«Вниманию любителей роллов и суши!» — воззвание с таким заголовком сутки назад опубликовал Роспотребнадзор по Татарстану. В Казани резко увеличилось количество обращений с жалобами на несвежие роллы и суши, которые доставляют в офис или на дом расплодившиеся в огромных количествах полулегальные цеха, зачастую работающие в антисанитарных условиях. Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», говорят, что производством занимаются «все кому не лень», потому что входной билет на рынок «не стоит ничего».
СУШИ С НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫМ КАЧЕСТВОМ
Роспотребнадзор по Татарстану забил тревогу: в Казани увеличилось количество обращений с жалобами на несвежие, испорченные роллы и суши, которые доставляют горожанам в офис или на дом. Вместо лакомства так называемые автосуши оказываются «пищевой продукцией с неудовлетворительным качеством». Если за весь прошлый год в ведомство на доставленный продукт пожаловались 8 раз (а с января по май – и вовсе лишь два), то в этом году специалисты приняли уже 12 обращений, сообщили «БИЗНЕС Online» в Роспотребнадзоре по РТ. Несмотря на относительно небольшие цифры в ведомстве отмечают: далеко не все граждане будут обращаться к ним с жалобой – выбросят продукт, поругаются с диспетчером и успокоятся. Как правило, до обращений доходят наиболее вопиющие случаи. И их становится больше.
Как сообщает Роспотребнадзор, граждане в своих жалобах часто указывают роллы и суши производства «Просто суши» индивидуального предпринимателя Д. Минхаерова: привозят «недоброкачественную, несвежую, зачастую с «тухлым» запахом продукцию». Чек на товар при этом не предоставляют. Роспотребнадзор выехал с проверкой по указанному в рекламных буклетах адресу – на улицу Сибгата Хакима, 17, однако компании там не обнаружили. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» также не удалось дозвониться по указанным телефонам. Согласно базе данных «Контур-Фокус», по данному адресу зарегистрировано целых 43 компании.
«Практика показывает, что подобные предприниматели-ловкачи производят свою продукцию в подпольных цехах или в домашних условиях без соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, — говорят в Роспотребнадзоре. — При этом готовят продукцию лица, не имеющие специальной гигиенической подготовки, а также не прошедшие медицинский осмотр в установленном порядке».
Роспотребнадзор «во избежание пищевых отравлений и неинфекционных заболеваний» рекомендовал горожанам не приобретать суши и роллы по рекламным буклетам с услугами доставки.
Если за весь 2014 год в Роспотребнадзор по Татарстану на «пищевой продукт с неудовлетворительным качеством» пожаловались 8 раз (а с января по май – и вовсе лишь два), то в этом году специалисты приняли уже 12 обращений |
«ОТКРЫТЬ АВТОСУШИ НЕ СТОИТ ВООБЩЕ НИЧЕГО»
Количество скромных индивидуальных предпринимателей и серьезных компаний, которые обещают приготовить и накормить вкусными суши и роллами, в столице РТ превышает разумные пределы. Так, например, по запросу «суши-бар в Казани» «Яндекс» выдает 726 тыс. ответов, «суши и роллы доставка по Казани» — 535 тысяч.
Такой популярности способствует недорогой входной билет на рынок. Необходимо всего 230 тыс. рублей, чтобы купить суши-бар в Авиастроительном районе Казани (выставлен на сайте «Авито»). За эту цену предлагается приобрести кафе с двумя залами на 16 посадочных мест, туалетом, кухней, где есть «все необходимое для приготовления роллов». На том же сайте суши-бар на ул. Мусина в Ново-Савиновском районе стоит подороже — он выставлен за 350 тыс. рублей.
Совладелец сети ресторанов «Танго-Групп» Михаил Горшенин в разговоре с «БИЗНЕС Online», заявил, что «открыть автосуши не стоит вообще ничего и занимаются этим все кому не лень». Продукты используются недорогие, и их качество остается низким. «Хороший продукт — это польская рыба, но она дорогая, это то, что есть в Москве в хороших заведениях. В Казани очень редко можно зайти в какое-нибудь заведение поесть роллы». Виктория Николькина — исполнительный директор ресторана «Евразия», соглашается, что автосуши не будут тратить средства не приобретение хорошей рыбы, которая к тому же подорожала из-за скачка валют.
ПРИМИТИВНЫЙ ВАРИАНТ ЯПОНИИ НА ДОМУ
Общепит в нормальном, цивилизованном, прозрачно оформленном виде — бизнес сложный, говорит гендиректор ООО «Майдан» Мария Горшунова. Конкуренция на рынке очень большая. Все должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Раз в три года, если нет жалоб, бизнес проверяет Роспотребнадзор.
