Наибольшие потери в абсолютном выражении в первом квартале понесла LADA. За 3 месяца было продано лишь 3555 авто — на 2720 машины меньше, чем годом ранее

КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ: КАЗАНЦЫ ПОЛЮБИЛИ LADA

Первую часть обзора мы посвятили автомобилям премиум-класса, сегодня же речь пойдет о массовом сегменте рынка. Что касается общего спроса на новые автомобили в Татарстане, то он, по данным «Автостата», обвалился на 55%: с 25,1 тыс. авто в первом квартале 2014 года до 11,3 тыс. авто в первом квартале года нынешнего. В Казани динамика практически совпала с республиканской: минус 57% до 4139 машин.

Напомним, что в основе традиционного обзора авторынка «БИЗНЕС Online» лежат исследования агентства «Автостат», которое фиксирует количество поставленных на учет автомобилей. То есть может существовать некоторая погрешность: какие-то авто могли быть куплены в столице Татарстана приезжими, какие-то, напротив, ввезены казанцами из других регионов. Но в целом эта статистика отражает рыночные тенденции.

Без-имени-1.jpg

Если сравнивать итоги первого квартала с ситуацией по РФ в целом, то, по данным ассоциации европейского бизнеса, продажи новых авто упали на 36,3% до 383,7 тыс. авто. Но надо заметить, что в случае с АЕБ речь идет не только о легковых, но и легких коммерческих автомобилях (массой до 3,5 т), отличается и методология — ассоциация учитывает непосредственно продажи авто.

Итак, наибольшие потери в абсолютном выражении в первом квартале понесла LADA. За 3 месяца было продано лишь 3555 авто — на 2720 машины меньше, чем годом ранее. При самой большой доле рынка у тольяттинцев это выглядит логично. Справедливости ради отметим, что относительные потери отечественного бренда (43,3%) оказались меньше средних по рынку на 12 п.п.

Интересно, что традиционно скептично настроенные казанские автолюбители на этот раз оказались более лояльными к продукции АвтоВАЗа. В столице Татарстана LADA потеряла лишь 43,1%, на фоне средних рыночных потерь всех брендов в Казани — 57%. Вероятно, на предпочтения казанцев повлияли похудевшие кошельки, заставившие граждан пересаживаться за баранку недорогих авто. Впрочем, такая тенденция характерна для всей страны: по данным АЕБ, по РФ LADA и вовсе потеряла лишь 25%.

Преимущества АвтоВАЗа, помогающие ему переживать кризисы (а порой и оборачивать их в свою пользу), очевидны: самая высокая локализация производства, широкий выбор запчастей, простота в обслуживании и доступные цены

Традиционно скептично настроенные казанские автолюбители на этот раз оказались более лояльными к продукции АвтоВАЗа. В столице Татарстана LADA потеряла лишь 43,1%, на фоне средних рыночных потерь всех брендов в Казани — 57%

С другой стороны, несмотря на высокую локализацию, ценовую политику LADA назвать гибкой нельзя при всем желании. К примеру, ее седан Granta в средней комплектации подорожал за зиму на 11,1%, а главный фаворит местного рынка Kia Rio в аналогичной «упаковке» — только на 5,6%. Впрочем, АвтоВАЗ продержался с минимальным повышением цен (5,1%) половину января и весь февраль, что, конечно, поддержало продажи тольяттинских легковушек.

Остается добавить, что на продажи вазовских авто в 2015 году может заметно повлиять запуск производства двух новых моделей, седана и кроссовера. «Могу раскрыть детали по гарантии новых моделей АвтоВАЗа: Vesta и X-Ray. Гарантия будет предоставляться на 5 лет или 100 тысяч километров пробега, кроме подвески, фар и тормозов, на которые гарантия составит 50 тысяч километров», — рассказал нам вице-президент по развитию ГК «КАН Авто» Сергей Чернов.

