Крайне неудачными выдались первые два месяца года для второго по величине банка Татарстана — Татфондбанка, который просел и по активам (на 2,7 млрд.), и по капиталу (на 900 млн.), вдобавок ушел в убыток на 450 млн. рублей. Сам банк Роберта Мусина объясняет такие результаты «временным повышением процентных ставок по депозитам» и ждет скорого исправления ситуации. Как складывались дела у других кредитных организаций республики — в очередном обзоре «БИЗНЕС Online».
В феврале ТФБ получил еще 115 млн. рублей убытков, которые суммарно за 2 месяца превысили 450 млн. рублей (фото: tatbank.ru) |
ФЕВРАЛЬ РАЗМОРОЗИЛ ПРИБЫЛЬ
Зима-2015 была для российских банков неласковой. Финансисты в январе-феврале насчитали почти 36 млрд. рублей убытков, хотя год назад в эти же месяцы смогли заработать 170 млрд. рублей. Интересно, что из этой суммы почти 23 млрд. рублей пришлись на банковский Топ-30. Если же рассматривать картину в целом, к 1 марта прибыльными в России были 575 кредитных организаций, или 69,5% от всех существующих в стране. Остальные, за исключением немногочисленных структур, сработавших в ноль, пребывали в «красной зоне».
Ситуация в татарстанских банках в чем-то практически дублировала федеральную, а в чем-то была прямо противоположной. Прежде всего местные финансисты совокупно ухитрились заработать 128 млн. рублей (месяцем ранее они также вышли в плюс, но тогда их суммарный заработок составил смехотворные 7 млн. рублей). Однако доля убыточных банков оказалась практически на общероссийском уровне — почти 30%. Убытки по итогам февраля зафиксировали шесть банков: к пяти январским аутсайдерам примкнул «АК БАРС». Впрочем, с его масштабами бизнеса потеря 31 млн. рублей за месяц выглядит абсолютно некритичной. Да и делать далеко идущие выводы на основании двух коротких месяцев было бы преждевременным.
А вот потери обосновавшегося на последнем месте другого татарстанского гиганта — Татфондбанка (ТФБ) — выглядят уже серьезнее. В феврале он получил еще 115 млн. рублей убытков, которые суммарно за 2 месяца превысили 450 млн. рублей. «Отрицательный финансовый результат в январе-феврале 2015 года сформировался по причине временного повышения процентных ставок по депозитам, иным привлеченным ресурсам и некоторого снижения объемов выдачи кредитов из-за резкого увеличения ключевой ставки до 17% в декабре 2014 года. Произошло изменение стоимости в первую очередь по коротким ресурсам. Но данный фактор будет оказывать заметное влияние на финансовый результат банка лишь на протяжении первых месяцев года. Сейчас мы видим, что стоимость ресурсов снижается. Таким образом, в скором времени мы планируем улучшение финансовых показателей», — заверили нас в пресс-службе банка Роберта Мусина. Что ж, посмотрим, как быстро эти заявления воплотятся в жизнь.
«Аверс» за месяц удвоил прибыль, которая по итогам февраля превысила 330 млн. рублей (фото: tatbank.ru) |
Список лидеров к марту остался неизменным. Возглавляет его «Аверс», за месяц удвоивший прибыль, которая по итогам февраля превысила 330 млн. рублей. В процентном выражении более впечатляющий рывок сумели совершить лишь Татсоцбанк, Спурт Банк и «Камский горизонт», но если говорить о деньгах, то их суммарная прибыль будет в 6 раз меньше, чем у банка ТАИФа. Вообще, его заработок оказался лишь на четверть меньше, чем у других прибыльных татарстанских банков вместе взятых. Если бы не он, банковская система Татарстана получила бы за рассматриваемый период не прибыль, а убыток. Предположение, что такие достижения связаны с восстановлением резервов, опровергли в пресс-службе «Аверса». Ее представитель сообщил «БИЗНЕС Online», что «прибыль получена в рамках запланированного», повлиявших на этот показатель нестандартных доходов у банка не было.
Напомним, что, являясь своеобразным расчетным центром империи ТАИФ, «Аверс» в первую очередь обслуживает компании, связанные с группой, и их сотрудников. Например, многие кредитные продукты предназначены только для работников ТАИФа и недоступны для человека с улицы. Однако другое наше предположение, что прибыль банка могла быть каким-то образом вызвана этой связью, пресс-служба «Аверса» также опровергла. «Нет, кредитование связанных сторон не приносит основную прибыль банку. Группа «ТАИФ» кредитуется в рамках лимита, уставленного нормативом ЦБ РФ. Необходимо отметить, что все направления бизнеса, в том числе сектор МСБ и розница, были в январе и феврале текущего года прибыльными для банка «Аверс», — сообщил нам представитель банка. Тем не менее владельцы банка в начале апреля сняли его руководство, столь наглядным образом выразив свое недовольство (об этом — ниже).
