Компания Finnair пришла в Казань благодаря хорошим отношениям Рустама Минниханова с Тарьей Халонен (фото: president.tatarstan.ru)

ВОЗДУШНЫЙ ЗНАК КАЧЕСТВА

Итак, компания Finnair вернулась в международный аэропорт «Казань» (МАК). Периодичность прежняя: вылет из столицы РТ по вторникам, четвергам и субботам в 03:25, из Хельсинки — по средам, пятницам и воскресеньям с прибытием в Казань в 02:25 (ранее отправление из Казани было в 4:25, прибытие — в 3:25). Время в пути — примерно 2 часа 15 минут. Как разъяснили «БИЗНЕС Online» в российском представительстве Finnair, расписание составлялось таким образом, чтобы пассажиры могли воспользоваться максимально большим количеством направлений авиакомпании (всего — 80) прежде всего в Европе: «Предлагаем удобные стыковки, которые позволят уже утром попасть в необходимый вам город, провести там полный день, а ночью вернуться обратно. Например, уже в 10:30 вы можете быть в Париже или Лондоне, в 09:30 — в Скандинавских странах». Борт все тот же — бразильский 100-местный Embraer 190. Стоимость билета в обе стороны — примерно 11 тыс. рублей. «Это минимальная цена билета на текущий момент, — пояснили в Finnair. — А перелет в Париж сейчас можно купить за 14 тысяч рублей. Цена привязана к курсу евро и в зависимости от колебаний на валютном рынке может меняться». Генеральный директор компании AVT (одна из ведущих компаний на казанском рынке продажи авиабилетов) Азамат Сабиров рассказал «БИЗНЕС Online», что самая низкая цена у Finnair в мае: 11 357 рублей в одну сторону и 12 258 рублей туда и обратно. «Цены действительно вкусные», — отметил он.

Напомним, летать из Казани финны начали 19 августа 2014 года после нескольких лет обсуждений. Встречаются утверждения, что компания Finnair пришла в Казань благодаря хорошим отношениям врио президента РТ Рустама Минниханова с экс-президентом Финляндии Тарьей Халонен, приезжавшей в Казань в 2010 году еще в ранге главы северного государства. Впрочем, это был проект с более широким охватом — почти одновременно компания Finnair пришла в аэропорты Нижнего Новгорода и Самары. Поволжские рейсы добавились к московскому, питерскому и екатеринбургскому. Однако сразу после новогодних праздников, 12 января 2015-го, компания Finnair объявила о решении приостановить полеты из Казани, они прекратились 1 февраля. Тогда же компания ушла и из Нижнего Новгорода с Самарой. Причиной назвали падение спроса на международные перевозки и в России в целом, и в Казани в частности: российский туристический рынок тогда, мягко говоря, просел, а туркомпании закрывались одна за другой. Правда, авиаторы из Суоми заверили, что в апреле, то есть на старте высокого авиатранспортного сезона, они вернутся в Поволжье.

Отметим, что уход солидной Finnair был довольно болезненно воспринят в республике — он словно ставил под сомнение ее состоятельность как динамично развивающегося региона. Присутствие финского авиаперевозчика — это некий знак качества для местного аэропорта, претендующего (увы, не очень успешно) после Универсиады и ее инвестиций на статус регионального хаба. По мнению, специалистов пассажиры доверяют Finnair как респектабельной авиакомпании, в истории которой не встретишь скандалов, банкротств и так далее. Отметим, что, по данным сайта Wikipedia, в 2012 году Finnair признали самой безопасной авиакомпанией Европы и второй по безопасности в мире. Да и казанцы ощутили, что с Finnair удобно летать в Европу и через Атлантику: направление Казань — Хельсинки фактически было транзитным, с удобным и приемлемым по ценам разлетом из Суоми. «Надеемся, что нам получится убедить авиакомпанию Finnair возобновить полеты с апреля, потому что для нас это важный европейский перевозчик», — с некоторым волнением говорил «БИЗНЕС Online» глава госкомитета РТ по Туризму Сергей Иванов.

Присутствие Finnair — это некий знак качества для казанского аэропорта, претендующего (увы, не очень успешно) после Универсиады и ее инвестиций на статус регионального хаба

ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ...

