Повышение тарифов ОСАГО на 40 - 60% не остановило страховщиков — «вредные привычки» с навязыванием допуслуг и отказами продавать полисы продолжаются. Как выяснилось сегодня, изучением ужимок и прыжков страховых компаний и их брокеров сразу после публикации «БИЗНЕС Online» на эту тему занялись в прокуратуре. Совместно с отделением Нацбанка по РТ проведена серия рейдов. Однако на горизонте, по мнению регулятора, новая беда — вал фальшивых полисов.
НА ПЕРВОМ МЕСТЕ АНТИРЕЙТИНГА — «РОСГОССТРАХ»
Сегодня проблема навязывания дополнительных услуг страхования при покупке полиса ОСАГО, поднятая «БИЗНЕС Online» несколько дней назад, и отказы в продаже полиса всплыли в ходе брифинга в кабмине РТ.
Как заявил заместитель управляющего отделения Нацбанка по РТ Марат Шарифуллин, регулятор совместно с прокуратурой РТ провел серию рейдов по страховым компаниям, которые по разным причинам уклоняются от продажи полисов ОСАГО либо навязывают клиентам дополнительные услуги, к примеру, страхование имущества или жизни. Как пояснил «БИЗНЕС Online» осведомленный источник в прокуратуре РТ, проверки по своей линии ведомство инициировало сразу же после нашей публикации. Представительство ЦБ, в конце концов, есть только в Казани — а вот прокуратура располагает возможностями проверок в каждом районе республики. Как пояснили в прокуратуре РТ, совместно с представителями Нацбанка было проведено 6 проверок. Всего по Татарстану доказано 12 фактов навязывания допуслуг, еще 2 постановления рассматриваются прокурорами. Общая сумма штрафов по результатам рассмотрения возбужденных прокурорами административных производств составила 600 тыс. рублей. «Попались» в поле зрения сотрудники ООО «Росгосстрах», ОАО «НАСКО», ООО «СК ДАР».
По словам Шарифуллина, уже вынесено 12 постановлений о привлечении к ответственности должностных лиц страховых компаний за выявленные нарушения. В дальнейшем проведение рейдов продолжится «до полного устранения проблемы», пояснил он.
Большинство нарушений выявлено в компании «Росгосстрах», что естественно, учитывая лидерские позиции компании на рынке. Остальные компании Шарифуллин в разговоре с «БИЗНЕС Online» называть отказался. Однако пояснил, что число нарушений примерно пропорционально долям, которые занимают на рынке страховые компании. Так, по данным, опубликованным на сайте НБ по РТ, первое место с долей в 25,9% занимает компания «Росгосстрах», второе — «НАСКО Татарстан» (15,5%), третье — АСКО (11,8%), четвертое — «Итиль Армеец» (8,9%), пятое — «Чулпан» (6,5%), шестое — «Талисман» (4,9%), седьмое — «РЕСО-Гарантия» (2,8%) и так далее. В общем-то, знакомые все лица. Вместе с тем банкир подчеркнул, что нередко навязыванием допуслуг занимаются не сами страховые компании, а компании-агенты, которые работают от их лица. Понятно, что клиентам от этого не легче.
Ранее директор казанского филиала компании «Росгосстрах» Альберт Ишбулатов давал «БИЗНЕС Online» такие разъяснения по поводу навязчивого сервиса: «Как и в любом другом бизнесе, в обязанности менеджеров входит предлагать клиентам дополнительные виды услуг, но это не означает, что без этого не продадут полис ОСАГО. Если же какой-то менеджер действительно стал навязывать дополнительные виды страхования, то это явное нарушение, — заявил Ишбулатов. По его словам, на уровне руководства компании таких распоряжений не было. — Мы будем жестко с этим разбираться. Но для этого необходимо обращение ко мне конкретного клиента. Я распорядился, чтобы в каждом офисе на стенде разместили мой личный электронный адрес, по которому любой клиент может обратиться ко мне», — сказал он, добавив, что у «Росгосстраха» по-прежнему один из самых дешевых полисов ОСАГО на рынке.
ВИДЕООХОТА НА СТРАХОВЩИКА
«В случае отказа, уклонения или навязывания страховой организацией дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО такие факты мы рекомендуем фиксировать, в том числе при помощи видеозаписи или свидетельских показаний, и направлять в Банк России для принятия соответствующих мер», — предлагает жаловаться на страховщиков Шарифуллин. Также сообщить о нарушениях можно по телефону 292-02-67. По его данным, в 2014 году на этот телефон поступило более 400 жалоб. А в 2015 году — уже 330 жалоб, хотя прошло-то всего три месяца. И около 10% жалоб пришло после 12 апреля.
