Рузаль Асадуллин
Рузаль Асадуллин

МИЛЛИОН ЗА УБИЙСТВО РАМУШКИНА

Эмоции взяли верх над Лилией Валеевой, которая вчера впервые посетила процесс по громкому делу последнего «двадцатьдевятника» Рузаля Асадуллина, рассматриваемому в Верховном суде Татарстана. Рузалик подозревается в убийстве ее мужа — члена преступного сообщества «29-й комплекс» Рамиля Валеева. Напомним, Валеев играл далеко не последнюю роль в делах «двадцатьдевятников». Из показаний свидетелей (бывших членов ОПС Наиля Нуриахметова и Сергея Андрейченко) ранее выяснилось, что Рамушкин был назначен лидером «29-го комплекса» после того, как в 1998 году Асадуллина посадили в тюрьму за избиение человека.

Валеева заявила Асадуллину миллионный иск о возмещении морального вреда, объяснив судье, что подсудимый оставил двоих детей без отца, суд признал ее потерпевшей. Напомним, что ранее аналогичный иск к Рузалику заявил потерпевший Эдуард Гарипов. Кстати, ему также удалось выиграть иск во время суда над киллером Слободиным — суд принял решение о компенсации морального вреда в 500 тыс. и материального в 23 тыс. рублей за брата Марата (бывший член ОПС «29-й комплекс»). По версии следствия, основатель преступного сообщества Адыган Саляхов «заказал» Гарипову Рузалика, но Асадуллин предугадал этот замысел и первым расправился с Гариповым.

Когда дело дошло до допроса, женщина расплакалась и попросила зачитать показания, которые она давала во время предварительного следствия. Валеевой было тяжело вспоминать события 13-летней давности, когда в результате раскола в преступном сообществе и последовавших за ним убийств она потеряла мужа. Ходатайство поддержал гособвинитель, Асадуллин и его адвокат не возражали.

ДОЛГ РУЗАЛИКА

И вот каким запомнился день убийства Валеева его жене... 30 августа 2001 года в квартиру Валеевых в Набережных Челнах позвонили: двое охранников Владимир и Юрий, как и обычно, приехали за своим шефом к 10:00, известили о своем прибытии и дожидались его у выхода. Прошло около 40 минут, прежде чем Валеев вышел из квартиры и вместе с охранниками спустился вниз. А уже через две-три минуты прибежал парень, который стоял у подъезда, и рассказал женщине, что в ее мужа стреляли и поранили. Молодой человек попросил телефон, чтобы вызвать скорую помощь, но Валеева сама позвонила в неотложку, не дозвонилась и набрала номер подруги. Вместе с подругой и ее мужем они отправились в БСМП, где узнали о смерти Рамиля...

В ходе предварительного следствия Валеева сообщила, что у супруга имелись два охотничьих ружья и пистолет с соответствующими разрешениями. В смерти мужа женщина подозревает Асадуллина: «Он был должен мужу деньги в сумме 30 или 40 тысяч долларов США где-то с 1997 года. Кроме того, когда Рузалик находился в местах лишения свободы, у Рамиля ни с кем не было ссор, конфликтов, он со всеми ладил». По словам Валеевой, после выхода Рузалика из тюрьмы весной 2001 года ее муж стал более напряженным. Валеев шел на контакт, но Рузалик не хотел с ним встречаться. А после проведенных встреч Валеев становился напряженным.

«В последнюю неделю Рузалик звонил на сотовый телефон Рамилю и предлагал с ним встретиться в городе, — показала во время следствия Валеева. — Рамиль в это время с детьми находился в деревне. Он приезжал в город, а Рузалик скидывал ему на пейджер, что встретиться с ним не может. Я считаю, что Рузалик специально выманивал мужа в город. В последнее время Рамиль приказал своей охране усилить бдительность, говорил, чтобы они проверяли подъезд, подступы к подъезду, автомобиль». Также потерпевшая отметила, что к убийству ее мужа косвенно причастны члены ОПС Слободин, Власов, Еременко, которые, по ее мнению, были в сговоре с Асадуллиным.

ВЫСТРЕЛ ИЗ ПОДВАЛА

Вероятно, охрана Валеева безоговорочно выполняла приказы своего босса и тщательно проверяла подъезд, подступы к нему и автомобиль, но... утром 30 августа 2001 года роковой выстрел был сделан из автомата Калашникова киллером, который прятался в подвале соседнего дома. Автором на удивление точного выстрела стал бывший спецназовец, экс-сотрудник БОР (батальон оперативного реагирования прим. авт.) УВД Набережных Челнов Ильшат Галиев, которого один из свидетелей назвал цепной собакой Рузалика, выполнявшей все его приказы. Галиев в то время совмещал обязанности водителя и телохранителя Рузалика. «Он хорошо был знаком с любым холодным и стрелковым оружием, очень хорошо стрелял, — рассказал ранее в суде свидетель Нуриахметов. — Убийство Валеева было выгодно Асадуллину. И я догадывался, что убийство совершил Ильшат Галиев, так как Слободин и Беленко в то время употребляли героин».

