Всколыхнувшая Бавлы смерть 82-летнего Зайнуллы Абряева, который скончался от инфаркта после скандала на местном рынке, вызвала широкий резонанс

КОНТРОЛЕР РЫНКА: «Я ВЫПОЛНЯЮ СВОИ СЛУЖЕБНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ, А МЕНЯ ТУТ ПО-ВСЯКОМУ ОБЗЫВАЮТ!»

Ситуация в Бавлах продолжает накаляться. После того как скандальная история, связанная со смертью 82-летнего Зайнуллы Абряева, получила резонанс в местных соцсетях, торговцы рынка попытались устроить встречу с руководством торгового объекта, чтобы «посмотреть им в глаза». Однако разговора у сторон не получилось, так как очень быстро сход торговцев перешел в обмен упреками и оскорблениями.

Главными участниками «беседы» стали свидетельница случившегося Инга Ахметзянова и контролер рынка Роберт Салимов.

— Я вам тогда сказала, что из-за вас погиб человек, идите и извинитесь. А вы ответили, что язык мой — помело. Была бы, сказали, не бабой, я бы тебя сейчас стукнул, и вон там бы тебя закопали. Это были ваши слова, и их я воспринимаю как угрозу! Я написала в прокуратуру. И на следующий день я не торговала, боялась за свою жизнь, что откуда-нибудь в меня выстрелят. Это ваша фраза. Слово в слово. Детьми клянусь, — резко высказалась Ахметзянова.

— Ты написала клевету, — ответил Салимов.

— А ты — убийца! Человека нет, он хотел жаловаться, права отстаивать, но не успел. И это сделала я, — не могла успокоиться Ахметзянова.

— А перед этим он меня закопать собирался. Каждый за 50 рублей готов меня сожрать с потрохами, — пожаловался Салимов.

— Убили вы его! — подключился неназвавшийся пенсионер. — Зачем было ведра пинать?

— Хоть одна картошка упала?! — парировал контролер. — Может, я ведро просто погладил? Это какое надо бесстыдство иметь?! Я выполняю свои служебные обязанности, а меня тут по-всякому обзывают. Какие только слова не услышишь! У него по 60 рублей килограмм картошки стоил. Я с него всего 700 граммов картошки попросил. Хотя бы 50 рублей заплати, говорю, чтобы людям зарплата была, кто этот рынок убирает, охраняет.

— Зачем вы ему нервы трепали? Пожилой человек же! Ну что вам эти 50 рублей? — прозвучала фраза неизвестного мужчины.

— Он тоже инвалид второй группы, — попытался вмешаться брат Роберта Салимова, он же директор рынка и соучредитель ООО «Торговый центр» Райхан Салимов (вторым соучредителем фирмы, владеющей рынком, является предприниматель Равиль Сатаровприм. ред.). — У него сердце шунтированное. Если с ним после всего этого что-то случится, еще одно дело заводить придется.

— Вообще-то, никогда с Салимовыми у нас проблем не было, — скромно и тихо сказала какая-то женщина, также пожелавшая остаться неизвестной. — Всегда правильно себя вели. Но тут, кажется, перегнули палку…

Инга Ахметзянова и Роберт Салимов
Торговцы попытались устроить встречу с руководством рынка, чтобы «посмотреть им в глаза». Однако разговора у сторон не получилось (на фото - Инга Ахметзянова (слева) и Роберт Салимов)

«ЕСЛИ ОДИН НЕ ЗАПЛАТИТ, ДРУГОЙ СКАЖЕТ: ПОЧЕМУ ЕМУ МОЖНО НЕ ПЛАТИТЬ, А МНЕ НЕЛЬЗЯ?»

Позже страсти немного улеглись. У каждой из сторон свои версии, и они почти прямо противоположные.

