По итогам 2014 года число новых автомобилей в Татарстане снизилось на 11,5%: со 124 тыс. единиц за 2013 год до 110 тысяч

НА ДОРОГИ ТАТАРСТАНА ВЫШЛИ 110 ТЫС. МАШИН

В оценках рынка «БИЗНЕС Online» опирается на данные агентства «Автостат» по числу поставленных на учет автомобилей. Следует иметь в виду, что это не то же самое, что продажи — купленные в Татарстане автомобили могли быть зарегистрированы где-то еще, и наоборот. Тем не менее эти данные дают представление о динамике рынка.

По итогам 2014 года число новых автомобилей в Татарстане снизилось на 11,5%: со 124 тыс. единиц за 2013 год до 110 тысяч. Это примерно соответствует ситуации по стране: согласно данным ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых и легких коммерческих авто в прошлом году просели на 10,3%.

Однако внутри года продажи распределились очень неравномерно. Как видно по диаграмме, первые три квартала спрос был слабым. Небольшое оживление пришло лишь в сентябре благодаря запущенной программе утилизации. Однако в четвертом квартале, особенно в декабре, произошел взрыв: на фоне ускорившейся девальвации рубля население ринулось скупать дорожающие импортные товары. Авторынок стал одной из таких «гаваней» для денег.

КАК АВТОРЫНОК ЗА КВАРТАЛ ВЫПОЛНИЛ ТРЕТЬ ГОДОВОЙ НОРМЫ

В декабре дилеры радовались «сумасшедшим» продажам. «Декабрьский план мы уже давно выполнили и последние машины продавали в счет января и по январским ценам. К тому же руководство требует, чтобы мы на каждую машину навешивали по максимуму дополнительного оборудования: сигнализацию, музыку, зимние шины и так далее. В итоге каждый автомобиль становится дороже на 150 - 300 тысяч рублей. Но все равно все смели!» — поделился в те дни словоохотливый менеджер автоцентра «Лексус Набережные Челны» с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

По слухам, часть автомобилей выкупили иностранцы, в частности казахи. Им было выгодно у себя за тенге купить доллары, приехать в Россию, здесь их обменять на рубли и уже ими оплачивать приобретение автомобиля. Так или иначе, после «черного вторника» автосалоны опустели очень быстро. Характерная деталь: на учет было поставлено много новых авто с датой выпуска 2012 года — это как раз те автомобили, которые обычно стоят годами в шоу-румах.

Особенно удачным третий квартал выдался для дорогих машин. В большой немецкой тройке премиальных брендов лучшую динамику показали баварцы. BMW за октябрь-декабрь реализовал 31% от общего годового спроса 2014 года. Porsche в октябре-декабре продал 40,6% от годового объема, больше трети общих продаж принес четвертый квартал Infiniti и Volvo. Более половины спроса пришлось и на запущенный официально в продажу в прошлом году бренд Acura, но цифры здесь пока довольно скромные. Среди наиболее массовых марок наиболее удачно кризисной волной воспользовались Renault и Hyundai, сделавшие в четвертом квартале 35,4% и 36,5% годового объема продаж.

В целом за октябрь-декабрь татарстанцы приобрели 33 тыс. новеньких авто — 30% от всего годового объема спроса 2014 года. И еще надо учитывать, что какая-то часть предновогодних покупок могла дойти до регистрации не сразу и перейти на январь.

MERCEDES БЕРЕТ СВОЕ, А АМЕРИКАНЦЫ НЕ В МОДЕ

Что касается года в целом, то в сегменте люксовых авто лавры чемпиона, как и годом ранее, у BMW, показавшего прирост на 5,9% до 1634 авто по итогам 2014 года. Отметим, что в целом по стране BMW, напротив, показал спад на 11%. При этом лидер общероссийского рынка Mercedes в Татарстане пока занимает лишь третье место, стремительно, с темпом 39,6%, ликвидируя обидное отставание.

«БИЗНЕС Online» уже рассказывал о непростой судьбе легендарной марки в Татарстане. Своего единственного официального дилера в Казани российская «дочка» немецкого концерна Daimler лишилась в ноябре 2010 года, когда обанкротилось ЗАО «Ак Барс Автомобили» — часть холдинга «Нур» экс-депутата Госсовета РТ Маннафа Сагдиева. Так закончилась история нуровской «дочки», торговавшей Mercedes с 1999 года. Весной 2013 года в Казани появился новый официальный дилер Mercedes-Benz, которым стала компания «МБ-Ирбис». Считается, что ее контролирует человек из окружения вице-мэра Москвы Марата Хуснуллина и структуры, близкие к Акибанку. А в начале этого года стало известно, что свой автосалон Mercedes собирается строить в историческом центре «КАН Авто». Так что, возможно, выход марки в лидеры и по Татарстану — вопрос времени.

