МИННИХАНОВ ПОДКЛЮЧАЕТ ТАТАРСТАН

Собственно, дискуссии вокруг антикризисного плана, развернулись задолго до его принятия и опубликования. Например, президент РТ Рустам Минниханов накануне Нового года отправил список предложений по поддержке промышленности министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову. В частности, предлагалось ввести субсидирование кредитных ставок для отдельных отраслей промышленности, замедлить рост тарифов на энергоресурсы и железнодорожные перевозки...

Однако, вернувшись с форума в Давосе, глава республики не без горечи констатировал: «Проблема в том, что антикризисные меры пока разрабатываются без нашего участия. Я думаю, это большая ошибка. Я обратился к Игорю Ивановичу (Шувалову — прим. ред.), надо как-то эти вопросы вместе обсуждать. Может быть, нашей активности не хватает — к этому процессу надо подключиться».

Когда же документ все-таки вышел, Минниханов обсуждать его качество не стал, немедленно поручив отраслевым министерствам включиться в лоббистскую гонку: «проанализировать перспективные проекты для получения преференций».

Что ж, последуем этому призыву и мы.

1.jpg
Для того, чтобы загрузить документ полностью, нажмите на него

БЮДЖЕТ: ПРИПОМНИТ ЛИ СИЛУАНОВ УНИВЕРСИАДСКИЕ ДОЛГИ?

Непосредственно бюджету Татарстана интересен пункт №1 «Увеличение бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных кредитов». На эти цели зарезервировано 160 млрд. рублей. Эксперты оценивают возможность получения части этой суммы довольно оптимистично.

«Думаю, что Татарстан может рассчитывать на дополнительные бюджетные кредиты. Мы зарекомендовали себя как регион, который не только берет большие кредиты, но и рационально их использует — и во время 1000-летия Казани, и во время Универсиады, в отличие от многих регионов, где эти деньги пропадают бесследно. То есть [существует] кредит доверия со стороны федеральной власти», — полагает вице-президент Академии наук РТ Вадим Хоменко.

С ним согласен и зампредседателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Марат Галеев. По его мнению, не надо сбрасывать со счетов посевную кампанию. «Мы можем претендовать на кредиты и поэтому, так как мы неслабый производитель сельхозпродукции в России», — уверен он.

Отметим тем не менее, что одним из условий проведенной год назад реструктуризации универсиадских долгов Татарстана перед федеральным бюджетом было «исключить возможность привлечения новых бюджетных кредитов в 2013 - 2015 годах». Это снижает шансы республики на получение денег, но едва ли, впрочем, является непреодолимым препятствием.

БАНКИ: ВСЯ НАДЕЖДА НА «АК БАРС»

Наиболее крупные денежные вливания в рамках плана обещаны банкам. Однако в число претендентов на часть знаменитого 1 трлн. рублей, выделенного на докапитализацию банков через АСВ, попал лишь самый крупный представитель татарстанской финансовой системы — «АК БАРС». Но и через него республика может получить не так уж много — 12,1 млрд. рублей.

В остальном же «банковская» часть документа относится к проектам федерального уровня. Таких как докапитализация кредитных организаций для реализации инфраструктурных проектов (до 250 млрд. рублей) и выделение Внешэкономбанку 300 млрд. рублей. Оплачивать банкет будет фонд национального благосостояния. Итого из 2,3 трлн. «антикризисных» рублей банки напрямую получат 1,55 трлн., то есть 2/3 всех предусмотренных средств.

Казанский вертолетный завод
Казанский вертолетный завод

Сенатор от Татарстана Сергей Батин даже спросил министра финансов РФ Антона Силуанова, представлявшего план Совету Федерации, светит ли что-нибудь региональным банкам. Ответ был, скорее, отрицательным. 800 млрд. рублей из триллиона уже распределены, а еще 170 млрд. пока оставлены про запас.

Слабое утешение заключается в том, что перед банками, претендующими на докапитализацию, поставлено обязательство — наращивать кредитование приоритетных секторов экономики с темпом не менее 12% в год. Так что часть правительственного триллиона до татарстанского бизнеса все же должна дойти через Сбербанк, ВТБ и другие крупные банки.

Больной вопрос: по каким ставкам? Ответ на него: пункт №12 плана. Предприятиям, реализующим проекты по импортозамещению, обещаны компенсации части процентов. Однако на всю страну, что называется, на драку-собаку лоббистам выделяется всего 20 млрд. рублей (без учета предприятий ВПК).

Все же Галеев считает этот пункт полезным: «Если предприятиям компенсируют 5 - 7 процентов, то это очень значительная помощь. Понятно, что под 17 - 20 процентов они не смогут брать кредиты, потому что их невозможно отбить», — комментирует он.

