнефть» и стать, наконец, крупнейшим бизнес-холдингом Татарстана. Однако в результате сегодняшней пресс-конференции по итогам годового общего собрания была анонсирована грандиозная инвестпрограмма на 500 млрд. рублей. Если ее удастся реализовать, то к 2025 году оборот холдинга будет почти как нынешний ВРП Татарстана. Но хватит ли на все это сырья?
Нынешний год юбилейный — 17 сентября исполняется ровно 25 лет со дня создания ВТНПО «Казань», на базе которого 11 августа 1995 года было создано ОАО «ТАИФ» |
«ЧИСТО КОММЕРЧЕСКАЯ ТЕМА»
Общегодовое собрание акционеров группы «ТАИФ» традиционно проходило за закрытыми дверями — без прессы и телекамер. Однако в сжатом формате результаты деятельности одного из столпов экономики республики предполагалось преподнести на последующей сразу по окончании собрания пресс-конференции. Отметим, что в пуле приглашенных для диалога СМИ не нашлось места для «БИЗНЕС Online», впрочем, ситуация не нова: на аналогичном мероприятии в прошлом году наше издание также предпочли не приглашать. Однако в распоряжении издания оказалась аудиозапись с пресс-конференции, которая уложилась в 17 минут.
Первый вопрос был задан врио президента РТ Рустаму Минниханову. Его попросили оценить вклад компании за всю ее 25-летнюю деятельность. Отметив, что две группы — «Татнефть» и «ТАИФ» — являются основой экономики республики, врио президента стал перечислять заслуги последней: «Сегодня есть цифры: 470 миллиардов выручки, 83 миллиарда налоговых поступлений, 43 тысячи персонала, которые получают хорошую зарплату и имеют хорошие перспективы в будущем. Почти 40 миллиардов инвестиций, 2,6 миллиарда инвестиций в благотворительные и социальные проекты, строительство жилья для персонала», — с воодушевлением перечислял по памяти Минниханов, одновременно напомнив и про ведущую роль компании на рынке производства каучука и пластмасс.
Позволим себе уточнить данные, приведенные врио президента РТ. По итогам прошлого года сальдированная выручка выросла на 5,8% и превысила 469 млрд. рублей, что является абсолютным рекордом. При этом чистая прибыль группы достигла 45 млрд. рублей (годом ранее — 35 млрд. рублей), а показатель EBITDA — около 68 млрд. рублей (в 2013 году — 57 млрд. рублей). Можно также отметить, что 77% оборота ТАИФа обеспечили нефтегазопереработка, нефтехимия и энергетика.
Интересно, что в последние годы ТАИФ идет ноздря в ноздрю с крупнейшей компанией Татарстана — «Татнефтью». Однако на этот раз неформальное соперничество опять сложилось в пользу Наиля Маганова. Выручка «Татнефти» по МСФО в 2014 году составила 476,4 млрд. рублей, то есть разрыв — всего каких-то 7,4 миллиарда. Правда, о прибыли этого не скажешь. У «Татнефти» — 97,7 млрд. рублей, то есть более чем вдвое больше.
«Сегодня ТАИФ как управляющая компания — она управляет всеми этими крупными производствами, потому что если не консолидировать финансовые ресурсы, если не принимать стратегические решения развития, то реализовать такие задачи невозможно», — оценил масштабы компании врио президента.
Чистая прибыль ГК «ТАИФ» в 2014 году составила около 45 млрд рублей, чистая прибыль ОАО «ТАИФ» — порядка 8 млрд. рублей |
Следующий вопрос был адресован генеральному директору компании Альберту Шигабутдинову: у него поинтересовались о суммах инвестиций в ТАИФ-НК, в проект глубокой переработки нефти КГПТО, а также о том, какие банки и на каких условиях готовы предоставить кредиты. В этот момент в зале возникло оживление, Шигабутдинов со смехом произнес, что это «чисто коммерческая тема». Тем не менее он ответил, что предложений от банков много, речь идет о $7 млрд., которые компания выставила на тендер. Предложения банков — в районе 5,5% годовых. Дело осталось за акционерами — именно им предстоит согласовать окончательное решение по выбору кредитной организации. «Я считаю, что вопрос финансирования уже закрыт, в ближайшее время мы его закроем документально», — заверил он.
