<

Претензии природоохранной прокуратуры коснулись объектов, принадлежащих таким компаниям, как «Татнефть», БЭНЗ и других (фото: social.tatneft.ru)

«ВСЕ УСТРАНИЛИ НАРУШЕНИЯ ДОБРОВОЛЬНО, ТОЛЬКО ОНИ ОСПОРИЛИ»

Напомним, еще в декабре прошлого года природоохранная прокуратура провела проверку побережья Карабашского водохранилища в Бугульминском районе на предмет нарушений водного законодательства. Местные жители пожаловались, что не могут попасть на берег, огороженный высоким бетонным забором.

Всего в водоохранной зоне реки Степной Зай расположено более 30 баз отдыха в основном еще с советской историей. К ним самим у прокуратуры претензий не было, но вот незаконные беседки, причалы, бани, мангальные, лодочные гаражи, сараи и домики отдыха, которые располагались ближе чем в 20 метрах от воды, прокуроры потребовали убрать. Не говоря уже о заборах, закрывающих людям доступ к воде.

Претензии коснулись объектов, принадлежащих таким компаниям, как «Татнефть», БЭНЗ, «Троицкнефть», Бугульминский опытный завод нефтеавтоматики и другим. Удивительно, но все они признали правоту надзорного органа и устранили нарушения за свой счет. Исключением стала только дочерняя компания «Транснефти» АО «Транснефть-Прикамье» (ранее — ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы»), которая затеяла с прокуратурой судебную тяжбу.

«Всего нами было предъявлено 8 исков, все они вступили в силу со сроком исполнения до 1 июня. Это только по объектам организаций, которые не захотели устранить нарушения. Там и объекты «Татнефти» были, но они добровольно все устранили. Большой объем работы провели: что-то снесли, что-то перенесли на новое место, ливневку очень хорошую сделали, заборы снесли, — рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель татарской межрайонной природоохранной прокуратуры Ильсур Гильмутдинов. — Из всех исков оспорен только один — СЗМН».

Претензии прокуратуры к компании «Транснефть-Прикамье» касались пяти объектов базы отдыха «Орленок». Одноэтажный корпус «Чешский» длиной 27 м (ширина не указывается) находился, по заявлению прокуратуры, на расстоянии 12,5 метров от береговой линии. Еще 4 домика стоят в 14,5 и 18 метрах от берега. Более того, как установила прокуратура, жилой корпус «Орленка» был построен без оформления каких-либо разрешительных документов. Не было у компании «Транснефть-Прикамье» и договора на водопользование.

По результатам проверки прокуратура обратилась в Вахитовский районный суд Казани с иском об освобождении береговой полосы и обеспечении доступа граждан к воде. Суд удовлетворил исковые требования надзорного органа в полном объеме. «Транснефть-Прикамье» обжаловало это решение в Верховном суде РТ, однако и там судьи встали на сторону прокуратуры.

(фото: szmn.transneft.ru)

«ТРАНСНЕФТЬ»: ДОМИКИ БЫЛИ УСТАНОВЛЕНЫ В 80-Х И 90-Х

Как сообщили «БИЗНЕС Online» представители «Транснефть-Прикамье», решение это не окончательное, его можно обжаловать в течение 6 месяцев, что хозяева «Орленка» и собираются сделать. Отметим, что вышестоящая инстанция у Верховного суда РТ только одна — Верховный суд России.

В письменном ответе на наш запрос за подписью и. о. начальника службы общественных коммуникаций Оксаны Базаевой поясняется, что данный участок был взят в аренду в 2006 году на срок до 7 августа 2055 года с разрешенным видом использования — под базу отдыха.

Фото предоставлено татарской природоохранной прокуратурой

Указано и обоснование, почему компания не признает, что нарушила закон, хотя суды уже дважды вставали на сторону прокуратуры. «На правом берегу Карабашского водохранилища расположены четыре вагона-домика для отдыхающих и один вахтенно-жилой комплекс, — говорится в ответе. — В настоящее время он демонтирован для перевозки на одну из нефтеперекачивающих станций. Все они были установлены еще в 1980 - 1990-х годах, то есть до введения с 1 января 2007 года в действие Водного кодекса. Согласно этому закону, он применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие, то есть обратной силы не имеет. Кроме того, вагоны-домики не препятствуют свободному доступу к воде». Что же касается отсутствия разрешения на строительство, то, как утверждают в «Транснефть-Прикамье», оно и не требуется, поскольку эти домики перевозимые и не являются объектами капстроительства.

