«В КРИЗИС ЛЮДИ НЕ ПЕРЕСТАЛИ ПОКУПАТЬ ИГРУШКИ»

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», сразу две сибирские сети планируют выход в Казань. Обе работают в низких ценовых категориях и рассчитывают на успех экспансии в Татарстан, невзирая на снижение потребительской способности населения.

Первая из них — новосибирская сеть Rich Family, специализирующаяся на продаже детских товаров — планирует открытие гипермаркета осенью этого года. Как сообщила газете «БИЗНЕС Online» руководитель отдела развития сети гипермаркетов Марина Михалева, площади магазинов компании варьируются от 2,8 тыс. кв. метров до 5 тыс. кв. метров. В Казани, по ее словам, площадка пока в стадии обсуждения, но ее размер известен — 3 тыс. кв. метров. «Мы позиционируем себя как «гипермаркет низких цен», — сказала собеседница газеты.

Сумму инвестиций в открытие магазина Михалева не назвала, однако СМИ Новосибирска приводит экспертную оценку управляющего партнера DSO Consulting Ларисы Трушкиной по вложениям сети в один магазин, это до $1,5 миллионов. Один из игроков рынка Казани — управляющий гипермаркета «Бегемот» Дамир Жаруллов — говорит, что инвестиции могут быть даже больше данной суммы, тем более что до осени еще несколько месяцев. «Сейчас сложно оценивать инвестиции в открытие гипермаркета, когда цены быстро меняются. Важны и место, и арендные платежи, и расходы на рекламу», — говорит он.

Конкуренция на рынке детских товаров, по его словам, есть, однако рынок еще достаточно свободен. «Люди даже в кризис не перестали приобретать детские игрушки, в том числе дорогие. Если сравнивать динамику по покупкам с прошлым годом, она осталась примерно на том же уровне. Основные игроки в нашем регионе среди брендовых, крупных в Казани: мы и «Детский мир». В более дешевой категории игроков побольше, к ним и присоединится Rich Family», — говорит управляющий «Бегемота».

Как рассказала нашей газете начальник управления по связям с общественностью ГК «Детский мир» Надежда Киселева, Казань относится к числу важнейших для компании городов. «Сеть «Детский мир» здесь представлена четырьмя магазинами, и по продажам на магазин входит в Топ-5 лучших регионов компании. Наши покупатели в Казани — это экономически активная, взыскательная аудитория, предъявляющая высокие требования к качеству товаров и сервиса, уровню цен и наличию дополнительных услуг», — сообщила она.

«Светофор» позиционирует себя как «жесткий дискаунтер» — цены устанавливаются на 20% ниже среднерыночных (фото: tlt.volga.news)

ВРЕМЯ ДИСКАУНТЕРОВ

Другой сибирский игрок, выходящий на рынок Казани, — красноярская сеть магазинов низких цен «Светофор». Сеть позиционирует себя как «жесткий дискаунтер» — цены устанавливаются на 20% ниже среднерыночных, раскладка товара по системе «как на складе» при аскетичном исполнении торгового зала, работа с производителями строится напрямую. Средняя площадь магазинов — 1 тыс. кв. метров. Ассортимент — 2 тыс. наименований ходовых товаров продовольственной и непродовольственной группы. Магазины рассчитаны на нишу экономных покупателей.

Подробности выхода в столицу республики рассказал нашей газете директор «А Девелопмент» Мурат Ахмеров. По его словам, в их офис обращались менеджеры по развитию сети «Светофор». «Они ищут помещения площадью до 1,2 тысячи квадратных метров, но по невысокой ставке — 350 рублей за квадратный метр. При этом средняя ставка по стрит-ретейлу в Казани — от 600 рублей, в хороших местах — 800. Ставка в лучших местах может достигать 1000 рублей за квадратный метр», — сказал он.

«Светофор» — это региональной жесткий дискаунтер формата «Кэш энд Кэрри». По площадям это супермаркет, поэтому к конкурентам можно отнести отчасти «Перекресток», «Эдельвейс», «Пятерочку», семейный «Магнит». Однако в них также продаются непродовольственные товарные группы», — дает характеристику Мурат Ахмеров.

Всего под брендом «Светофор» работает около 70 магазинов в Красноярском крае и Сибири, в том числе в Канске, Ачинске, Абакане, Чите, Лесосибирске, Рубцовске, Алейске, Барнауле, Томске и Иркутске. Недавно сообщалось о выходе компании в Тольятти.

