Сегодня Госсовет Татарстана направил в Госдуму РФ свои законодательные инициативы по противопожарной безопасности, принятые после ЧП в «Адмирале» (фото: president.tatarstan.ru)

ПРОВЕРКИ «ОБЪЕКТОВ ОСОБОГО СТАТУСА»: НЕ 50 ЧАСОВ, А 40 ДНЕЙ. И КАЖДЫЙ ГОД

Накануне Госсовет Татарстана направил в Госдуму РФ свои законодательные инициативы по противопожарной безопасности, принятые после ЧП в «Адмирале». Напомним, что этот пакет поправок бурно обсуждали и на заседаниях комиссий, и на пленарной сессии Госсовета РТ. В итоге, несмотря на возражения бизнеса, парламентарии приняли-таки решение, и теперь Госдуме РФ предстоит решить, вводить или нет эти усложняющие жизнь предпринимательства меры. Интересно, что представлять эти документы в Думе от лица Татарстана будет, казалось бы, «непрофильный» депутат Ильдар Гильмутдинов — бывший замминистра по делам молодежи и спорту РТ, а ныне зампред думского комитета по тем же вопросам. Сам депутат, занятый до позднего вечера на пленарном заседании Госдумы РФ, не смог прокомментировать ситуацию.

Вкратце напомним, что поправки вносятся в три основных документа: кодекс административных правонарушений, закон «О пожарной безопасности» и градостроительный кодекс и касаются объектов с массовым пребыванием. Госсовет предложил выделить их в особую группу, введя понятие «объектов защиты особого статуса». Среди них — больницы, школы, дома престарелых, кинотеатры, торговые центры, вузы, музеи и т.д. Причем наибольшее беспокойство у органов Госпожнадзора вызывают торговые залы площадью от 3,5 тыс. кв. м и определяемые как универмаги. Поправки в КоАП предусматривают возможность приостановки их деятельности на 90 суток не через суд, как сейчас, а в административном порядке. Проверять подобные объекты «особого статуса» в плановом режиме предлагается не 15 - 50 часов за раз, как сейчас, а 20 дней. И не реже одного раза в год! Причем поправки допускают и продление сроков проверки до 40 дней. Кроме того, предлагается вернуть Госпожнадзору право контролировать все стадии строительства и реконструкции «объектов особого статуса», включая выдачу заключений при госэкспертизе проектной документации.

В качестве одной из основных причин к ужесточению противопожарных требований Госсовет РТ напоминает, что с января 2007 года органы федерального государственного пожарного надзора не осуществляют надзор на объектах нового строительства, реконструкции. При этом МЧС России констатирует значительное увеличение пожаров на объектах, введенных в эксплуатацию после окончания строительства и реконструкции.

Представлять документы в Думе будет депутат от Татарстана Ильдар Гильмутдинов
Представлять документы в Думе будет депутат от Татарстана Ильдар Гильмутдинов (фото: tatcenter.ru)

Для весомости в пояснительных записках к документам есть ссылки не только на трагедию в «Адмирале». «С 2007 по 2014 год количество пожаров на территории Российской Федерации на указанных объектах возросло с 875 до 969, в том числе на объектах с массовым пребыванием людей (торговые, развлекательные центры, другие места социального назначения и проведения досуга), — говорится в документе. — В период с 2013 по 2015 год произошло более 20 крупных пожаров: во Владикавказе в торговом центре «Поиск», в Черемхово Иркутской области в торговом центре «Октябрь», в Кирове в торгово-развлекательном комплексе «Фабрика», в Твери в торговом центре «Радость», в Сарове Нижегородской области в торговом центре «Атриум» и др.)». Логика понятна: раз горит не только у нас, в Татарстане, значит, проблема не в местных особенностях, а именно на уровне федерального регулирования.

ЧЬЕ ЛОББИ СИЛЬНЕЕ — БИЗНЕСА ИЛИ ПОЖАРНЫХ?

Насколько легко пройдут в Госдуме эти поправки? Правительство Татарстана уже озаботилось поддержкой в этом вопросе со стороны Москвы. В частности, министр юстиции РФ Александр Коновалов во время поездки в Казань назвал предлагаемые нормы актуальными. «Эта комплексная проблема, которая напоминает о себе на протяжении многих лет. Как на федеральном, так и на региональном уровнях законодательства данный вопрос досконально не урегулирован, — цитирует Коновалова пресс-служба казанского Кремля. — Инициатива, конечно, актуальная. Главное, чтобы она нашла правильную адекватную оценку».

