Водитель редакции «БИЗНЕС Online» с 20-летним стажем и его Mazda СX5 стали участниками эксперимента. Мы решили проверить, во сколько на самом деле обойдется ему полис ОСАГО после «космического» подорожания, случившегося 12 апреля. Выяснилось, что в 6 компаниях, которые мы объехали, разброс цен — 10 - 15 тыс., при этом кое-где бланки по-прежнему в дефиците. Сами страховщики уверяют, что подобные перегибы происходят «по инерции», и рекомендуют жаловаться регулятору, то есть в Нацбанк РТ.
Радости от увеличения стоимости ОСАГО, конечно, нет, но по словам водителей, что делать, мол, «без полиса ездить не будешь» |
«БЕЗ СТРАХОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА МЫ НЕ СТРАХУЕМ»
Корреспондент «БИЗНЕС Online» объехала 6 страховых компаний, чтобы на конкретном примере посчитать, сколько теперь будет стоить стоит полис ОСАГО после того, как вступило в силу решение ЦБ о повышении базового тарифа на 40 - 60%. Исходные данные: автомобиль Mazda СX5 2012 года выпуска с мощностью 150 «лошадей» (коэффициент 1,4), год безаварийной езды (скидка 5%), стаж вождения — более 20 лет.
Первым адресом была страховая компания-лидер «Росгосстрах», на долю которой приходится четверть татарстанского рынка ОСАГО. В одном из филиалов компании по улице Тэцевской, 5 в небольшом помещении сидит пожилая женщина, очереди к ней нет, она охотно соглашается рассчитать стоимость полиса. «Вы знаете, что было повышение? Конечно, не намного по сравнению с выплатами», — говорит она и сама же отвечает, что только в «Росгосстрахе» увеличение тарифа составило около 33%, тогда как в других компаниях — 60%. «У нас самая низкая ставка, в принципе, дешевле вы уже не найдете», — заверила она. Расчет стоимости не занял больше 5 минут, и на калькуляторе появилась цифра — 9 тыс. 997 рублей (базовая стомость — 3432 рубля).
«Это окончательная сумма вместе со страхованием имущества, которое составляет 1,5 тысячи рублей. Без страхования имущества мы не страхуем — это условие компании», — сразу предупреждает она. Таким образом, повышение тарифов, похоже, не заставило страховщиков отказаться от сомнительной с точки зрения закона практики навязывать дополнительные услуги.
Вместе с ОСАГО подорожало и КАСКО, однако, по словам представителя страховой компании, рост стоимости КАСКО почувствуют лишь владельцы «самых угоняемых авто». Впрочем, наша Mazda в этот список тоже вошла. На вопрос о том, что говорят об увеличении стоимости полиса ОСАГО другие водители, она ответила, что, безусловно, радости от этого ни у кого нет, но что делать, мол, «без полиса ездить не будешь».
«Самый ажиотаж был до 12 апреля, люди стояли в 5 очередей! В основном, конечно, это те, кому надо было пролонгировать полисы — апрельские и майские», — поделилась она.
«НЕДЕЛЮ НАЗАД БЫЛ КОШМАР!»
В следующем пункте продаж, где мы побывали, — в филиале страховой компании «РЕСО-Гарантия» (ул. Петербургская, 84) также нет очередей. Базовая стоимость, от которой нам рассчитывают ОСАГО, — 4 118 рублей. Эту цифру умножают на территориальный коэффициент, коэффициент лошадиных сил и вычитают скидку за каждый безаварийный год. Итог в «РЕСО» — 10 тыс. 953 рубля плюс опять то же страхование имущества, без которого ОСАГО в этой страховой компании не получить.
«Еще неделю назад здесь был кошмар! Бланков не было, даже на работу в какие-то дни не выходили, люди уезжали обратно ни с чем», — рассказал страховщик. С его словами соглашается и представитель СК «Итиль Армеец» (ул. Тэцевская, 5а), отмечая, что сейчас пока у них затишье. Пока высчитывается конечная стоимость, интересуемся, на сколько подорожало ОСАГО для водителей, у которых еще нет трехлетнего стажа. «Если есть 22 года, но нет трех лет стажа вождения, тогда к стоимости можете смело приплюсовать еще 70 процентов», — объяснил он, показывая цифру, к которой надо будет плюсовать эти самые проценты, — 9 тыс. 694 рубля (общая со стоимостью страхования имущества, естественно).
«МАШИНА СТОИТ КАК СТРАХОВКА!»
Стоимость полиса в НАСКО (ул. Максимова, 33) составила 15 тыс. 444 рубля вместе с дополнительным видом страхования, о котором нам подробно рассказать не смогли, заверив лишь, что «без него не страхуют». «Больше 15 тысяч — это же очень дорого! Нам в «Росгосстрахе» посчитали около 10», — возмущаемся мы.