Битва разгорелась и за почетное 4-е место. Здесь Lexus, прибавив 27%, обогнал Land Rover, который сбавил обороты на 4%. Кстати, другой люксовый бренд того же английского производителя — Jaguar — напротив, смог укрепить позиции, нарастив продажи на 69% — до 44 единиц.

Нельзя не отметить, что прошлый год стал очень успешным в Татарстане для таких брендов, как Volvo (+86,1%) и Jeep (+89,2%). Здесь сказывается как успешное обновление модельного ряда, в первую очередь бестселлеров марок XC60 от Volvo и Grand Cherokee от Jeep, так и активная работа дилеров. Например, Jeep с 2014 года продвигает крупнейший региональный дилер «ТТС». Группа компаний «Прогресс» официально представляет в Татарстане обе эти марки, а «Барс Авто» усиленно продвигает именно Volvo наряду с другими более демократичными брендами компании.

Для сравнения: по России Volvo прибавил лишь 3%, а Jeep — 57%. То есть влияние местного фактора для шведской компании выражено сильнее.

Дебютным 2014-й год стал для таких люксовых брендов, как японская Acura и американская Tesla. В Татарстан прибыло уже четыре шедевра от Элона Маска. Напомним, топовый Tesla Model S P85+, доставленный в Казань в июле 2014-го, обошелся президенту компании FIX Дмитрию Еремееву примерно в 6,5 млн. рублей. Нельзя не отметить, что кто-то из татарстанцев решил побаловать себя в четвертом квартале новеньким Maserati Ghibli — ценник на этот бизнес-седан по итогам ноября 2014 года находился у отметки 4 млн. рублей

==table452==

Среди явных аутсайдеров оказался американский бренд Cadillac, потерявший в Татарстане 26% спроса. Забегая вперед, скажем, что GM преследуют неудачи и в массовом сегменте.

Всего за 2014 год татарстанцы скупили 5626 дорогих авто — на 15% больше, чем годом ранее. Как видим, для определенной части общества кризис — это не повод отказываться от дорогих «игрушек», тем более если они, того гляди, станут еще дороже.

==table453==

ПЛОХО АВТОВАЗУ? ПОСМОТРИТЕ НА CHEVROLET, DAEWOO, FORD

В массовом сегменте первое место в личном зачете у отечественной LADA. АвтоВАЗ сдал позиции на 26,6%: с 37 345 единиц по итогам 2013 года до 27 415 единиц 2014 года. И это при том, что тольяттинский автогигант получил заметную поддержку от запущенной во второй половине года новой программы утилизации.

Впрочем, и обладатель «бронзы» Renault слегка сбавил обороты. У демократичного француза потери составили 4%. Укрепить позиции в призовой тройке удалось только корейскому KIA. Здесь рост на 7% — до рекордных 12 835 единиц. Это уже чуть меньше половины от всего спроса татарстанцев на LADA — тревожный звонок для Бу Андерсона.

Причины хорошей динамики Nissan и Škoda мы уже комментировали ранее. Nissan после трудностей в 2013 году все-таки успешно запустил бюджетный седан Almera. У Škoda появились более доступные комплектации бестселлера Octavia и появился новый Rapid. Плюс в 2013 году у местного дилера этих марок — компании РРТ — были финансовые трудности, и клиенты не могли получить заказанные автомобили.

Что касается японских брендов Toyota, Nissan, Mitsubishi и др., то на их стороне в 2014 году была сравнительно дешевая йена.

Отечественная марка LADA несмотря на 15%-ное падение продаж остается лидером рынка
Отечественная марка LADA, несмотря на 15-процентное падение продаж, остается лидером рынка

Говоря о неудачниках, хочется заметить, что на этот раз АвтоВАЗу есть с кем разделить горечь поражения. Чуть меньше, чем он, а именно 26%, потерял Opel, что может быть связано с прекращением продаж Astra Family. Chevrolet, входящий также в группу GM, потерял еще больше — 32%. А ведь еще по итогам 2012 года этот американский бренд был лидером среди иномарок на российском рынке и рынке Татарстана. Здесь масса причин: и потеря доли моделью Niva после успешного выхода Renault Duster, и неудачное позиционирование Cobalt, и натянутые отношения с дилерами. Словом, времена, когда Niva, Lacetti, Cruze были вне конкуренции и обеспечивали Chevrolet безоговорочное лидерство, канули в Лету. Кстати, списанная модель Lacetti, реинкарнированная в Daewoo Gentra, слабо помогла узбекско-корейскому заводу — продажи упали на 29%. Лучшие времена «старушки» Nexia и малыша Matiz также прошли.

