Действовавший ранее запрет на консолидацию в одних руках более 50% акций КАМАЗа снят. Об этом во вчерашнем интервью «Ведомостям» заявил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. При этом сама госкорпорация доводить пакет до контрольного не намерена, а владельцы консорциума, к которому, по некоторым данным, имеет отношение и гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, предлагают свои 23,5% акций не только Daimler, но и «китайским партнерам». Что бы это могло значить, разбирался «БИЗНЕС Online».
КОНСОРЦИУМ ИМЕНИ ВАРДАНЯНА И КОГОГИНА?
В опубликованном накануне интервью газете «Ведомости» гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов заявил, что акционерное соглашение меняется постоянно без серьезных поправок: «Единственное, что мы изменили, — сняли ограничения по контролю: раньше никто из нас не имел права на контрольный пакет». Он дал понять, что правка делалась под сам «Ростех», сообщив, что «мы собирались выкупать долю наших партнеров».
Однако впоследствии от планов было решено отказаться. «У нас есть сейчас более приоритетные задачи и проекты, куда необходимо направить ресурсы», — заявил Чемезов. А так как госкорпорация больше не планирует выкупать долю КАМАЗа у консорциума акционеров, то теперь снятие ограничения на контроль «непринципиально». Но тем не менее отметим: его больше нет. Впрочем, на всякий случай Чемезов уточнил, что выходить из автогиганта госкорпорация тоже не собирается, поскольку этот актив стратегически важен для государства: КАМАЗ — крупнейший производитель грузовиков в России, занятый в том числе и в оборонзаказе.
Напомним, что сегодня 98,34% уставного капитала компании владеют юридические лица. Среди них — корпорация «Ростех» (49,9%), кипрские Avtoinvest Limited и Decodelement Services Limited (20,81% и 2,73% соответственно), германский концерн Daimler AG (15%), американская компания KAMAZ International Management (4,25%, аффилирована с американским инвестфондом KKR), а также ООО «Финансово-лизинговая компания «КАМАЗ» (3,72%).
Известно, что два кипрский офшора управляют акциями в интересах консорциума инвесторов, возглавляемого бывшим главой инвесткомпании «Тройка Диалог» Рубеном Варданяном. Именно в этой «кубышке», по всей видимости, спрятаны и акции гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина, который в 2012 году в интервью агентству Reuters открыто признал, что владеет «более 5 процентов» акций автогиганта. «Первые [акции] я купил сам в 2003 году, став генеральным директором, — сообщил он. — Дальше мной были получены акции в результате опциона». Насколько «более» 5% акций принадлежит Когогину сейчас, неизвестно.
Два кипрский офшора управляют акциями в интересах консорциума инвесторов, возглавляемого бывшим главой инвесткомпании «Тройка Диалог» Рубеном Варданяном (слева). По всей видимости, там спрятаны и акции гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина (справа) |
«КОНСОРЦИУМ ХОЧЕТ ДОРОГО, НЕМЕЦКИЕ ПАРТНЕРЫ — ДЕШЕВО»
Самое интересно, что, по сведениям Чемезева, консорциум спит и видит, как бы избавиться от акций, да подороже. После того, как платить отказался «Ростех», география поиска покупателя расширилась: «Они (консорциум акционеров — прим. ред.) сейчас ведут переговоры с китайскими партнерами, с немецкими. Насколько мне известно, с немцами не договорились о цене: консорциум хочет дорого, немецкие партнеры — дешево. А мы на данный момент все-таки решили не выкупать», — твердо заявил Чемезов.
Управленческие решения руководства КАМАЗа в кризисных условиях Чемезов оценил высоко, заявив, что гендиректор автогиганта Когогин «принимает эффективные меры в текущей непростой ситуации». Добавим, что в кризисных условиях позволить менеджменту «выйти в кэш» означало бы дать возможность «сбежать с тонущего корабля» и снизить мотивацию. А ведь именно ради этого опционы и даются. Тем более что, как признавался Когогин в другом интервью, за курсами акций он следит каждые два-три часа.