— Он в тот день (17 маяприм. ред.) приехал на машине, — в который раз пересказала историю Ахметзянова. — Три неполных мешка у него было, нарезанная картошка для посадки и на еду. Он высыпал из мешков по ведру. И когда к нему подошли и сказали, чтобы заплатил, он сказал, что не будет платить за место. Я, говорит, ваш стол не занимаю. У него на земле ведра стояли. Он еще сказал, что ничего не продал, для того чтобы платить. А дальше его начали выгонять. «Сейчас милицию вызову!» — говорили. А контролер (Роберт Салимовприм. ред.) сказал, что никуда не уйдет, пока дедушка не покинет рынок. И дождался, когда тот пошел за машиной. При этом дедушка попросил меня постеречь товар. И начал с такой силой, с таким рвением и обидой грузить картошку. У него так тряслись руки, что картошка рассыпалась, я помогала ему собирать, обратно в мешки загружать. У него цвет лица был белый-белый. Я даже подумала, чтобы в аптеку сбегать, что-нибудь успокоительное купить. И после этого я его не видела. Только в день похорон узнала, что он умер…

Контролер рынка Салимов попытался объяснить, чем ему так не угодил старик.

— Были и раньше с ним стычки. Много раз было, — признал сотрудник ООО «Торговый центр». — В привычку у него вошло: поорет, покричит, нахрапом возьмет. Такой вот он был человек. Рассчитывал, что после этого я развернусь и уйду, мне тоже с ним спорить не на пользу. До этого он же торговал у нас, и платы с него никто не брал. — Тут Салимов обратился к другому бабаю с картошкой и попросил вспомнить, что Абряев действительно продавал свой товар и у него денег не брали. Тот ответил, что ничего такого не видел, не помнит, не знает. — «Ну вот, тут сидят и ничего не видят», — резюмировал контролер рынка.

Кроме этого, заметил Салимов, плату в 50 рублей, которую он попросил с Абряева, была еще и с хорошей скидкой. На самом деле, по прейскуранту, плата за торговлю определяется из площади в 2 кв. метра и должна составлять 110 - 130 рублей в зависимости от товара.

— Хотя бы полтинник, говорю, заплати. А он начал: крохоборы! Не буду платить, я ветеран. Покажи, говорю, документы. Сколько раз говоришь, что ветеран, я ни разу документы не видел. Он продолжает. Я и сказал: ну что мне милицию вызывать, что ли? Не было такого, чтобы я пихал, ругался. Я никогда с ними не ругаюсь. Они просто привыкли, что, когда они ругаться начинают, я просто ухожу. У меня сердце больное, мне ругаться нельзя. Не говорил я, что кого-то убью и закопаю. За что мне кого-то убивать и закапывать?..

Директор рынка Райхан Салимов подтверждает слова брата, что Абряев до этого дня торговал на рынке бесплатно. Причиной же, почему с него потребовали плату за место, стал объем товара. Но в любом случае он не считает, что именно скандал на рынке стал причиной смерти 82-летнего старика:

Машина Абряева
В день, когда разразился скандал, пенсионер привез на своей машине на продажу несколько мешков картошки

— Он у нас каждый день торговал. Бесплатно. А в этот день он привез пять-шесть мешков на машине. Поэтому с него плату попросили. Когда привозят целыми машинами товар, тогда, конечно, пусть платят. Но дело же не только в этом. Мы, конечно, не оправдываемся, может, это тоже как-то повлияло, но после этого происшествия он совершенно нормально прожил полноценный день. По словам соседей, в тот же день они с женой натопили баню, искупались там. Утром рассаду высаживал. Все было нормально. И от нас он уехал нормальный. Если бы он тут сознание потерял, то… А он уехал, все нормально было. Ну возбужденный, конечно. А на следующий день поехал куда-то на машине. Тогда уже ему стало плохо, вызвали скорую помощь.

Директор Салимов также утверждает, что всегда требует с контролеров лояльного отношения к пожилым торговцам, продающим небольшое количество товара.

— А их всегда инструктирую, чтобы корректны были. Сейчас и так напряженная обстановка. Кризис. Поэтому народ такой возбужденный. Прошу контролеров: ну не платит пенсионер, уйди. Но, в принципе, если один не заплатит, другой скажет: почему ему можно не платить, а мне нельзя? Они же вообще перестанут платить, — после этого руководитель фирмы сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что он вовсе не намерен сидеть сложа руки, а собирается подать встречные заявления в суд и прокуратуру на некоторых торговцев рынка. — Пусть этих людей допросят нормально, под подписку о даче ложных показаний.

