ПЛЮС 1547 РУБЛЕЙ К ЧЕКУ!

Напомним, что в рамках специального проекта «БИЗНЕС Online» в ежемесячном режиме анализирует динамику цен двух торговых сетей из разных сегментов: «Бахетле» для среднего класса и «Магнит» для менее обеспеченной публики. Для каждого сегмента мы составили свой набор базовых продуктов из 25 - 26 позиций. По результатам январского мониторинга продуктовая корзина «Магнита» за месяц подорожала на 10,2%, а в «Бахетле» неожиданно подешевела на 5,2%. Однако в феврале татарстанская торговая сеть отыгралась с лихвой: если индекс «Магнита» вырос лишь на 4,4%, то индекс «Бахетле» — на 25,7%. Иными словами, тот набор продуктов, который в январе стоил в «Магните» 1949 рублей, на сей раз обошелся в 2035 рублей — на 85,7 рубля дороже. В «Бахетле» же прибавка составила целых 1547 рублей.

Одно из объяснений дала сама гендиректор и совладелица сети Муслима Латыпова, которая на заседании комитета Госсовета РТ заявила: «Банки пересматривают ставки в одностороннем порядке по уже заключенным договорам, и мы ничего с этим сделать не можем». В результате стоимость обслуживания кредитов для «Бахетле» подскочила с 400 до 800 млн. рублей при чистой прибыли за 2013 год в 107,3 млн. рублей. В итоге, по словам Латыповой, пересмотр ставок по кредитованию приведет к увеличению стоимости продукции, к сокращению собственных объемов производства, а также к сокращению кадров на 10%, то есть на 600 человек.

Впрочем, на дистанции двух месяцев видно, что тренд удорожания примерно одинаков и в «Магните», и в «Бахетле», просто татарстанская сеть не поднимала цены чуть дольше.

А в «Бахетле» индекс вырос стремительно — на 25,7%
А в «Бахетле» индекс вырос на 18,2%

«РЕМИКСЫ» НА ГРЕЧКУ И СЕМГУ — ХИТ СЕЗОНА

Одним из выявленных «БИЗНЕС Online» трендов февраля стало появление на прилавках новых микс-товаров. Так, в «Магните» появилась так называемая «гречка new» — с добавлением ржаной крупы, а в «Бахетле» появился микс «семга-кета» — по цене более доступный, чем стопроцентная нарезка из семги. Напомним, после кризиса 2008 - 2009 годов в обиход вошли упаковки, не кратные килограмму и литру (например по 0,9 кг), скрывающие от покупателей реальную инфляцию. Теперь к проверенным рецептам смягчения психологического шока покупателей добавились новые. «Миксование» — новый тренд сезона.

При этом в корзины индексов «Бахетле» и «Магнита» вошли как простые продукты — хлеб, молоко, картофель и т.п., так и сложные — салаты, выпечка. Для повышения надежности оценок для ряда товаров были отобраны по два производителя, поскольку маркетинговые акции или повышение цен одного из производителей могут серьезно повлиять на результат. По возможности мы отдавали предпочтение товарам татарстанских и российских производителей.

БАНАНЫ УХОДЯТ В ОТРЫВ

Президент РФ Владимир Путин в декабре подчеркнул, что нужно замещать импорт «там, где это целесообразно». «Можем мы бананы замещать? Можем. А нужно? Нет! Потому что они будут дорогими — бананы мы купим», — добавил президент.

Покупка бананов, однако, нынче будет довольно накладна для казанцев: в «Магните» цена на них с 24 декабря по 22 февраля взлетела аж на 80%: с 49,9 до 90 рублей за килограмм. При этом за последние 30 дней цена на экзотический фрукт, популярный до последнего времени, подскочила сразу на 43%. В «Бахетле» цена вплотную подошла к психологически важной отметке в 100 рублей.

Кстати, буквально в конце прошлой недели Росстат сообщил, что цена на бананы достигла абсолютного максимума за 15 лет. По данным статистики, потребительские цены на них ни разу с 2000 года не поднимались до 70 рублей за килограмм. Еще в ноябре 2014 года килограмм бананов, по данным Росстата, стоил всего 52,2 рубля.

В последние дни можно было наблюдать, как покупатели в магазине с недоумением рассматривали ценник на бананы и сам продукт. Они словно пытались определить, что кардинально изменилось в товаре, или решали, не померещились ли им эти цифры.

Среднедушевое потребление фруктов и ягод, по данным Росстата, неуклонно росло с 1998 года, поднявшись с 30 кг до 64 кг на россиянина. Однако по итогам прошлого года, по информации исследовательской компании «Технологии роста», показатель впервые упал на 5% до 61 килограмма. И при таких ценах, видимо, это только начало.

И если раньше многие задавались вопросом, почему огурцы и помидоры совхоза «Майский» стоят дороже, чем привезенные издалека бананы, то теперь местным производителям свежих овощей стыдиться уже особо нечего. Может быть, с такой ценовой конъюнктурой нашим аграриям, вопреки рассуждениям президента, все же стоит расширить спектр инвестиционных проектов, включив в них тропические фрукты?

