Времена непростые, КАМАЗ пока стоит, и что будет завтра, никто не знает. Такое заявление сделал в минувшую пятницу на круглом столе с местными производителями руководитель исполкома Набережных Челнов Наиль Магдеев. До того, осматривая выставку челнинских товаров, он легко разбил пару антивандальных фонарей, но плитка и пластиковая лопата выдержали. «Чем я могу помочь?» — поинтересовался глава города у предпринимателей и заявил, что отныне не только бюджет, но и все крупные компании начнут закупать лампочки, тапочки, халаты, мебель — одним словом, все, что только возможно, у челнинских производителей.
Выставка началась с продукции машиностроителей |
«ДАЙТЕ-КА МОЛОТОК...»
Шокировать директоров, которых набралось в выставочном центре «ЭКСПО-Кама» около полусотни, Наиль Магдеев начал с подходов к павильонам. На улице были выставлены товары машиностроителей — коммунальная техника на шасси «КАМАЗа», брусчатка, уличные фонари. Дойдя до фонарей, отрекомендованных компанией «Татэлектромонтаж» как антивандальные, Магдеев потребовал молоток, который ему оперативно нашли, и пару штук разбил. Аналогичным образом проверил он и качество плитки завода «Полимеркварц», уже в павильоне бросив ее об пол. Плитка выдержала, как выдержал и пол «ЭКСПО-Камы» ее вес в 3,5 килограмма. На всеобщем кураже Магдеев протестировал и пластиковую лопату для уборки снега от производителя ООО «Технокам», попытавшись сломать ее ногой. Вообще, в течение всего дня, включая круглый стол после обхода стендов, Магдеев общался с предпринимателями запросто, без чиновничьего пафоса, зато с отеческой суровостью.
Практически у каждого стенда он начинал основной разговор с вопроса: «Чем я могу помочь?» Ответы получал разные. К примеру, гендиректор ООО «Биосервис» Алексей Левочкин попросил дать возможность его компании... бесплатно обеспечить биотуалетами город и потом бесплатно их обслуживать. Магдеев отметил привлекательность пластиковых кабинок для вандалов, однако Левочкин выказал готовность решить и этот вопрос, если только ему дадут конкретного человека от исполкома, с которым можно работать. Таким человеком Магдеев назвал своего первого заместителя Рината Абдуллина.
Лопата выдержала напор Наиля Магдеева |
Свои выгоды от бескорыстной установки и обслуживания биотуалетов Левочкин пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» так: «Взамен я хотел бы попросить у города определенные преференции и поставить туалеты там, где они должны быть. Найдите хоть один туалет на стройках. Строек много, рабочих тысячи, а конкурентов на нашем рынке в городе нет. Для города мы делаем все бесплатно, а город обязует строительные организации, летние кафе и прочие заведения ставить у себя на территории туалеты. Ведь их отсутствие — реальная проблема». Как показал день в «ЭКСПО-Каме», такой подход Магдеева полностью устраивает. При этом, договариваясь о взаимовыгодном сотрудничестве, Магдеев одновременно давал понять, что и цены поставщиков должны быть не выше, чем у конкурентов. Другим постоянным вопросом был: «С кем конкурируете, кто мешает работать?» Большинство собеседников либо не знали своих конкурентов, либо стеснялись называть.
В тренд показательных акций, вроде крушения фонарей, попала компания «Камвент», производитель вентиляционных систем. Они предлагали участникам замерить объем легких, выдув в трубку воздух, и записывали результаты для всеобщего обозрения. Каждому, кто рискнул, в качестве компенсации потраченного воздуха предлагали кислородный коктейль. Для Магдеева — последнего участника — оставили отдельную красную строчку, и он выдул 5 литров, перебив все показатели. Известный хохмач, гендиректор «Камвента» Павел Евдокимов, помножил и без того первый результат Магдеева на два, поскольку руководитель исполкома дескать «использовал только одно легкое».
