В Татарстане нет давления бизнеса на рынок закупок. Об этом вчера зашла речь на 9-й встрече «Бизнес и власть: откровенный разговор». На этот раз пообщаться с предпринимателями пришли руководитель УФАС РТ Александр Груничев и гендиректор агентства по государственному заказу Яков Геллер. Корреспондент «БИЗНЕС Online» с любопытством наблюдал за тем, как призывы к более активному сотрудничеству с контролирующими органами находили живой отклик со стороны предпринимателей.
Пообщаться с предпринимателями пришли руководитель УФАС РТ Александр Груничев и гендиректор агентства по государственному заказу Яков Геллер |
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ БОЯТСЯ ЖАЛОВАТЬСЯ
Особенностью состоявшегося вчера диалога, собравшего в казанской гостинице «Рамада» с полсотни предпринимателей, стало первое с начала проекта отсутствие уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимура Нагуманова — он заболел. Вместо него дискуссию вел член общественного совета управления ФАС по РТ Владимир Кутилов. Возможно, это, а может быть, ораторский талант и парадоксальный юмор гендиректора агентства по госзаказу РТ Якова Геллера заметно изменили предполагавшийся характер дискуссии, сделав его похожим на кухонные посиделки старых друзей. Хотя сама тема встречи — недобросовестная конкуренция, нечестные тендеры и проблема доступа малого бизнеса к госзакупкам — предусматривала яростные споры на повышенных тонах.
В начале встречи руководитель УФАС РТ Александр Груничев рассказал, что жалобы на то, что торги проходят с заранее известным результатом, поступают в его ведомство регулярно, но не так часто, как в соседних регионах: «По количеству жалоб в УФАС мы за последние 5 лет с 10 - 15 места по России опустились на 32-е. В течение года мы регистрируем порядка 300 жалоб. В других сопоставимых регионах, таких как Башкортостан или Ростовская область, предприниматели более активно отстаивают свои права». При этом Груничев отметил довольно высокий процент обоснованности жалоб татарстанских предпринимателей — около 70%.
«Многие предприниматели говорят, что они боятся жаловаться — их потом вообще до торгов не допустят, но ведь есть общественные организации, ассоциации предпринимателей, «Народный фронт» — через них можно организоваться и отстаивать свои права», — отметил Груничев, предложив свою помощь в развитии конкуренции на рынке.
«ПРОБЛЕМА ДАВНО БЫЛА БЫ РЕШЕНА, ЕСЛИ БЫ ДЕПУТАТЫ ГОСДУМЫ НЕ ШАРАХАЛИСЬ ИЗ СТОРОНЫ В СТОРОНУ»
Важной информацией с предпринимателями поделился Геллер. По его словам, в минувшую субботу агентство по государственному заказу, Роспотребнадзор и УФАС по РТ при поддержке министерства экономики РТ договорились о том, что с 1 мая они возобновят экспертизу конкурсов на «заточку» под конкретного победителя. Подобную экспертизу проводили два года назад, но тогда инспектировали уже состоявшиеся торги, что резко ограничивало возможность УФАС по РТ аннулировать результаты. «Сейчас мы будем инспектировать еще не состоявшиеся контракты, — рассказал Геллер. — Правда, на первом этапе речь пойдет только о наиболее злободневных сейчас контрактах на поставку продуктов питания. А у УФАС по Татарстану будет достаточно времени и полномочий, чтобы воспитывать заказчика».
Груничев пояснил, что зимой и в начале весны из-за падения курса рубля и резкого повышения цен произошел массовый отказ от выполнения ранее заключенных контрактов на поставку продуктов в государственные и муниципальные учреждения — детские сады и школы остались без питания. В результате реестр недобросовестных поставщиков пополнился 37 предпринимателями и компаниями.
Предвосхищая вопросы бизнесменов, Геллер признал, что у практиков госзакупок есть много претензий к закону №44-ФЗ. Разрешенная законом поливариантность поведения заказчика позволяет делать то, что участники рынка называют «заточкой» под конкретного победителя: «Это старая проблема, и она давно была бы решена, если бы депутаты Госдумы не шарахались из стороны в сторону, а последовательно совершенствовали уже имеющиеся механизмы. 94-й закон только вступил в силу, начала складываться практика его применения, стали закрывать те дырки, которые в нем были, появилась возможность совершенствования закона — и тут его отменили. На его место пришел 44-й закон. Понадобится три-четыре года на освоение этого закона, начнут его адаптировать к реальности. Наверное, и его отменят. Появится еще какой-то закон». По словам Геллера, такая непоследовательность и непреемственность федерального законотворчества дорого обходится стране. Причем его нельзя поправлять ни республиканским, ни тем более местным законодательством.
