Линар Якупов начал выруливать в практическую плоскость тему внедрения в российскую банковскую систему исламских инструментов
Линар Якупов начал выруливать в практическую плоскость тему внедрения в российскую банковскую систему исламских инструментов (фото: kazansukuk.ru)

«ЕСТЬ ДОГОВОРЕННОСТИ И С СОВЕТОМ ФЕДЕРАЦИИ, И С ГОСДУМОЙ»

Тема внедрения в российскую банковскую систему исламских инструментов, которой уже около 10 лет активно занимается бывший глава агентства инвестиционного развития РТ, а ныне советник премьер-министра РТ Линар Якупов, кажется, начала выруливать хоть в какую-то практическую плоскость.

Накануне в отеле «Мираж» в рамках второй международной конференции Kazan Sukuk-2015 состоялось подписание соглашения между правительством РТ и малайзийско-российским консорциумом о разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) по созданию исламского банка или исламского банковского окна на территории Республики Татарстан как пилотного региона для запуска исламского банкинга и финансов в России.

В консорциум вошли подразделение Центрального банка Малайзии по развитию исламских финансов IBFIM (Islamic Banking and Finance Institute Malaysia), частный малайзийский университет Unirazak (Universiti Tun Abdul Razak) и татарстанский фонд развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund), президентом которого является, как легко догадаться, Якупов.

Заказчиком исследования выступает правительство Татарстана, однако деньги на оплату работ экспертов выделяет все-таки правительство Малайзии. Сумма контракта в подписанном вчера соглашении не указана. Якупов также воздержался от обнародования стоимости работ. Предполагается, что завершены они будут уже через 6 месяцев — к сентябрю 2015 года.

— Правительство республики надеется, что ТЭО станет основой развития исламского банкинга на территории Татарстана, который рассматривается в качестве пилотной площадки для старта исламской финансовой индустрии в России, — заявил перед церемонией подписания соглашения первый заместитель премьер-министра РТ Алексей Песошин, до этого, отметим, не замеченный в деле продвижения исламского банкинга. — Уверен, что с помощью коллег из Малайзии и фонда развития исламского бизнеса и финансов будет создана хорошая практическая платформа для успешной работы исламских финансов в нашей стране.

— Это будет очень серьезно проработанный документ, который послужит технической основой для внесения необходимых изменений в законодательство Российской Федерации для того, чтобы исламские финансы смогли у нас должным образом функционировать. У нас уже есть на этот счет договоренности и с Советом Федерации, и с Госдумой, — сделал очень сильное заявление Якупов.

Он отметил высокий интерес российских корпораций и банков к привлечению через выпуск сукук финансовых средств из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

— За последние четыре года с момента проведения первой конференции Kazan Sukuk ситуация изменилась кардинально. И Госдума, и Совет Федерации, и минфин РФ, и региональные власти сейчас активно работают над темой исламского банкинга и финансов. Я надеюсь, что сукук станет важным инструментарием, который позволит уже в ближайшее время крупнейшим российским корпорациям и регионам получить доступ к исламским инвестициям, — сказал глава IBFD Fund.

Алексей Песошин: «Уверен, что с помощью коллег из Малайзии и фонда развития исламского бизнеса и финансов будет создана хорошая практическая платформа для успешной работы исламских финансов в нашей стране»
Алексей Песошин: «Уверен, что с помощью коллег из Малайзии и фонда развития исламского бизнеса и финансов будет создана хорошая практическая платформа для успешной работы исламских финансов в нашей стране»

«СЛОЖИЛИСЬ ВСЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВ В РОССИИ»

В конференции Kazan Sukuk-2015 приняли участие порядка 80 представителей крупнейших российских компаний и банков (в том числе Сбербанк и ВЭБ), а также ведущие организаторы сукук и юридические компании, которые обеспечивают сопровождение сделок.

Выступающие на конференции эксперты из Малайзии и Кувейта рассказали, что ценные бумаги сукук являются одними из быстроразвивающихся и самых востребованных в мире финансовых инструментов фондирования крупных проектов. Как эффективный инструмент привлечения капиталов сукук появился на финансовом рынке сравнительно недавно — в середине 90-х годов, но уже в 2014 году общий объем выпуска сукук превысил $118 миллиардов. По прогнозам экспертов, к 2020 году объем рынка исламских ценных бумаг может достичь отметки $900 миллиардов. Уже несколько стран неисламского мира, такие как Великобритания, Гонконг, Южная Африка и Люксембург, начали выпуск суверенных сукук. Причем только половина инвесторов отдают предпочтения сукук по религиозным причинам. Второй половиной движут привлекательная доходность и диверсификация рисков.

— Сейчас сложились все предпосылки для развития рынка исламских финансов в России. Особенно в условиях нехватки финансовых средств для долгосрочного финансирования различных инфраструктурных проектов и осложнения отношений с финансовыми институтами Запада. Сейчас мы все с вами наблюдаем новый тренд во внешнеэкономической политики России — разворот на Восток. Сейчас он воспринимается как выход на рынки Кореи, Китая, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Валютные резервы стран этих регионов превышают $2 триллиона. Суверенный российский или корпоративные сукуки могут сыграть очень важную роль в привлечении инвестиций из этих стран, — отметил Якупов.

