Банк России сегодня официально лишил Росгосстрах права заключать новые договоры ОСАГО. Причина — массовые жалобы на «допы», которыми компания обвешивает «автогражданку», необоснованные отказы заключать договоры ОСАГО и прочие нарушения. Жалоб — тысячи. Страховщики, опрошенные «БИЗНЕС Online», судя по первой реакции, потирают руки, но, опасаясь аврала и роста числа мошенничеств, все-таки желают лидеру рынка скорейшего выздоровления.
«Росгосстрах», пойманный на навязывании допуслуг, продолжает выдавать полисы ОСАГО, невзирая на запрет от Эльвиры Набиуллиной
ЦЕНТРОБАНК ПОРАЗИЛ «РОСГОССТРАХ» В ПРАВАХ
Центральный банк вчера вечером опубликовал информацию об ограничении действия лицензии ОСАГО компании «Росгосстрах» (РГС). Ограничение выражается в запрете на заключение новых договоров по ОСАГО и внесение изменений в действующие договоры, связанные с увеличением обязательств. При этом компания обязана обслуживать всех клиентов, которые заключили договоры ранее: принимать заявления о наступлении страховых случаев и выплачивать компенсации. «Банк России будет контролировать осуществление страховщиком выплат по ОСАГО», – предупреждает регулятор.
Это решение ЦБ объясняет неисполнением ряда предписаний регулятора, касающихся применения коэффициента бонус-малус. Этот коэффициент учитывает скидки и надбавки к базовому тарифу в зависимости от наличия страховых выплат: ездил без аварий – получи скидку, стал участником ДТП – страховка будет дороже. Кроме того, банк учел навязывание дополнительных услуг и необоснованный отказ в заключении договоров ОСАГО. Это, по оценкам ЦБ, носило «массовый характер».
«Только с 1 апреля по 25 мая 2015 года в Банк России поступило более 2,3 тысячи жалоб от граждан на действия ООО «Росгосстрах» при заключении договоров ОСАГО, – говорится в сообщении ЦБ. – С начала года компании было выдано 385 предписаний Банка России. В отношении общества вынесено 78 постановлений о привлечении к административной ответственности по статье 15.34.1 КоАП («Необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования»)».
Решение вступило в законную силу. Приказ в отношении «Росгосстраха» опубликован в «Вестнике Банка России» в рубрике «Некредитные финансовые организации», сообщает ЦБ.
ДОКУМЕНТОВ ОТ ЦБ НЕ ПОСТУПАЛО – РАБОТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Наличие опубликованного приказа ЦБ, впрочем, не смущает компанию. Сегодня утром корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал в двух казанских офисах «Росгосстраха». Полисы ОСАГО продолжают оформлять, как ни в чем не бывало – двое клиентов выходили с зелеными бумажками в руках. В одном из офисов, правда, охранник в разговоре по телефону упомянул о санкциях ЦБ, но менеджер с готовностью рассчитала стоимость страховки. Она оказалась сразу же «чистой», без допуслуг: на KIA мощностью 123 л.с. примерно 9,6 тыс. рублей. «Со страхованием жизни будет на 1,5 тысячи дороже. Хотите?» – с улыбкой ответила консультант на вопрос корреспондента о «допах». После обзвона еще нескольких офисов стало понятно, что компания работает в обычном режиме: можно записаться и подъехать на страхование.
Альберт Ишбулатов объяснил, что в обязанности менеджеров входит предложение других услуг, но это не значит, что без этого не продадут полис ОСАГО |
В офисе «АльфаСтрахования» и в компании «ЭнергоГарант» стоимость страховки оказалась примерно 11,5 тыс. рублей. Это без дополнительных услуг, уверяли страховщики. Разница объясняется тем, что сейчас страховщики вправе установить различные наценки на базовую стоимость полиса, и каждая компания делает это самостоятельно.
В пресс-службе «Росгосстраха» признают, что решение ЦБ пока не выполняется, ссылаясь на то, что никаких официальных документов по поводу ограничения лицензии от ЦБ не поступало. «Есть лишь информация о сайте. Так что компания продолжает работать, в стандартном режиме обслуживая своих клиентов», – говорится в сообщении компании.
В целом для «Росгосстраха» решение ЦБ стало «полной неожиданностью». Претензии регулятора компания отрабатывала «в рабочем режиме», и они никогда не становились поводом для столь «радикальных решений».
«Когда в 2014 году многие страховщики из-за высокой убыточности сворачивали свою деятельность или уходили из регионов, «Росгосстрах» продолжал работать во всех субъектах федерации и обеспечивал полисами ОСАГО практически каждого второго автовладельца в стране. Сегодня, после введения тарифного коридора, «Росгосстрах» – единственная крупная страховая компания, которая в подавляющем большинстве регионов не подняла тарифы на 60 процентов, обеспечив максимально плавное изменение тарифов для миллионов россиян», – с некоторой долей гордости заявляет компания.
