Как сегодня стало известно «БИЗНЕС Online», Нацбанк покинула Наиля Гильмутдинова — правая рука патриарха финансовой системы Татарстана Евгения Богачева. Официальная причина — выход на пенсию, однако, скорее, речь идет о постепенной смене прежней команды. По информации самого Богачева, освободившееся кресло может занять один из бывших соратников Мидхата Шагиахметова. Впрочем, есть и другие версии.
Наиля Гильмутдинова покинула Нацбанк, официальная причина — выход на пенсию, но, скорее всего, речь идет о постепенной смене прежней команды |
«ФАКТИЧЕСКИ ОНА РЕШАЛА ВСЕ БОЛЕВЫЕ ВОПРОСЫ»
Местные банкиры характеризуют 57-летнюю Наилю Гильмутдинову как одну из опорных фигур в Нацбанке, сам же Евгений Богачев называет ее своей правой рукой. 20 лет назад госпожа Гильмутдинова пришла под его начало из Татпромстройбанка (ТПСБ), где была заместителем предправления Рафаэля Мингазова.
Напомним, в начале 90-х ТПСБ был крупнейшим банком Татарстана, обслуживая финансовые потоки правительства республики. Однако позиции Татпромстройбанка пошатнулись после создания в конце 1993 года «АК БАРС» Банка и перевода в новый банк средств ряда внебюджетных фондов Татарстана.
— Когда этому банку (ТПСБ) осталось жить немного, я ее забрал к себе заместителем. Она оказывала огромную помощь коммерческим банкам, занималась ведущими нашими направлениями — надзором за банками, инспектированием банков, валютным контролем, и все эти направления она вела очень успешно. Один факт — у нас за 20 с лишним лет ни у одного банка не отозвали лицензии, в этом ее большая заслуга как моего первого помощника. Наиля Гашиковна была моей правой рукой в Национальном банке республики, у меня о ней исключительно положительные слова, — рассказывает «БИЗНЕС Online» Богачев.
По словам бывшего совладельца банка «Казанский» Тахира Гайнутдинова, Гильмутдинова занималась надзором за банками, проблемами промышленных предприятий республики. «Она занималась прямыми вопросами и проблемами, которые возникали у республики в Москве, когда надо было выстраивать отношения с Центральным банком России. Фактически она решала все болевые вопросы, которые возникали в республике в области банковской системы, именно она ездила и выстраивала отношения с Москвой по заданию Евгения Борисовича. Я считаю, что Гильмутдинова — одна из тех людей, которые внесли очень большую лепту в становление нашей банковской системы», — убежден он.
Гильмутдинова в принципе играла ключевую роль в Национальном банке, утверждает экс-предправления Автоградбанка, председатель финансового комитета ТПП Набережных Челнов и Закамья Венера Иванова. «В чем заключалась ее работа? Она курировала практически все вопросы. Это на сегодняшний день надзорные функции, валютное регулирование, закон по легализации доходов, полученных преступным путем, инспекция... То есть практически все вопросы, касающиеся деятельности коммерческих банков, кроме, наверное, кассы и бухгалтерии, курировала она. У нее очень большая нагрузка была», — рассказала нам Иванова.
Нацбанк РТ после 23 лет самостоятельности в качестве территориального учреждения ЦБ был понижен в статусе и стал татарстанским отделением Волго-Вятского главного управления ЦБ РФ, расположенного в Нижнем Новгороде |
«ЭТО БУДЕТ БОЛЬШОЙ ПОТЕРЕЙ ДЛЯ НАЦБАНКА»
Подвиги тандема Богачев-Гильмутдинова трудно переоценить, как и роль Нацбанка РТ в разрешении практически всех банковских кризисов в новейшей истории Татарстана. Так, оперативные действия Богачева смогли предотвратить осенью 2008 года панику у вкладчиков Татфондбанка, которая могла привести к самым печальным последствиям на фоне разрастающегося пожара мирового финансового кризиса.
Один из последних примеров — спасение банка «БТА-Казань». Твердая позиция Нацбанка, его способность быстро найти и, главное, отстоять перед ЦБ РФ подходящую Татарстану схему финансирования процесса санации не позволили обанкротить «БТА-Казань». В общей сложности на спасение банка было оперативно найдено почти 13 млрд. рублей: 9,9 млрд. рублей от агентства по страхованию вкладов и еще 3 млрд. рублей от Татфондбанка и «Новой нефтехимии» — структур, близких к Роберту Мусину.