Напомним, в октябре 2013 года КАМАЗ уже выкупил 3,72% своего акционерного капитала у консорциума. Сумма, уплаченная кипрской Avtoinvest Ltd, равнялась 2,9 млрд. рублей. Сам Когогин в интервью «Ведомостям» объяснил, что «консорциум инвесторов под управлением Рубена Варданяна» купил эти акции у КАМАЗа за 2,2 млрд. рублей, рассчитывая на то, что впоследствии их купит Daimler. Деньги для этого они взяли у ФЛК «КАМАЗ», то есть у самого же автогиганта. Теперь сделка повернута обратно — консорциум вернул займ, по которому платил проценты, а КАМАЗ выкупил акции. И все равно, как мы уже писали, «консорциум», похоже, в накладе не остался: стоимость выкупа была на 79% дороже рыночной цены бумаг на тот момент, а разница между ценой покупки и продажи составила 728 млн. рублей.
Кто может купить оставшиеся у консорциума акции? «БИЗНЕС Online» удалось получить ответ одного из членов консорциума через близкий к этой группе акционеров источник, согласно которому «ни о какой продаже акций Китаю речи не идет». Однако самого желания продать это не отменяет.
Выходить из автогиганта «Ростех» не собирается, поскольку этот актив стратегически важен для государства: КАМАЗ — крупнейший производитель грузовиков в России, занятый в том числе и в оборонзаказе (фото: chelny-biz.ru) |
«НАМ ОБ ЭТОМ НИЧЕГО НЕ ИЗВЕСТНО»
У самого КАМАЗа отношения с Китаем на сегодняшний день достаточно ровные — по крайней мере, в компании взрывными их не считают. «Если акционеры и решили продать свою долю китайцам, нам об этом ничего не известно, — заявил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев. — Сам КАМАЗ не ведет никаких особо активных переговоров с Китаем. Наши отношения остаются на том же уровне, что и прежде (имеется в виду период до санкций со стороны Европы и США — прим. ред.). Мы всегда искали поставщиков по всему миру, искали интересные по стоимости варианты поставок комплектующих и продолжаем эту работу».
Напомним, в апреле заместитель гендиректора КАМАЗа Юрий Герасимов тоже говорил о растущих поставках комплектующих для «КАМАЗов» из Индии и Китая — эти страны определены как стратегические партнеры для челнинского автогиганта несмотря на рост логистических затрат. Одновременно с этим на КАМАЗе встречали китайскую делегацию, которая, по словам Герасимова, приехала «с определенными предложениями», однако результатов, по словам Афанасьева, та встреча не принесла.
«Китайские делегации как раньше приезжали, так и сейчас приезжают, на выставках они к нам постоянно подходят с предложениями о встречах с руководством, — рассказал Афанасьев. — Мы ведем с Китаем переговоры по всем вопросам, следим за развитием у них автокомпонентной отрасли, она сейчас очень высокого уровня и по качеству не уступает ни европейской, ни американской. Естественно, нам интересны компоненты, произведенные там. Поэтому мы рассматриваем их предложения, и мы не против размещения китайских предприятий в Набережных Челнах — имеется в виду не СП с КАМАЗом, такой вопрос мы не рассматриваем, а предприятия на площадях КИП «Мастер» или «Алабуги». Пусть создают производство, мы с удовольствием будем у них покупать».
Отметим, что в мае Когогин говорил о возможном создания СП по производству грузовиков на территории Китая. Гендиректор КАМАЗа связал актуальность этой идеи c нынешней дешевизной рубля — в текущих обстоятельствах СП на территории Китая было бы КАМАЗу выгодно. Однако дальше производственных и маркетинговых вопросов речь о сотрудничестве с Китаем в компании и правда не заходит.
ЕСЛИ НЕ «РОСТЕХ», ТО КТО?
Что касается снятия ограничений на владение контрольным пакетом, то против такой перспективы еще в 2010 году на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» выступал сам Когогин, имея в виду в первую очередь «Ростех». «Больше 50 процентов акций по факту — это национализация компании, — объяснял Когогин. — В этом случае государству надо признать и четко сказать, что оно берет на себя обязательство по выращиванию в нашей стране глобальной компании. В 2008 году нужно было решить: либо мы самостоятельная глобальная компания, либо становимся компанией, интегрированной в глобальную компанию. Мы пошли по второму пути».