За прошлый год РГС заключил более 18 млн. договоров, с начала этого года – 5,5 млн., говорится в сообщении. «385 предписаний – это тысячные доли процентов от заключенных за это время компанией договоров по всей стране. Неисполненных предписаний на данный момент не имеем», – утверждают в компании. С другой стороны, отметим, что 2,3 тыс. жалоб – это не так уж мало, если учесть, что накатать жалобу в ЦБ догадается далеко не каждый автомобилист, столкнувшийся с нарушениями.
Директор казанского филиала «Росгосстраха» Альберт Ишбулатов, которому дозвонился корреспондент «БИЗНЕС Online», пояснил, что как раз сейчас идет селекторное совещание в компании. И предложил направить запрос, чтобы ответить в ближайшее время. Полученный комментарий, впрочем, повторил официальное сообщение пресс-службы РГС.
В пресс-службе прокуратуры РТ в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online», как ведомство будет контролировать соблюдение приказа ЦБ со стороны «Росгосстраха», пояснили, что специальной проверочной кампании по этому поводу не планируется. Но работа в обычном режиме, по жалобам клиентов, продолжается.
ИГРЫ ПОЛИСОВ
Напомним, что в ходе апрельской «контрольной закупки» «БИЗНЕС Online» в офисе «Росгосстраха» нашему корреспонденту сразу же предложили при страховании машины заключить договор страхования имущества. «Без страхования имущества мы не страхуем, это условие компании», – предупредили корреспондента «БИЗНЕС Online».
Наш эксперимент пришелся аккурат после «космического подорожания» ОСАГО, в связи с которой «вредная привычка» навязывать допуслуги показалась особенно циничной. Директор казанского филиала компании «Росгосстрах» Альберт Ишбулатов тогда объяснил ситуацию тем, что «журналисты приняли предложение о дополнительных видах страхования как обязательное требование для продажи полиса ОСАГО». В обязанности менеджеров входит предложение других услуг, но это не значит, что без этого не продадут полис ОСАГО, объяснил он. Иные требования – явное нарушение, сказал Ишбулатов.
К слову, рекомендации записывать на видео сцены отказов вызвали у страховщиков ответную реакцию. На стенде офиса РГС в Зеленодольске корреспондент «БИЗНЕС Online» увидел инструкцию для сотрудников, в которой подробно расписывалось, что делать при попытках клиентов записать происходящее на видео. Там, в частности, значилось предупреждение о незаконности записи и возможности отказать от каких-либо действий по обслуживанию клиентов под видео с вызовом полиции. Со ссылкой на то, что съемка без согласия сотрудника подпадает под закон о персональных данных.
После публикации «БИЗНЕС Online» начались совместные проверки прокуратуры РТ и Национального банка РТ. В результате на нарушениях в апреле попались 12 страховых компаний – большая часть протоколов была выписана как раз представителям РГС. ЦБ не раз публиковал сообщения о том, что руководство офисов «Росгосстраха» в Татарстане наказано за навязывание дополнительных услуг или отказы при страховании ОСАГО. Одно из последних было 20 мая: за это нарушение на 50 тыс. рублей оштрафована руководитель Дербышкинского филиала РГС Султания Закирова. Ранее аналогичным образом «попался» директор Буинского филиала.
УЧАСТНИКИ РЫНКА: «ЭТО ПРЕКРАСНАЯ НОВОСТЬ!»
В Татарстане, где рынок достаточно конкурентный, «Росгосстрах» занимает четверть рынка ОСАГО. Согласно данным аналитического центра «БИЗНЕС Online», в целом общая сумма сборов по рынку в РТ выросла на 23,6% до 4,75 млрд. рублей. При этом объем выплат вырос только на 9,1% до 2,9 млрд. рублей. Наиболее успешно в 2014 году сработал «Росгосстрах», показавший прирост премий на 44,5% до 1,23 млрд. рублей. При этом РГС сумел снизить объем выплат на 6,5%. В результате если в 2013 году на выплаты уходило почти 90% сборов, то в прошлом году лишь 58%. Возможно, сыграло роль своеобразное ноу-хау компании, которая перенесла разборки по ДТП для «чужих» клиентов из Казани в Чистополь. Этот прием оказался востребованным: примеру лидера отрасли последовали и другие игроки.
Некоторые игроки приветствуют это решение ЦБ. Как рассказал «БИЗНЕС Online» на условиях анонимности один из высокопоставленных представителей страховщиков, для рынка это прекрасная новость, потому что игроки становятся в одинаковые условия.