«Росгосстрах» ваш — одна «фигня»! Выплаты у них копеечные, да и те задерживают! Про них даже говорят, мол, платят всем, но мало. А вообще, ажиотаж сейчас спал, полисы есть, но цены просто космические», — не поскупился на эмоции страховщик. Его возмущение поддержал мужчина средних лет, который зашел в кабинет во время разговора: «И не говорите, какие цены! У меня сосед есть, дедушка, машиной пользуется только летом, чтобы на дачу ездить, так у него машина стоит как страховка!» — поделился он.
БЛАНКИ ДЛЯ СВОИХ
Попасть в офис «Чулпан» на улице Карла Маркса, 49/13 оказалось непростой задачей, центр города, машину припарковать практически невозможно, да и на проходной у нас сначала потребовали паспорт. Так же, как и везде, мы без очередей попадаем в нужный кабинет, где сидят две пожилые женщины. Они нам объясняют, что страхование имущества, как и любой другой сопутствующий вид страхования, незаконно.
«Грешат! Вы имеете право отказываться от этого вида страхования», — начали возмущаться женщины.
«Так нам сказали, что без него не страхуют», — ответили мы.
«Уж и так цены повысились, зачем еще чем-то обязывать?! Звоните в горячую линию — все эти действия наказуемы!» — продолжили они. Впрочем, «корректная» стоимость полиса, как сами назвали ее женщины, влечет за собой «некоторый дискомфорт».
Сейчас получить полис ОСАГО в страховой компании «Чулпан» невозможно — очередь, по словам страховщиц, растянулась, как нам сказали, на две-три недели вперед — бланков на всех не хватает. Так как компания связана с нефтяниками, то в приоритете клиенты «Татнефти», «Девон-Кредита», «Татойлгаза» — для них бланки есть всегда. «Простым» людям, чтобы получить полис ОСАГО страховой компании «Чулпан», необходимо оставить заявление, снять копию прав, техпаспорта и ждать, ждать...
«Для своих бланки есть, людям «с улицы» придется подождать», — объяснили нам без обиняков. Рассчитывая, сколько же будет составлять стоимость со скидкой, словно в насмешку над повышением тарифа, программа-калькулятор наотрез отказалась учитывать апрельское увеличение стоимости и упорно выдавала цифру в 4,4 тыс. рублей. После устранения неполадки цифра стала «правильной» — 10 тыс. 953 рубля.
ВЫ НЕ ИЗ АСКО? — ДО СВИДАНИЯ
В офисе АСКО (ул. Гвардейская, 16) нас встретили фразой: «Если вы не из нашей страховой компании, ничем помочь не можем, до свидания». Оказывается, бланков в головном офисе АСКО не хватает даже для своих клиентов. К примеру, тех, у кого полис заканчивается в мае, менеджеры разворачивают и просят прийти за день или два до срока. Впрочем, только в компании «АСКО» можно было заметить оживление и даже очередь. Любезно согласившись рассчитать стоимость ОСАГО хотя бы для того, чтобы «иметь в виду», нам выдали цифру 9 тыс. 129 рублей.
«Плюс еще 1,5 тысячи рублей за обязательное страхование имущества. Но бланков сейчас все равно нет, приходите в мае», — сказала менеджер по страхованию
«Что еще за 1,5 тысячи рублей? Что за услуга такая?» — возмутился мужчина очереди.
«Обязательное страхование имущества, это по закону!» — ответила она ему.
«Имущество?! Нет у меня никакого имущества! Может быть, я на бомжа буду оформлять! Это вообще незаконно. И так непонятно, с чего цены повысили, так и еще и какие «хомуты» вешают!» — не унимался мужчина.
«Все шибко грамотные стали, насмотрятся телевизора и права качают», — начала злиться страховщица.
«Давайте я сейчас в прокуратуру начну звонить, посмотрим, кто из нас прав», — вытащил козырь из рукава ее оппонент. Упоминание о прокуроре резко остудило пыл менеджера, и она уже вполголоса заявила, что мы ее не так поняли и она имела в виду автозащиту, которая стоит «всего копейки» — около тысячи рублей. На этих миролюбивых словах мы и покинули офис.
КОМАНДА НЕ ДОШЛА ДО МЕНЕДЖЕРОВ?
«БИЗНЕС Online» попросил представителей страхового рынка Казани прокомментировать полученные результаты.
— Возможно, журналисты приняли предложение о дополнительных видах страхования как обязательное требование для продажи полиса ОСАГО. Как и в любом другом бизнесе, в обязанности менеджеров входит предлагать клиентам дополнительные виды услуг, но это не означает, что без этого не продадут полис ОСАГО. Если же какой-то менеджер действительно стал навязывать дополнительные виды страхования, то это явное нарушение, — заявил директор казанского филиала компании «Росгосстрах» Альберт Ишбулатов. По его словам, на уровне руководства компании таких распоряжений не было. «Мы будем жестко с этим разбираться. Но для этого необходимо обращение ко мне конкретного клиента. Я распорядился, чтобы в каждом офисе на стенде разместили мой личный электронный адрес, по которому любой клиент может обратиться ко мне», — сказал он, добавив, что у «Росгосстраха» по-прежнему один из самых дешевых полисов ОСАГО на рынке.