После заморозки многострадального проекта выпуска первых исламских облигаций под проект создания в «Смарт сити» всемирного торгового центра Якупов не отчаялся
После заморозки многострадального проекта выпуска первых исламских облигаций под проект создания в «Смарт Сити» всемирного торгового центра Якупов не отчаялся

ПОСЛЕ ПРОВАЛА ВЫПУСКА ДЛЯ «СМАРТ СИТИ» ЯКУПОВ СОБЛАЗНЯЕТ СУКОКОМ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ

В кулуарах конференции Якупов рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» о том, что после заморозки многострадального проекта выпуска первых исламских облигаций под проект создания в «Смарт Сити» всемирного торгового центра он не отчаялся. Акцент деятельности возглавляемого им фонда сместился на работу с крупными федеральными компаниями.

— Мы не отказываемся от проработки проектов сукук на уровне республики, но сейчас работа акцентируется на федеральном уровне. Мы ведем активную работу с крупнейшими российскими корпорациями и банками, которые выразили желание выйти на рынок сукук. Мы сейчас рассматриваем разные площадки для размещения ценных бумаг — Малайзия, Дубай, Лондон, Люксембург и т.д., — рассказал он.

По словам Якупова, с учетом опыта «Смарт Сити» он не торопится с первым размещением российского сукука. «Главное, чтобы все прошло правильно — и актив чтобы был очень привлекательным, и прибыли от этого предприятия были самыми лучшими. Это должен быть самый «сочный» проект. Потому что первое размещение станет бенчмарком — на него потом будут равняться при размещении других российских ценных бумаг», — отметил он, добавив, что среди кандидатов на первое размещение сукук есть морские порты, авиакомпании и региональные инфраструктурные проекты.

«ОНИ СЛАБО РАЗБИРАЮТСЯ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И МЕСТНОЙ СПЕЦИФИКЕ»

Подробности подписанного соглашения корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказала директор департамента исламских финансов IBFD Fund Наиля Ялалова.

По ее словам, по итогам встречи представителей консорциума с президентом РТ Рустамом Миннихановым, которая прошла в феврале этого года, был дан ряд поручений, одним из которых стало создание рабочей группы для взаимодействия с консорциумом. В состав этой рабочей группы вошли профильные республиканские министерства, Нацбанк РТ, представители четырех коммерческих банков, в том числе «АК БАРС» Банк, Сбербанк и «Спурт». Название четвертого банка она запамятовала.

— Наша роль — координировать взаимодействие государственных структур с консорциумом, обеспечивать предоставление необходимой информации на запросы малайзийцев. Хотя малайзийские участники консорциума являются экспертами в области исламских финансов, они слабо разбираются в российском законодательстве и местной специфике. Поэтому с нашей стороны также будет производиться достаточно большой объем работ по адаптации исламских финансовых продуктов под наше законодательство, — рассказала Ялалова.

Она разъяснила разницу между полноценным исламским банком и исламским банковским окном: в исламском банке все подразделения работают по правилам исламских финансов и в соответствии с нормами шариата. А исламское банковское окно открывается при действующем традиционном банке, которое создает внутри себя некую отдельную структуру, которая будет специализироваться на оказании финансовых услуг по нормам шариата.

«СЕЙЧАС В РОССИИ ИСЛАМСКИЕ БАНКИ НАХОДИТСЯ В ЗАВЕДОМО ПРОИГРЫШНЫХ УСЛОВИЯХ»

Ялалова описала три возможных варианта развития в Татарстане исламского банкинга. Во-первых, исламский банк в Татарстане может быть создан на базе какого-то уже действующего иностранного исламского банка, который придет на российский рынок. Во-вторых, исламский банк может быть создан путем трансформации существующего местного банка, как это произошло в Казахстане с банком «Заман». И третий вариант — придет какой-то иностранный инвестор и организует исламский банк с нуля.

По словам Ялаловой, некоторые татарстанские финансовые структуры уже выразили заинтересованность в трансформации под полноценный исламский банк. Крупные банки из первого эшелона также проявляют интерес к исламским финансовым продуктам. Впрочем, реальных результатов стоит ожидать только после того, как будет изменено российское законодательство.

«ТЭО и разрабатывается для того, чтобы понять, в каких областях потребуется внесение изменений в законодательство, чтобы начать развивать исламские финансовые продукты. Например, сейчас в российском законодательстве нигде не прописано, что следует понимать под исламскими банковскими продуктами и исламской банковской услугой. Кроме того, сейчас исламские банковские продукты подвергаются двойному налогообложению, так как предусмотрена передача активов клиента на баланс исламского банка. Сейчас это расценивается как непрофильные активы, что требует создания у банка дополнительных резервов, что приводит к удорожанию таких услуг. Поэтому сейчас в России исламские банки находится в заведомо проигрышных условиях по сравнению с традиционными банками», — пояснила она проблему.

Решение Ялалова видит в том, что правительство РФ должно наделить особым статусом какой-нибудь татарстанский банк, который выразит желание войти в пилотную программу. Специально для него будут приняты особые правила функционирования и налоговые условия, которые позволят ему осуществлять свою деятельность. «Через какое-то время необходимо будет проанализировать его деятельность — с какими трудностями и ограничениями ему пришлось столкнуться, и уже на основе этих выводов будут инициированы изменения в российское законодательство», — сказала она, подчеркнув, что представители ЦБ РФ неоднократно говорили, что они не против развития исламского банкинга, если он не будет нарушать действующее законодательство.