Богачев, которого порой называют «татарстанским Геращенко», говоря с корреспондентом «БИЗНЕС Online» о совместной работе с Гильмутдиновой, припомнил следующий анекдот. На уроке в школе учитель спрашивает: кто изобрел рентген? Один школьник говорит: Иван Грозный, он берет боярина за бороду, и говорит: я тебя насквозь вижу! «За 20 лет нашей совместной работы с Гильмутдиновой могу сказать, что, даже не вставая с места, мы всех банкиров видели насквозь. Кассовые центры, филиалы, юрлица... Повторюсь, считаю ее уход на пенсию большой потерей для Нацбанка. Но сама она говорит, что вовремя уходит, как бы льготы для пенсионеров не пересмотрели. Ладно, пускай отдохнет, а потом ее можно будет использовать в банковском же деле», — уверен он.
Неудивительно, что в начале 2014 года столь проверенный боец, как Гильмутдинова, была назначена первым замом Богачева. Предполагалось, что этот пост готовился для директора казанского филиала банковской группы «Зенит» Дамира Мухаметшина. Однако сын спикера Госсовета РТ не получил кресла, по словам Богачева, «из-за ожидаемых изменений в структуре управления Центрального банка России».
Наиля Гильмутдинова была правой рукой патриарха финансовой системы РТ Евгения Богачева |
«СЕЙЧАС ПРЯНИКА НЕТ, ТОЛЬКО КНУТ»
Собственно, именно эти изменения могут служить еще одной причиной ухода Гильмутдиновой из Нацбанка. Точнее, из достаточно рядового подразделения ЦБ РФ, которое он представляет собой с 1 октября прошлого года вследствие реформ, затеянных командой Эльвиры Набиуллиной. После 23 лет относительной самостоятельности в качестве территориального учреждения Центробанка он был понижен в статусе и стал татарстанским отделением Волго-Вятского главного управления ЦБ РФ, расположенного в Нижнем Новгороде.
Сражение за то, чтобы управление базировалось в Казани, Татарстан проиграл, борьба переместилась на уровень полномочий главы Нацбанка и, конечно же, его фигуры как таковой. Стало понятно, что эпоха Богачева заканчивается, власти республики приступили к поиску его преемника, который обеспечил бы сохранение лояльности Татарстану этого стратегически важного органа. Назывались различные кандидатуры, а в результате Набиуллина утвердила на пост управляющего Нацбанком РТ Мидхата Шагиахметова, который до этого занимал пост министра экономики РТ. Символической компенсацией за понижение Нацбанка в статусе стала дополнительно присвоенная ему должность заместителя нижегородского главка ЦБ.
Непотопляемому до той поры Богачеву не удалось предотвратить неизбежное, а именно полное встраивание финансовой системы Татарстана в федеральную вертикаль. А смена либо обновление команды — особенно если речь идет о ключевых фигурах — обычное дело при таком исходе. К тому же отошедший от банковских дел патриарх видит принципиальные отличия в используемых методах работы. «Сейчас Москва проверяет, проверяет и... отзывают лицензию у банков! Пряника нет, только кнут, у нас в республике был иной подход, мы искали возможность помочь банку. В этом плане Наиля Гашиковна очень мне помогала, и мы сохраняли банки. У нас было единство по этому вопросу, споров не было. С банками и банкирами у нее всегда были отличные отношения, несмотря на то что она была строгой в работе. План проверок банков был известен за год, а до этого шла профилактическая работа по устранению недостатков», — говорит Богачев.
КТО ПРИДЕТ: СОВЕТНИК МИНЭКОНОМИКИ, БАНКИР ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИГУРА?
Кто же станет новой правой рукой относительно нового главы Нацбанка, недавно обретшего новый статус? Наиболее конкретную информацию озвучил нам Богачев. «Насколько я знаю, на смену Наиле Гашиковне берут одного из работников, точнее, советников министерства экономики. Это будет нормальная смена, но нужно время, чтобы освоиться, привыкнуть к новому месту. Главное, было бы достойное продолжение нашего дела, не тот случай, когда говорят, после нас хоть потоп», — сказал экс-глава Нацбанка «БИЗНЕС Online», не став называть фамилию.
Гайнутдинов также предполагает, что освободившееся кресло может достаться человеку не из структуры Нацбанка. «Если вы помните, когда формировалась команда Евгения Борисовича, Наиля Гашиковна не была старым работником госбанка, она пришла из Татпромстройбанка. Вполне возможно, что будет предложена кандидатура политическая или кандидатура, которая придет из коммерческого банка. Ее уровень, конечно, требует высокого авторитета и компетенции. Авторитета среди промышленных предприятий, авторитета в Москве и, безусловно, высокой квалификации, чтобы это направление вести», — полагает он.
