№1.

КРЫМСКАЯ КАМПАНИЯ МИННИХАНОВА

18 марта 2014 года в Москве произошло историческое событие — подписание договора между Россией и Крымом о принятии Крыма в состав РФ и образовании новых российских субъектов. Кровопролития на полуострове удалось избежать несмотря на то, что крымские татары во главе с руководителем меджлиса крымскотатарского народа Рефатом Чубаровым и советским диссидентом Мустафой Джемилевым изначально заняли непримиримую оппозицию, в штыки восприняв процесс воссоединения. К переговорам с ними московский Кремль и подключил Рустама Минниханова, который должен был настроить эти тонкие взаимоотношения на конструктив и на примере республики показать, как можно в новой России взаимодействовать — и вполне успешно — с федеральным центром. В марте, до референдума, Минниханов дважды побывал в Крыму. О том, что ситуация в те дни была накалена до предела, говорит следующий факт: после второго визита президента РТ силы самообороны Крыма взяли под контроль диспетчерский пункт симферопольского аэропорта, до этого не давший разрешение самолету с Миннихановым добро на посадку. Еще были многочисленные визиты в Крым делегаций Госсовета, ДУМ РТ, ВКТ. За несколько дней до референдума Минтимер Шаймиев встретился с самим Джемилевым. Его переубедить не удалось, но общий настрой в крымско-татарском обществе переменился. Референдум состоялся... Еще трижды Минниханов побывал в Крыму уже российском. Во время одного из визитов он участвовал в курултае крымско-татарского народа, где пообещал добиться встречи их представителей с Владимиром Путиным. Об этом через несколько дней Минниханов рассказал президенту России — тот принял его у себя в Москве, поблагодарил за помощь и попросил содействовать в развитии инфраструктуры полуострова. А в мае Путин действительно провел встречу с общинами крымских татар. «Посмотрите, как Татарстан развивается, я любуюсь им, он же лидер, — заявил президент. — У крымских татар есть все шансы стать лидерами не только в Крыму, но и в России». Чубарова на той встрече не было. Зато в конце мая Чубаров прилетел в Казань, где подписал соглашения о сотрудничестве между исполкомом ВКТ и меджлисом.

№2.

ТАТАРСТАН — ЦЕНТР ЕВРАЗИИ И СВЯЗЕЙ С ИСЛАМСКИМ МИРОМ

Резко обострившийся в 2014 году конфликт России с Западом особо повысил значение для страны связей с Востоком. Похоже, что в их укреплении Татарстан начинает играть все более важную роль.

В конце декабря Минниханов в ходе ежегодной пресс-конференции сделал важное заявление: «Для работы с исламским миром президент Владимир Владимирович Путин определил меня координатором. Это говорит о том, что мы не только в рамках своего субъекта работаем, но и в интересах всего нашего российского государства. Я считаю, что это очень важный фактор, когда мы получаем поддержку, и в целом наша страна получает плюс от того, что Татарстан берет на себя некие инициативы».

На Евразийском направлении знаковой стала ноябрьская поездка мэра Казани Ильсура Метшина в город Хайкоу в Китае, где он возглавил заседание всемирного совета «Объединенные города и местные власти». В этой организации, объединяющей более 1 тыс. городов мира в 95 странах, Метшин занимает пост сопрезидента, а также руководит Евроазиатским региональным отделением, включающим свыше сотни городов. Открывая всемирный саммит, он выступил с докладом по вопросам евразийской интеграции, развития Шелкового пути и укрепления дружбы России с Китаем.

Встав в центре сближения России с Азией и Ближним Востоком, Татарстан очевидным образом укрепляет и собственное влияние. Проблема, однако, в том, что это участие носит верхушечный характер — на уровне поездок и встреч первых лиц. Успех же будет зависеть от того, удастся ли полноценно подключить к процессу татарстанское общество — науку, культуру, бизнес. В этом смысле неслучайна идея Метшина провести в Казани евразийский аналог «Евровидения».

№3.

БУДЕТ ЛИ У ТАТАРСТАНА ПРЕЗИДЕНТ

Одна из ключевых политических тем для республики: как будет именоваться должность высшего должностного лица Татарстана. В 2010 году президент РФ Медведев подписал закон, запрещающий с 1 января 2015-го главам субъектов РФ называться президентами. Первой от такого наименования отказалась Чечня (собственно, ее глава Рамзан Кадыров формально и запустил этот процесс, заявив, что президент должен быть один), затем президентские посты начали упраздняться в других республиках. Последними «сдались» наши соседи — в конце 2013 года Башкортостан утвердил должность «глава Республики Башкортостан». Татарстан тянул со своим решением. Сам президент РТ Минниханов в несколько шутливой форме заявлял, что он не понимает, почему, скажем, футбольному клубу можно иметь президента, а республике — нет. Признавался, что ему лично по большему счету без разницы, как звучит название его должности. И уже более серьезно отмечал, что у республики есть время подумать, хотя в РТ различные общественные организации, союзы и даже Всемирный конгресс татар высказывались, что именно «президент» в РТ всех устраивает.