АНАСТАСИЯ КОЛЕСОВА НАКАЧАЛА АКТИВЫ НА ТРЕТЬ
По данным Центробанка, активы российских кредитных организаций за февраль сократились на 3,33 трлн. рублей, или на 5,3%. Потери татарстанских банков оказались более умеренными: активы-нетто сократились на 2,4%, или на 21,1 млрд. рублей в денежном выражении. Напомним, в январе наблюдалась обратная динамика: активы тогда выросли на 9 млрд. рублей.
Несмотря на это, 9 из 21 местного банка смогли нарастить свои активы. В целом же «турнирная таблица» в этом зачете не претерпела значительных изменений, однако два игрока обратили на себя внимание.
Во-первых, упомянутый выше «Аверс». Его активы за месяц сократились на 8,7% (антирекорд в относительном выражении), что в деньгах составляет почти 4 млрд. рублей. Возможно, именно подобные промахи стоили кресла Рустаму Саяхову, который занимал пост председателя правления банка с 2011 года. Как в начале апреля стало известно «БИЗНЕС Online», в этой должности его сменил руководитель дирекции ВТБ в Татарстане Камиль Юсупов.
В лучшую сторону в феврале отличился Татсоцбанк, чьи активы выросли сразу на 34,2%, или на 3 млрд. рублей (фото: tatbank.ru) |
Кстати, активы ТФБ также уменьшились на 2,7 млрд. рублей. А самые большие потери в денежном выражении в феврале понес «АК БАРС» (минус 16,8 млрд. рублей, или 3,5%). Это могло бы стать фатальным для некрупного банка, но не для «АК БАРСа», чьи активы превосходят активы всех остальных банков РТ вместе взятых. Но в целом приходится констатировать заметное сокращение масштабов бизнеса по всей большой тройке татарстанских банков. В условиях сжатия кредитования иного, впрочем, было трудно ожидать.
Напротив, в лучшую сторону в феврале отличился Татсоцбанк, чьи активы выросли сразу на 34,2%, или на 3 млрд. рублей. Хотелось бы знать причины такого прогресса, но наш запрос представители банка, близкого к семье гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» Николая Колесова, не ответили.
У «КРАСНОЙ ЧЕРТЫ»
Если же обратиться к размеру собственного капитала татарстанских банков, в глаза бросаются изменения показателя у двух лидеров этого рейтинга. Занимающий первую строчку «АК БАРС» увеличил капитал на 1 млрд. рублей и, как рассказал «БИЗНЕС Online» на прошлой неделе глава банка Роберт Миннегалиев, останавливаться на этом не собирается. Сейчас кредитная организация планирует увеличить капитал в общей сложности на 21,9 млрд. рублей: за счет акционеров — на 9,8 млрд. рублей и за счет программы докапитализации банков через ОФЗ — на 12,1 млрд. рублей.
Напротив, капитал Татфондбанка сократился в феврале на 904 млн. рублей, или на 4,3%, что стало худшим показателем среди местных банков и в абсолютном, и в относительном выражении. «Причиной снижения собственного капитала являются полученный отрицательный финансовый результат и амортизация субординированного депозита в составе добавочного капитала», — пояснил нашему изданию представитель банка.
«АК БАРС» во главе с Робертом Миннегалиевым (слева) увеличил капитал на 1 млрд. рублей. Напротив, капитал банка Роберта Мусина сократился в феврале на 904 млн. рублей (фото: president.tatarstan.ru) |
Подобные движения изменили отношение собственного капитала «АК БАРСа» и ТФБ к активам-нетто. Но если в первом случае речь идет об улучшении показателя с 9,9% до 10,4, то втором — о его снижении с 12,6% до 12,2%. В целом же лидирующие позиции в этом зачете занимают относительно небольшие организации (за исключением вездесущего «Аверса»), начиная с Автоградбанка. А их «старшие братья» в большинстве своем обосновались на другом полюсе. Причины нахождения в подвале таблицы банка «БТА-Казань» хорошо известны, «АК БАРС» демонстрирует намерения улучшить положение дел, а вот стабильно занимающий третью строчку снизу Интехбанк, кстати, тоже входящий в группу ТФБ, прокомментировал нам ситуацию следующим образом.
«Интехбанк находится на этапе активного развития своего бизнеса, что обуславливает давление на норматив достаточности капитала. В 2014 году ИнтехБанк за счет развития ипотечных программ, финансирования объектов строительства, залогового кредитования малого и среднего бизнеса нарастил активы до 28,6 миллиарда, что позволило ему по результатам 2014 года войти в Топ-150 банков РФ и Топ-4 банков РТ. Банк планирует увеличение капитала в 2015 году в размере до 1 миллиарда рублей», — сообщил финансовый директор кредитной организации Альмир Хазиев.
