«МЫ ГОТОВИЛИСЬ К ЭТОЙ КАТАСТРОФЕ»

Первый квартал стал для некоторых продавцов автомобилей настоящей катастрофой, заявил на вчерашней интернет-конференции «БИЗНЕС Online» Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров ООО УК «ТрансТехСервис».

«Снижение продаж в первом квартале, по статистике АЕБ, составило 36 процентов (в годовом выражении), а по статистике «Автостата» – 54 процента. Истина ближе, наверное, к «Автостату». У нас (в ТТС) 47-процентное падение. В количестве это выражается так: 13153 автомобиля было продано в первом квартале 2014 года и 6985 автомобилей – в первом квартале 2015 года. При этом в апреле наше падение замедлилось, ситуация стала лучше: падение – примерно 35 - 38 процентов. Для кого-то это катастрофа (50-процентное падение рынка). Но мы готовились к этой катастрофе, зная, что рано или поздно она наступит, поэтому верстали свой инвестиционный план. Кто не готовился – оказались в критической ситуации», – сказал Зубарев.

По его словам, сегодня состояние компаний очень сильно зависит от портфеля брендов. Как и в целом по России, увереннее всего себя в республике чувствовали корейские бренды – Hyundai, Kia. При этом сильно провалился Renault, который лучше всего представлен именно в ТТС. Но наиболее серьезное падение, по данным Зубарева, было у Chevrolet и Ford. «Статистика продаж очень чувствительна к цене. Mitsubishi хорошо продавался в самом начале года. Потом поднялись цены, и полный провал в марте и апреле. Сейчас ценовое предложение улучшилось, и, я думаю, в мае он резко выпрыгнет вперед. Ford по ценам опустили, и он тоже резко выпрыгнул вперед. Toyota в апреле провалилась, они дали скидки по ценам, сейчас, в мае, идет усиленное контрактование. То есть такие качели – ситуация меняется практически ежемесячно», – рассказал Зубарев нашему изданию.

При этом цены на новые авто, по его оценке, за первые четыре месяца года выросли от 10 («хотя сейчас таких уже практически не осталось») до 40%.

АВТОКРЕДИТЫ ВЫХОДЯТ НА ДОКРИЗИСНЫЙ УРОВЕНЬ

Усугубило ситуацию аховое положение с автокредитованием. «В первом квартале, когда кредитные ставки взлетели, падение было сумасшедшим. Если в 2014 году в кредит покупали 40 - 50 процентов автомобилей, то в первом квартале в кредит было продано 10 - 15 процентов, ну в пределах 20 процентов. Это при том, что и общее падение было, так что фактически кредитование упало в четыре-пять раз», – говорит Зубарев.

Однако сегодня обстановка радикально изменилась, причем в лучшую сторону. Во-первых, государство ввело субсидирование кредитных ставок, и, во-вторых, связанные с автоконцернами банки реанимировали свои льготные программы.

– Сейчас предлагают рассрочку платежа на 3 года на Renault Duster, ставку на автомобили Ford по 4,9 процента годовых в рублях, Kia – 6,5 процентов, Hyundai – 6,9, автомобили Volkswagen – под 5,5 процентов, Skoda – под 8 процентов. LADA через Русфинансбанк под 5,5 процентов кредитует. Тойота Банк дает процентную ставку в 5,9 процента на автомобили Toyota и Lexus. Audi (через Фольксваген Банк Рус) – от 6,9 процента, БМВ Банк на покупку автомобилей BMW – от 7,5 процентов. «ТрансТехСервис» вместе с Татфондбанком запустили программу для автомобилей с пробегом – 8,23 процента на один год, – сообщил нам председатель совета директоров ТТС.

По оперативным данным его компании, в апреле ТТС продал в кредит уже 50% реализованных авто, выйдя на докризисный уровень по этому показателю (отметим, что общие продажи компании, тем не менее, снизились на 38%).