Более остро высказался не скованный официальной должностью госсоветник РТ и первый президент РТ Шаймиев, заявив, что «мы первые строим федерацию», что «татары, живущие по всему миру, очень болезненно к этому относятся», «получается, что с нашим общим мнением не считаются». Словом, напряжение накапливалось. И вот в августе произошла сенсация. В молодежном лагере «Селигер» президент России Путин в ответ на вопрос аспиранта-историка из КФУ Тимура Вишневского заявил буквально следующее: «Как назвать высшее должностное лицо — это прежде всего ваше дело, дело тех граждан России, которые проживают в Республике Татарстан». В обществе эта фраза была расценена как предоставление карт-бланша, политики отнеслись к ней более осторожно. Спустя несколько дней председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин заявил о том, что форму волеизъявления народа — сход, референдум — определят позже. В середине ноября единороссы внесли в Госдуму законопроект о том, что глава Татарстана может именоваться президентом до 1 января 2016 года. Интрига получила продолжение.

№4.

НОВЫЙ-СТАРЫЙ ГОССОВЕТ

Главным политическим событием года в РТ стало формирование в сентябре нового парламента республики. Предвыборная кампания проходила спокойно и где-то даже скучно, хотя, конечно, не обошлось без партийных войн, которые существенно потрепали силы оппозиции. Сражались между собой «Справедливая Россия» и «Яблоко», КПРФ и «Коммунисты России». В итоге они потерпели сокрушительное поражение. КПРФ набрала лишь 5,5% голосов избирателей и сократила свою фракцию в ГС с 6 до 3 человек, а «Коммунисты России» набрали 2,5% и ожидаемо не попали в парламент. После споров в судах по различным причинам сходили с дистанции оппозиционеры Сергей Еретнов, Игорь Веселов, Рафаил Нурутдинов. Кстати, в целом из более чем 300 кандидатов-одномандатников в итоге «выжили» порядка 200 человек. А из 11 партий в выборах участвовали 7 партийных списков. Не смогла преодолеть 5-процентный барьер и «Справедливая Россия», хотя ее республиканский лидер Рушания Бильгильдеева провела мощную агиткампанию, которую украсил, в частности, визит в РТ главы СР Сергея Миронова. Эсеры набрали 3,63%, в ряде округов поддержка электората превысила 10%. Зато в Госсовете теперь будет «сокол Жириновского» — по одномандатным округам парламентарием стал Руслан Юсупов. Весьма неожиданно, если не знать, что партия власти не выставила по его округу свою мощную фигуру... Сама «Единая Россия» не просто подвинула, а задавила оппозицию, набрав 84,2%. Рекордному результату способствовало включение в первую строчку партийного списка Минниханова. Согласно данным соцопроса, проведенного ЦАИР перед выборами в Госсовет РТ по заказу «БИЗНЕС Online», прямая электоральная готовность голосовать за Минниханова превышала 71%, что намного превосходило «чистый» электоральный рейтинг партии власти. В паруса дул и рейтинг Путина, который на дрожжах крымской кампании просто зашкаливал. Председателем Госсовета остался Мухаметшин — многолетний лидер законодательной власти РТ. Его замом помимо Риммы Ратниковой стал Юрий Камалтынов, который сменил Александра Гусева. Отметим, что в ноябре ЦИК РТ подвела итоги конкурса «Выборы в зеркале СМИ» и поздравила с победой газету «БИЗНЕС Online».

№5.

ТАТАРСТАН ПЕРЕФОРМАТИРУЕТ РАБОТУ С МОСКОВСКИМИ ТАТАРАМИ С АВТОНОМИИ НА ЗЕМЛЯЧЕСТВО

Весь год тлел конфликт в региональной татарской национально-культурной автономии Москвы (РТНКА), где шла интригующая борьба за власть. Напомним, в конце 2013-го с поста председателя РТНКА со скандалом ушел генерал Расим Акчурин, возглавлявший автономию со дня ее основания. В этот момент те татарские общественники, которые в ходе разного рода перипетий и конфликтов оказались за бортом дома Асадуллаева (где располагается РТНКА), а в 2012 году даже пытались захватить его, воспользовались «вакуумом» и провели альтернативную отчетно-выборную конференцию. Председателем тогда был избран Дамир Серажетдинов, ему оставалось только получить официальную регистрацию в минюсте. Но в доме Асадуллаева заявили, что действительно легитимной может быть признана только конференция от 25 января 2014 года, на которой председателем избрали писателя Рината Мухамадиева, известного в РТ своей критикой Шаймиева. Однако результаты обоих выборов в минюсте в итоге зарегистрированы не были.