Отметим, что какую-то пользу татарстанские банки, возможно, смогут извлечь из планов по созданию так называемого «банка плохих долгов», который, по замыслу, будет выкупать проблемные активы кредитных организаций. Но никаких подробностей по этому поводу план не содержит.

КАМАЗУ — ГОСЗАКАЗ, УТИЛИЗАЦИЮ И ГАЗОМОТОРКУ

Целый ряд пунктов плана напрямую касаются КАМАЗа. Комментируя их «БИЗНЕС Online», руководитель пресс-службы предприятия Олег Афанасьев назвал предлагаемые меры «абсолютно адекватными».

Во-первых, как уже было известно заранее, 10 млрд. рублей выделяются на программу утилизации старых авто, в том числе грузовиков. В антикризисном плане рядом с этой цифрой даже появилась обнадеживающая оговорка «с увеличением объема при принятии отдельного решения».

Напомним, благодаря программе утилизации КАМАЗ в 2014 году реализовал около 5 тыс. грузовиков, или 12,9% от всего годового объема продаж.

Поддержит программа утилизации и Ford-Sollers, который, как сообщили СМИ в конце прошлой недели, размышляет не остановить ли недавно открытый после модернизации завод в Челнах.

Дополнительные ассигнования будут выделены и на обновление транспорта для государственных и муниципальных нужд. Правда, объем финансирования по этой статье не определен даже приблизительно. «Эта мера применялась еще в 2008 - 2009 годах. И тогда многие муниципальные образования обновили технику. Я хорошо помню, как мы участвовали в тендерах, выделялись деньги на закупку. Это было очень своевременно. Почему бы и сейчас такой опыт не повторить», — комментирует Афанасьев.

Еще одна хорошая новость: продление на 2015 год программы софинансирования из федерального бюджета региональных закупок для ЖКХ автобусов и техники, работающих на газомоторном топливе. Выделят на это 3 млрд. рублей. Татарстан — один из 18 пилотных регионов по развитию «газомоторки». А КАМАЗ — лидер по производству техники на метане с отечественным двигателем. Только в первом полугодии 2015 года автогигант, как сообщалось ранее, планирует поставить потребителям 500 автобусов «НЕФАЗ», 200 автобусов малой вместимости Bravis и 400 единиц спецтехники для ЖКХ, работающей на газовом топливе.

КАМАЗ
КАМАЗ

Ложку дегтя добавляет председатель наблюдательного совета агентства по привлечению инвестиций в Набережные Челны Сергей Майоров: «Все эти меры имеют затратный характер. Речь идет о субсидиях, которые не вернутся, а просто несколько оживят спрос на период действия программы. Честно говоря, хотелось бы видеть в приоритетах несколько иные меры, направленные на создание отрасли машиностроения в том виде, в каком предприятия смогут конкурировать с ведущими мировыми компаниями».

Впрочем, антикризисная программа потому так и называется, что речь идет о выживании, а не о развитии.

ОБОРОНКЕ КОМПЕНСИРУЮТ ПАДЕНИЕ РУБЛЯ

Как у Христа за пазухой, судя по всему, будут чувствовать себя предприятия ВПК. Во-первых, расходы на оборону относятся к разряду защищенных, а значит, военным заказам ничего не грозит. Во-вторых, антикризисный план обещает полностью или частично компенсировать расходы, связанные с изменением валютных курсов. Речь, в частности, идет о закупке предприятиями ВПК импортных комплектующих, а также финансировании проектов технологического перевооружения и реконструкции (если при этом потребуется закупить иностранное оборудование) в рамках гособоронзаказа.

По данным минпрома РТ, в Татарстане «оборонка» включает в себя 13 крупных и средних предприятий, а также 20 НИИ и КБ с общей численностью работников более 46 тыс. человек. Так что значение этой части плана для нас трудно переоценить. При этом предприятия, имеющие экспортные контракты, например КВЗ, и так в шоколаде: падение цен на нефть их не коснется, а вот плодами девальвации рубля они смогут воспользоваться в полной мере.

АВИАЦИИ — СНИЖЕНИЕ НДС И СУБСИДИИ

Целая россыпь мер федерального правительства направлена на предотвращение краха авиатранспортной отрасли, которая оказалась, по сути, между молотом и наковальней. Лизинговые платежи за самолеты номинированы в валюте, а цена билетов — в рублях. При этом спрос на авиаперелеты в кризис должен ощутимо просесть.

Среди механизмов поддержки (правда, пока без сумм) — субсидирование процентных ставок и лизинговых платежей, увеличение компенсаций за убыточные региональные авиаперевозки и, может быть, самое главное — снижение НДС с 18 до 10% на ближайшие два года.