Роберт Салимов и Райхан Салимов
Директор рынка Райхан Салимов (справа) подтверждает слова брата, что Абряев до этого дня торговал на рынке бесплатно. Причиной же, почему с него потребовали плату за место, стал объем товара

«НАМ ЗДЕСЬ ЕЩЕ РАБОТАТЬ» И «НАМ ПОТОМ ОТДУВАТЬСЯ»

Другие торговцы, к которым обращались за комментарием журналисты «БИЗНЕС Online», отнекивались. Большинство со словами «нам здесь еще работать» и «нам потом отдуваться» отказывались говорить на диктофон, а тем более на камеру. Тем не менее однозначно можно утверждать, что вопиющий случай с Абряевым на этом рынке был не единичным. Пенсионерка Галина Коханова, торгующая на рынке рассадой томатов, рассказала, что своими глазами видела, как в прошлом году аналогичным образом был изгнан с рынка пенсионер, продававший два ведра клубники, выращенной в своем огороде.

— В прошлом году тоже скандал был, я своими глазами видела, и многие другие торговцы тоже: дедушку с маленькими ведерками клубники тоже выгоняли с рынка. Тоже требовали с него деньги. Довели его до того, что у него руки стали трястись. Уже потом, чтобы окончательно его выжить с рынка, начали проверять его клубнику на наличие нитратов. И как будто бы даже нашли в ней превышение допустимой концентрации. Его жена здесь, на этом же рынке торгует, — рассказала Коханова.

Жену зовут Зиля Рахматуллина, ее разыскал корреспондент «БИЗНЕС Online». Как выяснилось, торгует на рынке она уже 26 лет. За скромную разборную палатку площадью не более 5 кв. м, ежедневно платит хозяевам рынка 160 рублей.

— У нас четыре сотки клубники, муж выращивает ее, ухаживает за ней. От того, что он ее здесь продаст, что, кто-то беднее станет? Он же говорил тогда еще, я бы продал бы хоть эту клубнику и заплатил бы, он же не отказывался. Так ведь не продал даже, а заплатить уже должен. Здесь с Зайнуллой абый точно такой же случай. Они [контролеры] с утра ходят, хотят быстро деньги собрать и уйти по своим делам. Но если это твой рынок, ты будь добр с утра и до позднего вечера здесь находись. У некоторых торговцев денег иногда действительно не бывает, у кого-то продажи нет, всякое же бывает. Друг с другом же нужно дружить и понимать друг друга, а не так: «нет денег, уходи отсюда», — рассказала женщина. А что касается подробностей драмы с Абряевым, то, по ее словам, она видела только ее финал.

— Я только видела, когда Роберт к нему уже второй раз подошел, бабай уже дрожал, и последний мешок у него уже сил не было себе на плечо закинуть, он его за собой поволок к машине. Я еще сказала девчонкам: «А его выгоняют, что ли? Да, говорят, выгоняют». Он живет в частном доме, своими руками эту картошку вырастил, почему он излишки здесь не может продать? Для чего этот рынок тогда существует?» — возмущалась Рахматуллина.

Пенсионер дядя Миша, выращивающий на продажу луковицы георгин, которого, как мы уже писали, однажды уже защитила от рыночных контролеров Ахметзянова, не стал вдаваться в подробности воскресной перепалки. Тем не менее на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, не опасается ли он, что теперь вообще с рынка выгонят, дядя Миша ответил, что нет, но опасается, что теперь с мелких торговцев администрация рынка снова начнет «драть деньги» и «еще хуже будет».

«Мы ведь выходим сюда, чтобы к пенсии своей что-то добавить, чтобы за квартиру заплатить, чтобы лекарства купить», — сказал дядя Миша, так и не назвав свою фамилию. А на вопрос, заплатил ли он сегодня за торговлю, пенсионер ответил, что администрация рынка уже четыре дня ничего с него не берет. А так, по его словам, если один прилавок два торговца берут на двоих, то каждый обычно платит по 50 рублей.