«МЫ МОЖЕМ ЛЕГКО ВЫЯВИТЬ ПОДАЧУ ЗАЯВЛЕНИЙ С ОДНОГО IP-АДРЕСА»
Совладелец компании «Жуков и Архангельский» Арсений Архангельский рассказал о том, что в одном тендере с его компанией участвовали две другие, учредителем и директором которых выступал один и тот же человек, в результате одна из этих компаний и получила заказ госкомпании: «По результатам закупки победила компания, для которой данный вид деятельности вообще был непрофильным, но у нее была чуть ниже цена. Она из года в год выигрывает тендеры, и о ее тесных взаимоотношениях с заказчиком было известно. Мы написали письмо в УФАС о том, что здесь, возможно, была недобросовестная конкуренция. Но, к сожалению, закон не запрещает двум компаниям с одним и тем же учредителем и директором подавать заявки на участие в одном конкурсе». Архангельский поинтересовался, как в этом случае можно доказать возможную аффилированность лиц.
Геллер сразу огорошил предпринимателя тем, что на его уровне ничего сделать нельзя: «То, что вы сказали, мы знаем. 223-й закон очень несовершенен, в нем не прописаны критерии оценки победителя. Попробовали дать вольницу, это превратилось в 1045 способов легализации предварительной договоренности. Смиритесь, здесь надо менять закон». Геллер заверил, что работа над этим идет, но пока не ясно, когда поправки в закон будут приняты.
Зато Груничев обнадежил: «Наиболее одиозные случаи мы отслеживаем и выдаем предписания по изменению положения о конкурсе. Как правило, суды встают на нашу сторону. Я дал поручение разобраться по вашей жалобе, мы проведем повторную внеплановую проверку. Если там обнаружится устойчивая пара заказчик-исполнитель, то можно будет проверить их на предмет сговора во время торгов. Тем более что у нас есть соглашение с агентством по государственному заказу, со следственными органами. Мы можем легко выявить подачу заявлений с одного IP-адреса. Прокуратура такие случаи берет на заметку». Глава УФАС по РТ еще раз призвал предпринимателей к активной позиции: «Если мы где-то недорабатываем, скажите, мы поправим».
ЖИЛЬЦЫ МОГУТ ЗАСТАВИТЬ УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ ПРОВОДИТЬ КОНКУРСНЫЕ ЗАКУПКИ
Фанис Ибрагимов из компании «Маяк НК» поднял вопрос о том, можно ли проводить конкурсные процедуры при выборе подрядчиков управляющих компаний в сфере ЖКХ? Геллер ответил на этот вопрос утвердительно. Правда, есть нюанс: управляющие компании — это частные структуры и не попадают под действие закона о госзакупках. «Управляющие компании в России в целом управляют триллионами рублей — квартплатами жильцов, — отметил руководитель агентства. — Их надо каким-то образом признать регулируемыми государством заказчиками и распространить на них те правила, которые бы позволили обеспечить государству доступ бизнеса к их закупкам. Об этом говорят в верхних эшелонах власти, но управляющие компании пока сопротивляются».
Кутилов уточнил: могут ли сами жильцы заставить управляющие компании осуществлять закупки через конкурсы? «Абсолютно правильная постановка вопроса», — в один голос сказали Груничев и Геллер. «Самый действенный способ — на общем собрании жильцов обязать управляющие компании проводить конкурсы», — пояснил Груничев.
Он также сообщил, что на те управляющие компании, которые допускают злоупотребления в управлении жилым фондом, УФАС по РТ подает иски в суд о разделении на несколько независимых компаний. В данный момент такой процесс уже идет в отношении управляющей компании из Приволжского района. Готовится аналогичный иск к управляющей компании из Ново-Савиновского района.
Подвел итоги обсуждения Кутилов, порекомендовав Ибрагимову активнее работать с жильцами, «чтобы они захотели иметь дело с вами и надавили на свою управляющую компанию или председателя ТСЖ».
«В ТАТАРСТАНЕ НЕДОСТАТОЧНО БИЗНЕСА, ЛИБО ОН НЕ КРЕАТИВНЫЙ, НЕ МОБИЛЬНЫЙ»
Еще одну важную тему поднял представитель компании «Проспер»: «Я представляю микробизнес, у меня работают менее 10 человек. Мы шьем одежду. Соответственно, мы можем претендовать на небольшие госзаказы, но где их взять?» Геллер напомнил, что в декабре 2014 года было подписано постановление правительства РФ №1352 которое обязало все предприятия с выручкой свыше 1 млрд. рублей осуществлять закупки 10% для малого бизнеса. «На прошлой неделе Рустам Минниханов подписал предложенный Тимуром Нагумановым перечень поручений, в котором две революционные новеллы, — заинтриговал он. — Во-первых, он поручил распространить это постановление №1352 на все предприятия республики вне зависимости от суммы выручки. Во-вторых, он поручил агентству по госзаказу создать информационный ресурс, где и собирать все заказы всех регулируемых государством заказчиков». По словам Геллера, ресурс будет называться «ИС» и размещаться на сайте 223.agzrt.ru. «Сейчас эта информация предоставляется в добровольном порядке, но вскоре заказчики будут обязаны предоставлять ее. Мы их будем аккумулировать и размещать в одном окошке «Закупки для малого бизнеса», — сказал он. По прогнозам Геллера, механизм заработает через два-три месяца, когда провернутся колесики бюрократической машины. Груничев добавил, что порядка 50 крупных компаний в Татарстане не выполняют требования постановления №1352 и в их отношении уже наложены штрафные санкции.
