ПОДОБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ МОЖНО КВАЛИФИЦИРОВАТЬ КАК АМОРАЛЬНЫЕ

На сегодняшнем традиционном субботнем заседании в кабинете министров РТ с участием врио президента РТ Рустама Минниханова неожиданно эмоционально прозвучала тема загораний травы, о многочисленных подобных фактах сообщил вице-премьер и министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов: «...факты сжигания сухой травы и соломы на сельхозземлях на территориях сельхозформирований. На местах знают, мы категорически запрещаем этим заниматься как с точки зрения высокой пожароопасности, так и исходя из сохранения плодородия почвы». Причем, по словам Ахметова, даже если такие поджоги не несут в себе опасности возникновения серьезных пожаров, то подобные действия в принципе можно квалифицировать как аморальные. «Министерством издан приказ, который доведен через начальников управления до всех сельхозпредприятияй, их руководителей и специалистов, повсеместно организовано дежурство и контроль силами управления сельского хозяйства на местах, — сообщил министр сельского хозяйства РТ. — Любой случай будет нами рассмотрен как чрезвычайное происшествие».

Здесь чиновника прервал председательствовавший на заседании врио президента РТ, обратившийся к собравшимся. «Вы знаете, что все события в Забайкалье, в Хакасии произошли... Это плод сжигания старой травы! Добром это не кончится. Мы губим деревья, мы ухудшаем плодородие почвы. Кто этим занимается?» — Минниханов был очень эмоционален. «Уважаемые главы администраций, во-первых, это очень опасно: ветер какой, сухо. Сгорит все, с человеческими жертвами! Ничего не сделаешь, когда ветер и сухо. Какие последствия будут!» — указал врио президента республики, еще раз напомнив о лесных пожарах, от которых пострадало несколько российских регионов. «Я усиливаю ваши опасения (обращаясь к министру Ахметовуприм. ред.), значит, найдите форму. Алексей Валерьевич (обращаясь к руководителю комитета по чрезвычайным ситуациям при кабмине РТ, первому вице-премьеру РТ Алексею Песошину — прим. ред.), через КЧС и участковым МВД дайте поручение — сразу жестко пресекать и находить этих людей», — обратился Минниханов и недвусмысленно стукнул кулаком по столу.

«ЕСЛИ КТО-ТО КИНЕТ БЫЧОК ИЛИ ЧТО-ТО ЕЩЕ, ВОТ И ПОЖАР»

Самое любопытное, что заседание КЧС РТ, на котором обсуждалась и тема возгораний травы, состоялось только накануне, о чем Песошин и рапортовал Минниханову. Причем картина, которая рисовалась чиновниками в пятницу, была гораздо оптимистичнее той, которую представил сегодня врио президента Татарстана. В пятницу на КЧС говорили о тех серьезных успехах, которых добилась республика в борьбе с крупными лесными пожарами, поскольку таковых в РТ не наблюдалось несколько лет. «За последние четыре года противопожарные мероприятия, проводимые в нашей республике, а также относительно благоприятная погода позволили избежать крупных лесных пожаров», — сказал тогда все тот же Песошин. Тем не менее слова о большом числе случаев загораний травы прозвучали и там. «Подразделения пожарной охраны выезжали на тушение загораний травы и мусора уже более 100 раз. При этом суммарная площадь горения травы составила более 6 гектаров», — сказал Песошин. Наибольшая площадь горения травы зарегистрирована в Камско-Устиьинском, Лаишевском, Лениногорском и Спасском районах республики.

Интересно, что год назад, в мае прошлого года, экс-министр лесного хозяйства РТ Наиль Магдеев предостерегал: «То, что мы не «горим», не говорит о том, что ситуация простая». Он напомнил о негативной цикличности лесных пожаров, которая ранее проявлялась в Татарстане каждый четвертый год. Так, большое количество лесных пожаров в республике произошло в 2002, 2006 (104 пожара на площади 110 га), 2010 годах (99 пожаров на площади 168 га). Как теперь известно, 2014 год республика счастливо «пропустила», но не было ли это лишь отсрочкой?

По словам известного в Татарстане фермера-лесника Гусмана Минлебаева, вероятность лесных пожаров в республике велика: «Практически погибшие, пересохшие лесополосы, которые разделяют поля, они гибнут. Значит, там находится сухостой. Потом за лесополосами никто не ухаживает, там стоит высокая сухая трава, а они прилегают к дорогам. А если кто-то кинет бычок или что-то еще, то все, вот и пожар!» Согласна с таким мнением и известный эколог, профессор КФУ Нафиса Мингазова: «Опасения руководства республики полностью оправданны. В экологической рассылке сейчас идет очень большое обсуждение, что, вообще, многолетние пожары связаны с потеплением климата. И естественно, поджигание земли, поджигание соломы, в том числе и на дачных участках, просто баловство с огнем, скажем так, — это все очень чревато. У нас мало кто практикует уборку сухой травы граблями, ее просто поджигают. Поджигают ведь даже во дворах, на островах. И те пожары, которые нанесли Хакасии огромный ущерб и вред, действительно связаны с этой причиной, — уверена Мингазова. — Об этом очень много информации».

Гусман Минлебаев
Гусман Минлебаев (фото: архив «БИЗНЕС Online»)

Особое внимание властей Татарстана к теме лесных пожаров обусловлено еще и трагическими событиями, которые произошли на востоке страны, где в одной Хакасии за прошлые выходные в результате лесных пожаров погибло более двух десятков человек, а в республике был объявлен день траура. Причем в некоторых регионах ситуация продолжает оставаться непростой. К примеру, в Забайкалье в связи с лесными пожарами действует режим чрезвычайной ситуации и особый противопожарный режим в условиях, когда пожаром охвачено более 110 тыс. гектаров. В соседней Бурятии режим чрезвычайной ситуации действует всюду, кроме двух северных районов.