Сегодня министр транспорта РТ Ленар Сафин продемонстрировал на итоговой коллегии ведомства, как поражения прошлого года можно превратить в победы. Обанкротился авиаперевозчик «Ак Барс Аэро»? Ему на смену в 2015 году придет компания при поддержке «Татнефти». Finnair заморозил казанцам окно в Европу? Подождем до апреля его возвращения, а пока приоткроем окно в Китай. Интермодальная ветка Казань — аэропорт убыточна? Протянем ее до Вятских Полян. Антикризисные предложения республиканского министра отслеживал корреспондент «БИЗНЕС Online».
КИНО ПРО ПОБЕДЫ
Итоговая коллегия министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ прошла по-деловому стремительно и лаконично. Бальный зал гостиницы «Корстон» был полон пиджачно-галстучной публикой, которая традиционно ожидала победных реляций и обещанной процедуры награждения. «Однако год был непростой», — заметил министр транспорта республики Ленар Сафин, открывший заседание коллегии. — А нынешний может оказаться еще сложнее».
Результаты минувшего 2014 года промелькнули перед участниками в виде фильма, который был нашпигован событиями и цифрами об успехах транспортников. «Все начиналось с зимней Олипиады-2014 в Сочи», — напомнил «левитанистый» диктор, тут же забросав присутствующих фактами: Олимпийские игры обеспечивали транспортом всего три субъекта РФ: Москва, Санкт-Петербург и Республика Татарстан. И уже 2 января из Казани в столицу Олимпиады ушла первая транспортная колонна. Всего же по улицам Сочи в начале прошлого года курсировали 543 единицы автотранспорта из РТ.
Ключевой суммой, выделенной год назад для развития дорожно-транспортного хозяйства Татарстана, стали 37 772,4 млн. рублей, из которых только 11 612,2 млн. рублей было перечислено из федерального бюджета. Большую часть средств обеспечил бюджет республики, около 850 млн. составили деньги муниципальных дорожных фондов.
Большие экраны, закрепленные под самым потолком бального зала, запестрели кадрами, которые свидетельствовали: деньги не пропали, они воплотились в автодороги, рельсы и водные пути. Вот речной пароходик благополучно швартуется у причала Болгара, голос за кадром сообщает: в республике освоено 8 водных маршрутов по Волге и Каме, успели перевезти более 360 тыс. пассажиров, чем перещеголяли показатели-2013 на 14%. Вот с взлетной полосы уверенно поднимается лайнер, и зрители уже знают, что воздушные борты РТ обслужили 2 млн. 400 тыс. человек, чему благоприятствовала первая половина года, насыщенная событиями и еще не в такой степени затронутая кризисом. И так далее: несущийся поезд иллюстрировал 6 млн. 800 тыс. сидящих в нем пассажиров, воспользовавшихся услугами железной дороги, автоколонны — реконструкцию федеральной дороги М7 «Волга», участок которой протяженностью 32 км открыли еще в мае. Однако фильм при всей своей обстоятельности обошел молчанием негативные тенденции — к примеру, уход с рынка авиакомпании ОАО «Ак Барс Аэро», приостановку полетов международным авиаперевозчиком Finnair и пр. Вопросы по ним висели в воздухе. И именно с них министр транспорта Ленар Сафин предусмотрительно начал свое выступление.
«АК БАРС АЭРО» НАШЛИ ЗАМЕНУ
Самой главной новостью, разлетевшейся с коллегии, стало сообщение о создании новой авиакомпании на базе «Ак Барс Аэро», только сегодня признанной банкротом на основании задолженности в размере 15 млн. рублей. По словам Сафина, преемник авиаперевозчика появится на рынке во втором квартале текущего года при поддержке «Татнефти». Сейчас продолжается процедура получения разрешительных документов в Росавиации. До того как этот процесс будет завершен, образовавшуюся пустоту в небе призваны заполнить авиакомпании «Оренбуржье» и «Декстер».
«Несмотря на сложное экономическое положение, мы и в этом году хотим перейти порог в 2 миллиона пассажиров», — заявил Сафин, говоря о перспективах развития авиаперевозок в республике.
За счет чего это можно сделать? В подтверждение своего тезиса министр транспорта озвучил несколько намерений, которые в ближайшее время должны стать реальностью. «Ведем переговоры с российскими авиаперевозчиками по открытию новых маршрутов», — засвидетельствовал Сафин и привел примеры.
Казань свяжут регулярными рейсами с новым субъектом РФ Крымом и традиционно избираемым для летнего отдыха Краснодарским краем. В Симферополь жителей Татарстана берется доставить компания «Ямал». Новые маршруты будут проложены с помощью сибирской авиакомпании «ИрАэро»: Казань — Екатеринбург — Красноярск и Казань — Екатеринбург/Омск — Иркутск. Частоту воздушного сообщения с Санкт-Петербургом планируют увеличить до двух раз в день.
