Туфан Имамутдинов и Роберт Хасанов
Туфан Имамутдинов и Роберт Хасанов

«СОВРЕМЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУЦИИ, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ, НЕ УСПЕВАЮТ ЗА ВРЕМЕНЕМ»

Несмотря на солидные бюджетные вливания, Казань продолжает оставаться довольно консервативным в плане культурной жизни городом. Если говорить о театрах, у всех на слуху академичный оперный, диковинный для туристов театр Камала и шикарно отреставрированный Качаловский — ко всему остальному принято относиться если не скептически, то снисходительно. Между тем на российских и международных театральных фестивалях поощряются эксперименты как с театральным материалом, так и с формой его подачи, поэтому для подготовки претендующих на успех спектаклей местным режиссерам неизбежно потребуется совершенно иной подход, чем в классических казанских театрах. Новый главный режиссер казанского ТЮЗа Туфан Имамутдинов серьезно настроен на международные гастрольные проекты, а потому заинтересован в том, чтобы сложившаяся ситуация начала меняться. Себе в союзники он выбрал центр современной культуры «Смена» — наиболее мобильную и открытую к экспериментам культурную площадку в городе.

Первый совместный проект «Смены» и ТЮЗа будет называться «Искусство и война» — мероприятия пройдут с 1 по 9 мая этого года и будут посвящены 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Театр готовит масштабный спектакль «Война глазами детей», пьесу для которого пишет немецкий драматург Рут Винекен. Режиссером-постановщиком выступит сам Имамутдинов. В основу сюжета лягут документальные воспоминания детей и подростков обеих стран, текст со сцены будет звучать на татарском, русском и немецком языках. В апреле ожидается приезд пяти берлинских актеров, которые вместе с пятью казанскими коллегами начнут совместные репетиции в стенах ТЮЗа, чтобы успеть к началу мая, придется поработать в ударном темпе. Параллельно с премьерными показами в «Смене» будет организован лекторий, где ведущие российские искусствоведы расскажут о влиянии вооруженных конфликтов на мировое искусство, а после у собравшихся будет возможность обсудить тюзовский спектакль (на эти лекции планируют приглашать актеров, занятых в постановке). «Это очень интересный момент: как кризисы влияют на человека и на искусство. Мы тоже сейчас находимся в экономическом кризисе, и, возможно, он через некое очищение и осознание приведет к чему-то новому», — поделился соображениями один из основателей «Смены» Роберт Хасанов.

Имамутдинов хотел бы поставить в рамках культурной программы форума чеховскую «Чайку» в Казани под открытым небом
Имамутдинов хотел бы поставить в рамках культурной программы форума чеховскую «Чайку» в Казани под открытым небом

Главный режиссёр ТЮЗа также поделился с «БИЗНЕС Online» идеей летнего экспериментального спектакля — к чемпионату мира по водным видам спорта, который будет проходить в городе с 24 июля по 16 августа, Имамутдинов хотел бы поставить в рамках культурной программы форума чеховскую «Чайку» в Казани под открытым небом. Но более конкретно об этой работе говорить еще рано — руководство театра пока только обсуждает творческие и финансовые детали. Каким бы в итоге ни получился летний эксперимент, руководители «Смены» уверены, что мобильная частная галерея в любом случае сможет быть полезной более сложной структуре государственного театра: «Совместные мероприятия проще в плане организации и пиара. «Смене» вообще интересны внешние проекты: современные государственные институции, которые работают в сфере культуры, не успевают за временем, нужно как-то пытаться это восполнить».

План сотрудничества галереи и театра расписан до осени — в сентябре-октябре город вновь ожидает крупный образовательный проект. Примечательно, что он, как и майский спектакль, предполагает сотрудничество России и Германии и формулу «5 на 5»: немецкий театральный критик привезет в Казань видео 10 спектаклей по пьесам 5 русских и 5 немецких драматургов. Слушатели «Смены» при участии творческого коллектива ТЮЗа посмотрят и обсудят образцы передового европейского театрального искусства. «Мы же ничего этого не видим. Видеобиблиотеки нет ни в училище, ни в Университете культуры. Нужно показывать, что зарубежные театры давно убежали вперед и мы, к сожалению, не можем пока что даже приблизиться к ним по новым техникам — здесь я имею в виду не только непосредственно техническую часть, но и актерское существование, режиссерские приемы», — рассказал о готовящемся событии Имамутдинов.

3 МЛН. РУБЛЕЙ, ИЛИ ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ КУРСА ЕВРО

Помимо конкретных мероприятий сейчас обсуждаются и более глобальные перспективы сотрудничества. Цель — вывести обе институции на новый уровень: казанский ТЮЗ истосковался по участию в российских и международных фестивалях, а «Смена» не прочь интенсивнее развивать театральное направление деятельности галереи. «У нас нет малого зала, а это и есть фестивальный уровень, потому что вывозить декорации довольно затратно. Мы планируем на базе «Смены» играть спектакли малых форм, потом их можно будет вывезти на фестивали России, за рубеж», — делится планами главный режиссер театра юного зрителя. По словам директора «Смены», галерея уже сегодня легко может организовать зрительный зал на 100 - 150 мест, чего вполне достаточно для камерной постановки, при этом центр продолжает расширяться: «Сейчас будем делать второе крыло, появится площадка чердака и более обустроенный второй зал. Потихоньку начнется освоение «низа». В скором времени это превратится в инфраструктурный центр, думаю, к осени будет конечный результат».

