ПЕРЕД ОТЛУЧЕНИЕМ ОТ ОСАГО СБОРЫ «РОСГОССТРАХА» ВЫРОСЛИ НА 74%

Как и предполагали эксперты «БИЗНЕС Online», апрельское повышение тарифов ОСАГО не принесло умиротворения на этот рынок, на которое, вероятно, рассчитывали власти. Подорожание вызвало раздражение среди автомобилистов и не слишком обнадежило страховщиков: последние активно «страховали» собственные риски, навязывая клиентам допуслуги и отказывая им в законных скидках, а возмущенные владельцы авто не менее активно строчили жалобы в различные инстанции. Дело кончилось тем, что Центробанк устроил показательную порку «Росгосстраха» и вновь всплыла идея о некой «госкомпании по ОСАГО»...

Впрочем, пока оценить, как после подорожания ОСАГО изменилась финансовая ситуация в страховых компаниях, невозможно. Тем не менее уже известны итоги первого квартала, и они позволяют сделать определенные выводы. Итак, сбор премий ОСАГО компаниями Татарстана относительно первого квартала прошлого года вырос на 28%, с 883 млн. рублей до 1,13 млрд. рублей. И это в целом не слишком отличается от общероссийской динамики: сборы по РФ увеличились на 25,8%.

Крупнейший игрок этого сегмента рынка, уже упоминавшийся «Росгосстрах», показал впечатляющую динамику: его сборы взлетели на три четверти до 329 млн. рублей. При этом у РГС наблюдался самый большой прирост в абсолютном выражении (139,8 млн. рублей).

Второе место по абсолютному приросту заняла компания «Итиль Армеец», увеличившая обороты на 55,5 млн. рублей до 133,4 млн. рублей. Третье место — у «НАСКО Татарстан» (плюс 48,2 млн. рублей, итого 180 млн. рублей). Хорошую динамику также показали компании «Талисман» и «Чулпан».

Но далеко не все игроки смогли увеличить свои портфели. Самые весомые потери в деньгах понес один из крупнейших независимых страховщиков — «Альфа-страхование». Собранные компанией премии сократились на 59%, или на 23,1 млн. рублей. Пока еще один из лидеров ОСАГО в Татарстане, «АСКО», сократил портфель на 16,3 млн. рублей (15%), а «бронза» по абсолютным потерям досталась компании «ДАР»: ее сборы упали на 14,2 млн. рублей, что превысило итоговый результат квартала (8,5 млн. рублей).

Можно добавить, что рыночные доли «Ингосстраха» и «Зетта Страхования» (бывший «Цюрих») продолжили ужиматься. Подробнее о выбранном этими компаниями курсе на сокращение такого рода бизнеса мы уже писали здесь. Тем не менее директор казанского филиала «Зетта Страхование» Нэлла Аксенова заявила нам: «Намерения выходить из сегмента у нас нет, наша политика неизменна».

— По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост объемов продаж полисов ОСАГО (в штуках) в первом квартале 2015 года составил всего 16 процентов, поэтому нет причины говорить о каком-либо агрессивном наращивании доли рынка компании в этом сегменте. Основное внимание было уделено пролонгации договоров ОСАГО с существующими клиентами. Также в целях повышения уровня удовлетворенности страхователей была увеличена доля случаев возмещения ущерба в виде ремонта, — пояснил он нашему изданию.Зато переменилось настроение у компании ВСК, которая вдруг решила резко увеличить портфель. Впрочем, заместитель генерального директора САО «ВСК» Александр Абраменко не видит в этом ничего удивительного.

«БОЛИДЫ» ВЫПЛАТ ОБОГНАЛИ «КОНЮШНЮ» СБОРОВ

Теперь посмотрим на обратную сторону медали. Сборы по ОСАГО в Татарстане росли чуть сильнее, чем в целом по России, а вот по выплатам республиканские страховщики намного обогнали своих коллег. Компании РТ в общей сложности раскошелились на 963,8 млн. рублей — на 46% больше, чем годом ранее, в то время как по РФ выплаты выросли только на 37,5%.

Татарстан для ОСАГО — высокоубыточный регион, и не стоит удивляться, что итоги первого квартала представляют собой печальную (для страховщиков) картину. Среднее отношение выплат к сборам в РТ увеличилось на 10,8 п. п. до 85,3%, и это на 13,8 п. п. больше, чем в среднем по РФ. Отметим, подобное превышение среднероссийских показателей наблюдается на протяжении многих лет. «В Татарстане ОСАГО одно из самых убыточных на территории России. В частности, в нашем филиале по итогам первого квартала 2015 года сбор страховой премии по ОСАГО составил 3,8 миллиона рублей. Поскольку для филиала ОСАГО в первом квартале 2015 года приносило отрицательный финансовый результат, мы, не нарушая законодательство, снизили активность в поиске клиентов, то есть перестали активно продавать ОСАГО и работали только с «входящим потоком», — отмечает директор ОСАО «Ингосстрах» в Республике Татарстан Игорь Волчков.

