В Госдуме на парламентских слушаниях обсудили налоговый фундамент трехлетнего бюджета России. Министр финансов Антон Силуанов прозрачно намекал, что если стране нужен рост, то без снижения налоговой нагрузки не обойтись. А для этого просто необходимо урезать расходы, в первую очередь — социальные и оборонные, и увеличить пенсионный возраст. Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что «социалку» в Думе не «зарежут», тем более что эти расходы поддерживают спрос.
Антон Силуанов (фото: kremlin.ru)
РЕЗАТЬ «СОЦИАЛКУ» В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ПРИДЕТСЯ
Направления налоговой политики России на ближайшую трехлетку обсудили накануне в Госдуме на парламентских слушаниях. Этот документ минфин РФ традиционно готовит к маю. После его одобрения начинается верстка бюджета на следующие три года. По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, документ основан на послании президента России и предполагает, что в ближайшие годы не будут приниматься какие-либо решения, увеличивающие нагрузку на бизнес. Документ подразумевает решение ряда задач: создания налоговых стимулов для экономического роста, а также структурных изменений в российской экономике, повышения справедливости налоговой системы, препятствования уходу от налогов.
Перейдя к вопросу снижения налоговой нагрузки, о чем всегда просит бизнес, Силуанов уверенно заявил, что свой порог понижения налогов мы можем вывести, только если проанализируем ситуацию у соседей — стран БРИКС и ЕС. Видимо, сам министр это уже сделал. И пришел к выводу, что в нашей стране налоги выше, чем в странах БРИКС и у некоторых участников Таможенного союза, но ниже, чем в ЕС. «Налоговая нагрузка в РФ сегодня составляет около 36 процентов ВВП», — отметил он. И тут же добавил, что корень зла — в расходах бюджета. А они в России по некоторым параметрам выше, чем в указанных странах. Например, соцрасходы, включая здравоохранение, в нашей стране — 16%, а в БРИКС и Казахстане — около 10%, оборона съедает 4% ВВП, тогда как в Китае всего 2%, а в Казахстане и того меньше — 1%. «Вопрос налоговой нагрузки — это общественный выбор между тем, какой объем расходов мы должны иметь, какой объем расходов мы можем себе позволить. Это тот объем налоговой нагрузки, который мы определяем, исходя из наших обязательств», — прокомментировал Силуанов.
А вот социальные обязательства, казалось, волновали министра больше всего. Особенно пенсионное обеспечение. Он опять же привел в пример соседей: в Казахстане, выходя на пенсию, делают это на три года позднее, чем в России. А в Китае, по словам высокопоставленного чиновника, «в сельской местности практически отсутствует пенсионное обеспечение». Конечно, Силуанов, стоя за трибуной, не осмелился предложить лишить пенсии всех жителей сел и деревень, но больную для многих тему вновь задел. Казалось, он намекнул, что в правительстве все-таки тему повышения пенсионного возраста обсуждают, а делают это в угоду снижению налогового бремени, которое сейчас, по словам министра, почти отвечает расходным обязательствам — дефицит бюджета составляет 3,5%. «Но если снижаем налоги, то надо решать, от каких обязательств должны отказываться», — добавил Силуанов. Говоря о сокращении расходов и отказе от каких-либо обязательств, министр, очевидно, прощупывал почву на следующую трехлетку. Намекал, что резать все-таки в любом случае придется. Причем во имя благой цели — экономического роста.
ОБЯЗАТЬ РЕГИОНЫ СНИЖАТЬ НАГРУЗКУ НА БИЗНЕС
Министр экономического развития Алексей Улюкаев так же, как его коллега, пустился в сравнения с соседями и пришел к выводу, что в России большая разница по налоговому обременению: налоги выше, чем в ЕАЭС, на 17%, и выше, чем в странах БРИКС, на 22%. «Это обеспечивает иную конкурентоспособность наших предпринимателей, возможность выхода их на рынки других стран», — отметил Улюкаев. Но он тут же оговорился, что речь идет только о зафиксированных в Налоговом кодексе сборах, а есть еще большое количество других платежей. Это значит, что российская экономика и вовсе теряет привлекательность для инвесторов.