Напомним, в 2001 году Асадуллин вышел на свободу из тюрьмы, где просидел три года, и оказался не у дел. За рулем «29-го комплекса» в Челнах к тому времени встал дальний родственник Саляхова Валеев, который в большей степени «был настроен на бизнес», нежели на криминал. В тот же год, по словам свидетеля Андрейченко, началась война между лидерами ОПС Саляховым и Асадуллиным. Отметим, что многие убийства, «висящие» на Асадуллине, очевидно, были совершены из беспокойства о собственной безопасности. Асадуллин буквально действовал на опережение, предугадывая замыслы Алика и убивая киллеров, которых тот нанимал. После освобождения Асадуллина Саляхов несколько раз приглашал его в Москву, но Рузалик, заподозрив неладное, так и не приехал. И не зря, как выяснилось позднее. Такую версию высказал на суде свидетель Андрейченко.

РУЗАЛИК НЕ ПРОСТИЛ «ПОДМЯТОГО» РЫНКА

Убийство Валеева по приказу Рузалика Андрейченко объяснил очень просто. Освободившись, Асадуллин обнаружил, что власть над преступным сообществом находится в руках Валеева. Контроль над Автозаводским рынком, который ранее осуществлял Рузалик, также закрепился за Валеевым, который успел переоформить половину рынка на жену. Кроме того, Рузалик должен был ему кругленькую сумму. Перед дефолтом 1998 года Рамушкин одолжил Рузалику сотню камазовских колес на $30 - 50 тысяч. В связи с дефолтом сумма долга стала неподъемной, но Асадуллин пообещал рассчитаться, как только встанет на ноги. «Вот и рассчитался 30 числа», — констатировал Андрейченко, который был в приятельских отношениях с погибшим Валеевым. «Когда Асадуллин отбывал наказание, Валеев начал подбирать под себя все. Кому бы это понравилось?» — объяснил логику действий Асадуллина свидетель.

К слову, на сегодняшнем процессе Валеева подтвердила, что когда-то муж переоформил половину Автозаводского рынка на нее, а хозяйкой второй половины была жена директора рынка Наиля Сулейменова. По словам потерпевшей, она не знала о том, что Валеев — член преступного сообщества, и не догадывалась, почему тот решил переоформить часть рынка на нее.

«БОГ ЕМУ СУДЬЯ»

Валеева сообщила суду, что не сможет участвовать в процессе — ей нужно смотреть за детьми. Она также отказалась от участия в судебных прениях, поэтому судья предложил ей высказаться о наказании, которого, по мнению потерпевшей, заслуживает Асадуллин. «Я считаю, что бог ему судья», — дрожащим голосом произнесла Валеева и покинула зал заседаний.

На суде также выступил свидетель Евгений Семенов, который считался «молодым» в преступном сообществе. Мужчина рассказал о том, что ему известно об убийстве Сергея Новикова по кличке Дизель, причастность к которому следствие в числе прочих инкриминирует Асадуллину. Семенов был за рулем и отвез к месту убийства Новикова и исполнителей — членов группировки Першина и Беленко. По словам Семенова, он не догадывался о замыслах киллеров. Напомним, как ранее сообщил на суде один из свидетелей, Дизель занимался поставками из Самары бензина, принадлежащего чеченцам. Бензин получил, а деньги куда-то ушли... Дизель был убит по поручению Саляхова, организацией убийства занимался Асадуллин. По словам другого свидетеля, Новиков обманул московских коммерсантов, которые обратились за помощью в возврате денег к чеченцам, и, чтобы не отдавать деньги и снять возникшую с чеченцами проблему, Саляхов дал указание убить Новикова.

Напомним, в Верховном суде РТ рассматривается уголовное дело в отношении лидера ОПС «29-й комплекс» Асадуллина, которое насчитывает 70 томов. В деле 9 потерпевших и 80 свидетелей. Судебное следствие над Асадуллиным стартовало 15 декабря, на нем допросили двоих потерпевших. Асадуллин обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества», ч. 1 ст. 209 УК РФ «Бандитизм», п. «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ «Убийство, совершенное организованной группой, из корыстных побуждений, сопряженное с бандитизмом»; 7 эпизодов, 3 ст. 222 УК РФ «Незаконное приобретение, передача, хранение, перевозка и ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов и взрывчатых веществ, совершенные организованной группой»; 6 эпизодов. Свою вину Асадуллин полностью признал. Остальные лидеры преступного сообщества «29-й комплекс» Адыган Саляхов, Юрий Еременко и Александр Власов ранее были приговорены судом к длительным срокам лишения свободы, как многие другие участники преступного сообщества.

«БИЗНЕС Online» продолжает следить за ходом судебного разбирательства.

Читайте также:

Последний «двадцатидевятник» сел на скамью подсудимых. Часть 1-я

Директор челнинского «Мотор-Сервиса»: «Я голову отрубил топором с двух-трех ударов». Часть 2-я

Дело последнего «двадцатьдевятника»: как дефолт 1998 года стал причиной убийства. Часть 3-я

Лидеров челнинских банд Рузалику «заказали» московские чеченцы. Часть 4-я