Здесь, пожалуй, будет уместно процитировать вчерашнее интервью Шигабутдинова «Ведомостям», в котором он оценил предстоящие затраты на дальнейшее перевооружение предприятий ТАИФа. «Готовимся к следующим проектам — на «Нижнекамскнефтехиме», «Казаньоргсинтезе». Нужно создать где-то в районе 70 - 80 миллиардов рублей чистого денежного потока отдельно под эти проекты. Опыт показал, что лучше сразу решить вопросы финансирования. Вплоть до момента, когда новым ключом открываются двери завода, деньги должны быть гарантированно. По проекту ТАИФ-НК мы так и поступили, и сегодня мы готовы поделиться процентами с банками, а свои деньги освободить на следующие проекты», — сообщил он изданию.
Сегодня же было заявлено об изменениях в проекте строительства на площадке ОАО «Нижнекамскнефтехим» комплекса по производству этилена мощностью 1 млн. тонн. По словам Шигабутдинова, с учетом поправок проект будет реализован на двух заводах — мощностью по 600 тыс. т каждый или 1,2 млн. т суммарно. Стоимость проекта — $9 млрд., первая очередь обойдется в $4 миллиарда.
Руслан Шигабутдинов |
«НЕ БУДЕТ ГАЗА, ОБОЙДЕМСЯ НАФТОЙ»
Следующий вопрос касался программы развития нефтегазохимического комплекса РТ. В частности, журналисты поинтересовались, почему в программе нет ни слова об источниках сырья для этилена?
Напомним, что самым эффективным сырьем для производства этилена является ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов), которой на всех не хватает. Достаточно вспомнить разрешившийся недавно конфликт «Нижнекамскнефтехима» с «Татнефтью». Его причиной стал многомиллионный спор о цене поставок ШФЛУ, о котором писал «БИЗНЕС Online». Вместо ШФЛУ можно использовать и нафту, но себестоимсть получается значительно дороже.
Известно, что большей частью газовое сырье для нефтехимических предприятий Татарстана и Башкортостана находится в Сибири. Однако вопрос доставки ШФЛУ оттуда в Поволжье по сей день не решен. Основные надежды Татарстан возлагал на продуктопровод Ямал — Поволжье. Напомним, что в 2012 году Башкортостан, Татарстан и ЯНАО создали производственно-коммерческую структуру ОАО «Ямал-Поволжье», которой предстояло заниматься реализацией проекта по строительству магистрального трубопровода для транспортировки ШФЛУ в Приволжский нефтегазохимический кластер.
Продуктопровод был запланирован к вводу на октябрь 2019 года, но в мае стало известно, что проект будет пересмотрен. По информации «Интерфакса», из-за того что стоимость «трубы» выросла в 4 раза по сравнению с изначальной суммой в 80 - 120 млрд. рублей. А источник в правительстве Башкортостана заявил, что рассматривается возможность поставок ШФЛУ из Западно-Сибирского региона на экспорт, для предприятий же Волжского нефтегазохимического кластера будет использоваться иная сырьевая база. Косвенное подтверждение этому прозвучало и сегодня.
Айрат Шаймиев, Радик Шаймиев и Камиля Шаймиева |
— Сегодня вопрос сырья есть, — подтвердил Минниханов. — Но нам не подходят формы, как его поставляют. Возить вагонами? Это очень дорого и накладно. Нужны новые формы доставки сырья, идет работа по продуктопроводу, есть другие варианты. В конце концов, у нас есть нафта, — ответил Минниханов.