По мнению директора филиала «ПСК Казань» ОАО «СГ «МСК», президента союза страховщиков Татарстана Рустема Сабирова, незаконное навязывание дополнительных услуг при продаже полиса ОСАГО происходит по инерции. «Команда должна дойти от акционеров страховых компаний до низовых звеньев, до рядовых менеджеров. Думаю, что через неделю-другую все стабилизируется, — уверен он. — Главное, чтобы этот вид страхования больше не приносил убытки». По словам Сабирова, сейчас точно никто не сможет сказать, насколько рентабельно стало ОСАГО: еще нет практики выплат по новым условиям. «Для того чтобы делать выводы, нужно подождать год, тогда можно будет посчитать убыточность», — отметил эксперт.
Участники рынка пояснили, почему при разнице между премией и выплатами, которая и до повышения тарифов достигала 30 - 40%, страховые компании жалуются на убытки. Дело в том, говорят они, что у страховых компаний большие судебные издержки, которые достигают 12 - 15% от выплат, плюс к этому страховые компании обязаны отчислять деньги в резервный фонд российского союза автостраховщиков (РСА). Так что на содержание самой страховой компании остается не так много.
«Кто в здравом уме откажется от работы в прибыльном секторе? Если бы ОСАГО было прибыльным, разве страховщики бы прятались от клиентов, всеми силами отказываясь их страховать?» — сказал один из экспертов, добавив, что до последнего времени наблюдался массовый уход страховщиков с рынка ОСАГО.
В УФАС РФ по РТ, куда «БИЗНЕС Online» обратился за комментариями о том, как будет контролироваться ситуация с полисами ОСАГО, вопрос перенаправили в Нацбанк РТ, где есть соответствующий сектор по работе с обращениями потребителей страховых услуг. В свою очередь, в Нацбанке РТ нам предложили направить запрос в пресс-службу Банка России. Тем не менее «БИЗНЕС Online» стало известно, что вчера вечером в Нацбанке РТ должно было состояться отдельное совещание по теме ОСАГО.
50 ТЫС. ЗА ОТКАЗ ПРОДАТЬ ПОЛИС ОСАГО
По просьбе «БИЗНЕС Online» пресс-служба российского союза автостраховщиков (РСА) дала исчерпывающие разъяснения, как действовать в случае отказа продать полис ОСАГО или навязать дополнительные услуги. В письме пресс-службы РСА отмечается, что такие действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. рублей. Кроме того, само РСА вправе применить санкции к членам союза, если они нарушили законодательство об ОСАГО.
Правомерным будет считаться отказ только в том случае, если у страховщика закончились бланки полисов и получить дополнительные он не может из-за того, что исчерпал квоту на их получение, либо если клиентом не представлен весь комплект необходимых документов и они не соответствуют требованиям. Если страховщик ссылается на исчерпание квоты, у него следует запросить мотивированный отказ в письменном виде, который в последующем стоит направить в Банк России (регулятор страхового рынка) или РСА.
Если страховщик все-таки отказывается продавать полис ОСАГО, это необходимо каким-либо образом зафиксировать. Рекомендуется направить заявление о заключении договора страхования по установленной форме почтовым отправлением с уведомлением о вручении в адрес страховой компании, что позволит доказать факт ее получения. Факт отказа в заключении договора ОСАГО в самом офисе можно подтвердить с помощью фото-, аудио- или видеоустройств. Эти средства должны позволять идентифицировать место и обстоятельства отказа, а также точно определить дату и время.
Если нет возможности провести запись, в качестве доказательств неправомерного отказа в продаже полиса ОСАГО можно привести свидетельские показания — их необходимо зафиксировать в письменном виде с указанием контактных данных свидетелей. Собрав все необходимые доказательства, следует направить в РСА жалобу на действия страховщика. Бланк жалобы можно скачать на сайте союза автостраховщиков.
Впрочем, по всей видимости, желающих устраивать все эти шпионские и бюрократические игры ради 1,5 - 2 тыс. пока не так много...
P.S. Сегодня, после того как был опубликован материал, в редакцию нашего издания обратилась страховая компания «НАСКО» с пояснением, что по адресу Максимова, 33 уже давно находится брокерская компания, а вывеска осталась еще с прежних времен. Таким образом, сумма в 15,4 тыс. рублей, рассчитанная брокером, была некорректна. По данным страховой компании, стоимость ОСАГО в НАСКО составила 10 тыс. 953 рубля.
Автомобиль Mazda СX5 2012 года выпуска с мощностью 150 «лошадей» (коэффициент 1,4), стаж вождения — более 20 лет, машина зарегистрирована в Казани, то есть территориальный коэффициент равен 2 |
|
«Росгосстрах» |
9 тыс. 997 рублей |
«РЕСО-Гарантия» |
10 тыс. 953 рубля |
НАСКО |
10 тыс. 953 рубля |
«Чулпан» |
10 тыс. 953 рубля |
АСКО |
9 тыс. 129 рублей |
«Итиль Армеец» |
9 тыс. 694 рубля |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 120
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.