Ильшат Аминов
Ильшат Аминов: «По поручению президента готовим антикризисную программу, как и все предприятия республики. Будет три варианта: оптимистичный, средний и пессимистичный»

«ПО ПОРУЧЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТА ГОТОВИМ АНТИКРИЗИСНУЮ ПРОГРАММУ»

Как сообщили источники «БИЗНЕС Online» в ТНВ, в начале недели редакторов и ключевых сотрудников телерадиокомпании поставили в известность о грядущей оптимизации издержек. По слухам, которые активно циркулируют внутри коллектива, речь может идти об урезании штата на 70 - 100 человек и сокращении зарплат на 15%. Оптимизация якобы коснется практически всех отделов. Если учесть, что всего в медиахолдинге работают порядка 700 человек, под сокращение может попасть каждый шестой-седьмой сотрудник.

Гендиректор ТНВ Ильшат Аминов в разговоре с «БИЗНЕС Online» информацию об увольнениях опроверг, но подтвердил планы по сокращению расходов: «По поручению президента готовим антикризисную программу, как и все предприятия республики, — сказал он. — Пока о сокращении коллектива речь не идет. Еще предстоит решить, каким образом будут оптимизированы расходы. Мы только приступили к работе по антикризисной программе, будет три варианта: оптимистичный, средний и пессимистичный. Подробности будут позднее — где-то недели через три, наверное».

Ориентировочно в марте эти варианты будут представлены совету директоров с участием представителей ТАИФа и под председательством руководителя аппарата президента Асгата Сафарова, добавила сегодня в разговоре с «БИЗНЕС Online» замгендиректора телеканала Миляуша Айтуганова. Она категорически опровергает информацию о скорых сокращениях штата. «Оптимистический вариант плана верстается на тот случай, если доходы не упадут. Если будут грантовые программы, если все будет оплачено полностью, тогда мы выходим на прибыль в конце года, — пояснила Айтуганова. — Если будет сокращение в 10 процентов — а во все министерства из минфина РТ пришло соответствующее письмо, которое, в общем-то, дублирует письмо минфина России вслед за Владимиром Путиным — необходимо быть готовым к этому. На этот случай и нужны более пессимистичные сценарии».

Миляуша Айтуганова
Миляуша Айтуганова подтвердила, что пессимистичный вариант, возможно, будет предусматривать снижение зарплат или гонораров, сокращение вещания, командировочных расходов и т.п.

В самом плохом варианте менеджмент закладывает серьезное падение рекламного рынка. Айтуганова подтвердила, что пессимистичный вариант, возможно, будет предусматривать снижение зарплат или гонораров, сокращение вещания, командировочных расходов и т.п. «Но не пострадают ни новости, ни утренние программы, — подчеркнула вместе с тем она. — Возможны лишь точечные решения, которые будут влиять на ситуацию в целом».

Заместитель генерального директора по радиовещанию, руководитель радио «Болгар» Ильнур Файзрахманов в своем комментарии радио «Азатлык» не стал отрицать возможные сокращения, оговорившись, что тех, кто усердно трудится, не тронут: «В то же время могут объединить ставки. Если поставят условие о сокращении штата, то будем рассматривать и этот вариант. Сегодня есть мысли, но нет точной информации», — говорит он. К слову, рассуждая о том, что ТНВ сокращения стороной не обойдут, он привел неожиданный пример о том, что КАМАЗ и «Нижнекамскнефтехим» оповестили о сокращении 10 тыс. работников. Правда, тут Файзрахманов несколько поторопился — там пока речь лишь об общественных работах.

ИГЛА ГОСЗАКАЗА И ПАДЕНИЕ ИНТЕРЕСА ЗРИТЕЛЕЙ

О сокращениях на ТНВ говорили и в кризис 2008 - 2009 годов, отмечают собственные источники «БИЗНЕС Online» в коллективе компании. Была даже проведена переаттестация, телеканал избавился от некоторых сотрудников пенсионного возраста, но и только. Тогда кризис быстро закончился, а канал поддержал на плаву проект «Покупай татарстанское», когда рекламные ролики за счет средств татарстанских производителей выходили постоянно.

Самым слабым звеном в структуре ТНВ, по словам наших источников, остается вещание телеканала «ТНВ-Планета» — по итогам 2013 года оно показало наибольший спад поступлений. Канал для татар, с 2012 года вещающий практически круглосуточно, требует серьезных расходов на создание собственных программ и в целом поддержание вещания. Одни только заграничные командировки для создания программы «Татарлар» могут длиться неделями. Выходят там и новости, плюс необходимость содержать сразу несколько коррпунктов по всей России — все это серьезно сказывается на бюджете.