Даже беглый взгляд на наши таблицы позволяет понять, что хозяева транспортных средств принесли в компании около 250 млн. рублей, а забрали более 300 миллионов. Из этого следует, что целый ряд компаний отправился в глубокий минус. Так, баланс выплат и сборов по ОСАГО у компании «ДАР» составил 449%, увеличившись сразу на 403,3 п. п., у «АСКО» — 122,9%, у «Страховой группы МСК» — 170,6%, у «Альфастрахования» — 143,1%.

Отметим, что перспективы улучшения ситуации в пользу страховщиков даже после повышения тарифов кажутся сомнительными, ведь их ответственность выросла еще сильнее.

— Тарифы выросли на 40 процентов, но выплаты выросли в разы. К примеру, ранее максимальная компенсация «по железу» ограничивалась 160 тысячами рублей: хоть 5, хоть 10 авто — суд делил сумму на всех. Теперь же каждому пострадавшему страховая обязана выплатить до 400 тысяч рублей. Вот и сравните хотя бы на примере трех пострадавших авто: 160 тысяч рублей и 1,2 миллиона рублей — тут рост ответственности в 7,5 раз или на 650 процентов. И такие случаи далеко не редкость, причина не только в низкой культуре вождения, дорогом автопарке, но и в возросшей стоимости ремонта. Представляете, что означает с финансовой точки зрения получить за полис 7 - 8 тысяч рублей, а выплатить за раз 1,2 миллиона рублей? — говорит генеральный директор казанского филиала «Страховой группы МСК», президент союза страховщиков РТ Рустэм Сабиров.

Напомним, еще с 1 октября повысился со 120 тыс. до 400 тыс. рублей максимальный размер выплат за ущерб имуществу, а с 1 апреля — со 160 тыс. сразу до 500 тыс. рублей — лимит компенсаций за ущерб жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Интересно, что, по оценке ЦБ, доля таких компенсаций может возрасти с 1% до 21% от общего объема выплат по ОСАГО. Сколько денег получит пострадавший в каждом конкретном случае, страховщики будут рассчитывать по специальной таблице, где зафиксированы суммы компенсаций при различных травмах. В частности, зампред ЦБ Владимир Чистюхин привел такой пример журналистам: за сотрясение мозга человек получит от 15 до 25 тыс. рублей, за перелом голени — от 20 до 90 тысяч.

Отношение выплат и сборов ОСАГО в РТ и в РФ, %

Наименование

1 кв.
2010

1 кв.
2011

1 кв.
2012

1 кв.
2013

1 кв.
2014

1 кв.
2015

Изменение,
п.п.

Отношение
выплат
к сборам РТ

95,7

102,7

60,4

80,4

74,5

85,3

10,8

Отношение
выплат
к сборам РФ

69,2

75,9

57,0

67,8

65,2

71,5

6,3

ПОРА ПЕРЕКВАЛИФИЦИРОВАТЬСЯ В ИНВЕСТФОНДЫ?

Увы, вывести ОСАГО из шторма — задача посложнее, чем детская загадка про волка, козу и кочан капусты: чьи-то интересы неизбежно страдают. Одним из проверенных методов повышения доходов для страховщиков стал навязчивый сервис с продажей совершенно не нужных клиенту услуг. Еще в декабре прокуратура во время проверок поймала за руку лишь одну компанию: сотрудники автосалона «Барс-Авто» заключали договоры «автогражданки» лишь при условии приобретения полисов страхования от несчастных случаев «В дорогу» страховой компании «ДАР». Менеджеры салона тогда объяснили, что действуют согласно указаниям страховщика.

Нынешней же весной подобная практика настолько вошла в обиход, что горячие линии контролирующих ведомств раскалились от звонков возмущенных граждан. Даже после апрельского повышения тарифов число нарушений не уменьшилось. Например, 22 апреля несколько страховых компаний Татарстана были оштрафованы на 600 тыс. рублей за навязывание допуслуг при продаже полисов ОСАГО. По сообщению пресс-службы прокуратуры РТ, проштрафились тогда «Росгосстрах», «НАСКО» и «ДАР».