Хуже всех результаты у Ford — совпадение или нет, но это, так же как и GM, представитель американского автопрома. Спад продаж в Татарстане на 34% особенно обиден для компании, имеющей в республике крупные производственные мощности. Как ни старались «фордовские» инженеры и маркетологи, у них одна тяговая лошадка — Focus (1392 единицы или 59% всего спроса на марку). А вот в ключевом сегменте кроссоверов у Ford есть серьезные трудности: Kuga приобрели в количестве 443 единиц (19% спроса на марку), а Ecosport — 125 единиц (5% спроса на марку). По России у Ford дела аналогично плохи: потеря 42% — правда, тут учтены и легкие коммерческие автомобили.

2015 год, как ожидается, будет еще тяжелее. Йорг Шрайбер — председатель комитета автопроизводителей АЕБ, считает 2014 год для авторынка РФ провальным, хотя и с сильным финишем. В 2015 году он прогнозирует спад продаж на 24%. И это еще оптимистичный прогноз на фоне того, что новые машины с импортными комплектующими будут иметь совсем иную цену, а ставки автокредитов подорожали на 7 - 10% годовых. Впрочем, происходящее можно рассматривать и как шанс для отечественных авто. Чем дешевле рубль, тем выгоднее становится локализация производства в России.

«СОБЫТИЯ «ЧЕРНОГО ВТОРНИКА» ПОКАЗАЛИ — ВСЕ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В ОДИН ДЕНЬ»

Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис»:

— В последнем квартале прошлого года, конечно, главным событием стал рост курса доллара и резкое увеличение спроса на автомобили. В целом 2014 год продолжил тренд, наметившийся в предыдущем, 2013 году. Наметившийся тогда спад продаж усилился из-за санкций, девальвации рубля и последующего повышения цен на автомобили. Большинство автопроизводителей к концу 2014 года подняли цены на свои автомобили. На тот момент рост составил от 10 до 20 процентов в зависимости от бренда. Но было очевидно, что дальнейшее подорожание неизбежно вслед за курсом валют.

Безусловно, падение курса рубля и инфляционные ожидания сыграли роль в ажиотажном спросе в четвертом квартале 2014 года. Поэтому, несмотря на провальные второй и третий кварталы, нашей компании удалось завершить год даже с небольшим ростом в 3 процента. Всего за 2014 год было продано 59 546 новых автомобилей и 9 254 автомобиля с пробегом. Направление «трейд-ин» показало рост в 111 процентов.

В 2014 году мы завершили инвестиционные проекты, начатые ранее. Открыли 10 новых автоцентров в Казани, Ижевске, Уфе, Набережных Челнах, Чебоксарах, Альметьевске. Кроме того, в два раза увеличилось количество точек продаж автомобилей с пробегом — теперь их 10. В нашем портфеле появился новый бренд Jeep. Автоцентры по продаже этих автомобилей были открыты в Казани и в Уфе.

В 2014-м доля проданных в кредит автомобилей составила 37 процентов. Количество одобренных автокредитов начало снижаться с осени. Сначала кредиторы стали более придирчиво относиться к заемщикам, а в декабре многие банки подняли процентные ставки. У некоторых ставки по автокредитам выросли почти в два раза. Падение количества проданных в кредит автомобилей к концу года составило 40 процентов по сравнению с декабрем 2013 года. Сейчас продолжается дальнейшее снижение кредитования. В январе 2015 года доля проданных в кредит автомобилей составила только 16 процентов.

Считаю, что Татарстан будет в числе регионов с наименьшим падением экономики за счет хорошего экономического потенциала и грамотной политики правительства республики. За последние годы в городах РТ появилось много новых автоцентров различных компаний. Авторынок Татарстана стал высококонкурентным. Но ближайшие годы станут непростым испытанием для всех компаний, в том числе и нашей.