Впрочем, овощи-«резиденты» тоже прибавили в цене. Так, картофель с капустой подорожали за последние 30 дней на 21%. Отчасти такое подорожание можно объяснить нехваткой прошлогодних запасов к концу зимы и ожиданием свежего урожая по более высоким ценам. Так, во всяком случае, выглядит стратегия «Магнита». А вот в «Бахетле» картина противоположная: здесь дешевеет прошлогодний картофель из-за того, что на полках появился картофель нового урожая, вдвое дороже. Можно предположить, что именно его предпочтет в основной массе контингент этой торговой сети.

РИС ВМЕСТО ГРЕЧКИ, КУРЯТИНА ВМЕСТО ГОВЯДИНЫ

В ценовой гонке за последний месяц не сильно уступил бананам рис круглозерный, подорожавший в «Магните» на треть, до 48,5 рублей за упаковку. По длиннозерному сорту, приобретаемому в «Бахетле», прибавка составила 38%. Не исключено, что рис выступил своеобразным товаром-субститутом гречки. Проще говоря, спрос с гречки ввиду уже «космических» цен на нее в значительной мере переключился на рис. И что мы видим: гречка подешевела на 3% — до 53 рублей за пачку. Не будем сбрасывать со счетов также и усилия УФАС и прокуратуры по расследованию ценовых сговоров на рынке и завышения цен.

Среди прочих бакалейных товаров уверенно идет в гору стоимость макарон. За февраль прирост цен на дешевые сорта в «Магните» составил 8% (в январе — 10%). Что касается спагетти из «Бахетле», то эти изделия местного производства, как ни странно, подорожали в феврале на 22%, а импортные — на 10%.

Можно отметить подорожание в «Магните» курятины на 10%, что может быть вызвано смещением спроса с более дорогих видов мяса (говядина, свинина) на более доступные. Динамика по мясным продуктам замечательно просматривается в продуктовом наборе «Бахетле», как, впрочем, и недемократичные цены на них.

Любопытна ситуация с популярными соусами. В «Магните» отмечено удешевление майонеза провансаль на 21%. Однако не совсем корректное: вместо исчезнувшей с прилавка «Слободы» нам пришлось купить «Миладору» (торговая марка Казанского жиркомбината). А вот премиальный кетчуп и майонез в «Бахетле» вдруг подскочили в цене на 67% и 57% соответственно.

Любопытна ситуация с популярными соусами. премиальный кетчуп и майонез в «Бахетле» вдруг подскочили в цене на 67% и 57% соответственно
Любопытна ситуация с популярными соусами. премиальный кетчуп и майонез в «Бахетле» вдруг подскочили в цене на 67% и 57% соответственно

И еще несколько наблюдений по ряду позиций индекса «Бахетле». Семга здесь подорожала на 117% — до кажущихся просто дикими 2015 рублей за килограмм. Похоже, наши дальневосточные компании не справляются с импортозамещением красной рыбы. Не обошло повышение цен стороной и импортное красное вино, здесь прибавка составила 50%.

Но больше всего удивило в «Бахетле», пожалуй, подорожание молока высшего сорта «Домик в деревне» в жесткой упаковке жирностью 3,2%. В январе цена на него вполне логично снизилась после завершения стимулирующей лотерейной акции. А в феврале мы видим далеко несимволический рост на 31%, хотя новых «заманух» покупателям не предлагают.

ЯЙЦА И ВОДКА СТАЛИ ДЕШЕВЛЕ

Напоследок о приятном: снижена цена на классические пол-литра. Напомним, из-за роста серого рынка и, как результат, падения сборов государство решило ослабить акцизную нагрузку на официальных производителей водки. Теперь с 1 февраля минимальная цена 0,5 л, которая до этого только росла, составит 185 рублей вместо 220 рублей.

Однако такое снижение не означает, что в магазинах легальная продукция автоматически подешевела до указанного уровня. Водка местного производства упала в цене на 9% до 200 рублей. При этом сигареты подорожали на 6% — такая вот балансировка цен на вредные для здоровья товары.

Добавим, что бизнес в непростое для него время старается повышать цены там, где это возможно, точнее, куда не очень пристально смотрят УФАС и прокуратура. В то же время основа основ — хлеб, молоко, дешевый чай — вовсе не подорожала, а яйца даже подешевели.

Пока готовился этот материал, ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) объявила о том, что 12 крупнейших ретейлеров присоединились к соглашению о заморозке цен на социально значимые продукты. Розничные цены должны быть зафиксированы сроком на два месяца на корзину, состоящую не менее чем из 20 товаров. Список товаров, на которые фиксируется цена, каждый ретейлер определяет самостоятельно. Сработает это или нет — «БИЗНЕС Online» проверит ровно через месяц.

==table476==

==table477==