==table532==

ВОЛЬНОМУ — ВОЛЯ: CHEVROLET И OPEL УШЛИ ИЗ РОССИИ

Совсем другая ситуация у брендов Chevrolet и Opel американского концерна GM, которые заняли соответственно второе и пятое место по абсолютным потерям. Как бы местным автолюбителям ни были симпатичны бестселлеры Cruze и Astra, если стабилизация финансовой ситуации не вразумит GM, подтолкнув его к возвращению на рынок РФ и адекватной ценовой политике, придется поискать им замену.

Напомним, некогда являвшиеся хитами Opel Astra и Chevrolet Cruze за два месяца подорожали более чем на 38%. Разумеется, после падения спроса ниже плинтуса GM заявил о намерении вывести свои массовые модели с российского рынка. О том, как концерн «хлопнул дверью» и как себя чувствовали республиканские автодилеры в марте, мы писали подробнее здесь.

Без-имени-2.jpg

«О том, кто займет место Chevrolet и Opel, можно будет сказать по итогам года. Но автомобильный рынок таков, что никто не будет жалеть об их уходе. Покупатели перейдут к другим брендам. Пока лидируют АвтоВАЗ, корейцы и Renault», — заявил заместитель генерального директора ГК «АКОС» Михаил Котляров нашему изданию.

Процесс перераспределения «освободившейся емкости» будет непростым, считает вице-президент по развитию ГК «КАН Авто». «Значительно усилятся те одноклассники Chevrolet и Opel, которые сумеют сохранить ценовую привлекательность для клиента. К примеру, Hyundai и Kia. Мы, естественно, занимаемся подбором бренда для замены GM, но о конкретных результатах говорить пока рано», — сказал Чернов.

==table533==

==table543==

HYUNDAI ТЯНЕТ ОДЕЯЛО НА СЕБЯ

Действительно, судя по стабильным показателям, одним из главных бенефициаров перераспределившегося спроса на авторынке стал Hyundai. Притом что этот корейский производитель занял третье место по рыночной доле (8,8%), его потери «в штуках» составили всего 295 авто (лишь 14-е место по абсолютным потерям). В относительном выражении в Татарстане Hyundai потерял 23%, а по РФ всего 4% от прошлогоднего спроса. И если в нашей республике второе место по популярности держит Kia, то по РФ «серебро» именно за Hyundai.

==table534==

Если же оценить ценовую политику корейских брендов исходя из имеющихся у нас данных, то стоимость авто Kia выросла меньше, чем у ее родственника, однако падение продаж оказалось более существенным. Можно предположить, что Hyundai, позиционируемый южнокорейским концерном как представитель более дорогого сегмента, нежели Kia, смог перехватить часть спроса на сбежавшие из страны популярные модели Chevrolet и Opel.

==table535==

Свою роль наверняка сыграл и фактор присутствия марки в регионе. Напомним, что один из крупнейших автодилеров Татарстана ГК «КАН Авто» в июне прошлого года открыл салон Hyundai. Таким образом, выросло число поставляемых в республику автомобилей, а очереди ожидания сократились. Да и здоровая конкуренция между дилерами обычно ведет к сдерживанию цен и повышению качества сервиса, что опять-таки повышает спрос на автомобили.

==table536==

==table537==

«Хочу добавить, что корейские производители наиболее адекватно подошли к ценовой политике на свои автомобили в период кризиса. Президент «Хендэ рус» господин Ку, по рассказам его подчиненных, лично доказывал совету директоров концерна выгоду такой политики. Ведь она позволила не только минимизировать спад продаж, но и привлечь новых покупателей, перешедших с других брендов, тем самым расширив долю бренда на российском рынке», — сообщил Чернов.

==table538==

«РАБОЧИЕ ЛОШАДКИ» FORD НЕ ВЫТЯНУЛИ ПРОДАЖИ

Добавим, что казанские автолюбители достаточно благосклонно отнеслись к продукции Mitsubishi, которая не попала в Топ-10 по абсолютным потерям, а вот спрос на Daewoo упал в 8 раз. Тем временем американский Ford, пожав плоды своей негуманной ценовой политики за первые два месяца, затем решил быстро выправить ситуацию. В начале марта концерн объявил о снижении цен: до 31 марта 2015 года автомобили Ford Focus должны были продаваться с приличной скидкой, в результате чего цена на них снизилась на четверть, до 599 тыс. рублей, то есть до уровня лета 2014 года. Пожалуй, такую акцию следует продлить, так как особого эффекта пока не последовало: по данным АЕБ, продажи Ford в России в январе-феврале упали на 70%, а в январе-марте — на 71%.