Министр юстиции РФ Александр Коновалов во время поездки в Казань назвал предлагаемые нормы «актуальными»
Министр юстиции РФ Александр Коновалов во время поездки в Казань назвал предлагаемые нормы актуальными (фото: president.tatarstan.ru)

С другой стороны, президент РФ Владимир Путин на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей заявлял, что нужно расширять свободы для бизнеса. И «адмиральские» события — да и не только они, но и сходные трагедии в других городах — обостряют дилемму между свободой бизнеса и его ответственностью. Так что не исключено, что в Госдуме РФ также предстоят жаркие споры по поводу законопроектов — кого-кого, а лоббистов крупного бизнеса там хватает. Кто кого? Перспективы принятия поправок корреспонденту «БИЗНЕС Online» прокомментировал сенатор от Татарстана Сергей Батин — экс-глава Зеленодольского района..

— Я думаю, что не столько в Госдуме возможно сопротивление, сколько в соответствующих инстанциях, — полагает Батин. — Так или иначе, этот документ проходит несколько этапов согласования, в том числе и в правительстве РФ. МЧС его тоже будет рассматривать, будет давать свое заключение.

Возражения может вызвать, например, введение той самой промежуточной инстанции на этапе проектирования в виде Госпожнадзора. Для согласующей подписи нужно время, и это в очередной раз удлинит процесс строительства, учитывая наличие своих регламентов.

«От принятия решения до начала момента строительства на площадке сейчас в разных субъектах Федерации проходит разное количество времени — от 100 дней и чуть ли не до полутора лет, — пояснил Батин. — А еще одна инстанция, которая будет говорить «принесите нам то и вот то», еще увеличит время для принятия документов».

Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов постоянно меняющиеся правила игры. Исходя из собственного опыта отношений с Госпожнадзором, Батин напомнил, что поправки, изменения, дополнения правил и норм идут с завидным постоянством. Госпожнадзор требует, чтобы построенные по старым правилам объекты соответствовали новейшим нормам. А это порой очень сложно.

«Я с этим столкнулся, когда лестничный пролет в детском садике, который был построен в 1960 - 1970-х годах, оказался не соответствующим нормам и требованиям, которые предъявляются сейчас, — пояснил сенатор. — И Госпожнадзор это замечание не снял. Я говорю: вы себе представляете, разобрать лестничный марш, увеличить его пролет? Это полностью меняет конструктив всего здания. Лестницу подвинуть нельзя — значит, все здание не соответствует нормам пожарной безопасности? К сожалению, вот такие абсурдные ситуации возникали и возникают. Я понимаю, если четко будет сказано: вновь построенные или проектируемые здания должны соответствовать нынешним требованиям. А в отношении тех объектов, хотя бы социальных, которые были построены тогда, думаю, должны придерживаться тех правил, которые действовали ранее».

Хотя в целом Батин все-таки согласен с тем, что какие-то рычаги у Госпожнадзора должны быть. Но и у бизнеса должна оставаться возможность для защиты — хотя бы и в суде, чтобы была возможность высказать позицию.

«Я вообще считаю, что есть чему поучиться и у наших партнеров по Евразийскому союзу. В данном случае у Казахстана, — полагает Батин. — Там постановлением правительства первые три года запрещено, что называется, «кошмарить» бизнес, проводить всевозможные проверки. Хотя, вот видите, мы этими вещами на уровне предпринимателей начинаем злоупотреблять, и в итоге получаются страшные трагедии».

«ЗАКОНЫ У НАС И ТАК ДОСТАТОЧНО ЖЕСТКИЕ»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты по-разному оценивают предложенные законопроекты.

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ от Татарстана:

— Я, наверное, буду главным апологетом принятия этих поправок, буду помогать их прохождению. Их актуальность налицо. После поправок в законодательство 2007 года по стране ведь прокатилась целая серия пожаров в торговых центрах. Мы убрали БТИ, мы убрали Госпожнадзор, и к чему это приводит? Владикавказ, Пермь, Иркутск, Башкортостан, Татарстан... Или вспомните Грозный, когда там свечкой горел только что построенный дом! Это же все отсутствие надзорных полномочий у государственной противопожарной службы при проектировании и строительстве. И если мы видим, что в случае с пожарами в Хакасии полномочий хватает, и вопрос только в людях, то здесь полномочий недостаточно. Это рукотворные объекты и рукотворные истории, и это надо предотвращать именно на законодательном уровне.

К тому же обратите внимание: речь идет не обо всех объектах, чтобы не «кошмарили» малый бизнес. Поправки, по-моему, если не ошибаюсь, касаются крупных торговых центров, свыше 3,5 тысяч квадратных метров. Вот при их строительстве обязательно нужно согласование с пожарными. Где у тебя средства пожаротушения, оборудовано ли по современным нормам? Покажи.

Будут ли какие-то проблемы при прохождении Думы? Надо заручиться поддержкой правительства. Если оно даст свой положительный отзыв, это полдела и даже больше. Надо отработать вопрос с МЧС, а это ведомство здесь будет профильным. Если Госсовет республики обратится к депутатам, и мы подключимся.