Для создания глобальной компании рынка России и СНГ недостаточно, говорил тогда Когогин, и если отдать государству более 50% акций, то государство вынуждено будет помогать КАМАЗу в освоении новых рынков. Поэтому КАМАЗ нацелился на привлечение игрока с готовым рынком, то есть Daimler.
Кстати, снятие ограничений на контроль теоретически может заинтересовать концерн в наращивании своей доли. Если Ford-Sollers теперь де-факто контролируют американцы, отодвинувшие от руля российских партнеров, то почему бы немцам не взять в свои руки кризисный КАМАЗ?
Такой сценарий не исключают некоторые эксперты, в частности, директор отдела финансового анализа компании BPS Consult Нарек Авакян: «Возможность концентрации контрольного пакета акций позволит привлечь стратегического инвестора, — считает Авакян. — В данном случае, я думаю, это, скорее всего, будет Daimler. Но разницы тут особой нет — что Китай, что Daimler. Деньги, они и в Африке деньги. Анализировать их происхождение бессмысленно. В любом случае КАМАЗ — это российская компания. И все понимают, что Россия в случае чего будет защищать ее интересы. Если намеренно какой-то иностранный акционер будет банкротить КАМАЗ, это можно будет остановить».
«КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ КИТАЙЦАМ ВРЯД ЛИ КТО-ТО ОТДАСТ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» также воспринимают корректировку соглашения акционеров КАМАЗа о снятии запрета на владение 51% активов как грядущее обретение КАМАЗом рачительного хозяина, но желательно европейского.
Виктор Разинков — руководитель регионального представительства ИК «Финам»:
— Наличие контрольного пакета дает право на владение предприятием. Контрольного пакета акций КАМАЗа до последнего времени не было как такового, и если сейчас кто-то сумеет его собрать, то это хороший симптом. У КАМАЗа появится хозяин, а это значит, что появится хоть какой-то порядок. Может, не будет этих пресловутых однодневок, которые ввели с июня. Так что это положительный момент. Кто может быть владельцем 51 процента акций? На мой взгляд, это, скорее всего, Когогин, потому что в последнее время за ним была замечена агрессивная политика по захвату различных камазовских активов — «КАМАЗавтоцентр», даже «Челныводоканал». Но в данном случае даже неважно, кто хозяин. Главное, чтобы он появился. А любой хозяин будет за то, чтобы его предприятие развивалось.
Что касается переговоров о продаже доли Китаю, то Поднебесная у меня вообще вызывает тревожные чувства. Если вы в курсе, сейчас Китай взял большое количество земель на Дальнем Востоке, и эти земли не подпадают под юрисдикцию России. Это очень тревожный симптом! Практически уже можно сказать, что это будет одна из провинций Китая. А что касается пакета акций… Ну не знаю. Мне вообще юго-восточное направление нашей политики не очень нравится. Я все-таки за движение на Запад.
Виктор Тимохин — директор по аудиту компании «Аудэкс»:
— Чемезов заявил? Заявить — не значит сделать. Хотя таким заявлением открываются для возможных внешних инвесторов определенные перспективы, которые раньше, возможно, были ограничены. Так что, скорее всего, это ни на что не повлияет, и контрольный пакет все равно останется, скорее всего, у России. Наверное, это достаточно очевидно. Думаю, корпорация «Ростех» так или иначе будет сосредоточивать в своих руках общее управление. Но так как под ее началом очень много, а может даже слишком много предприятий, может быть такое развитие ситуации, что привлекать будут больше иностранных инвесторов. Поэтому Daimler будет наращивать свою долю. Хуже от этого, думаю, не будет. Учитывая развитие совместных предприятий, это тоже идет на благо. Самое главное — не останавливаться, потому что на сегодня технологии более развиты на Западе.
Учитывая макроэкономические перспективы отношений России с Китаем, такое развитие событий тоже исключать нельзя. Контрольный пакет китайцам вряд ли кто-то даст, но какие-то преимущества из этого все равно можно будет извлечь. Менеджмент КАМАЗа обладает прекрасным стратегическим чутьем, думаю, и развитие в этом отношении тоже будет достаточно безболезненным и экономически выгодным.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.