Столь обтекаемые формулировки понятны: банкиры вообще не любят обсуждать плохое соотношение «капитал-активы». Ведь отсюда рукой подать до такого ключевого показателя, как достаточность капитала. Напомним, его минимум составляет 10%, а падение до отметки 2% приводит к отзыву лицензии, как это случилось в понедельник с неким Тихоокеанским Внешторгбанком. Из татарстанцев ближе всех к опасной черте подошел санируемый Мусиным «БТА-Казань». По данным ЦБ, в феврале банк показывал недостаточный уровень капитала Н1 и норматива Н1.2 в течение 18 дней. На начало марта показатели составили 5,5% и 5,46% соответственно.
ВЫСОКИЕ СТАВКИ «АНКОРА» НЕ ПРЕДОТВРАТИЛИ БЕГСТВА ДЕПОЗИТОВ
Займы в структуре активов традиционно занимают от 40 до 60%. Именно поэтому одной из главных страшилок всех кризисов является рост доли плохих кредитов в портфеле банка. Пока ситуация далека от авральной, но основания для беспокойства есть. Например, как сообщил ЦБ, в феврале доля ссуд с просроченными больше 90 дней платежами в общем объеме однородных ссуд, предоставленных банками физлицам, увеличилась до 8,9% с 8,4% месяцем ранее. Это максимальный уровень доли просроченных розничных кредитов с сентября 2010 года.
«Анкор» потерявшему в феврале более 270 млн. рублей от физлиц — 10% всех депозитов |
Доля общей просрочки в кредитном портфеле татарстанских банков выросла в среднем на 0,2 п.п., и только «Анкор» выбивается из стройных рядов местных финансистов — у него просрочка увеличилась сразу на 0,8 п.п. К сожалению, причины выяснить не удалось — банк не ответил на запрос «БИЗНЕС Online». Как следствие, банк Андрея Коркунова с 7,9% просроченной задолженности практически сравнялся с ИК Банком (8%), который, напротив, снизил долю плохих кредитов в своем портфеле на 0,3 п.п. Лидирует в этом сомнительном первенстве, разумеется, «БТА-Казань», у которого просроченные кредиты занимают уже почти четверть портфеля. На другом конце шкалы находятся «Заречье», «Камский горизонт» и Энергобанк с 0,2%, 0,5% и 0,5% просрочки соответственно.
Корпоративные клиенты российских банков не торопились как отдавать занятые деньги, так и вкладывать в депозиты собственные. Объем средств, привлеченных банками от организаций, снизился в январе на 1,4%, в феврале — на 0,9%. В этих условиях для банкиров все важнее становятся частные вкладчики, и они не подвели, принеся на депозиты в феврале на 2,3% больше денег, чем месяцем ранее (в январе прирост составил 0,2%).
Татарстанские вкладчики оказались либо не столь доверчивы, либо не так состоятельны, как среднестатистический россиянин. Они в феврале положили на депозиты 1,44 млрд. рублей, увеличив общую сумму лишь на 0,6%. Больше всего «свежих» денег частники принесли в неоднократно упомянутый в нашем обзоре Татфондбанк. Его представители объяснили сей факт «показателем высокого уровня доверия и лояльности клиентов». Мы же обратим внимание на другой момент. Февральская ставка по годовым депозитам в ТФБ была на пятом месте по доходности — выгоднее были только предложения от Анкор банка, Спурт Банка, а также федеральных «Города» и «Русского стандарта». А полугодовой депозит и вовсе шел на втором месте по доходности, ТФБ опередил лишь переживающий трудные времена «БТА-Казань».
Кстати, заманчивые предложения для татарстанцев не слишком помогли ни Спурт Банку, где объем вкладов населения снизился на 110 млн. рублей, ни абсолютному чемпиону по щедрости «Анкору», потерявшему в феврале более 270 млн. рублей от физлиц — 10% всех депозитов! Впрочем, объяснять причину такого противоречия нам банкиры не стали. Однако банк, единственный из татарстанских, и в марте продолжил держать доходность депозитов на экстремальном уровне в 18% годовых.
Остается добавить, что бессменным лидером по сумме вкладов в республике остается, разумеется, «АК БАРС», счета в котором выросли почти на 550 млн. рублей. Всего же граждане хранят в «АК БАРСе» уже 85,8 млрд. рублей — почти 40% всех депозитов физлиц в Татарстане.
В целом, банковская система Татарстана пока что стойко держит удар кризиса, проедая накопленный запас прочности и не выпуская кредитные портфели из-под контроля. Тем не менее отдельным банкам приходится весьма несладко. Поможет ли им весна, снижение ставки ЦБ и укрепление рубля, покажет время.
==table513==
==table514==
==table515==
==table516==
==table517==
==table519==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.