«А где бренд города?» |
«А ГДЕ БРЕНД ГОРОДА? МЫ САМИ СЕБЯ УВАЖАТЬ ДОЛЖНЫ?»
Наиболее многочисленными участниками выставки стали мебельщики, швейные производства и рекламисты. Все спешили поделиться своими проблемами согласно тематике мероприятия — говорили о трудностях с заказами. Так, гендиректор ООО «Командор-Поволжье» Евгений Севастьянов попросил обеспечить внимание к их мебели таких крупных компаний, как «Камгэсэнергострой» и КАМАЗ.
— За вас я ноги передвигать не буду. Ты переговори с «Камгэсом», ГИСУ, а остальное я беру на себя, — отвечал Магдеев. — Они же все закупки аукционят, значит ты должен по цене проходить. Грамотно заявись с документацией, а то вас ведь как двоечников щелкают по формальным признакам. И прямо пиши: вот у них есть заказ, мы можем исполнить. А мы административный ресурс подключим.
— Есть и другая проблема — мы участвуем в аукционах, на продукцию снижают цену, — сообщил Севастьянов. — Мы тоже снижаем, но ведь ты выиграл тендер почти по себестоимости, а оплата идет 30 дней, да еще и с просрочкой. Инфляция на месте не стоит, и получается мы деньги вложили месяц назад...
— Ну, тут помочь не могу ничем, — прервал Магдеев.
Мебельщиков главным образом представлял руководитель отраслевой ассоциации Накип Галимов |
Главным образом мебельщиков представлял руководитель их ассоциации Накип Галимов — гендиректор мебельной фабрики «Ак Барс». Он один из немногих, кто смог ответить на вопрос Магдеева о конкуренции, когда речь зашла о креслах для больших залов — аналогичную продукцию поставляют Зеленодольск и Уфа. Магдеев отреагировал подсчетом количества клубов в республике, которые Челны могли бы снабжать креслами, но давая поручение представителю ГИСУ, сказал, что работать надо по всем закамским районам. Высоко оценив мебель для детсадов, он задал неожиданный вопрос, вертя в руках детский стульчик: «А где написано «Челны»? Где бренд города?» Ему ответили, что ассоциация работает под брендом «Мебель Татарстана», но Магдеев с такой постановкой вопроса не согласился. «Почему не написано, что мебель выпускает город Набережные Челны? Мы сами себя уважать должны?»
«ДЕЛО ЭТО ХОРОШЕЕ, НО НА ЛЮБИТЕЛЯ...»
В том же ключе состоялся разговор и со швейниками. «Надо нашу продукцию предлагать и за пределами города, — поручил он начальнику управления образования Рамилю Халимову. — Во-первых, это хорошее соотношение цена-качество. Во-вторых, мы обеспечим женщин работой, на швейных фабриках ведь в основном женский персонал. В-третьих, налоги остаются у нас».
Интересная беседа получилась у Магдеева с предпринимателем Гульнисой Казаковой, на стенде которой сити-менеджер увидел груду подушек и постельного белья. Казакова пожаловалась на отсутствие заказов, и Магдеев спросил у Халимова, кто поставляет белье в новые детские сады. Халимов сообщил, что в прошлом году поставками занималась ИП Ровко. «Она перекупщица, сама не шьет!» — заявила на это Казакова и попыталась завести разговор о муниципальных торгах, но Магдеев скользкую тему пресек. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Казакова уверенно заявила, что ее цены ниже, чем у конкурентки-перекупщицы, однако та зашла в детсады без участия в торгах.
«Банное дело хорошее, но на любителя» |
Остался удовлетворен разговором с Магдеевым гендиректор ЗАО «Камский завод «Автоагрегатцентр» Радий Шаяхметов. «Мы работаем во многих городах и регионах. Например, 25 машин поставили на Олимпиаду в Сочи. И только в Набережных Челнах нашу продукцию не покупают. Ни о чем конкретном мы с Наилем Гамбаровичем не договорились, но его деловой подход дает надежду, что скоро эта ситуация переломится», — рассказал Шаяхметов «БИЗНЕС Online».