Фарит Фарисов
Фарит Фарисов

В июне последовали новые выборы, и во главе РТНКА встал Анвер Хусаинов. Ранее он возглавлял татарский культурный центр, но в октябре 2012 года на него было совершено покушение, и он временно оставил этот пост. При этом, согласно новой версии устава, вся власть сосредоточилась в руках главы президиума Фарида Фарисова, также хорошо известного в РТ. Ответ на данное противостояние Татарстан дал, проведя в ноябре 2014 года учредительное собрание российской общественной организации «Землячество Татарстана». Республика дала понять: работа по различным направлениям будет строиться с данным землячеством. На собрании присутствовал Минниханов, а в совет организации вошли вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин, министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров, народный артист России Сергей Шакуров, выдающийся хирург Ренат Акчурин. Землячество своей работой попробует перекрыть негативный шлейф от последних скандалов в РТНКА.

№6.

НОВАЯ РОЛЬ ВСЕМИРНОГО КОНГРЕССА ТАТАР

Горячий 2014-й заставил быть в гуще событий Всемирный конгресс татар, который примерил на себя роль консолидатора. С начала года его глава Ринат Закиров вместе с руководством республики подключился к тонкой дипломатической работе по налаживанию отношений с крымскими татарами. В феврале ВКТ принял обращение относительно ситуации на Украине, призвав к сохранению мира и стабильности. Делегация ВКТ неоднократно посещала Крым — как украинский, так затем и российский. Кульминацией стало подписание уже упоминавшегося соглашения между исполкомом ВКТ и милли меджлисом крымско-татарского народа...

Ринат Закиров и Рефат Чубаров
Ринат Закиров и Рефат Чубаров

Позднее ВКТ запустил кампанию по сохранению названия «президент» в Татарстане. В ряде интервью руководство ВКТ напоминало, что 75% татар проживают за пределами республики, что за более чем 20-летний период установлены тесные связи с другими регионами РФ и странами, что татарская диаспора сегодня проживает в 37 странах. «Если это будет не президент, то это и другой уровень общения, другие отношения», — говорил Закиров. После слов Путина о том, что Татарстан сам должен определять, как называть главу республики, ВКТ опубликовал заявление в защиту названия «президент». Как сообщали источники в казанском Кремле, письмо ВКТ — это первый ход в большой общественной кампании, которую различные организации и известные лица должны были поддержать в известных целях. Однако к массированной атаке прибегать не пришлось — в ноябре единороссы внесли в Госдуму законопроект, который откладывает решение данного вопроса до января 2016 года.

А в конце ноября ВКТ неожиданно отреагировал на решение федеральной конкурсной комиссии, распределявшей казанские радиочастоты в формате FM. Как писала наша газета, комиссия Роскомнадзора предпочла столичных претендентов местным кандидатам, среди которых были татароязычные проекты, в частности, проект известного певца Салавата Фатхетдинова. Такой выбор исполком Всемирного конгресса татар назвал «великой несправедливостью».

№7.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ: ПЕРЕЗАГРУЗКА

Игумена Евфимий
Игумен Евфимий

Перезагрузка произошла в православной жизни Татарстана. Сначала в марте русская православная церковь назначила ректором Казанской семинарии игумена Евфимия (Моисеева). Присланный из Москвы, он сменил митрополита Анастасия, который был освобожден от должности по собственной просьбе «в связи с возросшей загруженностью делами по управлению Татарстанской митрополией» (правда, уход произошел после скандала, который разгорелся с подачи известного богослова протодиакона Андрея Кураева). Затем на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» игумен Евфимий сообщил, что к 2017 году в Казани планируют возродить духовную академию, одно из четырех крупнейших образовательных церковных учреждений, существовавших (помимо Казани В Москве, Санкт-Петербурге и Киеве) до революции. Минниханов идею поддержал, сейчас прорабатываются варианты размещения академии. Таким образом, в Казани будут работать мусульманские и православные высшие учебные заведения. Не менее знаковым стало подписание в конце ноября соглашения между светскими и духовными научными учреждениями: КФУ и Институтом востоковедения РАН с одной стороны и Казанской православной духовной семинарией и Российским исламским институтом с другой. На церемонию специально приехал представитель РПЦ, протоиерей Всеволод Чаплин, который заявил, что подобное — впервые на его памяти. Таким образом, Казань подтвердила статус одного из духовных центров страны.