«Необходимо иметь определенный набор цехов, они раздельные для обработки разных продуктов. Нужны инженерные сооружения вроде приточно-вытяжной вентиляции, — объяснила Горшунова. — Обязательны туалетные комнаты, горячая и холодная вода. Если есть зал для клиентов — санитарные комнаты для клиентов. Это целый набор помещений, которые необходимо содержать, и все это затраты».
Кроме того, «белый» бизнес подразумевает налоги, отчисления на сотрудников в пенсионные и социальные фонды.
«Почему некоторые роллы и суши такие недорогие? Наверное, потому что вот этих прямых затрат там нет, — пояснила Горшунова. — Они не арендуют помещений или не содержат своих, они не организуют медосмотры сотрудников и, соответственно, не платят за это. Вполне возможно, что такие фирмы работают просто дома».
Кроме того, далеко не факт, что дешевые роллы или суши будут соответствовать принятым в Японии стандартам вкуса даже у официально работающих компаний. Рыба должна быть охлажденной и свежей, а с рыбой сейчас проблемы. Рис должен быть тоже специальный, а зачастую берут «трехкопеечный», который продается в любом магазине. Все это и дает низкую продажную цену. «Люди, которые покупают это дешево, должны понимать эти риски», — пояснила Горшунова.
Так что если создание «обычного» общепита — это сложная работа на высококонкурентном рынке, бизнес в сфере «роллы с доставкой на дом» скорее самый примитивный вариант.
ПОКА ПОТРЕБНОСТЬ ЕСТЬ, ВСЕГДА БУДЕТ ДУРНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», говорят, что есть сегодня ролы и суши в Казани просто опасно, потому что их производством занимаются «все кому не лень».
Виктория Николькина — исполнительный директор ресторана «Евразия»:
— Очень многое зависит от качества рыбы, автосуши и подобные им игроки покупают дешевые продукты и, как мне кажется, не очень качественные, поэтому я не сторонница того, чтобы есть в подобных местах. Лучше поесть в ресторане, пусть это и будет немного дороже, но будешь знать, что это качественная еда. В ресторанах к продуктам, приготовлению пищи относятся добросовестнее, соответственно, и цены дороже.
Я бы не сказала, что входной билет в автосуши-бизнес очень дешевый. Со скачком курсов иностранных валют продукты подорожали, и тот же лосось тоже сильно подорожал. С кулинарной точки зрения у всех заведений своя рецептура приготовления риса. Также везде разнится соотношение риса и начинки.
Михаил Горшенин — совладелец сети ресторанов «Танго-Групп»
— Открыть автосуши не стоит вообще ничего, и занимаются этим все кому не лень, аж страшно! Нормальная публика сегодня не только автосуши, но и вообще суши и роллы в Казани не ест, потому что это очень опасно, и все это знают. Качество продуктов, к сожалению, очень низкое. Хороший продукт — это польская рыба, но она дорогая, это то, что есть в Москве в хороших заведениях. Все остальное — дешевые продукты, и это опасно. В Казани очень редко можно зайти в какое-нибудь заведение поесть роллы, а в целом это вообще катастрофа.
Автосуши — это для всех, для молодежи. Цена хорошая, они берут ценой. Наверное, это дань моде. Хороший клиент с деньгами туда, естественно, не пойдет.
Не думаю, что рынок будет очищаться, потому что вся эта масса кушает эти суши. Все же знают, что McDonald’s — это вредно, но тем не менее едят там. Пока потребность и спрос есть, всегда будет дурное предложение.
Марс Исмагилов — председатель совета союза потребителей РТ:
— В первую очередь у нас не надо ходить в суши-бар, потому что суши у нас нет. Это фальсифицированное суши, все равно что эчпочмак делать из свинины.
Что касается доставки, покупатель, естественно, может потребовать показать товар лицом. И если ему откажутся вскрывать упаковку, то никто не может заставить его платить деньги. Пока вы не заплатили — деньги ваши, товар не ваш, и это проблема продавца — как вам продать товар.
Если вы приобрели товар и обнаружили, что он некачественный, до употребления, то, конечно, самый простой путь — обратиться к продавцу с требованием вернуть деньги. Обращайтесь в Роспотребнадзор, который обязан предотвращать отравления, сдайте продукт на анализ.
Если произошло отравление, то надо вызвать скорую медицинскую помощь, чтобы зафиксировать в документах именно пищевое отравление, это будет являться письменным доказательством. И также обратиться в Роспотребнадзор, как я уже говорил, чтобы они проверили организацию и взяли пробы. Сами лабораторные исследования в случае пищевых отравлений проводятся бесплатно в центре гигиены и эпидемиологии. После этого человек может обратиться в союз потребителей, который бесплатно защитит его интересы в суде и поможет вернуть ему деньги с возмещением всех затрат, в том числе моральных и физических страданий.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.