И вот финны сдержали обещание. Как мы можем расценить их возвращение? Первый аспект связан с общим эмоциональным фоном и соображениями престижа.

«Если в Казань приходит европейский перевозчик, это знаковое событие, — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким. — Учтем и то, что у финнов, конечно, были сомнения из-за общей экономической ситуации в России». «В региональном аэропорту престижно иметь любого международного перевозчика с регулярными рейсами в Европу, — рассказал «БИЗНЕС Online» советник генерального директора ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев. — И это хороший знак, финны видят свет в конце тоннеля, не хотят уходить с этого рынка». С ним солидарен директор по авиационной коммерции ЗАО «УК «Аэропорты регионов» (управляет в том числе аэропортами Нижнего Новгорода и Самары) Сергей Доценко: «Хороший знак, значит, что из этого города есть спрос в направлении Запада. Знаковое и, однозначно, положительное для региона событие, — рассказал он нашей газете. — При этом финны, разумеется, оценивали экономические обстоятельства и то, что возврат связан для них с определенными рисками». «Очень положительный для туристического рынка сигнал», — оценил камбэк для «БИЗНЕС Online» генеральный директор туристического агентства «Персона грата», председатель ассоциации туристических агентств РТ Рамиль Мифтахов.

Второй момент — удобство для пассажиров. По мнению Хакима, финнам придется серьезно конкурировать с россиянами: «Дай Бог, конечно, но мне кажется, что направление не очень пойдет. Неплохо работает «Аэрофлот»: через Шереметьево идет разлет по всей Европе, и надо иметь очень конкурентные цены, чтобы человек предпочел финнов. И потом, Хельсинки получаются немного в сторону. Представьте: вам надо в Италию, но сначала ты уходишь на север, это примерно на час больше полета, и не каждому комфортно. Для прямого рейса из Казани предпочтительнее Прага — она ближе к европейским центрам». С ним готов поспорить Мифтахов: «Первый момент. Если смотреть направления всей Европы, то по времени перелета Казань — Хельсинки это 2 часа, Хельсинки — Париж — тоже 2 часа. Вполне удобно. А если мы летим в Париж, к примеру, через Стамбул, то сначала идем в противоположном направлении. И получается 3,5 часа до Стамбула и 5 часов — в Европу. А чем меньше время перевозки, тем дешевле тарифы». К этой занимательной арифметике добавим такой любопытный факт. Согласно системе Skyscanner, перелет от Казани до Хельсинки обойдется примерно в 10,5 тыс. рублей, и столько же будет стоить перелет до столицы Финляндии с пересадкой в Стамбуле, но займет не 2,5 часа, а 8... Второй момент, на который обратил внимание Мифтахов, это то, что Finnair хорошо охватывает Северную Европу: «А это достаточно привлекательно для наших туристов. И тарифы у финнов достаточно интересные. Кроме того, трехразовый вылет из Казани позволяет нам слетать в ту же Финляндию не на недельную или двухнедельную турпоездку, а на несколько дней или даже на уик-энд. Это фактически окно в Европу. И из Хельсинки можно удобно разлететься по Европе по очень хорошим тарифам».

САМЫЕ ПЕССИМИСТИЧЕСКИЕ ОЖИДАНИЯ ПОКА НЕ СБЫВАЮТСЯ

Но — и это третий момент — как долго для казанцев продлится все это благолепие? Вдруг финны, откатав высокий летний сезон, уйдут вновь? Понятно, что если раскатка рейса пойдет нормально, они останутся. Но насколько вероятен в нынешних экономических условиях такой вариант?

