Пакет «постадмиральских» поправок в федеральные законы вчера официально внес в Госдуму РФ Госсовет РТ. Проверять «объекты особого статуса» чаще, дольше и в случае чего закрыть на три месяца без суда — таково вкратце содержание документов. Покопавшись в них, корреспондент «БИЗНЕС Online» обнаружил кое-какие подробности, не звучавшие ранее в ходе жарких дискуссий. По мнению экспертов «БИЗНЕС Online», перспективы принятия законопроектов зависят от позиции правительства РФ, которая пока неизвестна.
Сегодня Госсовет Татарстана направил в Госдуму РФ свои законодательные инициативы по противопожарной безопасности, принятые после ЧП в «Адмирале» (фото: president.tatarstan.ru)
ПРОВЕРКИ «ОБЪЕКТОВ ОСОБОГО СТАТУСА»: НЕ 50 ЧАСОВ, А 40 ДНЕЙ. И КАЖДЫЙ ГОД
Накануне Госсовет Татарстана направил в Госдуму РФ свои законодательные инициативы по противопожарной безопасности, принятые после ЧП в «Адмирале». Напомним, что этот пакет поправок бурно обсуждали и на заседаниях комиссий, и на пленарной сессии Госсовета РТ. В итоге, несмотря на возражения бизнеса, парламентарии приняли-таки решение, и теперь Госдуме РФ предстоит решить, вводить или нет эти усложняющие жизнь предпринимательства меры. Интересно, что представлять эти документы в Думе от лица Татарстана будет, казалось бы, «непрофильный» депутат Ильдар Гильмутдинов — бывший замминистра по делам молодежи и спорту РТ, а ныне зампред думского комитета по тем же вопросам. Сам депутат, занятый до позднего вечера на пленарном заседании Госдумы РФ, не смог прокомментировать ситуацию.
Вкратце напомним, что поправки вносятся в три основных документа: кодекс административных правонарушений, закон «О пожарной безопасности» и градостроительный кодекс и касаются объектов с массовым пребыванием. Госсовет предложил выделить их в особую группу, введя понятие «объектов защиты особого статуса». Среди них — больницы, школы, дома престарелых, кинотеатры, торговые центры, вузы, музеи и т.д. Причем наибольшее беспокойство у органов Госпожнадзора вызывают торговые залы площадью от 3,5 тыс. кв. м и определяемые как универмаги. Поправки в КоАП предусматривают возможность приостановки их деятельности на 90 суток не через суд, как сейчас, а в административном порядке. Проверять подобные объекты «особого статуса» в плановом режиме предлагается не 15 - 50 часов за раз, как сейчас, а 20 дней. И не реже одного раза в год! Причем поправки допускают и продление сроков проверки до 40 дней. Кроме того, предлагается вернуть Госпожнадзору право контролировать все стадии строительства и реконструкции «объектов особого статуса», включая выдачу заключений при госэкспертизе проектной документации.
В качестве одной из основных причин к ужесточению противопожарных требований Госсовет РТ напоминает, что с января 2007 года органы федерального государственного пожарного надзора не осуществляют надзор на объектах нового строительства, реконструкции. При этом МЧС России констатирует значительное увеличение пожаров на объектах, введенных в эксплуатацию после окончания строительства и реконструкции.
Представлять документы в Думе будет депутат от Татарстана Ильдар Гильмутдинов (фото: tatcenter.ru) |
Для весомости в пояснительных записках к документам есть ссылки не только на трагедию в «Адмирале». «С 2007 по 2014 год количество пожаров на территории Российской Федерации на указанных объектах возросло с 875 до 969, в том числе на объектах с массовым пребыванием людей (торговые, развлекательные центры, другие места социального назначения и проведения досуга), — говорится в документе. — В период с 2013 по 2015 год произошло более 20 крупных пожаров: во Владикавказе в торговом центре «Поиск», в Черемхово Иркутской области в торговом центре «Октябрь», в Кирове в торгово-развлекательном комплексе «Фабрика», в Твери в торговом центре «Радость», в Сарове Нижегородской области в торговом центре «Атриум» и др.)». Логика понятна: раз горит не только у нас, в Татарстане, значит, проблема не в местных особенностях, а именно на уровне федерального регулирования.
ЧЬЕ ЛОББИ СИЛЬНЕЕ — БИЗНЕСА ИЛИ ПОЖАРНЫХ?
Насколько легко пройдут в Госдуме эти поправки? Правительство Татарстана уже озаботилось поддержкой в этом вопросе со стороны Москвы. В частности, министр юстиции РФ Александр Коновалов во время поездки в Казань назвал предлагаемые нормы актуальными. «Эта комплексная проблема, которая напоминает о себе на протяжении многих лет. Как на федеральном, так и на региональном уровнях законодательства данный вопрос досконально не урегулирован, — цитирует Коновалова пресс-служба казанского Кремля. — Инициатива, конечно, актуальная. Главное, чтобы она нашла правильную адекватную оценку».