Газете «БИЗНЕС Online» удалось связаться с директором по развитию сети «Светофор» в Татарстане Вадимом Поповым. Он рассказал, что недавно уже состоялось техническое открытие двух первых в Казани магазинов: на ул. Технической и на ул. Гвардейской. В этом году планируется открыть еще три-четыре магазина «в зависимости от наличия площадок». Площади магазинов сети — от 800 до 1200 кв. метров. «В мае состоится открытие магазина в Волжске. В эти дни — открытие в Чистополе. К июню откроются магазины в Балтасях и Набережных Челнах», — рассказал собеседник газеты об амбициозных планах по республике.

«КРИЗИСА НЕ БОИМСЯ, НАСТУПИЛО НАШЕ ВРЕМЯ»

Парадоксально, но обе сети выходят в Казань на фоне снизившейся покупательской активности, из-за которой многие магазины, напротив, оказались на грани закрытия. В марте на конференции «Современный торговый центр в Татарстане» представители компании JLL констатировали резкое падение доходов населения. В 2014 году доход на душу населения в Татарстане, если считать в валюте, составил $800 в реальном выражении. Прогноз на 2015 год по республике — $480. Прогноз по России — $420 на душу населения.

Однако Попов в разговоре с «БИЗНЕС Online» уверенно заявил, что в Татарстане нет конкурентов конкретно этого формата — жесткий дискаунтер. «Кризиса не боимся, сейчас наступило наше время. Во-первых, сейчас стало намного проще договариваться по площадям, а во-вторых, люди начали считать деньги», — сообщил он.

Аналогичной позиции придерживается и Михалева. «С такой широкой товарной матрицей и в таком ценовом сегменте мы уникальны на рынке детских товаров», — заявила она.

Добавим, что, по данным портала Retail&Loyalty, спрос на детские товары в последние несколько лет увеличивается благодаря устойчивому росту рождаемости в РФ. Согласно Росстату, по сравнению с 2000 годом количество новорожденных возросло к настоящему моменту уже более чем на 50%. При этом пик рождаемости в XXI веке пришелся на 2014 год: родились 1,947 млн. детей, что стало абсолютным рекордом в истории России. В республике в 2014 году также достигнут максимальный в истории нового Татарстана уровень рождаемости — зарегистрировано более 57 тыс. актов о рождении, что на 0,1% превысило рекорд 2013 года.

d2a6e92511c94a86b9de1639f385c00602d36c9f_800.jpg
По данным портала Retail&Loyalty, спрос на детские товары в последние несколько лет увеличивается благодаря устойчивому росту рождаемости в РФ (фото: rf-54.ru/kazan)

«МАГАЗИНЫ С НИЗКИМИ ЦЕНАМИ — НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫЙ ФОРМАТ В РОССИИ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов прокомментировать выход двух сетей низких цен на рынки Казани и Татарстана.

Андрей Васюткин — руководитель отдела исследований и консалтинга «Магазин магазинов»:

— С учетом текущей ситуации на рынке потребления сети, работающие в формате жестких дискаунтеров, если смогут предложить действительно низкую наценку на основную группу продуктов питания, будут востребованы населением. Магазины у дома с низкими ценами — сейчас наиболее востребованный формат в России.

Rich Family также позиционируется как гипермаркет низких цен. Формат магазинов — от 2 до 5 тысяч квадратных метров. Компания обращает большое внимание на цены. Для достижения низких цен компания старается осуществлять поставку товара напрямую от производителя (без посредников), в том числе собственных торговых марок. Также магазины располагаются в недорогих (по аренде) местах, минимальны затраты и на отделку магазинов. Основной конкурент, если говорить про позиционирование, — «Бегемот».

Татьяна Кутузова — консультант отдела управления торговой недвижимостью компании JLL:

— По нашим оценкам, в продуктовом ретейле в Казани наиболее востребованными операторами являются «Бахетле» и «Ашан», причем последний сейчас становится все более привлекательным с учетом ориентации потребителей на более доступные товары.

Если говорить о детских товарах, безусловный лидер и самый востребованный бренд — это «Детский мир». Сегодня даже в условиях общего снижения потребительской способности населения сегмент детских товаров чувствует себя относительно стабильно и демонстрирует высокие результаты — родители продолжают покупать необходимое своим растущим детям.

Поэтому, на наш взгляд, детский ретейл является очень перспективным, а в продуктовом ретейле важно правильное позиционирование с точки зрения ценовой категории и удачные локации с высоким трафиком.