Эксперты отметили, что, раскатывая Казань и Поволжье, государственная компания Finnair работает еще и на стратегическую цель. «Иностранные авиакомпании типа Finnair, Lufthansa, Czech Airlines, Turkish Airlines — это сетевые перевозчики и заинтересованы не столько в том, чтобы возить point to point, сколько трансфером через свои узловые порты по всей Европе, а то и через Атлантику», — отметил Доценко. «У Finnair интерес ясен: она прекрасно понимает, что основной транзитный хаб России — это Москва, а Москва — это в основном «Аэрофлот», — рассказал «БИЗНЕС Online» главный редактор отраслевого портала «АвиаРу» Роман Гусаров. — Финны могут предложить альтернативный хаб — столицу Финляндии и, может быть, по более выгодным тарифам. Их задача — с помощью россиян дозагружать свои полеты из Хельсинки. Поэтому они и идут на риск, и, думаю, это сработает. Финны составят хорошую конкуренцию нашим авиакомпаниям, которые возят в Европу пассажиров из Москвы». Хаким указал на то, что Finnair выполняет задачу по превращению Хельсинки в еще более мощный хаб. Это необходимо, например, для борьбы с конкурентами в Прибалтике: «Из Хельсинки давно собираются сделать хаб, поэтому будет определенная конкуренция с Ригой, из которой делает хаб авиакомпания Air Baltic. Поэтому Finnair сейчас наращивает маршрутную сеть, хотя, понятно, на этом этапе он понесет убытки... Нет, рейс в Ригу из Казани вряд ли появится, учитывая особо «теплые» отношения России со странами Прибалтики».

Но для успешного развития в Поволжье Finnair необходимо, чтобы за нее рублем проголосовало местное население. «Направление будет пользоваться спросом, — полагает Мифтахов. — Самые пессимистические ожидания не сбываются: туристический рынок, конечно, просел, но если в прошлом году мы говорили, что он рухнет на 50 - 70 процентов, то сейчас видим, что люди просыпаются, и снижение будет на 30 - 50 процентов. Надеемся на более оживленный вариант в том числе из-за падения курса доллара и евро». «Сегодня видно, что полеты в Европу (и, возможно, даже далее через Хельсинки по маршрутной сети этой авиакомпании) могут быть не такими уж и пугающими с точки зрения стоимости», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» главный редактор отраслевого портала «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

В Finnair говорят, что намерены продолжать полетную программу и зимой, но окончательно этот вопрос прояснится по результатам летнего сезона

ДОЖДЕМСЯ АВГУСТА

Что в итоге? В Finnair говорят, что намерены продолжать полетную программу и зимой, но окончательно этот вопрос прояснится по результатам летнего сезона с учетом общих тенденций спроса. «Летний период отличается более высоким интересом пассажиров, и поскольку мы предлагаем продукт высокого качества, с высококонкурентными тарифами, мы возобновили рейс, будучи уверенными в том, что он будет востребован». На вопрос о предполагаемой загрузке рейсов в авиакомпании ответить не смогли. По мнению Доценко, для рентабельности таких перевозок достаточно 65 - 70% загрузки, но он отметил, что на окупаемость влияет совокупность многих факторов. В МАКе на вопросы «БИЗНЕС Online» о рейсе Finnair отвечать не стали — увы, уровень культуры в этом заведении пока, видимо, далек от европейского, когда корпорации и компании с удовльствием взаимодействуют с прессой, тем более не упускают возможности «подсветить» такое выгодное для себя событие. Наблюдается не совсем понятное маркетинговое поведение и самой компании Finnair: «Авиакомпания снова никаких рекламных потуг, маркетинга, пресс конференции не сделала, — отметил Сабиров. — Мы, когда запускали рейс «ЮТэйр», из каждого нововведения делали событие, благо авиакомпания была щедра в 2006 году на бюджеты, которые не были такими уж и неподъемными. Ведь дешевле вложить в рекламу и заполнить рейс, чем гонять пустые емкости».

По мнению Пантелеева, дать прогноз долгосрочности намерений Finnair невозможно: «Почему? Потому что мы не знаем, каким будет завтра курс рубля, не будет ли продолжения санкционных войн. Есть мнение ряда экономистов, что едва ли не самыми тяжелыми месяцами в этом году могут оказаться август и третий квартал в целом. Это достаточно непростой период и для авиаперевозчиков. Если мрачные прогнозы сбудутся, то в осеннем расписании компания не пожелает летать в Россию. Если наметится стабилизация в макроэкономике, люди почувствуют себя свободнее и начнут тратить деньги, совершенно очевидно, что финны предпочтут закрепиться на рынке». Доценко вполне оптимистичен: «Обычно иностранные перевозчики делают долгосрочные программы, и если они вернулись, то высока вероятность того, что останутся на круглый год».