Еще одно нарушение, выявленное прокуратурой, а именно использование акватории без соответствующего договора, уже устранено. «Использование акватории заключалось в размещении двух понтонных железных пирсов, примыкающих к берегу, — поясняется в письме компании. — На момент рассмотрения дела в суде пирсы были извлечены из воды, что следует из текста заявления и. о. природоохранного прокурора и подтверждается протоколом осмотра территории базы отдыха. Поскольку пользование акваторией водного объекта уже не осуществляется, то и необходимости в заключении договора на водопользование нет».

Фото предоставлено татарской природоохранной прокуратурой

«Транснефть-Прикамье» также обещает выполнить решение суда в плане организации сбора ливневых и сточных вод. А то, что это не было сделано раньше, объясняется так: «Согласно данным производственного экологического контроля загрязнения водного объекта нет».

В компании также заявили «БИЗНЕС Online», что если они в итоге проиграют тяжбу с природоохранной прокуратурой, спорные сооружения будут не демонтированы, а перенесены дальше 20 метров от воды. В какую сумму в общей сложности выльются уже понесенные и предстоящие расходы на устранение нарушений — на демонтаж понтонных пирсов, организацию ливневки, перенос домиков — нам сообщить затруднились, сославшись на то, что смета работ еще не готова. Но можно предположить, что затраты на перенос четырех некапитальных строений на 5 м будут небольшими. Тем более для компании с годовым оборотом в 31 млрд. рублей.

2016 год Рустам Минниханов объявил Годом водоохранных зон Волги и Камы и дал поручение правительству разработать программу, связанную с приведением в порядок побережья рек

«МЫ ЗНАЕМ ВСЕ УЧАСТКИ И КОМУ ОНИ ОТВЕДЕНЫ»

Несмотря на то, что дело выглядит мелким, оно может иметь значение прецедента, поскольку в ближайшее время количество подобных споров может резко возрасти. Причина очевидна: объявление 2016 года врио президента РТ Рустамом Миннихановым Годом водоохранных зон Волги и Камы. Глава республики дал поручение правительству разработать программу, связанную с приведением в порядок побережья рек. Будет также создана рабочая группа с участием специалистов и представителей общественности. Главной ее задачей станет прекращение злоупотреблений, связанных с нецелевым использованием прибрежных территорий и незаконными постройками.

«Среда обитания — очень важный элемент в нашей жизни, — сказал Минниханов, выступая на годовом собрании акционеров ОАО «Казаньоргсинтез». — У нас огромное количество водных просторов, но используются они не должным образом. Кто-то свой дом там поставил... Но есть береговая линия, есть законы», — отметил он. Врио президента посетовал также, что масса жалоб и обращений поступает из Тукаевского, Нижнекамского районов и из Казани.

В Тукаевский районный суд поступил иск с требованием снести здание, построенное на берегу Камы в поселке Белоус Алексеем Мироновым
В Тукаевский районный суд поступил иск с требованием снести здание, построенное на берегу Камы в поселке Белоус Алексеем Мироновым

Как видим, татарская межрайонная природоохранная прокуратура взялась за наведение порядка на берегах водоемов, не дожидаясь начала 2016 года. Общественный резонанс получила новость, что надзорный орган передал в Тукаевский районный суд иск с требованием снести здание, построенное на берегу Камы в поселке Белоус одним из богатейших людей Набережных Челнов — генеральным директором группы компаний «ЕвроГрупп» Алексеем Мироновым. Правда, оформлено строение на Наилю Гусманову — партнера Миронова по бизнесу.

История с побережьем Карабашского водохранилища — далеко не последняя в этой кампании. «У нас уже есть данные, что застроен берег, и, соответственно, мы будем проверять дальше, — заявил Гильмутдинов. — Пройдем все подряд. Есть здания, и принадлежащие физическим лицам, и оформленные на юрлиц. У нас есть информация от Росреестра, мы знаем все участки, кому они отведены и для каких целей. Более того, есть обращения Кадастровой палаты об изменении разрешенного использования ряда участков».

«БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.