«В своих жалобах на горячую линию автовладельцы указывают следующие проблемы: навязывание страховщиками дополнительных страховок при согласии страховать ОСАГО, отказ страховщиков в заключении договоров ОСАГО под предлогом «отсутствия бланков», «невозможности работать в программе», «отсутствия доступа к базе», либо указывается, что страхуются только клиенты страховой компании. Кроме того, это создание искусственных препятствий при заключении договора ОСАГО, в частности, производится запись на отдаленные даты для подачи заявления. Бывает, предлагают пройти техосмотр у техника страховой компании, которого нет на месте, и так далее», — рассказал Шарифуллин.
Что касается отказа от продажи полисов ОСАГО по различным предлогам, по мнению Шарифуллина, эта практика уйдет в прошлое, поскольку страховщики поступали так в ожидании повышения тарифов. В то же время он подчеркнул, что отказ в продаже полиса ОСАГО при наличии всех необходимых документов также является нарушением, о котором нужно сообщать в компетентные органы. Единственное, что имеют право делать страховщики, — это забрать ваши документы на месяц на рассмотрение, пояснил он.
Банкир напомнил, что по Кодексу об административных правонарушениях штраф составляет 50 тыс. рублей на должностное лицо.
«Банк России рассчитывает, что страховщики со своей стороны предпримут все меры для стабилизации ситуации на рынке ОСАГО, в противном случае очевидно, что и со стороны общества, и со стороны регулятора (ЦБ — прим. ред.) говорить о дальнейших шагах навстречу будет нельзя», — выразил надежду Шарифуллин.
Оправдаются ли эти расчеты? По словам нашего источника, знакомого с ситуацией, по слухам, из центральных офисов страховых компаний поступают установки продолжать практику навязывания допуслуг как минимум до конца года. Схожая информация поступает и из среды брокеров: «Им дали такое указание: их бланки страховщики принимать не будут, если они не продадут дополнительный полис», — отметил собеседник газеты. Кроме того, все ждут, что осенью будет еще одно повышение цен на ОСАГО.
ЖДЕМ ВАЛА «СЕРЫХ» ПОЛИСОВ?
Любопытная деталь: Шарифуллин в беседе признался «БИЗНЕС Online», что и сам примерно год назад попался на уловку страховщиков с навязыванием допуслуг. Но сумма была незначительная — и он заплатил, однако в дальнейшем выбрал другую страховую компанию, где не занимаются таким «вымогательством».
Отвечая на второй вопрос «БИЗНЕС Online» о том, что в Нацбанке думают по поводу переноса некоторыми страховщиками своих офисов по возмещению убытков в отдаленные районы РТ, куда-нибудь в Чистополь и дальше (с тем, чтобы отсеять желающих компенсировать небольшие повреждения), Шарифуллин сказал, что этот вопрос будет отрегулирован. Но не объяснил каким образом.
Тем временем на повестку дня выходит новая проблема. Шарифуллин считает, что повышение стоимости ОСАГО наверняка приведет к росту нелегального рынка «серых» полисов ОСАГО, потому как подорожавшие услуги страхования «автогражданки» становятся недоступными для многих автолюбителей. Как с этим планируют бороться, он, к сожалению, не уточнил.
КАЗАНЦЫ ЗАПЛАТЯТ БОЛЬШЕ
Напомним, что с 12 апреля 2015 года в России повысились базовые тарифы на полис ОСАГО — минимум на 40%. При этом страховщики получили право увеличить цену еще на 20%. Теперь базовый тариф для легковых машин физлиц составит от 3432 до 4118 рублей. Территориальные коэффициенты для Татарстана остались неизменными — базовый тариф нужно умножить на 1,7 для Набережных Челнов, на 2 — для Казани, на 1,3 — для Альметьевска, Зеленодольска, Нижнекамска, на 1,2 — для Елабуги. Другими словами, для Казани точка отсчета начинается от 6864 рублей.
Ранее с 1 октября 2014 года повысился со 120 тыс. до 400 тыс. рублей максимальный размер выплат за ущерб имуществу, а с 1 апреля со 160 тыс. сразу до 500 тыс. рублей — лимит компенсаций за ущерб жизни и здоровью пострадавших в ДТП. По оценкам ЦБ, доля таких компенсаций может возрасти с 1% до 21% от общего объема выплат по ОСАГО. Сколько денег получит пострадавший в каждом конкретном случае, страховщики будут рассчитывать по специальной таблице, где зафиксированы суммы компенсаций при различных травмах.
Также, по данным ЦБ, российским союзом автостраховщиков повышены расценки средней стоимости запчастей, материалов и нормочаса работы для определения расходов на ремонт авто. Ожидается, что в результате этого размеры компенсаций увеличатся на 20 - 25%, сообщил Шарифуллин. Эти расценки будут применяться для компенсаций при ДТП с 1 мая 2015 года.