Отметим, что, по данным справочно-информационной системы «Контур-Фокус», в 2013 году ООО «Торговый центр», которому принадлежит рынок в Бавлах, при выручке 12,2 млн. рублей заработало 6,9 млн. чистой прибыли.

Роберт Салимов (слева): «Я выполняю свои служебные обязанности, а меня тут по-всякому обзывают. Какие только слова не услышишь!»

«ЛЮДИ ТАМ, НА РЫНКЕ, ХОТЯТ СПРАВЕДЛИВОСТИ, ЧТО Я МОГУ СДЕЛАТЬ?»

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» съездили в дом, где жил Абряев. Убитая горем дочь Тахмиля Хамидуллина, которая уже сама на пенсии, рассказала, что о том, что произошло на рынке, семья узнала только уже после похорон из сообщений в соцсетях.

— Нам позвонили знакомые и сказали: «Откройте интернет, на рынке с бабаем, оказывается, такое было. От этого всего он и умер». Отец умер 18 числа, а мы о том, что его выгнали с рынка, узнали уже только после похорон. Он даже матери ничего не рассказал. Он только сказал в тот день ей, что ему очень плохо и что у него очень плохое настроение...

К врачам Абреев в свои 82 года практически не обращался.

— В больнице он лежал, наверное, один раз в жизни. И то это было связано не с сердцем, а с кишечником. На сердце он вообще никогда не жаловался, никогда не обращался к врачам, поводов не было. Он сам ездил за рулем своей «четырнадцатой». У него даже очков не было, он читал без очков! — рассказала дочь.

Из разговора с ней и другими родственниками Абряева можно понять, что человеком он был действительно очень работящим. Свой дом, в котором прожил с женой 40 лет (в прошлом году отметили бриллиантовую свадьбу), построил своими руками, 20 лет проработал водителем в местном АТХ-8, был на очень хорошем счету. На похороны Зайнуллы бабая 20 мая пришли и те, с кем он работал на этом предприятии. Пенсия у него была чуть меньше 18 тыс. рублей, а у супруги – труженицы тыла, ветерана труда -– чуть больше 10 тыс. рублей.

— Был очень жизнерадостным человеком. Принимал участие в Сабантуях, принимал участие в соревнованиях, бегал, держа во рту деревянную ложку с яйцом, зимней рыбалкой занимался, у него даже грамоты есть. Он всю жизнь всем помогал. Видит, что женщина несет что-то тяжелое, подойдет и обязательно поможет донести со словами: женщинам тяжелое таскать нельзя. Все что здесь вы видите, он сам все сделал. Он в пять утра уже был на ногах, никогда гостя без чашки чая не отпускал. Он не хотел умирать. Он всегда говорил, на танцы мы еще пойдем, любил своих внуков и правнуков, помогал соседям...

Лилия Хамидуллина
Невестка Абряева Лилия Хамидуллина: «Даже на похороны из них никто не пришел. Самое жесткое наказание нужно давать за такое!»

Невестка Абряева Лилия Хамидуллина в сердцах сказала, что даже если виновные в смерти ее свекра придут к ним и будут просить прощения, семья их вряд ли простит.

— Даже на похороны из них никто не пришел. Самое жесткое наказание нужно давать за такое! — отрезала невестка, держащая на руках маленького правнука Абряева.

Внук Зайнуллы бабая Рамиль рассказал, что позавчера сотрудники прокуратуры приезжали и взяли объяснения с его матери и бабушки (сама она при разговоре не присутствовала, на фоне случившегося у нее подскочило давление, и ей снова вызвали скорую помощь). Тахмиля Абряева рассказала, что писать заявления в прокуратуру поначалу не хотела.

— Но общество ведь поднялось, весь базар поднялся, мы не такие скандальные люди, нам этого не надо было. Но люди там, на рынке, хотят справедливости, что я могу сделать? Там очевидцы были, все всё видели.

Родственники Абряева по просьбе его жены уже выделили рядом с могилой ее мужа место и для нее. «Чтобы и там они вместе были. Это не грех, так бабушка попросила», — говорит внук бабая.

