Дружба с ФСБ идет заводу им. Горького на пользу

ЧЕКИСТЫ ПЛАТЯТ ВОВРЕМЯ, НО ШУТИТЬ С НИМИ СЕБЕ ДОРОЖЕ...

Тихой сенсацией можно назвать попадание татарстанского поставщика сразу на второе место общероссийского Топ-50 крупнейших поставщиков (список формируется автоматически на сайте www.zakupki.gov.ru). По итогам первых пяти месяцев 2015 года подопечные холдинга «Ак Барс» сумели заключить контрактов на 17,3 млрд. рублей!

Единственная компания, которой уступили зеленодольские судостроители, — ООО «Стройгазмонтаж», принадлежащее Аркадию Ротенбергу (входит в ближний круг Владимира Путина). Оно заключило контракт на строительство автомобильной переправы в Крым стоимостью 228 млрд. рублей. Переплюнуть подобное трудно.

Всего завод им. Горького заключил с начала года пять госконтрактов. Большая часть из них — по «мелочам». Два — на санаторно-курортное лечение (1,8 млн. и 1,2 млн.). Ближе к сути подряд от УФСБ по РТ на проведение модернизационных работ и восстановление технической готовности катера проекта КМ-155 (2,7 млн.). Погоду сделали два заказа — каждый на 8,6 млрд. рублей. Это строительство двух патрульных сторожевых кораблей первого ранга проекта 22100 «Океан». Они предназначены для береговой охраны пограничной службы ФСБ РФ. Ранее она в этом классе довольствовалась только «переделками» сторожевиков ВМФ, но теперь решила сделать «патруль» чисто для себя. О том, что из этого получается, «БИЗНЕС Online» уже писал, отметив, в частности, небывалые для негражданских моряков условия обитания.

Эксперты отмечают, что зеленодольцы получили многомиллиардный заказ заслуженно

«Разумеется, это очень и очень немалые деньги, — прокомментировал сумму «БИЗНЕС Online» независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов (Санкт-Петербург). — Заводам нечасто одномоментно выпадают такие заказы... Да и таких судостроительных заводов, как зеленодольский, в России всего ничего — хватит пальцев на одной руке... Береговая охрана для себя еще не заказывала крупных кораблей, но, сделав ставку на Зеленодольск, не прогадала. Правда, «Океан» — это не боевой надводный корабль, в котором основная часть стоимости — оружие, а, скорее, такой патрульный комфортабельный ледоходный лайнер». Правда, замечает эксперт, по цене он получился вполне как корвет. О чем говорит вторая позиция татарстанских корабелов: о лоббистских возможностях, удачной конъюнктуре, достоинствах предприятия? «Тут все-таки надо иметь в виду заказчика: шутить с такой организацией, как ФСБ, себе дороже, — отметил Глухов. — Просто так, например, сбив цену, не выиграть. Уверен, сыграла положительная репутация завода. Так что завод получил «серебро» совершенно заслуженно». Глухов подчеркнул еще одну немаловажную деталь: «Чекисты всегда платят в срок и полностью — очень аккуратный заказчик». Кстати, головной корабль проекта 22100 — «Полярная звезда» — готовится в Кронштадте к началу заводских ходовых испытаний.

Среди 50 компаний-счастливчиков, которым перепали миллиардные заказы, оказалось и ОАО «Каздорстрой» (5 заказов на 3 млрд. 843 млн. рублей) — 26-е место. При этом самый большой куш — 2,9 млрд. — компания сорвала на реконструкции 13 км автомобильной дороги М7 «Волга» на участке, проходящем через Татарстан. Соседи по рейтингу у «Каздорстроя» солидные: на строчку выше расположилось ООО «СпецСтройМонтаж», специализирующееся на строительстве и благоустройстве транспортной инфраструктуры столицы, а ниже строкой — известная питерская компания по производству вагонов — ООО «Вагонмаш», поставщик РЖД. Отметим, что для «Каздорстроя» столь высокое место — редкая удача. В годовых рейтингах компания не фигурирует.

Директор ГИСУ — Марат Айзатуллин. Руководство управления несет на своих плечах бремя соперничества с Роскосмосом и Росатомом

ГИСУ — ВОСЬМОЙ ПО МАСШТАБУ ЗАКАЗЧИК СТРАНЫ?