Но есть и оборотная сторона медали — низкая активность татарстанских предпринимателей. Заказчики объявляют торги до 100 тыс. рублей, а никто не приходит. «Либо условия не устраивают, которые выдвигают заказчики, либо просто нет поставщиков такой продукции в районе», — удивляется глава УФАС по РТ. «Наши девочки обзванивают предпринимателей из базы данных — поучаствуйте в торгах! И все равно нет участников!» — добавил Геллер. По его мнению, в республике нет давления бизнеса на рынок закупок. «Это тема большого разговора. И гранты раздают, и совещания проводят с участием президента, но ситуация пока плачевная — в среднем число участников торгов равняется 1,8. Это очень мало. В Москве, например, эта цифра составляет 4,7, — сказал он. — В Татарстане недостаточно бизнеса, либо он не креативный, не мобильный».
Геллер призвал предпринимателей приходить на бесплатные обучающие семинары, которые проводятся каждую среду и четверг в 11:00 в здании минэкономики РТ. «Вопросы, которые вы задаете, не для «Откровенного разговора», а для обучающего семинара», — пожурил он участников встречи.
«А ПОТОМ ПРИХОДИТ К НАМ И ОТЗЫВАЕТ СВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ»
Неоднократные призывы активнее сотрудничать с контролирующими органами возымели успех. Представитель одного из event-агентств Александр Стаценко пожаловался на то, что его коллеги по цеху работают «в черную», не платя налоги и получая конкурентные преимущества по сравнению с теми компаниями, которые работают по закону. «Кто бы мог навести порядок в нашем бизнесе?» — спросил он.
Груничев рассказал, что в данном случае подходит статья 14 «О недобросовестной конкуренции» закона 135-ФЗ «О защите конкуренции». Но в ее регламенте предусмотрено, что ФАС сможет заниматься рассмотрением дела только после подачи заявления от одного из участников рынка на действия конкурентов. «Готовы ли вы вместе с нашей службой один-два года заниматься этой темой, предоставлять материалы, писать жалобы? Чтобы постепенно сделать на рынке справедливую конкуренцию?» — испытующе спросил предпринимателя Груничев. Получив утвердительный ответ, он предложил сразу после мероприятия заключить соответствующее соглашение и начать работу. «Только у меня к вам просьба будет, — добавил руководитель УФАС по РТ. — Уже не раз у нас было так: договариваемся, что да, надо порядок на рынке наводить. Человек добивается своей цели — заключает договор, приобретает большую долю на рынке, а потом приходит к нам и говорит, что отзывает свое заявление. Надеюсь, что в нашем случае так не будет».
Геллер признал, что у практиков есть много претензий к закону о госзакупках |
«ДВА ПАЛЬЦА В РОЗЕТКУ СУНУТЬ ЖЕЛАЮЩИХ МАЛО, А ОГРАНИЧИТЬ ЧИСЛО УЧАСТНИКОВ РЫНКА — ПОЖАЛУЙСТА»
Предложение одного из участников встречи ввести ограничения для участия в торгах, чтобы не допускать победы жуликов, вызвало неподдельное негодование Геллера.
— Третья заповедь Адама Смита (один из основоположников современной экономической теории — прим. авт.) звучит так: любая фирма должна иметь возможность свободного входа на рынок. То, что вы предлагаете, нарушает учение Адама Смита, а значит, не будет работать.
— Не согласен! — упрямо ответил предприниматель.
— Благими намерениями... А дальше будут говорить, что в торгах может участвовать только фирма, у которой есть 6 докторов наук, или фирма, у которой на складе есть 12 бульдозеров, или фирма, которая не менее 10 лет работает на рынке. Нет предела человеческой изобретательности! Не смешивайте конкурентную среду и нарушения Уголовного кодекса. Это разные вещи. Нельзя вам запрещать входить в банк, потому что кто-то ограбил банк.
Геллер призвал не экспериментировать с законами экономики: «У нас такая ситуация в экономике, потому что ей управляют люди, не знающие ее законов. Вы же не будете спорить с законом Ома, а с законами Адама Смита вы спорите. Два пальца в розетку сунуть желающих мало, а ограничить число участников рынка — пожалуйста. Но в итоге законы экономики бьют посильнее электрического тока».
Следующий «Откровенный разговор» запланирован на 14 мая. В этот день представители бизнеса встретятся с руководителем УФНС по РТ Маратом Сафиуллиным и управляющим республиканским отделением пенсионного фонда Марселем Имамовым.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.