Кирилл Гаршин
Кирилл Гаршин

РАСШИРИТЬ СВОЙ КРУГОЗОР

В Центре современной культуры «Смена» до 26 января будет продолжаться выставка молодого воронежского художника Кирилла Гаршина. Выставка называется «Внутри грудной клетки» и объединяет две живописные серии, созданные автором в 2014 году. Одна из серий называется «Праздные дни», вторая — «Аметропия». Выставка приехала в Казань из Москвы, где она экспонировалась в залах Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО.

Эту выставку без преувеличения можно назвать событием в художественной жизни Казани в области современного искусства. Всем, кто не знает, что такое современное искусство, или имеет свою альтернативную субъективную точку зрения на этот счет, я уже не упоминаю знатоков современного искусства, всем представилась возможность увидеть сильный, яркий, убедительный художественный проект. Знатоки могут порадоваться редкой возможности посещения выставки высокого художественного уровня, непосвященные — расширить свой кругозор.

Последним, возможно, удастся после визита в «Смену» понять, что произведения какого-либо художника причисляются специалистами к современному искусству не потому, что их создал наш современник, а потому, что их автору удалось новыми (современными) средствами зафиксировать, отразить, выразить образы, темы, идеи, соответствующие своему времени.

IMG_2104.jpg

Об этом (каких авторов необходимо сейчас показывать в Казани, как знакомить казанского зрителя с современным искусством) с момента своего открытия думало руководство «Смены», и Гаршин оказался автором, идеально вписавшимся в стратегию центра.

Комментирует выбор этого выставочного проекта арт-директор «Смены» Кирилл Маевский: «В конце прошлого лета в Москве вышел первый номер независимого литературного журнала «Носорог» — правильная альтернатива закостенелым «толстым» журналам, которые читают только тетушки-корректоры. Помимо литературной составляющей, в каждом из номеров в рубрике «Искусство» содержатся работы современных российских и зарубежных художников, в первом номере были опубликованы картины Кирилла под заголовком «Смерть образов». Мы давно пытаемся развернуть концепцию такой интеллектуальной мобильности и обмена между российскими провинциальными городами. Односторонний поток Москва — периферия или Санкт -Петербург — периферия, на наш взгляд, должен обратиться в Пермь — Казань, Волгоград — Казань и обратно, иногда используя Москву как связующий логистический элемент. В этом смысле организация выставки воронежца Гаршина абсолютно точно вписывается в нашу линию работы, что называется, с талантливыми художниками, литераторами или учеными из нестоличных городов России. Фонд «Живой город» заинтересовался выставкой, и поддержал ее финансово и организационно».

«КЛЕТКА — ВМЕСТИЛИЩЕ ЗАМКНУТОЕ, «БЕЗВЫХОДНОЕ»

Кроме того, Гаршин хоть еще и очень молодой художник (он родился в Воронеже в 1990 году, где и окончил художественное училище), уже является автором множества живописных работ, участником многих выставок, в том числе и таких статусных проектов, как Международный фестиваль Mit ost в Лейпциге. Его работы были представлены в Основном проекте IV Московской международной биеннале молодого искусства в 2014 году и на ярмарке современного искусства COSMOSCOW, проходящей в московском Манеже. Он замечен влиятельными фигурами российского современного искусства: работы Кирилла находятся в коллекции Пьера Броше — одного из ведущих коллекционеров, собирающих российское современное искусство.

Кураторами выставки выступают Мария Степкина и Арсений Жиляев. Он также весьма известный персонаж российского художественного сообщества. В аннотации к выставке, автором которой является Жиляев, он поясняет послание зрителю, сделанное им в соавторстве с художником: «... название выставки «Внутри грудной клетки» подразумевает две крайности. Клетка — вместилище замкнутое, «безвыходное». Но внутри грудной клетки есть пульсирующее теплое сердце, которое есть жизнь».

