«БЕСПИЛОТНИК СОБИРАТЬ НЕ НАДО — ГРУЗОВИК И ТАК ЕСТЬ...»

Проект IT-компании Cognitive Technologies по созданию беспилотного «КАМАЗа» получил одобрение правительства. Инвестировать в разработку будет минпромторг РФ — газета «Известия» вчера сообщила о готовности министерства потратить 18 млрд. рублей на первый этап программы до 2019 года. На КАМАЗе свой интерес к проекту подтверждают, однако финансовые подробности программы оставляют в компетенции главного разработчика — Cognitive Technologies. Это одна из крупнейших в стране IT-компаний, созданная в 1993 году на базе лаборатории искусственного интеллекта Института системного анализа РАН.

«Нужно правильно понимать участие КАМАЗа в этом проекте, — пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев. — Разработкой всего оборудования для беспилотного транспорта занимается Cognitive Technologies. КАМАЗ выступает как полигон, как консультант в области дорожного движения и производитель грузовой техники. Грубо говоря, мы даем железо, а Cognitive Technologies — мозги. Кто их будет производить, пока неизвестно — мы ведь даже не знаем, что они разработают. Но надо понимать, что беспилотник собирать не требуется — грузовик и так есть, на него просто будет навешано новое оборудование. Мы развиваемся своим путем и беспилотное направление — одно из перспективных для нашей техники. Для нас это в первую очередь опыт, поскольку все основные автомобильные компании такими разработками так или иначе занимаются».

По словам президента Cognitive Technologies Ольги Усковой, цена беспилотного «КАМАЗа» на 10 - 15% повысит привычный ценник на эту марку. При этом собственные инвестиции КАМАЗа в проект пока составили 90 млн. рублей, а IT-компанию проспонсировало на 300 млн. рублей минобрнауки РФ. Об экономической отдаче речи пока не идет даже в прогнозной плоскости. Эксперты издания полагают, что беспилотный грузовик вызовет интерес военной промышленности, учитывая, что о необходимости таких технологий в армии неоднократно заявлял президент России Владимир Путин. Он же дал и поручение минпромторгу о финансовой поддержке проекта. Однако на КАМАЗе наиболее перспективным направлением эксплуатации беспилотников называют грузоперевозки.

«Наши маркетологи совместно с Cognitive Technologies прорабатывали вопрос, потенциал у этой технологии огромный, — сообщил Афанасьев. — Представьте комбайны на полях без водителей. Или грузоперевозки, когда водителю не требуется время на сон. Никто не говорит, что через 10 лет автомобиль поедет без водителя — сначала это будет помощник водителя, потом будет выстраиваться колонна из грузовиков, в которой водитель станет управлять лишь флагманской машиной. И только после этого можно будет перейти к полностью беспилотному варианту».

ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПОЛИГОН ЗА 5 МЛРД. РУБЛЕЙ

По данным федерального издания, к 2017 году планируется собрать 1 тыс. грузовиков с упомянутым Афанасьевым ассистентом безопасности. Компьютер будет следить за разметкой, состоянием водителя, научится тормозить перед препятствием. Неотъемлемой частью программы должен стать испытательный полигон, строительство которого в Татарстане давно лоббировалось челнинском автогигантом. Тема полигона была поднята вновь благодаря заявке о создании в России отрасли беспилотных автомобилей. В марте об инициативе КАМАЗа на этот счет напомнил главный конструктор по инновационным продуктам НТЦ КАМАЗа Сергей Назаренко. Конструктор сообщил, что речь сегодня идет о создании полигона с имитацией города общей стоимостью 5 млрд. рублей. Эта цифра отчасти объясняет повышение инвестиционной стоимости проекта беспилотника, который первоначально оценивался в 12 млрд. рублей. Назаренко еще в марте сообщал, что предложение КАМАЗа о строительстве полигона минпромторгом принципиально поддержано. Также он заявлял, что к испытаниям первого опытного грузовика на базе серийного полноприводного «КАМАЗа-5350» автогигант планирует приступить уже в июле.

Отметим, что участие КАМАЗа в проекте «железом, полигоном и опытом» явно подано с изрядной долей скромности. Гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин к настоящему времени возглавил тематическую рабочую группу, созданную агентством стратегических инициатив. В июле АСИ должно заявить Путину этапы развития отрасли автороботов, а к лету ожидается проект законодательных поправок под адаптацию беспилотников. Предполагается, что проект отразит вопросы сотрудничества компонентных отечественных производств, участия в программе вузов и привлечения венчурных инвестиций.

Несмотря на упомянутый Афанасьевым интерес всех ведущих мировых автопроизводителей к беспилотникам за выпуск серии пока не взялся никто. Volvo планирует открыть продажи кроссовера XC90 в 2017 году, но функционал его будет ограничен особыми условиями дорожного движения и скоростью 50 км/ч. Широко разрекламированный проект Google по беспилотным легковушкам планирует запустить серию не раньше 2025 года. К этому времени эксперты оценивают мировой рынок беспилотных грузовиков в $45 миллиардов. Инициаторы отечественного проекта отводят КАМАЗу 10% на этом рынке.

«Отечественные технологии опережают аналогичные иностранные, и, более того, они смогут работать в суровых российских реалиях, — цитируют Ускову «Известия». — Мы опережаем США, в частности, в области технологии искусственного зрения в трехмерном формате, это один из ключевых моментов беспилотного автомобиля. Мы пошли разными путями: американцы ориентировались на идеальные дороги, а мы — на те, которые у нас есть: с отсутствующей разметкой, нарушенными правилами, засыпанными снегом и с проблемами асфальта. Их иностранцы и за дороги признавать не хотят. Благодаря этому у нас рассчитаны более сильные алгоритмы».