Не менее интересным оказался и рейтинг заказчиков. Среди всех российских крупняков, разместивших многомиллиардные заказы, оказался и республиканский строительный оператор ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление РТ» (ГИСУ), которое заняло 6-ю строчку в Топ-50. Объем 160 подрядов — 15,6 млрд. рублей. Из свежих наиболее крупные — два: капремонт, создание и благоустройство парков и скверов в городах и районах РТ (130 объектов на общую сумму в полмиллиарда рублей), а также капремонт зданий для республиканских ресурсных центров (700 млн.). Отметим, что в обоих заказах победителем аукциона стало ГУП «Татлизинг». Выше ГИСУ в рейтинге — только федеральные структуры. Это управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Росавтодора с заказами на 228 млрд. 318 млн. рублей (строительство мостового перехода через Керченский пролив); возглавляемый Маратом Хуснуллиным департамент строительства Москвы; минобороны; московское ГБУ «Автомобильные дороги» и подведомственное ФСБ федеральное государственное казенное учреждение «Войсковая часть 55056».

1.jpg
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

Еще один татарстанский заказчик — на 15-м месте рейтинга. ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ» (Главтатдортранс) разместило 107 заказов на 7 миллиардов. Таким образом, обе татарстанские госструктуры обогнали, к примеру, госкорпорацию «Росатом» с ее 6,33 млрд., федеральное космическое агентство (5 млрд. 745 млн.) и управление делами президента РФ (4 млрд. 281 млн. рублей).

IMG_5380.jpg
Ведомое Равилем Зиганшиным ПСО «Казань» подтверждает идею о том, что стабильность — признак мастерства

Кстати, главные татарстанские госзаказчики могут похвастаться завидным постоянством по пребыванию в федеральном рейтинге. Если брать всю историю наблюдений (с января 2011 года), ГИСУ занимает среди всех российских госструктур 19-е место. За это время управление разместило заказов почти на 119 млрд. рублей — это самый высокий показатель среди всех региональных структур страны. Также это чуть больше, чем ушло на строительство космодрома Восточный (его дирекция по строительству «уложилась» в 106 млрд.). Всего на 3 млрд. удалось обогнать ГИСУ такой солидной структуре, как министерство образования и науки РФ.

Без-имени-1.jpg
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

Кстати, «Главтатдортранс» (28-е место) не сильно отстал от «старшего брата», «закатав» за неполную пятилетку в дороги республики в общей сложности 88,3 млрд. рублей. Даже у ГБУ «Автомобильные дороги» Москвы результат скромнее — 84,2 млрд. рублей, не говоря уже о ГУ дорожного хозяйства Московской области (69 млрд.). Так что дорожникам Татарстана грех жаловаться на скудное финансирование.

СТАДИОННЫЕ РЕКОРДЫ РАВИЛЯ ЗИГАНШИНА

Если попадание Зеленодольского завода им. Горького и «Каздорстроя» в российский топ — это, скорее, мимолетный эпизод в их биографии, то в случае с ПСО «Казань» Равиля Зиганшина правильнее сказать: стабильность — признак мастерства.

007.jpg
В 2012 году лавры самого удачного бизнеса, получившего миллиардные заказы, получил «Татавтодор» Айрата Шаймиева, которому досталось 44 заказа на общую сумму 11 млрд. рублей

В 2012 году ПСО получило подряды более чем на 17 млрд. рублей, заняв 22-ю строчку рейтинга. Правда, тогда лавры самого удачного бизнеса, получившего миллиардные заказы, ПСО пришлось поделить с ОАО «Татавтодор» Айрата Шаймиева, которому досталось 44 заказа на общую сумму 11 млрд. рублей. Но уже в последующие два года ни одна другая татарстанская компания, кроме ПСО, не смогла пробиться в российский топ. В универсиадский 2013-й Зиганшин освоил 12,7 млрд. рублей. Среди крупных объектов, которые были доверены ПСО, — строительство футбольного стадиона, а также здания Арбитражного суда РТ.

Однако в 2014 году Зиганшин устремил свой взор за рубежи республики. В Татарстане его компания получила «только» 9 контрактов «всего лишь» на 2 млрд. рублей (крупнейший — строительство двухкилометровой дороги стоимостью почти 1 млрд. к Иннополису). Однако в Топ-50 ПСО вывели два мегаконтракта: строительство стадиона 45-тысячника в Саранске (15,6 млрд.) и аналогичной арены в Самаре (13,3 млрд.). Именно благодаря этим контрактам компания Зиганшина попала в 2014-м на 11-ю строчку рейтинга. По всей видимости, на этих объектах он и сосредоточится в ближайшее время, поскольку в текущем году особой активности ПСО в Татарстане не наблюдается — за 5 месяцев компания заключила контрактов на «жалкие» 316 млн. рублей.