Затем ЦБ РФ лишил лицензий четыре компании и приостановил работу еще шести. А месяц спустя и вовсе разорвалась информационная бомба: 27 мая регулятор запретил крупнейшему рыночному игроку, «Росгосстраху», заключать новые договоры ОСАГО. Свое решение он объяснил отсутствием в компании законных скидок для клиентов (бонус-малус), необоснованным отказом в заключении договоров и, разумеется, все теми же навязчивыми допуслугами. Меньше чем за два месяца в ЦБ поступило более 2,3 тыс. таких жалоб от граждан.

Как и предполагали эксперты «БИЗНЕС Online», надолго это отлучение не затянулось. Но, надо полагать, публичная порка лидера заставила задуматься над своим поведением всех его коллег. Хотя некоторые игроки полагают, что порой граждане превратно истолковывают предложения страховых агентов (в худшую сторону, разумеется). «Если провести параллель с автомобильным бизнесом, мало кто жалуется в ФАС, Роспотребнадзор и прочие инстанции в случаях, когда при покупке автомобиля вам предлагают установить дополнительную защиту двигателя или какое-то другое оборудование. Но почему-то потребители страховых услуг иначе реагируют на предложение дополнительных инструментов защиты. При этом мы считаем, что навязывание допуслуг недопустимо — и с точки зрения закона, и с точки зрения стремления сохранить клиентскую базу. Очевидно, что страхователь, у которого сложилось впечатление, что ему навязали услугу, скорее всего, потерян для компании», — сказал нам Александр Абраменко.

Однако, разобравшись с незаконными действиями страховщиков и заставив их поумерить рвение, ЦБ не дал ответа на другой вопрос: как сделать привлекательным для них ОСАГО. Конечно, компании могут попросту найти себе дополнительный источник доходов. Как это сделала, скажем, уже неоднократно упомянутая нами компания «ДАР». По итогам прошлого года рейтинговое агентство «Эксперт РА» (RAEX) понизило рейтинг надежности СК «ДАР» с уровня A до B++. Как вы думаете, почему? «Причиной снижения уровня рейтинга стал рост рисков, которые связаны с высокой долей фондовых инструментов в структуре инвестиционного портфеля. На долю биржевых ценных бумаг на 20 января 2015 года приходилось 47,1 процента инвестиционных вложений», — пояснил эксперт по страховым рейтингам «Эксперт РА» Артем Афонин.

Подчеркнем, что основными направлениями работы СК «ДАР» в 2014 году были именно ОСАГО (367,5 млн. рублей начисленных премий и 173,8 млн. рублей выплат, из них в Татарстане — 114 млн. рублей и выплатил 48,8 млн. рублей соответственно) и добровольное медстрахование (327,3 млн. рублей премий и 192,1 млн. рублей выплат).

Но если заглянуть в финансовую отчетность СК «ДАР», мы обнаружим огромные суммы по прочим статьям: доходы на 2,7 млрд. рублей и расходы на 2,75 млрд. рублей — эти потоки увеличились в 1,5 раза по сравнению с 2013 годом. Кроме того, по инвестиционным операциям потоки выросли в 3 раза: доходы до 1,59 млрд. рублей и расходы до 1,58 млрд. рублей.

Другими словами, если исходить из финансовых показателей, «ДАР» больше напоминает уже не страховую, а инвестиционную компанию.

ЦБ НАДЕЕТСЯ, ЧТО ДО ГОСКОМПАНИИ ОСАГО ДЕЛО НЕ ДОЙДЕТ

Ну а что же делать тем страховщикам, кто не намерен менять свою специализацию подобным образом? Простым и популярным рецептом с нами поделился Сабиров. «Страховая группа МСК» в 2014 году проводила сокращение точек продаж и обслуживания в том числе в Татарстане. Было урезано около 30% расходов на персонал и на площади. По существу, происходил уход из убыточных сегментов и регионов. Татарстан является как раз высоко убыточным регионом по ряду причин: хорошие дороги, дорогой автопарк, низкая культура вождения. В результате объем сборов по сегменту ОСАГО в Татарстане объективно сократился. Руководство «Страховой группы МСК» приняло решение, что лучше продавать меньше и лучше», — сообщил генеральный директор казанского филиала «Страховой группы МСК».

По его словам, страховщикам в нынешней ситуации есть куда ужиматься. По закону компания, работающая в сегменте ОСАГО, обязана иметь одну точку продаж в регионе. То есть не исключен вариант, что будет размещено по одному пункту где-то в отдаленном населенном пункте — это особенно актуально для убыточных регионов.

Некоторые эксперты опасаются, что в ситуации, когда сектор ОСАГО высоко убыточен, нельзя исключать крайний вариант, когда отдельные игроки могут сделать «ход конем»: соберут максимум премий, а затем объявят о банкротстве. Так что автовладельцам сегодня стоит проявить особую бдительность и «дуть на воду», ориентируясь не только на цену полиса, но и на финансовые показатели компаний, которым они готовы доверить деньги.