Считается, что для хорошего бизнесмена кризис — это хорошая возможность экспансии. Но в нынешний кризис, скорее всего, думать придется не о расширении, а о том, как выжить. И очевидно, что сделать это смогут только самые сильные и подготовленные компании.

Как показали события «черного вторника» в декабре 2014 года, все может измениться в один день. Поэтому делать долгосрочные прогнозы сейчас — дело неблагодарное. АЕБ прогнозирует в 2015 году снижение на 24 процента. Но, думаю, это довольно оптимистичный прогноз. Реальное сокращение будет намного больше.

Состояние рынка, действительно, во многом будет определяться экономическими факторами: курсом рубля, ростом инфляции, удорожанием кредитов и снижением покупательной способности. Обсуждаемые сейчас различные программы по поддержке автобизнеса не смогут кардинально изменить ситуацию, но помогут в какой-то мере смягчить падение рынка. В ближайшие годы речь будет не столько о развитии, сколько о выживаемости автобизнеса. Поэтому любым действиям, направленным на сохранение любых ресурсов, участники авторынка будут только благодарны.

«В ФАВОРИТАХ — ПРЕМИАЛЬНЫЕ БРЕНДЫ И АВТОМОБИЛИ ИЗ РОССИИ»

Михаил Котляров — заместитель генерального директора группы компаний «АКОС»:

— В четвертом квартале 2014-го, да и, пожалуй, за весь 2014 год самое важное событие — это декабрьское ралли по покупке любых автомобилей. Также важным событием в 2014 году было открытие новых дилерских центров «КАН Авто» — Hyundai и Renault, что сразу изменило раскладку сил между основными брендами в Казани.

В нашей компании самое важное — это начало торговли автомобилями Datsun, за которыми мы видим большое будущее. Ажиотажный спрос населения в декабре 2014 года существенно увеличил для нас продажи всего квартала и помог выйти почти в ноль. То есть в штуках в 2014 году мы реализовали практически столько же, сколько и в 2013 году.

Всего в кредит было продано 42 процента автомобилей, но по KIA и Nissan — 49 процентов.

Перспективы первого квартала видятся не очень хорошими. Падение будет приличным. Причем сильнее упадут те бренды, чьи автомобили только импортируются, так как там будет самое большое подорожание. В фаворитах останутся, наверное, премиальные бренды и автомобили, производящиеся в России. Причем, скорее всего, опять произойдет некоторый переток покупателей с кроссоверов на автомобили класса С. А покупатели из класса С наверняка перейдут в некотором объеме в класс В, производящийся в России.

Самое главное ожидаемое событие 2015 года — это, конечно, новая программа утилизации: компенсации ставок по кредитам, скорее всего, не будет — об этом уже объявлено. Любопытно и то, насколько производителям удастся сдерживать рост цен. Еще все будет зависеть от банков — насколько они смогут выдавать автокредиты. Если выдача кредитов на покупку автомобилей упадет с 42 до 15 процентов, то спад только от снижения покупок в кредит будет порядка 30 процентов.

16.jpg
Среди наиболее массовых марок наиболее удачно кризисной волной воспользовались Renault, сделавший в четвертом квартале 35,4% годового объема продаж

CHEVROLET ВЫСТРЕЛИЛ СЕБЕ В ГОЛОВУ

Сергей Чернов — вице-президент группы компаний «КАН Авто»:

— Продажи новых авто в Татарстане в 2014 году упали на 14,1 процента, однако мы сумели сохранить свою долю в пироге продаж по итогам года около 5 процентов. Впереди нас только Москва, Московская область и Санкт-Петербург, мы четвертые по продажам новых легковых автомобилей. Авторынок сильно зависит от снижающейся российской экономики. Снижение объемов продаж в 2014 году сопровождали кризисные явления. В конце года непростую ситуацию на авторынке усугубило автокредитование, повышение ставок по автокредитам и ужесточение требований к клиентам.

Группа компаний «КАН Авто» в 2014 году продолжила свое развитие. В июне нами были торжественно открыты автосалон Hyundai на Оренбургском тракте и многоуровневый паркинг. В октябре нами был запущен автосалон Renault, дополнивший комплекс автосалонов «КАН Авто» на Оренбургском тракте. В ноябре открыл свои двери и начал работу самый крупный автосалон нашей группы компаний по продаже автомобилей, бывших в эксплуатации «КАН Авто Эксперт» на Сибирском тракте.

Ажиотажный спрос привел к вымыванию отложенного спроса, что обязательно скажется на объемах продаж новых автомобилей в первом квартале 2015 года.