TNA_6730.jpg

Обе серии — и «Праздные дни», и «Аметропия» — каждая в своих образах, выражает мысль куратора и автора. Серия «Праздные дни» состоит из живописных полотен среднего формата — не более 1,5 метров по большой стороне, на которых воспроизводятся сцены семейных празднеств, запечатленных на фотокамеру «Полароид». Все работы серии равноценны и в техническом отношении, и по силе образов: это тонкая и красивая по цвету живопись, автор мастерски воплотил типичные интерьеры, костюмы, семейные сцены 1990-х годов.

О мотивах создания серии сам автор пишет следующее: «У меня в 2014-м было долгое состояние творческого поиска, и где-то в это время мне на глаза попался семейный альбом. Среди прочих вполне стандартных семейных фотографий там были еще и полароидные снимки 90-х годов. Забавно, что до этого я не замечал особой привлекательности подобных снимков, но почему-то именно сейчас увидел в них интересные композиционные и колористические достоинства таких фото, и решил, что здорово было бы сделать серию на их основе! На картинах, как и на некоторых фото, изображены члены семьи, родственники, друзья и просто люди, попавшие в кадр. Эта серия послужила поводом, чтобы откопать ту самую камеру «Полароид», отряхнуть от пыли и возобновить ее использование в настоящее время».

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ФРЭНСИСА БЭКОНА

Эти картины семейных встреч тем не менее не так уж однозначно позитивны — среди улыбающихся лиц художник изобразил и персонажей с размытыми, как бы размазанными в пространстве лицами. Такой прием в своих произведениях применял великий художник XX века Фрэнсис Бэкон, к последователям которого относят Гаршина. Как отмечает куратор выставки: «В «Праздных днях» растекающиеся в цветовых пятнах лица улыбчивых родственников заставляют сомневаться в беззаботности застолья и вызывают чувство тревоги».

Сам автор этот прием объясняет следующим образом: «Прием «размазанного лица» на самом деле, связан с моим личным состоянием, которое я испытываю по отношению к окружающей действительности и в частности к данной серии. Идея реинкарнации прошлого, желание возродить в своей памяти ушедшие времена, вспомнить те дни, места, людей — лежит в основе этой серии. Но порой какие-то лица стираются из памяти и остаются лишь абстрактные пятна и разрывы. К тому же даже бракованные полароидные снимки могут обладать красотой кадра с дефектами и потертостями. Все это вместе и создало этот эффект «странности» на картинах».

Хотя художник настаивает на в том числе и чисто формальной красоте «цветовых пятен и разрывов» старых полароидных снимков, я, скорее, согласна с куратором, который называет это художественное средство «приемом деструкции», объединяющим обе серии — «Праздные дни» и «Аметропию».

IMG_2119.jpg

Предметом художественного интереса Гаршина в «Аметропии» становятся безлюдные и пустые интерьеры, идеальные абстрактные пространства, являющиеся, по сути, сочетанием формы и цвета, объектами реальности, но реальности преображенной, преломленной через некую субъективную призму, ведь аметропия буквально — это аномалия оптики глаза. Поэтому у куратора, как и у автора статьи, и, надеюсь, у казанского зрителя, смотрящего на эти полотна, благодаря приему «деструкции» возникает «ощущение покоя и умиротворения, хотя порой и слегка жуткого».

По словам художника, его вдохновили на создание этих работ «реальные заброшенные, пустынные пространства бывших фабрик и заводов, расположенных на территории бывшего советского поселения в Лейпциге, в Германии. И еще пара больничных мест: коридор и кабинет, уже сделанных по фотографии больницы в Воронеже». Кстати, автор планирует сделать отдельную «больничную» серию с этими двумя «отделившимися картинами».

Осмелимся предположить, что талант Кирилла Гаршина, столь убедительно выраженный в его работах, позволит создать не менее цельное и ясное, пластически выверенное художественное высказывание, продемонстрированное им «Внутри грудной клетки».

Гузель Файзрахманова