«МЫ НЕ МОЖЕМ ГОВОРИТЬ, ЧТО ЭТО СВЯЗАНО СО СВОРАЧИВАНИЕМ ВЭД»

Показатели ВЭД республики за минувший год оказались неутешительны. Уже к декабрю, впервые за последние годы, товарооборот упал на $902 млн. (минус 12,96%), экспорт сократился на $356 млн.(минус 10%), импорт — на $545 миллионов (минус 16,06%).

Судя по сегодняшним заявлениям руководства татарстанской таможни на встрече с журналистами в «Татмедиа», декабрь эту тенденцию только усугубил. Как рассказал руководитель ведомства генерал Альберт Мавликов, внешнеторговый оборот в регионе деятельности татарстанской таможни в минувшем году составил $6,54 млрд., что на 14,82% меньше показателя 2013 года.

В прошлом году экспорт в структуре внешней торговли республики занимал 53,16%, импорт — 46,84%. При этом за последние 12 месяцев экспорт сократился на 13,12%, а его объем составил $3,48 миллиарда. Импорт за это же время просел на 16,67% до $3,06 миллиарда.

Статистика эта выглядит совсем невесело на фоне результатов 2013 года, когда товарооборот вырос почти на четверть, а импорт и вовсе более чем на 50%.

Неудивительно, что сократились и бюджетные перечисления таможни.

«В доходную часть бюджета за 2014 год было перечислено 18 миллиардов 846 миллионов рублей (в 2013 году перечислено 20,8 млрд. рублей ред.). Но, готовясь к подведению итогов, мы провели анализ составляющих этого показателя. Мы не можем, например, говорить, что это связано каким-то образом со сворачиванием внешнеэкономической деятельности. У нас есть своя специфика в регионе: большая доля оборудования, которая ввозится в республику — как вы знаете, у нас очень много инвестиционных проектов, которые связаны со строительством новых заводов, с большим масштабом переоснащения существующих производств — это оборудование освобождается от ввозных товарных пошлин и НДС», — утверждает Мавликов.

Тем не менее по сравнению с прошлым годом количество участников ВЭД в Татарстане сократилось на 8,5%, и сейчас в этой сфере работают 1092 отправителя и получателя товаров.

Сегодня основными отправителями товаров в Татарстане являются ОАО «Нижнекамскнефтехим» (40,73%), ОАО «Казанский вертолетный завод» (32,5%), ООО «Торговый дом «Кама» (4,21%), ОАО «Казаньоргсинтез» (3,72%), ОАО «СГ-транс» (2,98%), ЗАО «ВТК «КАМАЗ» (2,41%).

Главными получателями товаров являются ООО «Форд Соллерс-Елабуга» (20,85%), ОАО «КАМАЗ» (7,7%), ОАО «ТАИФ-НК» (7,05%), ОАО «Казанский вертолетный завод» (6,66%), ОАО «Нижнекамскнефтехим» (4,83%), ООО «Форд Соллерс-Холдинг» (3,87%).

АВТОМОБИЛИ, ХИМИЯ И НЕФТЬ

В целом структура экспорта Татарстана за прошлый год выглядит так:

— продукция химпрома — 54,16%;

— машиностроительная продукция — 40,48%;

— минеральные продукты — 2,23%;

— топливно-энергетические товары — 1,96% (стоит отметить, что нефть и нефтепродукты идут на экспорт не через татарстанскую, а через центральную энергетическую таможню);

— продовольственные товары и сырье — 1,45%;

— металлы, изделия из них — 0,73%;

— древесина и целлюлозно-бумажные изделия — 0,32%.

Структура импорта:

— машиностроительная продукция — 75,58%;

— продукция химпрома, каучук — 12,48%;

— металлы, изделия из них — 5,71%;

— минеральные продукты — 1,54%;

— топливно-энергетические товары — 1,41%;

— текстиль, текстильные изделия и обувь — 0,85%;

— продовольственные товары и сырье — 0,84%;

— древесина и целлюлозно-бумажные изделия — 0,47%.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил Мавликова оценить, ВЭД какой отрасли просела наиболее сильно.

«Нам кажется, что наиболее отчетливо на себе это чувствует автопроизводство, и в этом году мы наблюдали такие моменты, когда приходилось снижать объемы — судя по снижению объемов перемещаемых через границу товаров, комплектующих для промышленной сборки автотранспортных средств. Большей частью это Закамский регион», — сообщил начальник таможни Татарстана.

По его словам, таможенники наблюдали некие проблемы «на определенном этапе» 2014 года: «Видели короткий промежуток времени, который потребовался этим предприятиям для решения вопроса о переориентации на других поставщиков в связи с введением санкций. Они были незначительные, практически на ритм работы не повлияли, тем не менее эти вопросы возникали и были решены оперативно — что на КАМАЗе, что у Ford-Sollers».

ИСПРАВИТЬ СИТУАЦИЮ БЫСТРО НЕВОЗМОЖНО

Насколько критична для экономики республики ситуация со снижением внешнеторговых оборотов, также оценили эксперты «БИЗНЕС Online».

Вадим Хоменко — вице-президент, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук, профессор КФУ и КНИТУ-КАИ:

— Если говорить о том, какие предприятия наиболее пострадали от падения экспорта, то прежде всего пострадала сырьевая позиция. Это добыча и экспорт сырья, прежде всего нефти.

Соответственно, ситуация по линии импорта у нас перекладывается на те позиции, где в отношении нас были применены санкции. Речь идет даже не о продуктах питания, они заменялись на поставки из других стран. А вот технологические поставки жестко привязывались к отдельным производителям. Эти позиции однозначно пострадали.

Ситуация с импортом по отдельным позициям уже стабилизировалась, а окончательно она будет стабилизироваться за счет изменения поставщиков, на основе импортозамещения, за счет внутренних ресурсов. Но вообще компенсация потерь в импорте займет даже не несколько месяцев, на это понадобится как минимум год, а может быть, и больше. Речь идет о многих позициях, которым замены просто нет. Зачастую поставщики этих приборов или запчастей находятся в единичном количестве. Заменить их некем, исправить эту ситуацию за несколько месяцев невозможно.

Айрат Назмеев — генеральный директор ОАО «Корпорация экспорта Республики Татарстан»:

— Какие отрасли в Татарстане больше других пострадали от падения экспорта в прошлом году? Я думаю, что особо пострадавшими их назвать сложно. Это надо по структуре общего экспорта смотреть — у кого именно идет падение. Я думаю, больше у «Нижнекамскнефтехима», потому что обычно они лидеры по экспорту. Но сказать, что они пострадали, я думаю, нельзя. Просто по отдельным группам каучуков у них есть определенные сложности с реализацией на экспорт.

Татарстанские предприятия смогут заменить импортные технические составляющие, но частично. Полностью они заменить их сразу не смогут. И речь не о самих запчастях или приборах. Возьмем, к примеру, Ford-Sollers, который собирают в Елабуге. Для него приходит очень большое количество импортных запасных частей. Одномоментно поменять эти импортные запчасти на отечественные мы не сможем по той причине, что их нужно будет достаточно долгое время испытывать на ISO 16949. Она на ступень выше, чем стандартная ISO 9000, использующаяся на большинстве наших предприятий. А прохождение этих стандартов занимает от года до двух... Это не значит, что у нас та же шаровая опора плохая, это значит, что на ее оформление уйдет много времени.