Впрочем, в МЭР также обеспокоены предоставленным регионам правом снижать налоговую нагрузку на бизнес. Это, считает Улюкаев, может спровоцировать между субъектами налоговую конкуренцию, плюс появятся недополученные доходы в и без того дефицитные бюджеты. Поэтому министр заявил, что необходимо обязать регионы снижать нагрузку на бизнес, выпадающие доходы компенсировать за счет федерального бюджета. «В этой связи, с нашей точки зрения, нужно ввести не право, а обязанность субъектов Федерации с соответствующими межбюджетными трансфертами для компенсации выпадающих доходов», — предложил он.
ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ГЕОЛОГОРАЗВЕДКИ ВАГИТ АЛЕКПЕРОВ ПОПРОСИЛ ЛЬГОТЫ
Президент «Лукойла» Вагит Алекперов, впервые вышедший, по его же признанию, на трибуну Госдумы, заявил, что представляет отрасль, которая обеспечивает до 50% всех поступлений в бюджет и от которой напрямую зависит социально-экономическое развитие страны. От имени бизнес-сообщества и нефтяников Алекперов заявил, что действующую систему налогообложения признать стабильной и предсказуемой сложно. Например, нефтяники разошлись в оценках налогового маневра. «Этот закон принимался весной 2014 года. Конечно, сегодня ситуация резко изменилась. С одной стороны, реализация маневра может положительно повлиять на уровень добычи нефти, с другой стороны, при сегодняшней макроэкономической ситуации об обеспечении доходности ТЭК для создания инвестиционных фондов говорить не приходится», — отметил он.
Помимо этого Алекперов пожаловался, что рост показателей в секторе добычи нивелирован уменьшением переработки, а высокая волатильность рубля осложнила выполнение инвестиционных программ. В связи с этим глава «Лукойла» предложил предоставить недропользователям-налогоплательщикам право на уменьшение начислений в уплату бюджета НДПИ на сумму затрат на геологоразведочные работы. «Такие практики применяются во всех странах. Это будет хорошим стимулом для расширения геологоразведки. Более 80 процентов российской нефти добывается на месторождениях, открытых до 1990 года», — пояснил он. Нынешняя конъюнктура и санкции, по мнению Алекперова, особенно коснулись месторождений на морском шельфе и в акватории Каспийского моря. «По ним необходимо продление льгот в режиме НДПИ минимум на 10 лет», — заявил нефтяник.
С тем, что сырьевой сектор чуть ли не на грани, не согласился уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов. По его словам, доходность на вложенный капитал в сырьевом секторе составляет 14,64%, а в среднем по экономике — 3,5%. «Сырьевой сектор важен для экономики, но его прибыльность выше, чем обрабатывающего сектора. Важно было бы стимулировать сырьевой сектор не в экспорте, а в поставках на внутренний рынок. Вся налоговая система должна быть направлена на то, чтобы стимулировать компании продавать здесь именно продукты переработки, а не поставлять на экспорт. Налоговый маневр наоборот», — пояснил Титов.
При этом проблемы налоговой системы омбудсмен видит в ее фискальном характере. Он даже согласился с Силуановым, что мы слишком много расходов несем. «Бизнес не может отвечать за траты бюджета. Бизнес идет туда, где ему выгодно. Нужно сегодня привлекать бизнес, бороться за него, — продолжал Титов. — Надо зарабатывать не за счет ставок, а за счет налоговой базы, за счет расширения количества бизнесов у нас в стране». Одним из вариантов он назвал уже не раз упомянутое снижение нагрузки на малый бизнес, чтобы люди, которые сегодня не имеют никаких отношений с государством, выходили из тени. «Только за счет прихода этих людей, которые начнут хотя бы платить 13 процентов НДФЛ, уже больше 50 миллиардов рублей могли собрать», — подсчитал он.