«12 ШТРАФОВ ЗА МЕСЯЦ — ЭТО СИГНАЛ»
Причину всплеска жалоб именно в апреле пояснил директор татарстанского филиала Ингосстрах Игорь Волчков. По его словам, с 1 апреля были введены увеличенные лимиты выплат, а тарифы на полисы ОСАГО увеличили лишь с 12 апреля. «Разумеется, никто не хотел работать себе в убыток и компании предпринимали меры, чтобы минимизировать свои расходы. И штрафы в 50 тысяч рублей никого не пугали», — рассказал он. По мнению Волчкова, преодолены ли теперь проблемы рынка, будет понятно только со временем. «По крайней мере, я надеюсь на это», — отметил он.
«Принципиальные изменения на рынке за один день не происходят», — отметил директор филиала «ПСК Казань» ОАО «СГ «МСК», президент союза страховщиков Татарстана Рустэм Сабиров. Он надеется, что до конца месяца ситуация стабилизируется.
«К сожалению, нельзя говорить о том, что теперь все проблемы будут решены. Убыточность по ОСАГО в последние месяцы демонстрировала очень серьезный рост. Причиной этому было подорожание автозапчастей из-за роста курса доллара, увеличение количества случаев страхового мошенничества и многое другое. Конечно, рост тарифов ОСАГО положительно скажется на ситуации, но напряжение снимет только на какое-то время, в лучшем случае на год», — рассказал он. По словам Сабирова, страховщики регулярно встречаются с представителями Нацбанка РТ. «Союз страховщиков Татарстана разделяет озабоченность регулятора рынка по озвученным на брифинге проблемам. Мы стараемся помогать и доносить необходимую информацию до членов союза страховщиков. Но заставить всех татарстанских участников рынка работать по каким-то лекалам мы не можем: союз страховщиков РТ — это общественная организация», — констатировал он.
Комментируя информацию о рейдах и выписанных штрафах, Сабиров сказал, что 50 тыс. рублей — это достаточно серьезная сумма для страховщика. «Штраф можно накладывать за каждый случай нарушения, хоть каждый день. Соответственно, эти 50 тысяч рублей могут превратиться и в 500 тысяч, и в миллион», — пояснил он. Президент союза страховщиков Татарстана отметил, что до повышения тарифов массовых случаев наложения штрафов не наблюдалось — они носили исключительный характер. А тут за неполный месяц выписано 12 постановлений. «Я расцениваю это как сигнал от регулятора рынка», — сказал Сабиров.
По словам Рината Касимова, директора дирекции страхования автотранспорта и ОСАГО компании «НАСКО», повышение цен положительно повлияло на рынок страхования: «Если бы цена осталась прежней, многие страховщики просто «сгорели» бы, обанкротились бы или ушли в жестокую депрессию, до минимума сократив штат сотрудников. Многие ошибаются, когда считают автострахование выгодным. Да, автострахование делает имя страховым компаниям, оно позволяет заключать договоры по другим видам страхования: жилья, ответственности и т.д., но его нельзя назвать прибыльным бизнесом само по себе, — отмечает страховщик. — Представители ФАР любят ссылаться на данные Центробанка о валовых показателях страховщиков: сколько поступило средств — столько они выплатили, а по закону должны выплачивать 80 процентов. Это в корне неверно. Это обычная арифметика, а она недопустима в страховании. Есть расходы страховщиков, о которых мало кто знает».
Каждая страховая компания имеет свой подход. Например, в СК «Согласие» вам не удастся одновременно оформить ОСАГО и что-то еще. По словам директора филиала страховой компании ООО «Согласие» Иниля Габдулхакова, это сделано, чтобы избежать каких бы то ни было соблазнов на местах. «Если вы обратитесь к нам страховать ОСАГО и сами добровольно изъявите желание оформить какой-то другой вид полиса — вам предложат прийти завтра, — пояснил он. — Дело в том, что в СК «Согласие» внедрена система электронного документооборота. И нам запрещено, чтобы в системе фигурировал второй полис в тот же день». По его словам, здесь у «Согласия» нет ни одного нарекания: «Я сам удивился». Оценивая ситуацию на рынке, Габдулхаков выразил уверенность, что к лету ОСАГО выйдет из полосы скандалов. Поможет и рост тарифов, и поддержка со стороны ЦБ как регулятора рынка.
Со своей стороны региональный представитель ФАР Рамиль Хайруллин заявил, что не видит положительных изменений после повышения тарифов: «Страховщики продолжают «зверствовать», невзирая ни на какие повышения. Что тут можно сделать? Сейчас мы со своей стороны совместно с Центробанком проводим мониторинг рынка ОСАГО. То есть это не разовая акция, а анкетирование — по итогам они дальше уже точечно работают. Пока мне прислали только четыре анкеты, но работа только начата».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 67
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.