«РЫНКУ АВТОМОБИЛЕЙ С ПРОБЕГОМ РАСТИ И РАСТИ»

Зубарев рассказал и о том, что сегодня помогает продавцам минимизировать потери. «Когда рынок съеживается, надо искать, где еще можно заработать. Надо понимать, что у нас два источника дохода, один – продажа автомобилей и второй – сервис. В сервисе такого потрясения нет, сейчас это основной доход. Раньше 90 процентов давали продажи автомобилей и 10 процентов – сервис. К прошлому году мы где-то 50 на 50 сделали, и если б не эта сумасшедшая продажа в конце года, оно где-то так и вышло бы», – сказал он в ходе интернет-конференции.

Помимо этого, автосалонам явно стоит присмотреться к такого рода бизнесу, как продажа подержанных машин. Например, в ТТС их продажи в прошлом году выросли более чем на 100%. «Мы продали 9254 автомобиля с пробегом, новых – 58,5 тысяч. И за 4 месяца 2015 года, несмотря на падение продаж новых автомобилей, мы подержанных продали на 30 процентов больше. У нас сегодня в Казани действует уже три таких автосалона (по продаже подержанных машин прим. ред.). Мы сейчас расширили услуги, мы покупаем автомобили, мы можем взять на реализацию», – пояснил Зубарев.

Более того, по его словам, в целом рентабельность этого направления выше, чем торговля новыми авто, хотя, конечно, на некоторых машинах компания лишь терпит убыток. И рынок этот весьма объемен: по подсчетам ТТС, в Татарстане с начала года всего продано 23,3 тыс. машин с пробегом, из которых 12,8 тыс. – иномарки. «По иномаркам мы продали 744 машины, получается где-то около 6 процентов, от общих продаж – 4,5 процента (1035 машин), то есть расти и расти», – отметил наш собеседник.

К тому же автосалоны все-таки более надежные партнеры, нежели продавцы на авторынках, уверен Зубарев. По его словам, на ряд автомобилей даже предоставляются гарантии сроком от 12 месяцев . «Если вы поймете, что на рынке вас обманули, куда вы пойдете? Пойдете в церковь, поставите свечку и скажете: «Боженька, помоги!» Если вы вдруг обнаружите, что вас обманули в ТТС, вы знаете, кому предъявлять претензии», – сказал он.

«ЕСЛИ РЫНОК ТАК ПРОСЕДАЕТ, КТО-ТО ДОЛЖЕН С НЕГО УЙТИ»

Что касается прогнозов на 2015 год, давать их – дело неблагодарное, уверен Зубарев. «Просчитывать точные цифры сейчас – бесполезное занятие. Как можно просчитать стоимость нефти сейчас и курс рубля по отношению к доллару? Сколько хорошие специалисты ни считали, все всегда ошибаются», – полагает он.

Но все-таки нащупал ли рынок дно спроса? – задали мы вопрос.

«Мне кажется, что в этом году нащупаем дно. Я [раньше] думал, что [падение] будет 40 - 50 процентов. Сейчас вот смотрю, все как-то смягчается, но меньше 30 процентов не будет, скорее всего, и 50 процентов не будет, будет где-нибудь 40 процентов. Но это с точки зрения сегодняшнего дня, а через пару месяцев еще что-нибудь может случиться. Дальнейшая стагнация нам, думаю, гарантирована, быстрого взлета не будет. Чем кризис 2008 - 2009 отличался: падение вроде быстрое, а потом вверх. Такого, к сожалению, не будет», – считает председатель совета директоров ООО УК «ТрансТехСервис».

Какие-то компании будут разоряться, какие-то будут поглощены более крупными игроками. «Здесь будет на истощение: у кого-то агония длительная, но в принципе неизбежная. Если рынок так проседает, кто-то с него должен уйти», – заключил Зубарев.

Полная стенограмма встречи с Вячеславом Зубаревым будет опубликована в ближайшее время.