— Видимо, так суждено было ему уйти из жизни. Свежая могила, свежая рана… Он не хотел умирать. Может быть, папа довольный будет, что правда все же всплыла, — сказала у могилы Абряева его дочь. — Может быть, все-таки правды добьемся, он всегда жалел людей, помогал людям, всегда боролся за справедливость.

Вдова и дочь погибшего
«Может быть, все-таки правды добьемся, он всегда жалел людей, помогал людям, всегда боролся за справедливость» (на фото - вдова и дочь умершего пенсионера)

«КАК ТОЛЬКО МЫ РАЗРЕШАЛИ УЛИЧНУЮ ТОРГОВЛЮ, РЫНОЧНИКИ ШЛИ ЖАЛОВАТЬСЯ В ПРОКУРАТУРУ »

Как рассказала «БИЗНЕС Online» Светлана Самонина — руководитель исполкома Бавлинского района, с октября по май администрация района организовывала еженедельные ярмарки и все жители имели возможность реализовывать излишки своих урожаев на центральной площади Бавлов. Там была возможность реализовать и молоко, и мясо, и кур, и гусей, и картофель, и морковь, и свеклу, и соленья, и варенья. Абряев, по ее словам, тоже пользовался такой возможностью — продавал на ярмарках и веники, и картофель, и морковь. В мае эти ярмарки были прекращены, но, по ее словам, руководство района с администрацией рынка всегда проговаривало, чтобы с пенсионеров, которые реализуют излишки продукции со своего огорода, оплаты за право торговли не требовали.

— Они не занимают там и 1 квадратного метра площади. Но это не значит, что он каждый день может реализовывать там свою продукцию. Он должен реализовывать излишки — банку молока, банку творога... Мы это проговаривали и с главами сельских поселений. До этого у нас никогда каких бы то ни было конфликтов с пенсионерами не возникало. Для пенсионеров полгода, на мой взгляд, достаточно, чтобы реализовать излишки своей продукции. У нас были конфликты с фермерами на рынке, но не с пенсионерами.

Светлана Самонина
Руководитель Бавлинского исполкома Светлана Самонина считает, что заплатить за место Абряев должен был, но, следуя рекомендациям исполкома, администрация рынка эту плату с него брать была не должна

Фермеры, по ее словам, не хотели продавать свою продукцию — мясо и молоко — на рынке и просили выделить им место для торговли за пределами рынка, возле автовокзала. Однако эта просьба вошла в противоречие с федеральным законом.

— Как только мы разрешали фермерам торговлю, рыночники тут же шли жаловаться в прокуратуру. И прокуратура пишет нам протест: на основании чего мы требовали то или иное у предпринимателей? Лично на меня было выписано два административных штрафа, так как мы настоятельно рекомендовали то или иное. Рынку мы можем рекомендовать не брать плату с пенсионеров, но диктовать условия мы им не можем, — сказала Самонина.

На прямой вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» должен ли был заплатить дед за право торговли на рынке, согласно букве закона, Самонина ответила, что заплатить за место Абряев должен был, но, следуя рекомендациям исполкома, администрация рынка эту плату с него брать была не должна.

P1013183.jpg
Родственники Зайнуллы Абряева говорят, что даже если виновные в смерти придут к ним и будут просить прощения, семья их вряд ли простит

Тем временем 50 рублей, которые требовали у пенсионера, могут дорого обойтись владельцам рынка. После публикации «БИЗНЕС Online» прокуратура РТ провела свою проверку инцидента. Как сообщается на официальном сайте ведомства, после опроса Райхана Салимова и его брата Роберта результаты прокурорской проверки были переданы в следственный комитет РТ и легли в основу уголовного дела — подозреваемым вменяется причинение смерти по неосторожности. Одновременно рынок проверяют Роспотребнадзор и пожарные.

Между тем кто поручится, что подобная история не повторится на любом другом рынке? Как быть с законом, требованиями бизнеса и простым желанием стариков своим трудом заработать прибавку к пенсии, которая в отличие от цен на лекарства и продукты, почти не растет? Пока что, судя по всему, вся надежда на совесть контролеров и директоров рынков.