К сожалению, компания «Ак Барс Аэро» до этих щедрот не дожила — на прошлой неделе в отношении нее начата процедура банкротства. Однако помощь придется весьма кстати новой республиканской авиакомпании, создаваемой под крылом «Татнефти».

«Ак Барс Аэро»
«Ак Барс Аэро»

Особыми субсидиями и льготами правительство окружило также «поставку российской авиационной техники российским авиакомпаниям».

«Думаю, что отечественные самолеты будут востребованы. Потому что в условиях нынешнего курса валют авиакомпании будут брать Superjet (самолет Sukhoi Superjet 100 — прим. ред.), потому что контракты будут подписаны в рублях», — подтверждает Азат Хаким — директор авиакомпании «Тулпар». Однако, по его словам, в одночасье российские самолеты не смогут заменить импортных конкурентов, так как работают только как ближнемагистральные самолеты.

СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ — В 31 РАЗ МЕНЬШЕ, ЧЕМ БАНКИРАМ

Многострадальному сельскому хозяйству России бюджет предоставит дополнительно 50 млрд. рублей. Это ровно в 31 раз меньше, чем получат банки. При этом в плане не расшифровывается, на что, в какой форме и кому конкретно пойдут эти деньги. Заявлен лишь ожидаемый результат — «смягчение конъюнктурных и природно-климатических рисков, сохранение темпов кредитования агропромышленного комплекса».

Еще 2 млрд. рублей выделят на субсидирование скидки на сельскохозяйственную технику российских машиностроителей. В такую же сумму оценивается имущественный взнос в уставный капитал «Росагролизинга» в 2015 году, средства пойдут на программу льготного лизинга отечественной сельхозтехники и поддержки экспорта. Плюс к 12 февраля правительство подготовит постановление, касающееся бюджетных субсидий на компенсацию части затрат крестьян на проценты по кредитам и финансирование производственной деятельности.

Абсолютно недостаточными считает эти меры первый заместитель председателя комитета по аграрной политике Госдумы Айрат Хайруллин. Он возмущен тем, что агробизнесу (с учетом сельхозмашиностроения) из всей суммы антикризисных мер перепало 2%: «В то же время удобрения подорожали на 60 процентов и продолжают дорожать еженедельно на 700 - 900 рублей. Импортные запчасти подорожали на уровень девальвации евро и доллара. Ответ очевиден. Кроме всего, с 1 февраля введена экспортная пошлина на вывоз зерна с целью обрушения его цены. Это окончательно может разорить наше сельское хозяйство», — заявил «БИЗНЕС Online» совладелец холдинга «КВ-Агро».

«Конечно, этих денег недостаточно, — соглашается председатель ассоциации фермерских хозяйств Камияр Байтемиров. — Как вы знаете, на весенне-полевые работы только в Татарстане требуется около 15 млрд. рублей, а с другими регионами что получится? На ремонт техники, закупку удобрений, семян, горюче-смазочных материалов, средств защиты растений. Технику, конечно, нужно менять — она устаревшая».

Стране необходима другая агроэкономическая политика, которая бы позволяла сельхозпроизводителям независимо от форм собственности вести расширенное воспроизводство, считает Байтемиров. Только тогда реализация своей продукции обеспечит их достаточными средствами. Сейчас же большинство фермерских хозяйств «держат марку не благодаря, а вопреки».

«Большая часть татарстанских сельхозпроизводителей, скорее всего, будет брать кредиты. Самая низкая ставка — это 27 процентов. 15 процентов будут субсидироваться, но, учитывая сегодняшнюю ситуацию, субсидии будут задерживаться, или их будет явно не хватать. Вот такая ситуация», — сокрушается Байтемиров.

ЗАБОТУ О МСБ ПЕРЕЛОЖИЛИ НА РЕГИОНЫ

Отдельный раздел плана посвящен малому и среднему бизнесу, доля которого в ВРП Татарстана, по последним данным, составляет 25,5%.

Во-первых, вдвое увеличиваются предельные пороговые значения выручки для отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства: для микропредприятий — с 60 до 120 млн. рублей, для малых предприятий — с 400 до 800 млн. рублей, для средних предприятий — с 1 до 2 млрд. рублей.

«Это приведет к существенному увеличению числа предприятий, претендующих на меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, каковых в России, в том числе в Татарстане, реализуется множество», — говорит Дилюс Шавалиев — руководитель ГБУ «Центр поддержки предпринимательства РТ» при министерстве экономики РТ.

Хайдар Халиуллин и Шамиль Агеев
Хайдар Халиуллин и Шамиль Агеев

В Татарстане, напомним, самой крупной программой является «Лизинг-грант», ее бюджет в прошлом году составил 569 млн. рублей. В этом году отбор заявок планируется начать в марте. Отметим, что год от года жесткость отсева растет: в 2013 году субсидию получили 79% заявителей, а в 2014 году — 53%. Смягчение критериев допуска к конкурсу, безусловно, увеличит количество участников, но никак не повиляет на объемы помощи.

