Юрий Герасимов заявил, что аналитики автогиганта прогнозируют начало роста продаж в июне
Юрий Герасимов заявил, что аналитики автогиганта прогнозируют начало роста продаж в июне

СПАД ПРОДАЖ ДОСТИГ 40%

Первый заместитель гендиректора ОАО «КАМАЗ» Юрий Герасимов, ставший накануне очередным гостем челнинского делового обеда, заявил, что аналитики автогиганта прогнозируют начало роста продаж в июне. «Потребность в нашей технике есть, меры поддержки бизнеса со стороны правительства дадут свои плоды, и с июня продажи должны пойти», — сказал Герасимов. По его словам, падение отечественного рынка грузовиков хотя и масштабно, однако не доходит до показателей 2008 года. В предыдущий кризис критические состояние рынка фиксировалось на минус 80%, в этом же году за 3 месяца рынок обвалился «всего» на 50%. На этом фоне потери КАМАЗа в продажах меньше — как уточнил руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, они достигают 40%.

«Основные наши клиенты, например строители, дорожники, снизили свои инвестиционные бюджеты, — пояснил Афанасьев. — Но у нас запущен проект реинжиниринга, мы ставим целью изменение дилерской сети, не менее важные задачи стоят и перед блоком производства. Поэтому мы выйдем из текущего кризиса, став сильнее».

В продолжение разговора о перспективах внутреннего рынка Герасимов отметил, что хорошую экономику дают так называемые «прочие продукты» — имеются в виду продукты диверсификации, не ориентированные на основное производство. В этой связи он сообщил о недавней встрече в Москве с представителями группы Sollers. «У нас с ними взаимопонимание, и сейчас мы обсуждаем загрузку наших литейных мощностей, — поделился Герасимов. — Мы будем для них делать отливки, это заказ на десятки позиций. Сейчас наши литейный и кузнечный заводы прорабатывают технические возможности, и еще мы должны договориться об экономической составляющей. Суммы поставок для группы Sollers приличные — если все срастется, речь может идти о контрактах на миллиарды рублей».

Пока же, по словам Герасимова, на плаву КАМАЗу позволяет держаться экономия, которая тем не менее не влияет на заявленные проекты. «В условиях кризиса мы не остановили совместный с Daimler проект новой кабины, он развивается. Не остановили мы и проект создания нового двигателя с нашими партнерами — здесь тоже все идет по графику. У КАМАЗа в ближайшее время будет 12-литровый рядный двигатель с диапазоном мощностей 450 - 550 лошадиных сил. И специальные комплектации до 700 лошадиных сил. Обновляется и прессово-рамный завод КАМАЗа, основополагающий по штамповке. Здесь уже запущена новая линия Rosler по доводке металла. Кроме кабины и двигателя мы разрабатываем новые узлы, на автомобильном заводе завершается проект по новым мостам. Программа реинжиниринга работает и на других заводах».

«ВНЕШНИЙ РЫНОК ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ ВНУТРЕННЕГО»

Не повлияли санкции и на отношения КАМАЗа с партнерами по совместным предприятиям. Герасимов вкратце обрисовал ситуацию с размещенными в Челнах СП, которые, по его словам, на 99,9% укомплектованы бывшими камазовскими специалистами. Так, локализация СП «ZF Кама» на сегодня составляет 46%, однако уже есть договоренность с компанией ZF о полной локализации. «Они идут на это, не желая терять свой бизнес в Челнах, — заявил Герасимов. — У ZF есть бизнес в Индии, где собираются два основных узла, и мы их перемещаем в Челны. При этом у нас есть программа доведения доли локализации коробки передач до 81 процента. Остальные 19 процентов — это болты, резинотехнические изделия, которые всегда можно найти в России».

Базовые детали для СП «Камминз Кама» также изготавливаются в Челнах. Второстепенные комплектующие собираемого здесь двигателя СП завозит из Китая — перенос их в Россию дал бы потери в цене. Поэтому о стопроцентной локализации двигателя речь не идет, однако процент растет. «Мы позиционируем локализацию моторов на уровне 25 процентов», — сказал Герасимов. СП «Кнорр-Бремзе Кама» и «Федерал Могул Набережные Челны» используют исключительно российское сырье, так что никаких рисков в их отношении на КАМАЗе тоже не видят. «Никто из партнеров по СП не ставил вопроса о своем уходе, — сообщил Герасимов. — Могу сказать, что они очень порядочно повели себя в октябре, в период наиболее сильных санкций. Когда многие задергались, бизнесмены, с которыми мы работаем, не допустили сбоев на КАМАЗе — все поставки шли точно в срок».

Говоря о направлении импортозамещения, Герасимов сообщил, что от поставщиков Западной и частично Восточной Европы КАМАЗ теперь оборачивается, во-первых, на собственную площадку в Челнах, во-вторых, на Россию, и в-третьих, большие шаги делает в сторону Индии и Китая — они определены как стратегические партнеры КАМАЗа. На просьбу «БИЗНЕС Online» уточнить параметры новых взаимоотношений с этими странами Герасимов ответил, что на КАМАЗе оценивают рост затрат, обусловленный длинным логистическим плечом с этими партнерами, но часть комплектующих узлов на территории России не производится.

«Мы ведем работу по росту продаж в Индии, усиливаем наши совместные предприятия и скоро ждем плодов от этой работы. Что касается Китая, то их делегация сейчас находится на КАМАЗе с определенными предложениями, и после завершения переговоров мы объявим о результатах», — сказал Герасимов и позднее добавил, что эта нераскрытая китайская компания выпускает конкурентный КАМАЗу продукт, однако речь идет о дополнительной загрузке мощностей автогиганта. Афанасьев же добавил, что процесс импортозамещения долгосрочный и пока с достаточной определенностью говорить о суммах закупок, переориентированных с Европы на Индию и Китай, невозможно.