Между тем, по данным источников «БИЗНЕС Online», новым замом может стать Сария Валеева — руководитель РО ФСФР России в Волго-Камском регионе, заслуженный экономист Татарстана. Хотя она и не является выходцем из банковской отрасли, опыта в сфере финансов ей не занимать.
«ЖЕЛАЮ ЕЙ ОТДОХНУТЬ, НО НЕ ОЧЕНЬ ДОЛГО, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ И ПОМОГАТЬ НАМ»
Евгений Богачев — экс-председатель Национального банка РТ:
— Я всегда в Нацбанке возлагал на женщин больше ответственности, потому что они более работоспособны. В последние годы Гильмутдинова работала до 8 - 9 - 10 часов вечера! Наверное, немножко подорвала свое здоровье, видимо, это и стало причиной ее ухода на пенсию. Это большая потеря для Нацбанка в методическом плане, да и в любом.
Гильмутдинова уходит на заслуженный отдых, хотя она еще очень молода, внешне привлекательна и обаятельна! Модница! Только рядом с ней я всегда чувствовал себя как министр бытового обслуживания, театра моды, манекенщицы. Приходишь, а Наиля снова в другой одежде, то в укороченной, то в длинной, она всегда очень следила за модой. Так что желаю ей хорошенько отдохнуть, но не очень долго, чтобы потом вернуться и помогать нам! Тем, кто идет в гору, но не получается. Чуть подтолкнуть, она это может, огромное ей спасибо за долгие годы совместной работы...
Венера Иванова — экс-предправления Автоградбанка, председатель финансового комитета ТПП Набережных Челнов и Закамья:
— Думаю, просто-напросто она решила отдохнуть. Режим работы сейчас очень напряженный, учитывая ее возраст, я думаю, поэтому она решила уйти. Думаю, что найдется человек, который в будущем заменит ее. Но сегодня моментально заменить ее будет сложно.
О Гильмутдиновой можно сказать, что этот человек — специалист очень высокого уровня, знающий банковскую деятельность вширь и вглубь. Она очень глубокий специалист. И, наверное, то, что банковская система Татарстана сохранилась в таком количестве — мы занимаем третье место в России по количеству банков — заслуга в том числе ее, и немалая заслуга. Она стояла на защите банковского сообщества. Кроме того, защищая нас, она умело надзирала — могла поправить, подсказать, грамотно проконсультировать. Она умница и молодец! Думаю, что она, может быть, проявит себя в написании книг и рекомендаций по банковской деятельности.
Тахир Гайнутдинов — бывший совладелец банка «Казанский»:
— Я считаю, что в Национальном банке по уровню компетенции, деловой активности и энергии Гильмутдиновой равных не было. Она работала долго, это опытный банковский работник. Фактически она пришла на заре становления нашего Национального банка. И весь этот период, больше 20 лет, в становлении нашей крепкой, мощной банковской системы республики, которая очень ярко отличается от многих подобных банковских систем других регионов, она сыграла большую роль. Конечно, ведущую роль сыграл Евгений Борисович (Богачев), но она практически второй человек, который столько энергии, сил, квалификации и компетенции вложил в создание уникальной банковской системы Республики Татарстан.
Для меня ее уход стал неожиданностью, ей еще можно было работать лет пять как минимум. Это серьезная потеря и ослабление банковской системы республики. Думаю, трудно будет подобрать человека, который сможет ее заменить.
Рустам Саяхов — советник заместителя генерального директора ОАО «ТАИФ», бывший председатель правления банка «Аверс»:
— Я знаю Наилю Гильмутдинову, очень давно с ней знаком. Могу охарактеризовать ее как большого профессионала, мы очень плотно взаимодействовали, всегда приятно было с ней общаться, по любым вопросам мы как банкиры получали от нее помощь, поддержку. Я считаю, что, когда хороший специалист уходит, это, конечно, всегда потеря. Не знаю, кто мог бы заменить ее в этой системе.
Айрат Камалов — председатель правления ПАО «Тимер Банк»:
Мы знаем Наилю Гашиковну как настоящего профессионала. Ее многолетний опыт и высокие стандарты работы всегда выступали гарантом стабильности банковского сектора нашей республики. Мы очень благодарны Наиле Гашиковне за глубокое понимание профессиональных вопросов и мудрые рекомендации, позволяющие нам успешно развиваться.
Александр Михалицын — и. о. управляющего ВТБ24 в Татарстане:
— Это преданный своему делу человек и крепкий профессионал, при котором банковская система республики стабильно функционировала и прошла все кризисы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 41
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.