Конечно, последний сценарий из разряда экстремальных, а вот призрак «государственного ОСАГО» уже замаячил в кулуарах ЦБ. В последние недели ряд СМИ со ссылкой на свои источники сообщал, что ведомство Эльвиры Набиуллиной рассматривает вопрос о создании госстраховщика по «автогражданке» в связи с неудовлетворительной ситуацией в этой сфере страхования.

Впрочем, на прошлой неделе зампредседателя ЦБ РФ Владимир Чистюхин опроверг эту информацию, заявив, что регулятор не видит оснований для создания госкомпании по ОСАГО. «Я очень надеюсь, что ОСАГО сможет продолжать свои функции в том рыночном пространстве, в котором это функционирует сегодня», — сказал он. Вот только слово «надеюсь» в данном контексте звучит как-то тревожно. Тем паче что об эффективности разного рода госкорпораций, за редким исключением, сегодня можно говорить лишь с иронией либо сарказмом, а уж судиться с государством за сумму страховых выплат... нет уж, увольте, мы лучше будем разбираться с частниками. С теми, кто уцелеет на рынке.

Эксперты «БИНЕС Online» предлагают свои рецепты вывода ОСАГО из кризиса.

«СДЕЛАТЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ РЫНОЧНЫМ, БЕЗ СОЦИАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ»

Рустэм Сабиров — генеральный директор казанского филиала «Страховой группы МСК», президент союза страховщиков РТ:

— На сегодня есть два эффективных варианта выхода из ситуации. Первый — отпустить тарифы, сделать механизм ценообразования рыночным, без социальных элементов. Пока ситуация такая: один клиент ездит 10 лет безаварийно, редко пользуется автомобилем и вынужден необоснованно платить по новому увеличенному тарифу. В то же время другие страхователи, которые не заботятся о своей страховой истории, ездят как вздумается и порой умышленно наносят вред чужому имуществу. По статистике, самая агрессивная категория — молодые водители за рулем дешевого грязного авто. Ремонт его машины стоит копейки, а ущерб он может нанести на сотни тысяч и даже миллионы рублей. За него будет компенсировать страховая компания, которой он заплатил несколько тысяч. Отсюда растет безответственность и снижается уровень культуры на дороге. Если механизм станет действительно рыночным, то для прилежного автолюбителя полисы будут стоить несколько сотен рублей, а для тех, кто наносит ущерб страховым компаниям на сотни тысяч рублей, для них и полис будет стоить сотни тысяч рублей. Пока же самый злостный виновник ДТП рискует получить повышение стоимости полиса всего лишь на 20 процентов.

Заметьте, что иностранные компании покинули российский рынок, потому что сегмент высоко убыточный. Да, есть отдельные исключения по убыточности в случае с кэптивными компаниями, страхующими автопарки связанных юридических лиц, но это совсем другая история.

Второй выход — государство берет ОСАГО на себя. Есть у нас, к примеру, государственный механизм пенсионного обеспечения или поддержки развития спорта. Тут уже могут быть задействованы все социальные составляющие за счет государства и на усмотрение регулятора.

«ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ — МОШЕННИЧЕСТВО И ГОНОРАРЫ АВТОЮРИСТАМ»

Нэлла Аксенова — директор филиала ООО «Зетта Страхование» в Казани:

— Наши актуарии оценивают тариф ОСАГО как минимально необходимый при условии небольшого уровня комиссии на рынке. Мы с долей опасения смотрим на развитие истории выплат по таким рискам, как жизнь и здоровье.

Основные проблемы, с которыми сейчас сталкиваются страховщики, — это мошенничество и гонорары автоюристам. Для преодоления этих вызовов необходимо проводить комплексные мероприятия с другими страховыми компаниями и правоохранительными органами, а также упорядочить подходы в юридических процедурах. Большая работа сделана в этих направлениях, но потенциал для улучшений еще остается.

Игорь Волчков — директор ОСАО «Ингосстрах» в Республике Татарстан:

— Повышение тарифов ОСАГО не решило в полной мере финансовую сторону для страховых компаний, тем более что ответственность по страховым случаям значительно выросла. Для улучшения ситуации необходимо решать проблемы, связанные с судебной практикой, а также бороться с мошенничеством в этом виде страхования.

Ситуация с превышением выплат над сборами обусловлена как повышенной убыточностью данного вида страхования, так и снижением объема сборов. Для нас нормализация ситуации — это полное обеспечение потребностей клиентов в ОСАГО, но не погоня за клиентом любой ценой.

==table619==

==table620==

==table621==