РЯДОМ С ОКНОМ В ЕВРОПУ ОТКРОЮТ ОКНО В КИТАЙ
«Никуда не уйдут с рынка и зарубежные направления», — успокоил собравшихся Сафин. К примеру, финская авиакомпания Finnair, заморозившая свои рейсы на маршруте Казань — Хельсинки — Казань в самом начале января, возобновит полеты уже 23 апреля, как это и было обещано. «Приостановка полетов — временная мера», — подчеркнул высокопоставленный чиновник. И чтобы окончательно заверить зал, что окно в Европу не закроется наглухо, напомнил о работе на казанском авиарынке испанской компании Vueling Airlines с регулярным рейсом Барселона — Казань — Барселона и «Турецких авиалиний», часто используемых для транзита и для путешествия в Стамбул.
Путь в Азию станет еще более доступен: в 2015 году из столицы Татарстана откроется направление в Китай. «Ведем переговоры с заинтересованными сторонами, в частности с авиакомпанией China Southern, — рассказал Сафин. — Рейс Казань — Урумчи планируем включить уже в летнее расписание».
Сам международный аэропорт «Казань» должен стать еще современнее благодаря новым услугам, которые здесь планируют внедрить накануне ожидаемого увеличения пассажиропотока в период проведения ЧМ-2015 по водным видам спорта. В аэропорту уже сейчас работает круглосуточная стойка регистрации и стойка сдачи багажа (дроп-офф), позволяющая пройти регистрацию и сдать багаж за 24 часа до вылета. «Для того чтобы получить посадочный талон, больше не надо будет стоять в очередях», — поделился инновационными достижениями Сафин. После прохождения мобильной регистрации вам придет СМС-сообщение, штрих-код из которого следует поднести к специальному табло — и билет будет распечатан.
Новые рейсы, новые компании и инновации, в изобилии обещанные республиканским министром транспорта, призваны, по всей видимости, смягчить удар, который по рынку авиаперевозок нанесен экономическим кризисом. Они должны компенсировать банкротство авиаперевозчиков и турфирм, последовавшее сразу за декабрьским крахом рубля.
ВЯТСКИЕ ПОЛЯНЫ — АЭРОПОРТ. ДАЛЕЕ — ВЕЗДЕ
Другое известие, вошедшее в сегодняшний топ республиканских «хороших новостей», связано с еще одним «провалом» прошлого года — свертыванием работы московской железнодорожной компании «Аэроэкспресс». И хотя компания не вернется в Казань, само направление не только не замрет, но и обогатится новыми маршрутами, которые еще недавно могли показаться фантастикой.
Чуть больше недели назад «Аэроэкспресс» заявил о своем уходе из Казани в связи с годовыми убытками в 62 млн. рублей и низким пассажиропотоком («Возим воздух», — жаловались в компании). Не только москвичам, но и многим казанским экспертам данное направление представлялось убыточным. И вот теперь Сафин продемонстрировал коллегии, как можно разом решить вопрос и с убыточностью, и с заполняемостью. Международный аэропорт «Казань» (МАК) напрямую свяжут не только со столицей, но и с Вятскими Полянами, а также со Свияжском.
«Электрички из Вятских Полян и Свияжска пойдут через Северный вокзал (Казань-2) в аэропорт столицы Татарстана», — заверил Сафин. Таким образом, по словам министра, можно будет увеличить пассажиропоток на «провальной» интермодальной ветке. При этом тарифы на этом направлении будут снижены до 50 рублей, что будет способствовать привлекательности маршрута. Как уже сообщалось, освободившуюся после «Аэроэкспресса» нишу займет оператор пригородных электричек ОАО «Содружество». Компания начнет заниматься перевозками с 1 февраля 2015 года. Всего «Содружеству» предстоит выступить оператором по 80 утвержденным маршрутам.
Снижение тарифов коснется только направления, связанного с аэропортом. В остальном Сафин грозится перейти к непопулярным, но вынужденным мерам. «У нас и так установлен самый низкий в Поволжье тариф на перевозку пассажиров пригородными электричками», — посетовал министр транспорта. Средняя стоимость 10-километровой зоны равна 11 рублям 70 копейкам. В наступившем году тариф планируют увеличить до 20 рублей — до уровня соседних регионов.
Московский гость Роман Старовойт (слева) еще раз напомнил, что Татарстан — это крупнейший транспортный узел РФ и 37 тыс. км одних только региональных дорог |
«ГОД БУДЕТ ТРУДНЫМ»
Выступление московского гостя — руководителя федерального дорожного агентства Романа Старовойта — было кратким и носило, скорее, справочно-торжественный характер. Еще раз упомянув, что Татарстан — это крупнейший транспортный узел РФ и 37 тыс. км одних только региональных дорог, Старовойт перешел к награждениям. Одним из первых награжденных оказался присутствовавший на коллегии премьер-министр РТ Ильдар Халиков — ему вручили медаль Павла Мельникова. Затем награждения посыпались как из рога изобилия: к президиуму за грамотами и значками выходили водители, машинисты, инженеры и другие работники транспортной отрасли.
За скобками коллегии осталась судьба ВСМ (высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая должна связать в единую железнодорожную нить Москву, Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары и Казань), а также запланированное кольцевое железнодорожное движение вокруг столицы Татарстана — так называемое «Кольцо». Впрочем, о том, что эти проекты как-то будут приостановлены, не говорилось ни слова. «Год будет трудным», — честно предупредили зал из президиума коллегии. Но для того, чтобы преодолеть кризис, «его надо опередить на хорошей скорости».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.