Параллельно федеральное правительство любезно предоставит регионам возможность снижать некоторые налоги на МСБ, например, ставку единого налога на вмененный доход с 15% до 7,5%. Но эксперты оценивают такие посылы невысоко: «Не факт, что регионы воспользуются этим предложением, учитывая, что нагрузка на их бюджет возросла из-за того, что большая часть налогов уходит в центр», — считает председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев.

Важный пункт — хотя, скорее в плане борьбы с безработицей — двухлетние налоговые каникулы получат все впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели в сфере производственных и бытовых услуг. Также будет расширен перечень видов деятельности, для которых возможно применение патентной системы налогообложения.

Некое рациональное зерно в идеях федерального центра находит Галеев. Он видит возможным снизить налогообложение по патентной схеме: «Это несложно сделать — бюджет ничего не потеряет, так как по патентной системе практически никто не работает из-за его дороговизны. Малый бизнес — это вообще не кормилец бюджета, но он снижает его расходы, потому что повышает занятость населения».

Однако сами представители МСБ отнеслись к идеям правительства с прохладцей. «Все эти меры — капля в море, которая чуть-чуть смягчит ситуацию, но в основном ничего не изменит. Здесь надо всю систему менять, полностью изменить отношение к малому бизнесу. И налоговая, и финансовая политика, законодательство должны измениться. Малый бизнес должен расти, как грибы, для этого он должен быть освобожден от большинства налогов, исключая социальные», — заявил «БИЗНЕС Online» Хайдар Халиуллин — президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ.

Кстати, по словам Шавалиева, на днях министерство экономики РТ совместно с экспертным сообществом подготовило свои предложения в перечень поручений президента РФ. Среди ключевых — предоставить коммерческим банкам возможность давать МСБ отсрочку по уплате части процентов, превышающих ключевую ставку Центробанка, по ранее выданным кредитам. Близкая к этому идея — субсидировать затраты на уплату процентов по кредитам банков, ориентируясь не на ставку рефинансирования, которая составляет сегодня 8,25%, а на ключевую ставку (17%). Наконец, следует ограничить повышение цен монополистов, выпускающих сырье для отечественной промышленности.

БЕЗРАБОТНЫМ — ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ, МАТЕРЯМ — 20 ТЫСЯЧ

В самом конце плана перечислены меры по «обеспечению социальной стабильности». Ключевое место здесь занимает борьба с безработицей, которая в кризис, разумеется, будет расти. На организацию общественных работ и переобучение безработных выделяется 52,2 млрд., и минтруд РТ уже включился в гонку за свою долю этих денег.

Еще 30 млрд. рублей дополнительно выделено непосредственно на пособия по безработице.

ОАО «Татхимфармпрепараты»
ОАО «Татхимфармпрепараты»

Чтобы не допустить дефицита лекарств, правительство разрешит разовую индексацию цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарства нижнесреднего стоимостного сегмента (до 50 рублей). Возможные «адресаты» в Татарстане — сети аптек и фармацевтические предприятия, включая ОАО «Татхимфармпрепараты». Продукция последнего как раз в основном занимает нужный ценовой сегмент. Менее года назад гендиректор компании Тимур Ханнанов рассказал «БИЗНЕС Online»: «У нас средняя цена упаковки препарата — 10 рублей».

Льготникам при этом выделят 16 млрд. рублей, чтобы компенсировать подорожание лекарств в связи со скачками валютных курсов.

Также с 1 февраля будут проиндексированы страховые пенсии в размере инфляции за 2014 год, то есть на 11,4%. На это потратят 188 млрд. рублей. Вряд ли это компенсирует подорожание продуктов, но хоть что-то. Наконец, отдельной строкой прописана популистская мера, которую, вероятно, преподнесут как личную инициативу Владимира Путина — единовременная выплата на руки 20 тыс. рублей из материнского капитала.

***

Срок принятия законов и постановлений, вводящих в действие антикризисный план, по большинстве пунктов — конец февраля. Только после этого можно рассчитывать на реальные деньги и то не сразу. К тому же в правительстве уже начались споры относительно темпов расходования средств. Если минэкономики хотело бы уже в первом квартале потратить на антикризисные меры 656 млрд. рублей, то ведомство Антона Силуанова согласно раскошелиться лишь на 10 млрд. рублей. «Антикризисный план пока в самом начале, и мы не должны ждать, пока что-то предпримет Москва — надо работать и самим», — констатировал вчера президент Татарстана Минниханов, поручив создать антикризисные штабы в каждом муниципалитете.