Подчеркнем, что очень сильно пострадал спрос именно на «рабочие лошадки» Ford — Focus (-87,1%) и Mondeo (-89,6%). И, хотя в наиболее динамично растущем сегменте компактных кроссоверов была выпущена модель Ecosport, спрос на нее пока нельзя назвать ажиотажным.

Немаловажно и то, что один из ключевых игроков татарстанского рынка ГК «АКОС» в мае прошлого года отказался от продвижения марки Ford.

==table539==

PEUGEOT СДАВАТЬСЯ НЕ НАМЕРЕН

Отметим, что серьезные трудности наблюдаются не только у Opel и Chevrolet. Среди аутсайдеров первого квартала — Peugeot и Citroen, потерявшие соответственно 91,5% и 83,2% от прошлогоднего спроса. Общероссийские потери вполне сопоставимы: -80% и -78%, так что попенять на особенности местного рынка у французов не получится.

Напомним, что прошлым летом автодилер ТТС, возмущенный негибкой ценовой политикой Peugeot, вообще отказался представлять эту марку в Татарстане. Что наверняка внесло свою лепту в копилку потерь автопроизводителя.

Однако, несмотря на жесткую посадку, Peugeot не теряет интереса к рынку России и Татарстана и намерен продолжать борьбу за покупателей.

«Мы видим, что бренд предпринимает реальные шаги по улучшению ситуации. Были произведены послабления для дилеров в плане обязательств. Произошла концентрация усилий на бестселлере марки — модель 408, при этом существенно снижена цена на эту модель, а также введены особые условия по КАСКО. Был введен кредит под 0 процентов на весь модельный ряд. Peugeot дал нам понять, что намерен повысить локализацию, уходить с рынка не собирается и готов укреплять партнерские отношения. Поэтому мы уверены в нем как в партнере», — заверил нас заместитель генерального директора по развитию «Барс Авто» Марат Замалутдинов.

Кстати, единственному региональному дилеру Peugeot «Барс Авто» ныне приходится нелегко, так как в портфель этой компании входили также Opel и Chevrolet. В этой ситуации компания уже начала поиск новых партнеров для бизнеса. Как это сделал тот же «КАН Авто» еще в 2014 году, переключился на более устойчивый к кризису и «адекватный» Hyundai. «Мы еще до конца текущего года будем исполнять свои обязательства как дилер Chevrolet и Opel. Не буду скрывать, мы ведем переговоры о сотрудничестве на 2016-й год с ведущими брендами, пока подробности не могу раскрыть», — заявил Замалутдинов нашему изданию.

К слову, неплохо для начала пошли дела у бюджетного подразделения Nissan — Datsun, который представляет в Татарстане «АКОС». За конкурента бюджетных моделей Granta и Logan (пусть так и не считают представители АвтоВАЗа и Renault), проголосовали кошельком 235 человек в Татарстане и 85 — в Казани.

И тут Котляров, который ранее прогнозировал изменение спроса по сегментам, попал в яблочко. «Сильнее упадут те бренды, чьи автомобили только импортируются, так как там будет самое большое подорожание. В фаворитах останутся, наверное, премиальные бренды и автомобили, производящиеся в России. Причем, скорее всего, опять произойдет некоторый переток покупателей с кроссоверов на автомобили класса С. А покупатели из класса С наверняка перейдут в некотором объеме в класс В, производящийся в России», — заявил нам Котляров, подводя итоги 2014 года.

