Завершившийся чемпионат России 2014/15 хоть и превзошел ожидания многих болельщиков «Рубина», но не принес клубу ни призовых мест, ни выхода в еврокубки. Тем не менее, как выяснил «БИЗНЕС Online», его маркетологи ценят бренд очень высоко — трусы и майка со знаменитым «петухом» обойдутся как два свитера хоккеиста «Ак Барса» или, например, как фирменная одежда «Боруссии» в Германии. Вдобавок ко всему у клуба лишь один фан-шоп, да и тот держат братья Березуцкие.
БРАТЬЯ БЕРЕЗУЦКИЕ ИЗ ЦСКА — ЛУЧШИЕ МАРКЕТОЛОГИ «РУБИНА»
Футбольная форма — не только лицо команды, но и один из важных источников доходов для любого европейского клуба, доля которого в общем объеме доходит до 25 - 30%. К примеру, мадридский «Реал» прошлым летом заработал на продаже футболок новичка Хамеса Родригеса более 40 млн. евро, наполовину отбив трансфер игрока. Каждый год клубы меняют дизайн маек — специально для увеличения числа продаж и своей популяризации.
В России же, где футбол, как и многие другие виды спорта, все еще не превратился в реальный бизнес, атрибутика пока не рассматривается в качестве весомой статьи заработка. По некоторым данным, питерский «Зенит» со своим продвинутым маркетингом за счет атрибутики получает около 9 - 10% дохода. Другие российские клубы свои бюджеты держат в секрете. Но очевидно, что поступления по этой статье у них мизерны, а у некоторых, возможно, их нет и вовсе. Впрочем, клубы РФПЛ совсем недавно все же начали проводить презентации новых комплектов и активно заниматься продажами экипировки. Казанский «Рубин» тоже в этом сезоне стал уделять большое внимание маркетингу. Но проблем все еще довольно много. И одна из них — реализация формы.
За рубиновый комплект в рамках специальной акции просят 3640 рублей |
Сейчас официальную форму «Рубина», то есть не подделку с рынка, а сертифицированную продукцию, можно купить либо в палатках и киосках во время матча, либо в фан-шопе, открытом на Центральном стадионе, где, напомним, команда не играли с августа прошлого года. К слову, даже этим единственным официальным магазином владеют... защитники ЦСКА — братья Алексей и Василий Березуцкие. Поначалу принадлежавшая братьям фирма «Премьер футбол» открыла экипировочный центр, а не просто точку продажи атрибутики. Там можно было приобрести футболку любого известного клуба страны, благо что обошлось без формы «Крыльев Советов» на казанской арене.
Но постепенно сторонний и прямо конкурирующий товар перестал завозиться, потому что у казанского клуба появилась достойная атрибутика. Потому точка Березуцких на Центральном стадионе постепенно и стала фан-шопом «Рубина».
В мае «Рубин», наконец, открыл онлайн-магазин, хотя соответствующая вкладка провисела на сайте клуба целый год. Это, несомненно, шаг вперед. Сайт довольно быстро обновляется и вообще может стать лучшим онлайн-магазином в республике. К этому располагает дизайн и сервисы, и постоянная работа над проектом.
ГОРЕ ОТ PUMA?
Что касается ассортимента, то с мелкой атрибутикой и сувенирами проблем нет — это простой ходовой товар, который всегда пользуется спросом, и цена на него держится на одном уровне. Но главный продукт клуба на прилавках — это форма, а в этом «Рубин» сильно уступает всей лиге.
Сейчас за одежду, в которой футболисты выходят на поле, в магазине просят 5,2 тыс. рублей. Столько стоит черный вариант. Что удивительно, за рубиновый комплект этого же сезона в рамках специальной акции просят 3640 рублей. Для сравнения: у «Зенита», обладающего лучшим интернет-магазином в России, футболка стоит 4999 рублей, ЦСКА просит за красно-синий вариант 3490 рублей, «Спартак» — 3250 рублей, «Динамо» — 2990 рублей. Стоит отметить, что все перечисленные клубы экипируют крупнейшие компании Nike и Аdidas, которые через свои магазины активно распространяют атрибутику команд по всей стране, в том числе и в Казани.
