Нельзя сказать, что татарстанское кино сегодня переживает лучшие свои годы. Режиссер Ильдар Ягафаров, кажется, нашел выход из ситуации. По его мнению, Казани не хватает единого киномедиахолдинга наподобие «Мосфильма». В статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», он аргументировано доказывает, что, несмотря на кризис, именно сейчас нужно подумать о создании такой структуры. Из-за того что сегодня российские компании не могут снимать сериалы на Украине, Казань могла бы стать Меккой «мыльного» искусства.НЕЛЬЗЯ ПРОСТО КУПИТЬ СТАМОТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И НАЧАТЬ ЛЕЧИТЬ ЗУБЫ
Ильдар Ягафаров |
НЕЛЬЗЯ ПРОСТО КУПИТЬ СТАМОТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И НАЧАТЬ ЛЕЧИТЬ ЗУБЫ
Сегодня в Татарстане существует разрозненность киностудий. Да, есть студии известные, менее известные и совсем новички, но, возможно, талантливые. Однако, когда дело доходит до серьезных заказов от государства, то власти этот подряд отдают московским продакшн-студиям. Но при системности таких заказов, с созданием нормальной продюсерской команды и хороших производственных условий мы эти заказы можем забирать в Казань. Я считаю, что в столице Татарстана давно назрела ситуация для создания огромного медиахолдинга, который объединил бы в себе все компании, занятые в производстве кино, — можно поместить их в отдельное здание или на определенную единую территорию, как это происходит на Западе или в столице нашей родины. Продакшн-студии, которые занимаются производством фильмов, звуковые студии, компьютерная графика — они должны оказаться в одном месте. Тогда эффективность возрастет в разы. И не надо бояться конкуренции. К примеру, на том же «Мосфильме» или других крупных московских кинокомпаниях все конкуренты, отвечающие, скажем, за звук в картине, сидят на одном этаже — и никто не жалуется. Они переходят на другой уровень общения, знают возможности друг друга. И если у кого-то аврал, они могут поделиться работой с соседом, ничего страшного в этом нет. Зато над проектом не работают в каком-нибудь подвале, а заказчик потом не хватается за голову по поводу качества картины...
Другая проблема в государственном финансировании кинематографа — это тендеры. Чтобы заполучить заказ, многие компании выставляют совсем уж дешевую стоимость выполнения работ. Соответственно, потом ищется подрядчик, и в конце концов этот заказ уходит не профессионалам, а шабашникам, любителям, которые до этого свадьбы снимали. Поэтому нужно выстраивать систему производства картин, не нужно из этого устраивать хаос. Может быть, стоило ввести лицензирование для компаний, которые берутся за госзаказы, чтобы они отвечали определенным профессиональным требованиям? При покупке фотоаппарата Canon 5D сегодня каждый может заняться съемкой кино. И мы начинаем забывать, что существуют институты, курсы, множество других механизмов, которые создают профессионалов отрасли. Мы же понимаем, что человек, купивший стоматологическое оборудование, не сможет начать лечить зубы, не имея для этого профильного образования. Такого не бывает. Как режиссер я могу сказать: для того, чтобы работать с актерами, монтировать, ставить свет, тоже нужны профессиональные навыки, тоже нужно умение. Поэтому многие начинают возмущаться, почему у нас такой низкий уровень кинематографа...
300 СТРАНИЦ В КОРЗИНУ
Другая проблема — селекция молодых специалистов. Выпускаясь из института, они не знают, что делать. У них еще не хватает опыта и навыков, и они теряются вне полученной профессии. Если будет структура вроде медиахолдинга, они будут знать, куда устроиться на работу.