«Даже если «Росгосстраху» вернут в дальнейшем возможность страховать ОСАГО, есть надежда, что они будут придерживаться закона и будут работать на рынке правильно», – заметил собеседник «БИЗНЕС Online». Он сомневается, что РГС долго пробудет под санкциями ЦБ, поэтому вряд ли компания потеряет свою долю на рынке ОСАГО. Даже если сейчас регулятор приостанавливает лицензию по ОСАГО, то через две-три недели, скорее всего, это решение будет отозвано – с формулировкой, допустим, что компания устранила все замечания. Вероятность такого исхода событий он оценивает в 99%. «Росгосстрах» – очень крупная компания, и запрет на страхование ударит по населению в целом по России. Примерно в половине населенных пунктов страны есть только офисы РГС. Но в Татарстане несколько иная ситуация – выбор у людей есть.
«В Татарстане сейчас нет проблем с покупкой полиса ОСАГО без всякого обязательного страхования чего-то и кого-то, – подчеркнул собеседник «БИЗНЕС Online». – Да, есть сегменты, которые ни одна страховая компания старается не брать, например, это общественный транспорт. Но вкупе с другими видами страхования страховые компании берут и этот сегмент, и проблем не возникает».
«Росгосстрах», по отзывам эксперта, в последнее время продолжал игру навязывания «допов», это известно всем участникам рынка и подтверждается реакцией ЦБ, считает он. Игры на этом поле оказались прибыльны: количество жалоб невелико, штрафы можно оспаривать и снижать их, а то и вовсе отменять. Прибыль от нарушений в разы выше, чем какие-то применявшиеся санкции. По всей вероятности, «ЦБ просто не вынес такой «наглости», предположил эксперт. Разумеется, и другие компании «баловались» чем-то подобным, но масштабы совсем другие. Установки максимально предлагать другие виды страхования есть у всех, но одно дело играть в маркетинг, другое – в навязывание, отмечает собеседник «БИЗНЕС Online».
АВРАЛ НА РЫНКЕ НИКОМУ НЕ НУЖЕН
Если «Росгосстрах» и вправду временно прекратит продажу ОСАГО, это увеличит нагрузку на местные страховые компании. Такое мнение в разговоре с «БИЗНЕС Online» высказал директор филиала страховой компании «Согласие» в РТ Иниль Габдулхаков.
«Рынок, конечно, этот объем «проглотит», но июнь нас точно будет лихорадить, – высказал он свое беспокойство. – У нас после увеличения тарифа две недели был невероятный спрос, потом поток снизился. Мы работали в вольготном режиме – последние недели наплыв клиентов опять увеличился».
Тем не менее, по его мнению, местные компании способны, если потребуется, принять клиентов «Росгосстраха»: «В Татарстане активно работают местные компании. Например, НАСКО закрывает большие объемы. Альметьевский регион полностью закрывает компания «Чулпан». Наличие выбора, конечно, оказывает большую помощь водителям, – заметил Габдулхаков. – Я не видел ни одного райцентра, где бы у нас не было активных местных страховщиков. Нагрузка сейчас увеличится, пожалуй, в городе Казань и в Набережных Челнах, где активно работал «Росгосстрах».
Аврал рынку не нужен, осторожно отмечает Марат Сафин – директор казанского филиала «ВТБ Страхование». «Можно с уверенностью сказать, что в случае приостановки заключения новых договоров ОСАГО в РГС другие компании столкнутся с сильным наплывом клиентов, – предупреждает он. – Может возникнуть ажиотаж на покупку полисов ОСАГО. Аврал вряд ли кому-то нужен. Компании просто будут не готовы переварить этот поток и в сжатые сроки обслужить всех желающих».
Это может повлечь за собой увеличение числа мошенников на рынке ОСАГО, торгующих дешевыми полисами, высказал Сафин свои опасения в разговоре с «БИЗНЕС Online».
«Если в больших городах ситуация для страхователей будет более или менее стабильной, так как в них представлено больше страховых компаний, то в малонаселенных, отдаленных пунктах будет сложнее. Там по ОСАГО работает в основном РГС. Таким образом, мы ожидаем, что ситуация с лицензией ОСАГО у РГС разрешится в кратчайшие сроки, не создав особых потрясений на рынке», – добавил он.
Региональный представитель федерации автомобилистов России Рамиль Хайруллин считает, что решение ЦБ должно было быть вынесено раньше. «Хорошо, что взялись за «Росгосстрах», но нужно было бы это сделать немного пораньше. Лучше поздно, чем никогда, их надо приструнить», – заявил он.
«Росгосстрах» обязан выполнять свои обязательства по ранее проданным полисам, подчеркнул Хайруллин. Вместе с тем он опасается, что и после того, как ЦБ ограничил лицензию по ОСАГО, РГС может все равно продолжить работу. «Ведь не все люди будут знать об этом. По его мнению, нет гарантий, что полисы, выданные РГС после решение ЦБ, не будут признаны липовыми.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 65
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.