Клуб |
Технический спонсор |
Цена в рублях |
«Рубин» |
Puma |
5200 |
«Зенит» |
Nike |
4999 |
«Кубань» |
Adidas |
3500 |
ЦСКА |
Adidas |
3490 |
«Спартак» |
Nike |
3250 |
«Динамо» |
Nike |
2990 |
«Краснодар» |
Kappa |
2900 |
«Локомотив» |
Adidas |
2290 |
«Рубин» же имеет контракт со сдающей на рынке футбола позиции фирмой Puma — кстати, единственной во всей лиге. Однако, несмотря на минимальное количество клиентов («Боруссия», «Арсенал», сборная Италии), немецкая компания на европейском рынке держит ту же цену, что и конкуренты. Стандартная цена на домашнюю игровую футболку с коротким рукавом европейских клубов составляет $88 — столько просят «Реал», «Челси», «Манчестер Юнайтед».
«Рубин» имеет контракт со сдающей на рынке футбола позиции фирмой Puma — кстати, единственной во всей лиге |
КАК «РУБИН» МИМИКРИРОВАЛ ПОД «БОРУССИЮ»
Какой вариант покупать истинному фану — черный подороже или рубиновый подешевле? Известно, что казанцы часто в этом сезоне выходили на поле именно в черно-золотых майках. В первую очередь из-за желания самих футболистов (может быть, им так приятнее меняться формой с коллегами из других команд, редкая футболка доживает до второго матча, как правило, они одноразовые). Черные майки и правда получились необычными, и первое время вызывали восторг — чего только стоит адаптация логотипа под цвета формы. Но позже выяснилось, что ничего нового в этом нет. Дизайн футболки «Рубина» практически один в один повторяет дизайн «Боруссии» — от того же производителя, как уже было сказано выше. Видимо, весь креатив ушел на золотые плечи, которые и повлияли на цену для фанатов.
Стратегически основным для клуба, думается, должен остаться все-таки рубиновый вариант, который, к слову, с отрывом на 10% победил в ходе затеянного по этому поводу голосования на сайте команды |
Сейчас черный вариант стал для казанской команды вторым, уступив место рубиновому. Впрочем, не забыт и вызывающий недовольство у телевизионщиков и зрителей салатовый комплект. Он вообще не был изменен, но на последней презентации формы был представлен как нечто новое.
Стратегически основным для клуба, думается, должен остаться все-таки рубиновый вариант, который, к слову, с отрывом на 10% победил в ходе затеянного по этому поводу голосования на сайте команды. На данный момент только этот цвет связывает команду с ее названием. После болезненной смены эмблемы «Рубину», в принципе, стоит аккуратнее относиться к переменам во внешнем облике. Традиции — неотъемлемая часть спортивного клуба, и некоторые вещи должны быть неизменными. Пусть не логотипы, которые могут безвозвратно устаревать, но цвета необходимо беречь.
У «АК БАРСА» ДЕШЕВЛЕ ДАЖЕ ШАРФ И ШАПКА
Пока что «Рубин» проигрывает конкуренцию в вопросе продаж своей атрибутики даже на локальном рынке — лидером в этом сегменте в Казани является «Ак Барс». Фан-шоп хоккейного клуба расположен прямо на действующей арене, а интернет-магазин пусть и не предлагает весь ассортимент, но все же работает давно и стабильно. На трибунах «Татнефть Арены» можно встретить большое число болельщиков в бело-зеленой форме, несмотря на цену хоккейной джерси. Реплика игрового свитера хоккеиста стоит около 2,5 тыс. рублей, однако сторонние компании производят так называемые свитера болельщиков — несколько неточная копия игровой формы с вышитыми элементами и фасоном стандартной одежды. Реальная хоккейная экипировка еще на стадии производства получается довольно дорогой, и, чтобы получить свитер, идентичный тому, в которых выходят на лед игроки, нужно выложить не менее 5 тыс. рублей. Так или иначе, «Ак Барс» ничем не уступает другим командам КХЛ в вопросах продажи своей атрибутики.
Наименование | «Ак Барс» | «Рубин» |
Вымпел | 350 | 180 |
Значок | 200 | 200 |
Игровая форма | 2500 | 5200 |
Магнит | 180 | 150 |
Шапка | 350 | 500 |
Шарф | 380 | 450 |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 79
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.