Что касается Chevrolet, то он действительно провалился в 2014 году из-за отсутствия новых моделей, что привело к снижению интереса потенциальных покупателей. Важную роль сыграло снижение маржинальности для дилеров — она стала ниже, чем даже у LADA. А сделав в 2015 году Cruze ценой в миллион, они выстрелили себе в голову... Кстати, новой «Шеви-Нивы» в 2015 году не будет, проект заморожен. При условии невысокой ценовой разницы с предыдущим поколением было бы неплохое предложение для рынка, но, боюсь, подходящее время будет упущено.

Что касается перспектив 2015 года, Татарстан остается лидером по продажам новых автомобилей за счет более платежеспособного населения и общей более стабильной экономической ситуации. Однако показатели авторынка Татарстана будут снижаться, трудно определить глубину его падения. Здесь многое зависит как от политической, так и от экономической ситуации в России и в мире. Автомобильный рынок ждет нелегкий год, а в планах группы компаний «КАН Авто», несмотря на сложную экономическую ситуацию, дальнейшее развитие, воплощение наработанных бизнес-планов, удержание экономических параметров бизнес-процессов на уровне устойчивой прибыли.

О потенциальных аутсайдерах говорить не буду, они явны уже сегодня. А фавориты — LADA, KIA, Hyundai, а также Mercedes, BMW, Toyota. В кризис происходит очень сильное деление клиентов на бедных и богатых. В любом случае и те и другие ищут оптимальное соотношение своих потребностей и возможностей.

ПРОГНОЗИРУЕМ СПАД НА 20 - 40%

Азат Тимерханов — ведущий аналитик агентства «Автостат»:

— Если исходить из итогов четвертого квартала 2014 года, то продажи легковых автомобилей за этот период оказались всего на 3,5 процента меньше, чем годом ранее. Свою роль тут сыграла программа утилизации, которая помогла рынку избежать еще большего падения. Условно говоря, вместо имеющегося 10-процентного снижения продаж без программы утилизации можно было получить 15 - 20 процентов падения рынка. Другим положительным фактором для рынка, как ни странно, стало начавшееся увеличение цен вследствие падения курса рубля. Это вызвало резкий ажиотаж на рынке, когда покупатели, в том числе из Беларуси и Казахстана, буквально сметали машины из дилерских центров, которые в новом году подорожали еще больше.

За исключением отечественной марки LADA, которая, несмотря на 15-процентное падение продаж, остается лидером рынка, следует отметить корейские бренды KIA и Hyundai, японские Nissan и Toyota, французский Renault. Именно они вошли в пятерку лидеров российского рынка среди иномарок. Одной из причин этого является разнообразный модельный ряд и хорошее сочетание цены и качества.

Ожидается, что в первом квартале 2015 года будет ощутимое падение рынка. Во-первых, это будет связано с высокой сравнительной базой прошлого периода, ведь в начале 2014 года падение было незначительным. Во-вторых, ажиотажный спрос на автомобили, который наблюдался в последние месяцы 2014 года, должен оттянуть на себя часть спроса, то есть тех покупателей, которые планировали купить машину в этом году. Если же говорить о развитии рынка в течение всего года, то в зависимости от сценария падение продаж может составить от 20 до 40 процентов.

Лидером рынка останется LADA, потому как имеет более привлекательную цену, а в условиях, когда многие иномарки резко подорожали, этот фактор может стать еще более весомым. Те бренды, которые вошли в пятерку лидеров среди иномарок, вероятно, удержат свои позиции, так как имеют собственные автозаводы в России, на которых они собирают немало моделей, особенно бюджетных. Поэтому чем выше уровень локализации по собираемым моделям, тем меньше привязка к колебаниям валютного курса.

Исключением в этом плане может стать Toyota, которая в России собирает только две модели, но уровень локализации по ним невысок. То же самое относится и к другим производителям, которые не имеют в нашей стране сборочных предприятий, ведь цены на импортируемые из-за рубежа автомобили выросли заметно больше, чем на другие машины. Поэтому они и будут находиться в зоне риска.

Можно согласиться с тем, что ключевые факторы будут находиться в зоне курсовой стабильности и доступности кредитования. Хотелось бы добавить, что для рынка также будут важны факторы поддержки со стороны правительства. Так, одобрено продление программы утилизации. На рассмотрении находится вопрос по материнскому капиталу. Что же касается льготного автокредитования, то его отклонили.

==table454==

==table455==

==table456==