— То есть упор делается на нафту? — уточнила журналист.
— Я вам просто сказал, что у нас есть решение для всех случаев жизни, если у нас не будет газового сырья в достаточном количестве, у нас есть нафта, — довольно резко ответил Минниханов, — нельзя сказать, что мы приняли программу и не просчитали сырьевые возможности. Они просчитаны, просто по возможности доставки сырья есть более эффективные формы. Давайте построим этилен, и чем мы его будем загружать, такой проблемы нет.
Далее мяч оказался на поле Шигабутдинова — его попросили прокомментировать одобрение ФАС на выкуп акций ТАИФом ОАО «Холдинговая компания «Татнефтепродукт». «Есть предложение о продаже его контрольного пакета. И чтобы начать вести предварительные переговоры, мы обратились с заявлением в ФАС. Но вопрос — купим или не купим — пока не решен», — ответил Шигабутдинов.
Владимир Бусыгин и Рустем Сультеев |
Впрочем, источники «БИЗНЕС Online» в «Татнефтепродукте» говорят о том, что заявления ТАИФа о готовности выкупить доли в тех активах, где он присутствует, звучат уже лет 10. И, соответственно, холдинг регулярно обращается за разрешениями от регуляторов на проведение таких сделок. Но пока никаких конкретных предложений по выкупу нет.
Председателю совета директоров ОАО «ТАИФ» Рустему Сультееву выпало ответить на два коротких вопроса: каковы сумма дивидендов и объем чистой прибыли ОАО «ТАИФ» (без учета всей группы компаний). На что он сообщил, что принято решение дивиденды по акциям не выплачивать (масштабные проекты не позволяют распыляться на такие вещи), и также озвучил чистую прибыль компании — 8 млрд. рублей.
«КТО СКАЗАЛ, ЧТО ГОД БЫЛ ТЯЖЕЛЫМ?»
Шигабутдинов признался, что результаты прошлого года были бы гораздо лучше, если бы не сложилась кризисная ситуация. Тем не менее группа смотрит в будущее с большим оптимизмом. ТАИФ намерен инвестировать в свои проекты порядка 500 млрд. рублей до 2025 года. Шигабутдинов выделил четыре основных актива, на которых будет сосредоточено все внимание менеджмента компании. Это ТАИФ-НК, два 600-тысячника по производству этилена на «Нижнекамскнефтехиме», модернизация всех энергетических активов (ТАИФ ведет проект по модернизации Казанской ТЭЦ-3) и, наконец, «Казаньоргсинтез».
Говоря о последнем, гендиректор явно решил заинтриговать собравшихся: «В деталях пока не буду рассказывать. Единственное, что я могу сказать, что мы к 2025 году должны выйти на «Оргсинтезе» на 140 миллиардов рублей годовой выручки, по всей группе — на 1 триллион 200 миллиардов рублей выручки». Планы амбициозные, и это еще мягко сказано: планируемые обороты сравнимы с ВРП всей республики, который, к слову сказать, в прошлом году составил 1,6 трлн. рублей. И, похоже, такие цифры могут снять вопрос о неформальном соперничестве с «Татнефтью», в конце концов, добыча нефти не растет...
Последний вопрос был задан совершенно в духе соцреализма: журналистка попросила Минниханова назвать секреты успеха ТАИФ, который, несмотря на тяжелые времена, все же оказался на высоте.
— Кто сказал, что год был тяжелым? — поинтересовался вдруг Минниханов.
— В пресс-релизе сказано, — не растерялась девушка.
— У нас есть конкурентный продукт, это работа компании — быть готовой к любым вызовам, — ответил в том же духе врио президента. — Если бы не инвестировали, ведь только в прошлом году не проинвестировали 40 миллиардов! Если мы остановимся, конечно, никакого роста не будет, и даже такие рынки, что имеем сегодня, можем потерять. Это залог системной работы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 59
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.