Правильно начал разговор гендиректор творческой группы «Август» Игорь Сидоренко, предложив помощь городу в оформлении Сабантуев и других торжественных мероприятий. «Руководитель исполкома предложил нам изложить идеи по оформлению городского транспорта к 9 Мая, — сообщил Сидоренко по итогу беседы корреспонденту «БИЗНЕС Online». — И город тоже оформим — в плане баннеров и другой наружной рекламы. Сейчас наша группа будет готовиться к этому празднику. Финансовая сторона вопроса пока не оговаривается, мы рассматриваем концептуальную сторону».
Что не заинтересовало нового сити-менеджера, так это банное дело. Вопроса «Чем мы можем помочь?» здесь не прозвучало. Напомним, что его предшественник Василь Шайхразиев, напротив, был неравнодушен к бане и даже организовывал чемпионаты по банному парению.
«100 ГРАММОВ ВЫПЬЕМ И ПЛАЧЕМ, ЧТО ЧЕЛНЫ — ЭТО МОЯ СУДЬБА, А ГОРОД НЕ ПОДДЕРЖИВАЕМ»
Все озвученные предпринимателями вопросы были подняты Магдеевым на круглом столе по итогам выставки, и в довольно жестком ключе. «К сожалению, иногда происходит так, что в бюджетной сфере мы на муниципальном уровне потребляем товар, который производится в соседнем городе или соседней республике, — начал Магдеев заседание. — Кто соседний город сильно любит, пусть едет и работает там. Я за соседний город не отвечаю. Мы строим 6 детсадов — стопроцентно мебель должна быть наша. Все белье, на которое мы укладываем наших детей, должно быть наше. Мелочь на первый взгляд, но эта мелочь выливается в 13 миллиардов рублей! Питание, расходные материалы, мягкий инвентарь, мебель, светильники, тапочки, лопаты... Мэр — это большой завхоз, и я пришел заниматься лампочками и халатами, потому что когда начинаешь собирать, набирается миллион там, миллион сям. Вам миллион мешает?»
К детсадам Магдеев добавил школы и капремонт 141 жилого дома, на которые Челнам выделен 1,1 млрд. рублей в 2015 году. Он оговорился, что управляющие и строительные компании, конечно, могут закупаться где угодно, но кризис — это холодный душ, чтобы собраться и посмотреть, неужели иногородняя продукция лучше? Магдеев заявил, что с понедельника исполком начнет ревизировать закупки управляющих компаний по капремонту на предмет географии поставщиков.
Говоря о том, что все челнинские деньги должны оставаться в Челнах, сити-менеджер не забыл и про средства, в город приходящие. Он напомнил, что в этом году город получит 200 млн. рублей на реконструкцию футбольного стадиона «КАМАЗ», 100 млн. рублей на Парк победы, 136 млн. рублей на парки и скверы и 1 млрд. на дороги, и все эти деньги тоже принадлежат предпринимателям — местным налогоплательщикам.
«Почему мы жилые дома сдаем, а те же самые малые архитектурные формы покупаем где угодно, только не у нас? Надо сесть и договориться. Пригласить руководителя «Домкора», у него большой депутатский значок, он бывший заместитель мэра. Вчера сидел на этом самом месте, за Родину агитировал. Мы говорим ему: товарищ Мунир Анварович (Мунир Гайнуллов — гендиректор ООО «Домкор» — авт.), давай я тебе налью стакан. Кефира. А ты спортивную площадку закажешь у нас. Или Мише Золотухину (гендиректор ООО «Комфортное жилье» — авт.) скажем. Не закажешь — на госкомиссии замучаешься пыль глотать. А как по-другому? В условиях кризиса... Ну, чего я вам, взрослым мужикам, буду об этом говорить? Мы же 100 граммов выпьем и плачем — вот, мол, Набережные Челны — наша судьба... А сам в это время... город не поддерживает».