Финансовые итоги ТНВ за 2014 год пока не известны. Но уже в 2013 году, согласно годовой бухгалтерской отчетности, выручка ОАО «ТРК «Новый Век» упала на 5,7% до 435 млн. рублей. При этом 69% от всех поступлений в 2013 году — это не коммерческие контракты, а заказ республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа». При этом если радио поддерживали госзаказом только на 31%, то телевидение — на 71%, а спутниковое вещание — на все 92%.

Оплата труда основного персонала в 2013 году выросла на 13,6%, хотя, как говорят, на телеканале есть энтузиасты, получающие 8 - 12 тыс. рублей вместе с гонораром. Годовые премии на телеканале отменили еще в 2008 году.

На финансовом положении ТНВ может сказаться и уход в конце прошлого года опытного коммерческого директора Марины Коноваловой, которая с середины января стала коммерческим директором телеканала KZN, который вышел на круглосуточное вещание. Тем не менее пока падение рекламных доходов, по данным наших источников, не превышает 10%, что вполне объяснимо в условиях кризиса.

Самое парадоксальное — это мизерные размеры поддержки ТРК «Новый Век» со стороны главного акционера — ТАИФа. За весь 2013 год один из крупнейших бизнес-холдингов страны сделал ТНВ заказов на 2,6 млн. рублей, включая проведение корпоративов для компаний группы. Параллельно под крылом близких к руководству ТАИФа компаний, как мы уже писали, развивается целая медиаимперия.

Между тем, согласно данным замеров TNS, оказавшимся в распоряжении «БИЗНЕС Online», в последнее время рейтинги телекомпании достигли рекордно низких значений. За неделю с 19 по 25 января телезрители, смотревшие ТНВ, составляли 0,63% всей телеаудитории. По популярности ТНВ практически стабильно занимает последнее место среди 14 эфирных каналов, транслируемых в столице Татарстана.

«ЛУЧШЕ СОДЕРЖАТЬ ОДНУ ЖИРНУЮ КОРОВУ, ЧЕМ ВОСЕМЬ ДОХЛЫХ»

Как дыхание кризиса коснется рынка СМИ? Об этом «БИЗНЕС Online» спросил у экспертов.

Александр Латышев — главный редактор газеты «Республика Татарстан»:

— Мы давно уже живем в не очень хороших экономических условиях, поэтому кризис для нас малозаметен. Я не исключаю, что экономическая ситуация еще ухудшится. В первую очередь это связано с рекламой, потому что она наш основной источник дохода. Кризис, безусловно, влияет на решение рекламодателей — все начинают ужиматься, в том числе и в этом сегменте. Не исключено, что наши доходы уменьшатся, а значит, снизится и заработная плата, хотя я не думаю, что это будет критично. Да, год будет тяжелый, но были времена и тяжелее, мы их переживали. Я уверен, что эти трудности мы переживем.

Сейчас мы уже до предела сократили свой штат, дальнейшее сокращение чревато ухудшением качества контента газеты. Пока сокращаться я не намерен. Если же будет совсем тяжелая ситуация, то может быть, но такую ситуацию я пока не прогнозирую.

Да, пресловутые 10 процентов сокращения касаются всех бюджетных организаций, в том числе заденут, наверное, и нас. Но пока никаких ЦУ по этому поводу не поступало.

Финансовые итоги ТНВ за 2014 год пока не известны. Но уже в 2013 году выручка упала на 5,7% до 435 млн. рублей

Миназим Сепперов — главный редактор газеты «Ватаным Татарстан»:

— Каждый думает, как выжить, и я тоже об этом подумываю. У нас, например, деньги, которое государство выделяет из бюджета, остаются те же более 10 лет, а зарабатывать самим в условиях кризиса значительно сложнее.

Я сам советую своим сотрудникам не брать кредиты, потому что это чревато для каждого члена команды. А значит, для всего коллектива. Антикризисный план должен присутствовать у каждого в голове.