Приглашённых искусствоведов «Смены» полностью будет спонсировать министерство культуры республики, а расходы театра будут разделены между минкультом, немецкой стороной и потенциальными инвесторами от бизнеса, причём на данный момент сумма собрана ещё не полностью
Приглашенных искусствоведов «Смены» полностью будет спонсировать министерство культуры республики, а расходы театра будут разделены между минкультом, немецкой стороной и потенциальными инвесторами от бизнеса, причем на данный момент сумма собрана еще не полностью

Правда, коллаборация культурных институций, объединенных общими целями и близкими взглядами на текущую ситуацию в искусстве и обществе, — это не только перспективно, но и недешево. По словам Имамутдинова, общий бюджет майского русско-немецкого проекта составляет 3 млн. рублей, но из-за участия европейской стороны сумма не может быть названа точно — «все зависит от курса евро: к сожалению, мы никак не можем от него отделаться». Приглашенных искусствоведов «Смены» полностью будет спонсировать министерство культуры республики, а расходы театра будут разделены между минкультом, немецкой стороной и потенциальными инвесторами от бизнеса, причем на данный момент сумма собрана еще не полностью. Правда, режиссер ТЮЗа обещает, что цикл мероприятий «Искусство и война» состоится в любом случае: «Проект заявлен, большая часть финансирования есть, если даже произойдет какой-то сбой, думаю, мы найдем решение».

Об окупаемости за счет проданных билетов речи пока не идет, однако руководитель «Смены» отметил, что обмен аудиториями и совместная работа над продвижением мероприятий способны увеличить интерес казанских зрителей, а значит, и предполагаемые сборы: «У нас есть определенный пул людей, который ходит на лекции. С появлением театрального лектория аудитория будет пересекаться — молодая публика будет подготавливаться, проявлять интерес. Все это — эффективный кросс-пиар, думаю, это пойдет на пользу нашей совместной творческой деятельности».

«У НОВОГО РУКОВОДСТВА ТЮЗА ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ЗАДОР»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили перспективы сотрудничества ТЮЗа и «Смены», а также других подобных проектов.

Артем Силкин — учредитель фонда поддержки современного искусства «Живой город», директор государственного историко-архитектурного музея «Остров-град Свияжск»:

— Отрадно, что этот театр, который не был сильно заметен в последнее время на культурной карте республики и города, проявляет такую активность. Но чем это сотрудничество будет наполнено, зависит от участвующих сторон, как это «Мимо начинаний, вознесшихся мощно...» Мне кажется, сейчас достаточно тяжело гадать, во что это выльется, все покажет дальнейшая работа. У нового руководства ТЮЗа есть определенный задор, будем надеяться, что он выльется в конкретную работу. А вообще, наш фонд «Живой город» тоже недавно заключил договор о сотрудничестве с ТЮЗом, мы также поддерживаем акции, театральные проекты, которые проходят в «Смене». Это прекрасно, что складывается такая кооперация всех культурых единиц.

Айгуль Давлетшина — директор по маркетингу и PR Татарского государственного академического театра им. Камала:

— С моей стороны не совсем корректно отвечать на этот вопрос — я не могу выступать экспертом, так как сама представляю один из казанских театров. Тем не менее мне есть что сказать. Во-первых, мы сами недавно начали сотрудничество со «Сменой». Первым событием стала лекция Нияза Игламова о Шекспире, после которой нам предложили сделать совместный театральный лекторий. Скоро, 21 февраля, в рамках лектория уже вторая встреча — с Фаридом Бикчантаевым. В «Смене» я всегда встречаю определенную аудиторию. И эта аудитория, чаще всего, мне очень нравится. В большинстве своем молодежь, которая, например, знает, кто такой Михаил Угаров... Ну, или догадывается, по крайней мере.

Конечно, не все так безоблачно — на некоторых событиях, и вправду, бывают не больше 10 человек, но это другая тема. С точки зрения моей профессии, проект ТЮЗа и наш театральный лекторий — это мощное позиционирование. Я вижу в «Смене» аудиторию, которой будет интересен театр. Как говорится, рыбак рыбака... Во-вторых, я рада за коллег, рада новым проектам в театре априори. Я за содержательную провокацию и молодую кровь — молодую в смысле мышления, а не возраста. Быть только репертуарным театром сейчас уже просто безнравственно, да и немодно. Мы реагируем на вызовы настоящего, анализируем, хотим говорить с нашей аудиторией, если нужно объяснять что-то. «Смена» помимо самого театра отличное место для такой коммуникации.

Антон Райхштат — заместитель директора по развитию выставочной деятельности музея-заповедника «Казанский Кремль»:

— Рад слышать эту новость. У «Смены» есть своя аудитория, а у ТЮЗа — своя, они не всегда пересекаются, а тут одни узнают о существовании других и втянутся в общее творчество. Такого рода проекты всегда интересны, мне кажется, потенциал для развития культуры лежит именно в подобном сотрудничестве, когда театр становится немного больше, чем театр, а музей — немного больше, чем музей. Ели говорить о ТЮЗе и «Смене», мне кажется, такого рода симбиоз давно напрашивался. Я считаю, ТЮЗ, если не самый, то один из самых прогрессивных театров нашего города, про «Смену» все понятно само собой. Думаю, будет очень плодотворное сотрудничество, по крайней мере, потенциал для этого я вижу.

Что касается Кремля, нам тоже интересны такого рода вещи, сотрудничество разных организаций у нас уже происходит — взять хотя бы проект русского географического общества и музея естественной истории, когда из музея отправляется экспедиция, или проект в «Манеже», когда в рамках Пушкинского фестиваля известные люди становились экскурсоводами. Естественно, много интересного всегда происходит вокруг фестивалей — Kremlin live, «Музыка веры», во время Дня и Ночи в музеях. Думаю, подобного рода эксперименты и в нашем случае, и в случае ТЮЗа и «Смены» полезны и важны.