Предлагается вернуть госпожнадзору право контролировать все стадии строительства и реконструкции «объектов особого статуса»
Предлагается вернуть Госпожнадзору право контролировать все стадии строительства и реконструкции «объектов особого статуса»

Тимур Нагуманов — уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей:

— Могу сказать, что со стороны бизнес-сообщества однозначно будет негативная реакция по поводу этих инициатив. На данный момент полномочий у контролирующих органов вполне достаточно, чтобы выполнять свои функции, в дополнительных полномочиях они, в принципе, не нуждаются. Принятие этих поправок приведет к увеличению бюрократических процедур с возможным вариантом давления на бизнес, здесь же, возможно, будут и факты коррупции. Конечно, катастрофа не предвидится, но дополнительный элемент бюрократических барьеров будет однозначно. Отчасти это возврат к старой системе, но с нашей точки зрения, система, которая существует после этого, то есть в настоящее время, она вполне достаточна и эффективна. Дополнительное расширение, дублирование функций и придание новых полномочий, однозначно, не требуется.

Сейчас контрольных мероприятий очень много, и мы видим, что эффективность этих мероприятий намного ниже, чем их количество. Какая основная задача у контролирующих органов или, если хотите, основной KPI (ключевые показатели эффективностиприм.ред.)? Прийти и найти нарушения, при этом не способствовать их устранению. Да, незнание закона не освобождает от ответственности, но мы прекрасно понимаем, что ни один предприниматель не в состоянии знать абсолютно все. Вместо того, чтобы быть добрыми консультантами, у контролирующих органов одна задача — прийти и найти нарушение.

Андрей Родыгин — начальник отдела по работе со средствами массовой информации МЧС РТ:

— Вопрос не стоит в том, стоит ли сейчас эти меры ужесточать, а, скорее, в том, стоило ли их убирать? Если все эти поправки будут приняты, могу сказать, что так у нас уже было. Позднее, начиная с 2007 года, был принят целый пакет законов, смягчающий проведение надзорных мероприятий для объектов малого и среднего бизнеса. В результате мы с вами видим, к какому результату это привело. Сейчас наши законодатели как раз и должны все это (ужесточение мер и интересы бизнеса) увязать, поэтому сейчас надо дождаться, что скажет законодатель. Все будет зависеть от его воли. Важно и то, как этот закон будет работать.

Михаил Шевчук — пожарный, чемпион России по армрестлингу среди пожарных и спасателей:

— Эти меры оправданы. Раньше у инспекторов была возможность прийти и проверить в любое время. Хозяева развлекательных центров просто боялись этих проверок. Сейчас объекты можно проверять раз в три года, и то по предупреждению. Естественно, раз в три года эти нарушения и устраняются. Я считаю, что проверки вообще нужно проводить каждые полгода, а то и каждый квартал. Тогда владельцы объектов будут в постоянном напряжении, и материалы будут использовать несгораемые. Пусть они будут дороже, но на безопасности экономить нельзя.

Кроме того, считаю, нужно увеличить штрафы раз в 10. Потому что меры нужно принимать, когда появляются нарушения, а не когда происходит трагедия и гибнут люди. Тогда у нас порядок в стране будет. А то у нас как получается: дом для ветеранов или инвалидов деревянный, все знают, что он может загореться. И только когда действительно происходит пожар, начинают выяснять, кто виноват!

Александр Старостин — исполнительный директор группы компаний «Пожарный центр», бывший спасатель:

— Принять поправки я считаю необходимым. Сейчас проверять бизнесменов можно раз в три года, а малый и средний бизнес и вовсе раз в пять лет. В связи с этим было очень сложно выявлять эти нарушения и устранять их. Если правительство Татарстана обращает на это внимание, это большой плюс для него. Наша фирма занимается частной пожарной охраной, мы работаем с торговыми комплексами, развлекательными центрами. Наши сотрудники проверяют эти объекты по нескольку раз в день и все равно находят нарушения. Причем собственники этих объектов дают нам право приостанавливать работу на конкретном участке до устранения нарушений, а сами штрафуют подрядные организации, если недочеты были выявлены на их участках. Таким образом обеспечивается достаточный уровень безопасности.

Если это будет происходить раз в год, это, конечно, не панацея, но эффективность этого контроля увеличится в три раза. А то приходит пожарный инспектор, смотрит, допустим, чтобы были свободны пути эвакуации. Конечно, к его приходу их расчистят, но на следующий день снова завалят товаром. Как правило, наши специалисты выявляют неисправности электропроводки, неправильное использование электрических приборов, курение в неположенных местах.

Вообще законодательные меры у нас и так достаточно жесткие. Скорее, нужно вести более активную работу по профилактике, по пропаганде пожарной безопасности.