Министр юстиции РФ Александр Коновалов во время поездки в Казань назвал предлагаемые нормы актуальными (фото: president.tatarstan.ru) |
С другой стороны, президент РФ Владимир Путин на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей заявлял, что нужно расширять свободы для бизнеса. И «адмиральские» события — да и не только они, но и сходные трагедии в других городах — обостряют дилемму между свободой бизнеса и его ответственностью. Так что не исключено, что в Госдуме РФ также предстоят жаркие споры по поводу законопроектов — кого-кого, а лоббистов крупного бизнеса там хватает. Кто кого? Перспективы принятия поправок корреспонденту «БИЗНЕС Online» прокомментировал сенатор от Татарстана Сергей Батин — экс-глава Зеленодольского района..
— Я думаю, что не столько в Госдуме возможно сопротивление, сколько в соответствующих инстанциях, — полагает Батин. — Так или иначе, этот документ проходит несколько этапов согласования, в том числе и в правительстве РФ. МЧС его тоже будет рассматривать, будет давать свое заключение.
Возражения может вызвать, например, введение той самой промежуточной инстанции на этапе проектирования в виде Госпожнадзора. Для согласующей подписи нужно время, и это в очередной раз удлинит процесс строительства, учитывая наличие своих регламентов.
«От принятия решения до начала момента строительства на площадке сейчас в разных субъектах Федерации проходит разное количество времени — от 100 дней и чуть ли не до полутора лет, — пояснил Батин. — А еще одна инстанция, которая будет говорить «принесите нам то и вот то», еще увеличит время для принятия документов».
Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов постоянно меняющиеся правила игры. Исходя из собственного опыта отношений с Госпожнадзором, Батин напомнил, что поправки, изменения, дополнения правил и норм идут с завидным постоянством. Госпожнадзор требует, чтобы построенные по старым правилам объекты соответствовали новейшим нормам. А это порой очень сложно.
«Я с этим столкнулся, когда лестничный пролет в детском садике, который был построен в 1960 - 1970-х годах, оказался не соответствующим нормам и требованиям, которые предъявляются сейчас, — пояснил сенатор. — И Госпожнадзор это замечание не снял. Я говорю: вы себе представляете, разобрать лестничный марш, увеличить его пролет? Это полностью меняет конструктив всего здания. Лестницу подвинуть нельзя — значит, все здание не соответствует нормам пожарной безопасности? К сожалению, вот такие абсурдные ситуации возникали и возникают. Я понимаю, если четко будет сказано: вновь построенные или проектируемые здания должны соответствовать нынешним требованиям. А в отношении тех объектов, хотя бы социальных, которые были построены тогда, думаю, должны придерживаться тех правил, которые действовали ранее».
Хотя в целом Батин все-таки согласен с тем, что какие-то рычаги у Госпожнадзора должны быть. Но и у бизнеса должна оставаться возможность для защиты — хотя бы и в суде, чтобы была возможность высказать позицию.
«Я вообще считаю, что есть чему поучиться и у наших партнеров по Евразийскому союзу. В данном случае у Казахстана, — полагает Батин. — Там постановлением правительства первые три года запрещено, что называется, «кошмарить» бизнес, проводить всевозможные проверки. Хотя, вот видите, мы этими вещами на уровне предпринимателей начинаем злоупотреблять, и в итоге получаются страшные трагедии».
«ЗАКОНЫ У НАС И ТАК ДОСТАТОЧНО ЖЕСТКИЕ»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты по-разному оценивают предложенные законопроекты.
Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ от Татарстана:
— Я, наверное, буду главным апологетом принятия этих поправок, буду помогать их прохождению. Их актуальность налицо. После поправок в законодательство 2007 года по стране ведь прокатилась целая серия пожаров в торговых центрах. Мы убрали БТИ, мы убрали Госпожнадзор, и к чему это приводит? Владикавказ, Пермь, Иркутск, Башкортостан, Татарстан... Или вспомните Грозный, когда там свечкой горел только что построенный дом! Это же все отсутствие надзорных полномочий у государственной противопожарной службы при проектировании и строительстве. И если мы видим, что в случае с пожарами в Хакасии полномочий хватает, и вопрос только в людях, то здесь полномочий недостаточно. Это рукотворные объекты и рукотворные истории, и это надо предотвращать именно на законодательном уровне.
К тому же обратите внимание: речь идет не обо всех объектах, чтобы не «кошмарили» малый бизнес. Поправки, по-моему, если не ошибаюсь, касаются крупных торговых центров, свыше 3,5 тысяч квадратных метров. Вот при их строительстве обязательно нужно согласование с пожарными. Где у тебя средства пожаротушения, оборудовано ли по современным нормам? Покажи.