Также нужно навести порядок в сценарном цеху. Сегодня сценарист никак не защищен, нет отлаженной системы, по которой можно было бы работать. Сценариев сегодня очень много. В день по два-три человека постоянно мне присылают новые тексты, но в большей степени все это любительщина. Просто человек ночью придумал, записал, и теперь ему кажется, что это обязательно нужно снять. Должна быть комиссия по приему сценариев. Если сценарий толковый, его можно покупать и осторожно класть на полку. И только потом подбивать бюджет, создавать команду. А у нас сценаристу говорят: «Ты нам принеси, покажи, а мы посмотрим». Полнометражный фильм — это примерно 300 страниц. На написание уходит несколько месяцев. За это время человек должен как-то зарабатывать деньги себе на жизнь. После выполнения работы он приходит к продюсеру или режиссеру, а там либо денег не смогли выбить для проекта, либо задачи изменились — в общем, ему отказывают в дальнейшем сотрудничестве. Получается, что и время, и усилия были потрачены зря. Когда люди почувствуют, что за проработанные сценарии будут платить, тогда появятся более качественные работы.
Как сегодня выделяется около 8 млн. на производство всех татарстанских фильмов, так около 5 млн. должно выделяться на производство сценариев. Чтобы было порядка 10 - 12 хороших работ в год.
БЮДЖЕТ НА ВИДЕОКОНТЕНТ
Во всех министерствах Татарстана есть некий бюджет на производство видеоконтента. В том же министерстве образования есть заказы на сохранение татарского языка, на создание фильмов для школьников. Когда дело доходит до того, кому этот заказ отдать, люди просто не знают, где его размещать. Государственных структур нет, приходится отдавать частнику. Если появится нормальный глобальный медиахолдинг, будет понятно, где можно качественно и в срок сделать кино.
Нет единого механизма, некой линии в кино, которая работала бы на имидж Татарстана. Такой структуры нет, и почему ее не создают, непонятно. Медиахолдинг в отрасли кино — это финансово жизнеспособное государственное предприятие. «Татаркино» сегодня занимается в большей степени распределением тех средств, которые были выиграны на тендерах. Полномочия организации надо расширять. Есть хорошие специалисты, которые работают там. Они сами должны заняться продюсированием картин...
У нас даже вопрос о покупке хорошей видеокамеры за государственный счет стопорится на моменте: «А на чей баланс ее потом передать?» Нет такой организации! Карену Шахназарову на «Мосфильме» отдали все государственное имущество, он распределяет это по студиям.
Когда в Казани появляется частная дорогостоящая камера, это прекрасно. Но упал объектив, разбился — и проект встал. Потому что владелец не может оперативно приобрести за немалые деньги новую деталь. Поэтому должна быть накоплена определенная база, чтобы в чрезвычайных ситуациях спасти положение. Иногда один съемочный день может стоить до 1 млн. рублей. И выпадение любого съемочного элемента рушит весь проект.
Сейчас очень благоприятная ситуация для создания подобного медиахолдинга в киноиндустрии. В Казань раз в полгода приезжают снимать три-четыре сериала. Потому что столица Татарстана — очень красивый город для съемок. И многие студии сталкиваются с проблемой, что у нас не так много современного оборудования, чтобы обеспечить качественный съемочный процесс. К слову, светового оборудования хватит на полторы съемочных группы, этого очень мало. Поэтому москвичам приходится привозить все с собой, что увеличивает затраты на производство картины. Если появятся технологическая база и условия для производства качественного контента, многие московские компании просто «пропишутся» у нас и будут снимать сериалы, фильмы и другую кинопродукцию, как это было до недавнего времени в Киеве. Сейчас эта ниша свободна. И картинки с видами улиц Казани пойдут по всей России и даже миру, а это уже визитная карточка столицы республики.
Я, конечно, понимаю, что на фоне развалившийся киностудии казанской кинохроники, аховой ситуации по бюджетному финансированию кинематографа в Татарстане говорить о громких проектах, возможно, абсурдно. Но когда об этом говорить? Сам кинематограф зависит от нас, от людей, которые здесь живут и хотят работать. Иначе кино тоже не будет развиваться. Мы должны высказывать свои идеи, вдруг кто-то услышит...
Ильдар Ягафаров
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.