№8.

НАФИКОВ, ЧИКОВ И PUSSY RIOT

Павел Чиков (слева)
Павел Чиков (слева)

Еще одно принципиальное противостояние развернулось между ассоциацией правозащитных организаций «Агора», штаб-квартира которой находится в Казани, и прокуратурой Татарстана. Глава надзорного ведомства Илдус Нафиков потребовал включить «Агору» в нашумевший реестр иностранных агентов. Та стала отбиваться в судах... Напомним, в 2012 году, в разгар оранжевых митингов и белоленточного движения, на выборах президента России депутат Госдумы от РТ Александр Сидякин предложил законопроект о создании реестра иностранных агентов, в которые бы входили организации, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из-за рубежа, чтобы, так сказать, страна «знала героев». В июне прокуратура РТ вынесла представление, в котором потребовала признать «Агору» иностранным агентом, и вскоре минюст действительно включил ее в реестр. Глава НКО Павел Чиков оспорил это решение сначала в районном суде (безуспешно), затем — в Верховном, куда на первое заседание он «подтянул» тяжелую артиллерию: главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова, нескольких членов совета по правам человека при президенте РФ, главного редактора газеты «Вечерняя Казань» Хазбулата Шамсутдинова. Вишенкой на торте стал визит в Верховный суд участниц группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной, прославившихся скандальным перформансом в Храме Христа Спасителя. Все они заявили, что «Агора» политдеятельностью не занимается. Сам Чиков считает, что его НКО слишком неудобна для властей, а через реестр на нее можно будет давить.

№9.

ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ: ОТ КАЗАНИ ДО ЗАКАМЬЯ

В ушедшем году Татарстан дважды принимал у себя в гостях первых лиц страны, и, хотя республика привыкла к VIP-десантам из министров, олигархов, гендиректоров крупных компаний, приезды высшего руководства всегда стоят особняком. В марте и декабре в РТ прилетал премьер-министр РФ Медведев. В первый визит он осмотрел запущенный в 2013 году в Казани завод «КАПО-Композит». Затем заехал в региональный инжиниринговый центр промышленных лазерных технологий «КАИ-Лазер», технопарк Navigator Campus, Казанский государственный энергетический университет и встретился с представителями инновационных территориальных кластеров. Премьер рекомендовал Татарстану участвовать в госпрограмме «Экономическое развитие и инновационная экономика», отметив, что на формирование инновационных кластеров ежегодно выделяется 5 млрд. рублей. Республика воспользовалась советом и вплотную занялась кластерной политикой, создав для этого центр «Иннокам» и центр кластерного развития РТ.

2 декабря Медведев посетил Закамье. В Нижнекамске он участвовал в пуске комбинированной установки гидрокрекинга ТАНЕКО (где, кстати, Минниханов попросил его продлить льготы на добычу трудноизвлекаемой нефти для ряда месторождений республики). В Набережных Челнах премьер официально открыл завод Ford Sollers по производству автомобилей EcoSport и Fiesta. Затем на КАМАЗе провел совещание о судьбах российского автопрома, на котором глава минпроторга РФ Денис Мантуров попросил у правительства РФ выделить 2,9 млрд. рублей на завершение программы утилизации. Ждем высоких гостей и в 2015 году.

№10.

КАДРОВОЕ ПОЛЕ ВЛАСТИ: ПЕРЕЗАГРУЗКА

Алексей Песошин (слева)
Алексей Песошин (слева)

Претерпела существенные изменения расстановка на кадровом властном поле. В кабинете министров РТ из 29 человек новые должности появились у девятерых, таким образом, состав правительства изменился почти на треть. Началось все с назначения в январе на должность первого заместителя премьер-министра РТ Алексея Песошина (он сменил Равиля Муратова). Из кресла мэра Набережных Челнов в кресло заместителя премьер-министра РТ пересел Василь Шайхразиев. Минэкономики возглавил Артем Здунов, минспорта — вернувшийся из Москвы Владимир Леонов, при этом само министерство было, по сути, разделено на два — отпочкованный комитет по туризму доверили Сергею Иванову. Новые шефы — у минлесхоза (Алмас Назиров), минтрудсоцзащиты (Эльмира Зарипова), агентства инвестиционного развития РТ (Талия Минуллина), управления загс кабмина (Альбина Шавалеева). Ушел в отставку председатель Конституционного суда РТ Виктор Демидов. Новые главы появились в Арском, Сармановском, Чистопольском, Тетюшском, Менделеевском, Заинском районах, а также в Набережных Челнах. И это не считая того, что более чем на треть обновился парламент Татарстана. Бесспорно, сдвиги на кадровом поле Татарстана продолжатся и в этом году.