Напомним, вчера стало известно о планах КАМАЗа по наращиванию мощностей крупноузловой сборки автомобилей во Вьетнаме. По этому поводу Афанасьев рассказал, что гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин из Вьетнама еще не вернулся, но главная цель делегации заключается в снижении пошлин на ввоз комплектующих — в противном случае «КАМАЗы» выгоднее завозить во Вьетнам готовыми, чем собирать на месте.

«В прошлом году во Вьетнаме было продано всего 150 „КАМАЗов“, а мы хотим, чтобы там продавалось не меньше 500 автомобилей»
«В прошлом году во Вьетнаме было продано всего 150 «КАМАЗов», а мы хотим, чтобы там продавалось не меньше 500 автомобилей» (фото: Илья Плеханов, commons.wikimedia.org)

«Мы работаем во Вьетнаме с 1978 года, производство открыто в 2003 году, — отметил Афанасьев. — Мы собрали там 1,8 тысячи автомобилей из комплектующих, произведенных в Набережных Челнах. Вьетнам, как и любая страна, защищает свой рынок высокими пошлинами — они доходят до 80 процентов. Поэтому легче ввозить грузовики во Вьетнам, чем собирать на месте. В прошлом году во Вьетнаме было продано всего 150 «КАМАЗов», а мы хотим, чтобы там продавалось не меньше 500 автомобилей. В этом году 150 машин продано уже за первый квартал».

Герасимов добавил к этому, что сегодня внешний рынок для КАМАЗа гораздо привлекательнее внутреннего. «Если бы не металлурги со своим резким повышением цен, мы были бы совсем привлекательными, — заявил Герасимов. — Нам выгодно продавать за рубеж, и ситуация конкретно на вьетнамском рынке входит в позитивное русло, сейчас самое главное — не упустить момент. Хорошо бы еще металлурги помнили, что у них паспорта граждан Российской Федерации».

Афанасьев подчеркнул, что при январском повышении цен на «КАМАЗы» в среднем на 5% марка остается самой дешевой среди конкурентных предложений. «Металлурги нам предлагают повысить цены больше чем на 30 процентов — оцените, в каких условиях мы находимся. Среди всех производителей грузовиков у нас самый низкий темп роста цены на автомобили», — заявил руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ».

«ОКОЛО 100 ТЯГАЧЕЙ В МЕСЯЦ МЫ ПРОДАЕМ...»

Герасимов по просьбе «БИЗНЕС Online» обрисовал ситуацию с продажами нового тягача «КАМАЗ-5490» и сообщил, что над качеством этого автомобиля завод по-прежнему работает. Афанасьев добавил, что на складах тягачей нет — все продаются. «Продажи автомобилей «КАМАЗ-5490» на фоне общего падения рынка относительно невелики, но около 100 автомобилей этой модели ежемесячно мы продаем, — рассказал Герасимов. — Наши конкуренты с аналогичной комплектацией значительно дороже. Мы много работаем над качеством этого автомобиля. В прошлом году я проводил ежедневные совещания на конвейере, приглашая и эксплуатантов, и конструкторов, и директоров заводов. Продукт новый, естественно, нужно учитывать все мнения, и сейчас мы продолжаем такие совещания в еженедельном режиме. Хочется, конечно, продавать больше, но могу сказать, что обратная связь по этому тягачу на сегодняшний день позитивная. На базе тех же узлов мы еще освоили автомобили 65206 и 65207, они уже выпускаются малыми партиями».

Герасимов по просьбе «БИЗНЕС Online» обрисовал ситуацию с продажами нового тягача «КАМАЗ-5490»
Герасимов по просьбе «БИЗНЕС Online» обрисовал ситуацию с продажами нового тягача «КАМАЗ-5490»

Герасимов отметил, что новая линия, запущенная на прессово-рамном заводе КАМАЗа, задействована в сварочных процессах каркаса кабины. Кабина окрашивается по новой технологии, впервые в России применены водорастворимые эмали. Второй этап развития сварочного производства на ПРЗ предполагает изготовление комплектующих для новой кабины, что позволит сократить затраты на ее производство примерно на 40%.

Отдельного внимания заслужила тема общественных работ на КАМАЗе, под которые лобби автогиганта все же удалось добиться от правительства субсидирования. Афанасьев пояснил, что федеральное финансирование еще не открыто, поскольку для этого нужно пройти ряд этапов. Сейчас работники заняты на основном производстве по три дня в неделю, за общественные работы в четверг и пятницу КАМАЗ платит по 800 рублей в день. В феврале затраты КАМАЗа на финансирование этих работ составили 50 млн. рублей, в марте — 80 миллионов. С учетом этих денег средняя зарплата работника КАМАЗа, по словам Герасимова, сегодня составляет 23 тыс. рублей, в общей сложности на заводах автогиганта работают порядка 38,5 тыс. человек. Основным видом общественных работ он назвал обучение персонала и картирование рабочих мест. «Виды работ четко прописаны, мы не имеем права отступить от регламента. На КАМАЗе есть производственная система, всякая оптимизация начинается с картирования — это выявление плюсов и минусов конкретного рабочего места. Кроме того, мы стремимся к многостаночному обслуживанию, что требует перестановки оборудования. Это тоже финансируется в рамках общественных работ». О том, когда трехдневка закончится, представители КАМАЗа умолчали.