Еще одним примером грубого космополитизма Магдеев отметил поставки в систему школьного питания продукции Елабужского молокозавода. «Я был на челнинском молокозаводе. Скажите, чем он хуже елабужского? Мне говорят: там лот так сформирован. Подождите, но лот-то формируем мы! Вот эта рука подписывает лот, — Магдеев продемонстрировал правый кулак. — Мне говорят: так было до вас. А при нас так не будет. Елабугу я кормить не собираюсь, у нее есть Геннадий Егорович. Здесь я заказываю музыку, и в моем доме будет так, как я сказал».
«В БУГУЛЬМЕ Я ТОЖЕ ТАК ДЕЛАЛ. ЗВЕРЬ БЫЛ, КОНЕЧНО...»
Под горячую руку Магдеева попали не только местные товаропроизводители. Замахнулся он и на федералов, напомнив, что торговые места в городе им предоставила муниципальная власть. «Мы имеем право первой ночи? Имеем. И «Пятерочка», и «Магнит», и Эссен» — все получили хорошие места, стали богатыми людьми. Мы же можем его теперь попросить? Ведь он халаты, тару где-то заказывает. Думаете, это мелкие деньги? Это огромные комплексы, по 150 - 300 человек работают, всем нужны рукавицы. Если комплект одежды для сотрудника торговой сети стоит тысячи 1,5, то в сетях 30 - 40 тысяч человек работает. Наверняка, они те же халаты, упаковочные материалы заказывают в Казани, а деньги города должны работать на город. Кто этого не понимает, надо пригласить. В подвале никого пытать не будем, но мы можем посмотреть друг другу в глаза и сказать: мужики, времена непростые, коллективы надо кормить, КАМАЗ пока стоит, что будет завтра, никто не знает. Нельзя же смотреть на это равнодушно».
Апогеем стало заявление сити-менеджера о том, что продукты — мясные, молочные, хлеб, рыба, бакалея — в торговых сетях тоже будут стопроцентно челнинские. Возможно, в данном случае он имел в виду только такие региональные сети, как «Эссен» и «Челны-Хлеб», однако контекст его речи охватывал все продовольственные магазины. «В Бугульме я тоже так делал, — сказал Магдеев. — Зверь был, конечно, но иначе для чего я на работу хожу?»
Сити-менеджер также похвастался, как ему удается сбивать цены на поставки для муниципалитета. Он рассказал, как определялся на днях поставщик опор для уличного освещения. Заявлялись казанцы и челнинцы. «Только на одной опоре оцинкованной, которую будем выставлять в этом году, за 1,5 часа я им сбил цену на 800 тысяч рублей. Казанцы упали, и челнинцы упали, те еще раз и эти еще раз, и казанцы остановились первыми. А кто-то мог эти 800 тысяч себе в карман положить и подписать документы. Поймите, я мог бы, конечно, вас тут не собирать. Мог бы сказать: ребята, есть интернет-площадки, работайте, — говорил Магдеев. — Но, между прочим, ездит же президент, лоббирует интересы КАМАЗа. Везде с собой возит вертолетчиков, «Татнефть», Шигабутдинова. Он тоже может сказать: рынок свободный, капитализм, работайте. Но у нас свой производитель потом, а сначала откаты. Я думаю, что наши с вами действия направлены на одну цель. Надо разобраться без истерик, положить все на бумагу и договориться, как мы дальше будем работать. Кому не сможем помочь, прямо скажем, что у нас полномочий не хватает. Конечно, компании ваши, но я хочу вам помочь. Если нужно с республикой договориться, скажите с кем. С президентом? Мне такие полномочия даны, статус позволяет. С любым министром. За разговоры никто по голове не стукнет, а стукнет, так выдержим. Куда надо идти с заказом, скажите, дадим любой документ и за ручку отведем».
Как заключил Магдеев, через месяц, 16 февраля, предприниматели и руководитель исполкома снова встретятся для того, чтобы определить, как именно должна быть организована система закупок в автограде — как муниципальных, так и со стороны крупных компаний, нуждающихся в промышленных поставках.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 67
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.