У татар есть поговорка: лучше содержать одну жирную корову, чем восемь дохлых. Поэтому не только ТНВ — многие пойдут по пути сокращения. Но важно помнить, что хорошего работника никто не сократит, а балласт всегда был, и в условиях кризиса кое-кто решит от него избавиться. Мы до этого сокращали сотрудников, но не целенаправленно. Например, когда сотрудница ушла в декретный отпуск, мы не стали брать на ее место нового человека, а справлялись своими силами. Мы просто не берем новых работников.

Естественно, как и многие сейчас, мы оптимизируем расходы. Наша газета позиционирует себя как качественное издание, поэтому мы должны сохранять тираж на прежнем уровне. По итогам прошлого года мы ждали падения подписки до 40 процентов, но, к счастью, этого не случилось, и мы почти добрали тираж, который был год назад.

Видимо, в кризисные периоды люди начинают мыслить по-другому. Если раньше они не читали газеты, то в тяжелые времена человек начинает анализировать ситуацию вокруг, и поэтому качественные газеты как раз под руку. По поводу расходов на печать — цена росла не меньше чем на 10 процентов каждые полгода, сейчас мы очень боимся повышения в полтора-два раза, которое ожидается.

Роман Баканов — и. о. заведующего кафедрой телевещания и телепроизводства Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ:

— Телекомпания «ТНВ» — традиционное место практики студентов журфака. Если подтвердится информация о сокращении, то такую новость можно воспринимать только с сожалением, поскольку на ТНВ сотрудники очень качественно работают в тех условиях, которые имеются на данный момент. Многие из этих людей подготовили не одно поколение журналистов.

Но объективная реальность сейчас диктует новые правила — никто не может существовать в тех условиях, которые были прежде до кризиса. Сейчас для государственных телекомпаний (да и СМИ в целом) на первое место выходит роль госзаказа: формировать общественное мнение в необходимом для государства ключе. Как уж это получается с явно пока невысоким рейтингом в Казани (а вот в районах республики их смотрят) — другой вопрос. Как бы сегодня ни относились к работе журналистов ТНВ, такой формат необходим региону. Если с канала придется уйти многим профессионалам, база подготовки журналистов значительно потеряет в качестве.

Александр Щербаков — профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС:

— Средства для госСМИ в бюджете уже запланированы. Но с учетом того, что планируется на 10 процентов сократить бюджетные расходы в течение одного-двух лет, вполне вероятно, что могут быть сокращены затраты на СМИ, оплачиваемые государством. СМИ, которые хоть государству и принадлежат, но какого-то вклада в общую информационную насыщенность не вносят, тоже есть. Поэтому за счет их и будут сокращения, вполне вероятно.

Не думаю, что последуют масштабные увольнения. Все-таки СМИ мы называем четвертой властью, это важный рычаг для формирования общественного мнения, дискуссий, обсуждения. Поэтому масштабных шагов предпринято не будет. Однако есть возможности сжатия этого поля за счет сжатия персонала и ликвидации некоторых видов госСМИ, но это будет носить скорее точечный, чем массовый характер.

Ольга Глухова — руководитель проектов НП «Эксперты рынка труда»:

— Президент дал указание сократить госкомпаниям издержки на 10 процентов, в том числе, думаю, это коснется и персонала. Будут закрываться какие-то проекты. Да, будут сокращения, но насколько массовые... Госсектор по сравнению с частным более стабилен, но все равно 10 процентов издержек надо будет сократить всем госкомпаниям.

Алена Владимирская — глава сетевого рекрутингового агентства Pruffi:

— Пока сокращений массовых как таковых нет, есть единичные. Мы понимаем, что бюджет сверстан из других цифр, а это говорит о том, что сокращения, очевидно, будут. Что будут сокращать? Конечно, мы рассчитываем, что не будет такого ужаса, который был в 1998 - 2000 годах, когда всем бюджетникам не платили зарплаты и прочее. Пока к такому не идет. Государственные и муниципальные компании и, может быть, частные, у которых большая доля государственных денег и заказов, будут сокращать свои нецелевые направления, которые брали либо на долгосрочное развитие, либо на вторичные обслуживающие проекты.

Я думаю, что сокращение будет где-нибудь в общей сложности 5 процентов, звучит цифра критически, но в эти 5 процентов входит очень много так называемых пустых вакансий. Прежде всего сократят, когда есть ставка, но нет человека. Если не будет новых чудовищных витков кризиса, то из 5 процентов сокращений живых людей порядка 2,5 процентов. Это мой прогноз при экономике на сегодняшний день. Вы понимаете, сейчас все так быстро меняется, завтра может быть уже другим.