Будут ли какие-то проблемы при прохождении Думы? Надо заручиться поддержкой правительства. Если оно даст свой положительный отзыв, это полдела и даже больше. Надо отработать вопрос с МЧС, а это ведомство здесь будет профильным. Если Госсовет республики обратится к депутатам, и мы подключимся.
Предлагается вернуть Госпожнадзору право контролировать все стадии строительства и реконструкции «объектов особого статуса» |
Тимур Нагуманов — уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей:
— Могу сказать, что со стороны бизнес-сообщества однозначно будет негативная реакция по поводу этих инициатив. На данный момент полномочий у контролирующих органов вполне достаточно, чтобы выполнять свои функции, в дополнительных полномочиях они, в принципе, не нуждаются. Принятие этих поправок приведет к увеличению бюрократических процедур с возможным вариантом давления на бизнес, здесь же, возможно, будут и факты коррупции. Конечно, катастрофа не предвидится, но дополнительный элемент бюрократических барьеров будет однозначно. Отчасти это возврат к старой системе, но с нашей точки зрения, система, которая существует после этого, то есть в настоящее время, она вполне достаточна и эффективна. Дополнительное расширение, дублирование функций и придание новых полномочий, однозначно, не требуется.
Сейчас контрольных мероприятий очень много, и мы видим, что эффективность этих мероприятий намного ниже, чем их количество. Какая основная задача у контролирующих органов или, если хотите, основной KPI (ключевые показатели эффективности — прим.ред.)? Прийти и найти нарушения, при этом не способствовать их устранению. Да, незнание закона не освобождает от ответственности, но мы прекрасно понимаем, что ни один предприниматель не в состоянии знать абсолютно все. Вместо того, чтобы быть добрыми консультантами, у контролирующих органов одна задача — прийти и найти нарушение.
Андрей Родыгин — начальник отдела по работе со средствами массовой информации МЧС РТ:
— Вопрос не стоит в том, стоит ли сейчас эти меры ужесточать, а, скорее, в том, стоило ли их убирать? Если все эти поправки будут приняты, могу сказать, что так у нас уже было. Позднее, начиная с 2007 года, был принят целый пакет законов, смягчающий проведение надзорных мероприятий для объектов малого и среднего бизнеса. В результате мы с вами видим, к какому результату это привело. Сейчас наши законодатели как раз и должны все это (ужесточение мер и интересы бизнеса) увязать, поэтому сейчас надо дождаться, что скажет законодатель. Все будет зависеть от его воли. Важно и то, как этот закон будет работать.
Михаил Шевчук — пожарный, чемпион России по армрестлингу среди пожарных и спасателей:
— Эти меры оправданы. Раньше у инспекторов была возможность прийти и проверить в любое время. Хозяева развлекательных центров просто боялись этих проверок. Сейчас объекты можно проверять раз в три года, и то по предупреждению. Естественно, раз в три года эти нарушения и устраняются. Я считаю, что проверки вообще нужно проводить каждые полгода, а то и каждый квартал. Тогда владельцы объектов будут в постоянном напряжении, и материалы будут использовать несгораемые. Пусть они будут дороже, но на безопасности экономить нельзя.
Кроме того, считаю, нужно увеличить штрафы раз в 10. Потому что меры нужно принимать, когда появляются нарушения, а не когда происходит трагедия и гибнут люди. Тогда у нас порядок в стране будет. А то у нас как получается: дом для ветеранов или инвалидов деревянный, все знают, что он может загореться. И только когда действительно происходит пожар, начинают выяснять, кто виноват!
Александр Старостин — исполнительный директор группы компаний «Пожарный центр», бывший спасатель:
— Принять поправки я считаю необходимым. Сейчас проверять бизнесменов можно раз в три года, а малый и средний бизнес и вовсе раз в пять лет. В связи с этим было очень сложно выявлять эти нарушения и устранять их. Если правительство Татарстана обращает на это внимание, это большой плюс для него. Наша фирма занимается частной пожарной охраной, мы работаем с торговыми комплексами, развлекательными центрами. Наши сотрудники проверяют эти объекты по нескольку раз в день и все равно находят нарушения. Причем собственники этих объектов дают нам право приостанавливать работу на конкретном участке до устранения нарушений, а сами штрафуют подрядные организации, если недочеты были выявлены на их участках. Таким образом обеспечивается достаточный уровень безопасности.
Если это будет происходить раз в год, это, конечно, не панацея, но эффективность этого контроля увеличится в три раза. А то приходит пожарный инспектор, смотрит, допустим, чтобы были свободны пути эвакуации. Конечно, к его приходу их расчистят, но на следующий день снова завалят товаром. Как правило, наши специалисты выявляют неисправности электропроводки, неправильное использование электрических приборов, курение в неположенных местах.
Вообще законодательные меры у нас и так достаточно жесткие. Скорее, нужно вести более активную работу по профилактике, по пропаганде пожарной безопасности.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.