ЛОКАЛИЗОВАННЫЕ МОДЕЛИ ПОМОГЛИ MAZDA ВОЙТИ В ТОП-10

Стоит отметить факт попадания по итогам квартала в Топ-10 такого бренда, как Mazda — это произошло впервые. Хотя спрос на эти японские машины упал вдвое, до 245, дела у ближайших конкурентов в лице Mitsubishi и Ford шли еще хуже. При этом 48% автомобилей (118 из 245) были поставлены на учет в Казани.

Добавим, что общероссийские потери Mazda оказались скромнее — 38%, но в итоге бренд занял по стране только 17-е место. Таким образом, региональный фактор обеспечил существенно больший спрос на данную японскую марку в РТ — в целом по России покупатели предпочитают те же Nissan и Toyota.

«У нас произошло снижение продаж приблизительно процентов на 40. Сравнительно небольшие потери Mazda в первом квартале могу объяснить, во-первых, недавним удачным обновлением модельного ряда. У нас традиционно высокий спрос на новинки. Во-вторых, сравнительно небольшим числом дилерских центров: в Казани их всего два», — пояснил исполнительный директор ООО «Айрон Трейдинг» Антон Бутаков нашему изданию.

==table540==

При этом де-факто бренд не сдает позиции (относительно, разумеется) благодаря двум локализованным моделям. «К сожалению, Mazda 3 не локализована и в ближайшее время не будет импортироваться из-за неконкурентной цены. Из новинок мы ожидаем Mazda 2, но это опять-таки японская сборка, и цена соответствующая. Поэтому преимущественно будем работать с теми моделями, которые удалось локализовать: Mazda 6, CX-5», — уточнил Бутаков.

По его мнению, в апреле на рынке наметились первые признаки стабилизации. «В последние несколько недель я и мои коллеги наблюдаем определенные улучшения, в день контрактуется по одному-два авто, это гораздо лучше, чем в первом квартале. Для этого есть основания. В Mazda запустили специальную программу trade-in, связанную с госпрограммой поддержки автопрома. Плюс Центробанк РФ пошел на снижение ставки, что помогло немного удешевить кредиты, также наблюдается стабилизация курса рубля», — заявил исполнительный директор «Айрон Трейдинг» нашему изданию.

«ФАВОРИТАМИ БУДУТ ТЕ, КТО ДОБИЛСЯ БОЛЬШЕЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» пока не видят поводов для оптимизма и полагают, что фаворитами рынка в этом году будут бренды, сумевшие максимально локализовать производство и придерживающиеся умеренной ценовой политики.

Михаил Котляров — заместитель генерального директора, руководитель направлений Mitsubishi, Datsun ГК «АКОС»:

— Что касается выигравших и проигравших, все предельно просто: те бренды, которые задрали цены, те и проиграли. В кризис для покупателей особо значимой стала цена. Поэтому выиграли те бренды, которые в ущерб себе не стали поднимать цены. Скорее всего, первый квартал будет самым слабым из всех кварталов 2015 года. По крайней мере, мы все на это надеемся. Фаворитами текущего года, по моему мнению, останутся корейцы Hyundai и Kia, LADA, Renault, Nissan, Volkswagen, Skoda, Datsun. То есть те бренды, кто добился большой локализации на своих заводах в России.

Сергей Чернов — вице-президент по развитию ГК «КАН Авто»:

— В условиях кризиса покупательский интерес сместился в область очень дорогих и недорогих автомобилей. Наибольшую просадку показывают автомобили средней ценовой категории. LADA продавалась лучше с учетом естественных процессов на рынке. Акции производителя, такие как утилизация и разнообразные кредитные программы, усилили интерес к покупке LADA. «КАН Авто» увеличил рекламную активность на рынке и качественно транслировал акции производителя, стабилизируя продажи.

Не думаю, что 2015-й год будет годом окончания кризиса, пока тенденция отрицательная, связанная напрямую с мировыми экономическими процессами. Неустойчивые курсы валют, негативные ожидания клиентов пока не дают повода для оптимистичных прогнозов. Фаворитами года я считаю LADA, Hyundai, Kia, Renault, Datsun, Skoda.

Читайте также:

Богатые тоже не платят: спрос на люксовые авто в Татарстане упал на 44%. Часть 1-я

==table541==

==table542==