«ГАЙДАРУ БЫЛО БЫ СТЫДНО»
Своеобразный итог парламентских слушаний подводил председатель комитета Госдумы по бюджетам и налогам Андрей Макаров. Он явно остался недоволен обсуждаемым документом, который, по его мнению, совсем не отвечает вызовам времени: «Из всех существующих глобальных вызовов авторы документа видят только один — негодяи-налогоплательщики не хотят платить налоги. А отток капитала и снижение инвестиций, замедление темпов экономического роста — гораздо меньший вызов!» В ярость его повергло выступление сотрудника Института Гайдара, который, по сути, во всем поддержал минфин и его предложения. Макаров не мог этого так оставить: «Мне кажется, Гайдару было бы стыдно, что эти предложения называются сбалансированной налоговой политикой», — возмущался депутат.
Потом он еще прошелся по тому, что никакие предложения депутатов не учитываются, более того, на некоторые законы Госдума до сих пор не может получить заключение правительства, которое, по его словам, таким образом тормозит принятие неугодных ему инициатив. Макаров даже беспокоился, что и эти парламентские слушания опять уйдут в никуда, а налоговая система так и не изменится. «Если сравнивать основные направления налоговой политики с покойником, то с каждым годом покойник выглядит все лучше и лучше, потому что с ним каждый раз работают все более опытные косметологи. Вид просто обалденный. Но нужно сказать, материал пока сыроват», — заключил Макаров.
В свою очередь, спикер Госдумы Сергей Нарышкин в свойственной ему дипломатичной манере согласился, что документ, представленный минфином, действительно «сыроват», но работать надо. «Необходимо использовать четыре года, чтобы модернизировать налоговую систему, чтобы налоги стали не тормозом, а стимулом для развития нашей экономики», — подчеркнул он.
АНТИСОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ В ГОСДУМЕ ПОДДЕРЖКИ НЕ НАЙДУТ
«БИЗНЕС Online» предложил экспертам прокомментировать высказанные в Госдуме идеи.
Шамиль Агеев — председатель ТПП РТ:
— При понижении расходов государства происходит снижение спроса, это классика экономики. Не будет «социалки» — не будет медицинского оборудования. Чем будем людей лечить? Другое дело, у нас раздутый управленческий аппарат, расходы на который надо уменьшать.
Вместо того чтобы создавать условия для развития производства и его модернизации, министр финансов занимается совсем другими делами, обсуждать подобные вопросы — это не дело министра. Сегодня вместо того, чтобы стимулировать низкие процентные ставки по кредитам для бизнеса, поднимать внутренний спрос, запускать механизмы развития производства, все делается наоборот: сжимаются все затраты. В итоге мы придем к тому, что мы уже ничего не будем сами производить.
Артем Прокофьев — депутат Госсовета РТ от КПРФ:
— Думаю, предложения по сокращению расходов на социалку не найдут поддержки даже в Госдуме, несмотря на то, что большинство депутатов — единороссы. Конечно, иногда «Единая Россия» поддерживает проекты, с которыми мы не согласны, но не в этом случае. Эта инициатива в любом случае вызовет большой общественный резонанс, а к социальной политике нашего государства и так большие вопросы.
Пополнить бюджет можно и другими способами, не сокращая расходы и не увеличивая пенсионный возраст. Например, повысить ренту на добычу полезных ископаемых, обложить дополнительными налогами сверхдоходы населения. При этом большая часть населения, наоборот, будет платить меньший налог.
Хайдар Халиуллин — президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:
— Я удивляюсь тому, что этот вопрос еще рассматривается. Согласен, что сегодня налоговая нагрузка у предпринимателей большая, но при этом я против того, чтобы поднимали пенсионный возраст. Чтобы уменьшить нагрузку надо в первую очередь победить коррупцию и усилить наказание тем предпринимателям, которые не платят налоги, при условии, что сборы должны быть невысокими. Я считаю, что для малого бизнеса 5 процентов от выручки было бы оптимально. Заплатить — и все, зато платили бы все. Однако пока такого понимания в правительстве нет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.