Сегодня председатель парламента Татарстана Фарид Мухаметшин заявил, что после принятия Думой в первом чтении законопроекта о продлении сроков переименования глав республик Татарстан уже не беспокоит, что в начале года кто-либо вернется к этому вопросу. Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» на пресс-конференции по итогам года, спикер парламента заявил, что у Татарстана есть возможность настаивать на том, что ранее принятое решение Госдумы о таком переименовании является антиконституционным. Но теперь появляется возможность вести дополнительные переговоры. Кроме того, он сообщил, что из-за изменившихся цен на нефть и курса доллара бюджет республики на следующий год потребует «некоторой корректировки».
ЦЕНА НА НЕФТЬ В $100 И ДОЛЛАР В 39 РУБЛЕЙ ТЕПЕРЬ КАЖУТСЯ ФАНТАСТИКОЙ
Сегодня председатель парламента Татарстана Фарид Мухаметшин на встрече с журналистами подвел итоговую черту под 2014-м годом, который оказался в целом благоприятным для республики несмотря на кризисный фон последних недель.
Начиная встречу, Мухаметшин сообщил: уходящий год стал для экономики Татарстана успешным. «Мы гордились 2013 годом, говорили о валовом регионально продукте в 1 триллион 520 миллиардов рублей. В этом году данный показатель, по прогнозу, составит 1,6 триллиона рублей», — сказал председатель парламента, то есть рост примерно в 1,3%.
Но по причине изменившейся цены на нефть и выросшего курса доллара бюджет Татарстана на следующий год потребует «некоторой корректировки». «Не могут быть в это нестабильное время догмой те нормы, которые мы приняли на 2015 год», — сказал председатель парламента. В бюджет РТ действительно заложены параметры, которые сегодня кажутся фантастическими. Цена на нефть — в $100 за баррель, доллар — 39 рублей. В настоящее время доходы бюджета утверждены в объеме 149,3 млрд. рублей, расходы — 154,7 млрд. рублей, дефицит — 5,4 млрд. рублей. Впрочем, «трагедии в корректировке нет», уверен Мухаметшин. Главное — сохранить социальную направленность бюджета, «которая приближается к 80 процентам всей доходной части». Глава парламента отметил, что хотя объем выделенных средств в целом на социальные проекты снизился, но финансирование удалось сохранить. Более того, поиск ответа на вопрос — а где деньги на развитие? — «в умах идет, но...» «В условиях рыночных отношений, в условиях приватизации почти 100 процентов всего жилого фонда самим населением, в условиях акционирования огромного количества производств и предприятий эта задача в основном ложится на плечи этих коллективов», — сказал Мухаметшин.
Что предпринять республике, чтобы минимизировать выход из кризиса? Во-первых, поддержать местных сельхозтоваропроизводителей. В январе аграрный комитет ГС соберется на специальное расширенное заседание по данной теме. «Посмотрим, что можно сделать. Надо больше привлекать наших товаропроизводителей», — сказал Мухаметшин и, сославшись на статистику, добавил: наличие собственной товарной продуктовой базы позволило Татарстану лучше сдержать рост цен по сравнению с другими регионами России.
Во-вторых, хотя это, увы, и не зависит от парламента, нужна стабилизация цен на нефть. «Не будет, конечно, 100 долларов за баррель (именно такая цена заложена в бюджете, который в первом чтении был принят всего месяц назад — прим. авт.). Если бы в пределах 70 долларов, может быть, чуть выше цены поднялись, то это помогло бы Татарстану воспользоваться тем, что мы нефтедобывающая республика. Обременение, которое мы имеем, обошлось бы меньшими потерями в наших социальных проектах», — сказал Мухаметшин. Напомним, что ранее на парламентских слушаниях министр финансов РТ Радик Гайзатуллин «красную черту» отмерил в $80 за баррель.
У НАС ОСТАЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЕСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
Рассказал Мухаметшин и о непростых отношениях с федеральным центром, в частности, о состоявшемся во вторник заседании Госдумы, где депутаты приняли решение продлить сроки переименования глав республик президентами еще на год — до 1 января 2016 года. Председатель парламента, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», заметил, что был в тот день в Госдуме и сам видел, каким нападкам со стороны различных фракций подвергся выступающий (наша газета опубликовала репортаж с этого мероприятия). «Плигин выступал: как же так, что Татарстан не в одном с нами законодательном поле? Но по большому счету есть понимание того, что подписанный договор с федеральным центром позволяет Татарстану претендовать на самостоятельное определение того, как именовать главу своего субъекта».
При этом Мухаметшин напомнил, что законопроект принят лишь в первом чтении, хотя он сам ожидал принятия его сразу в трех чтениях. Тем не менее возвращение к этому вопросу в начале года республику уже не беспокоит. «Теперь ни прокурор, ни другое должностное лицо не имеют права предъявлять нам претензии, что мы опоздали к 1 января и не изменили свое законодательство».
Но еще нюанс. Решение вопроса отложили до 2016 года, а действие договора между Татарстаном и федеральным центром заканчивается в 2017 году. В воздухе «виснет» еще один год.
«Я тоже считал, что надо принять до периода действия договора. Но почему-то приняли до 2016 года, — рассказал «БИЗНЕС Online» Мухаметшин. — Были люди, которые предлагали сделать поправку и продлить до 2017 года. Но поймите, если бы мы внесли такую поправку, то мы косвенно согласились бы с этим законом, который принят в нарушение Конституции. Нам бы сказали: вы уже согласились, только попросили на два года продлить. Мы оставляем себе возможность говорить о том, что этот закон принят Госдумой с превышением своих полномочий. У нас остается возможность вести дополнительные переговоры».
О том, что переговоры будут непростые, свидетельствует и тот факт, что регионы в Москве часто не слышат. Согласно регламенту, если 30% регионов поддержали законодательную инициативу того или иного субъекта, то она обязательна к рассмотрению в Госдуме. «Мне кажется, порою это игнорируется. Мы имеем факты, когда нашу законодательную инициативу поддерживают больше половины российских субъектов федеративного государства. Но потом ее заматывают, так и не доходит она до рассмотрения. И мне не нравится, что нет аргументированного ответа. Есть ведь не только экономические, социальные вопросы, требующие расходов, есть и политические, законодательные, иные. Ответ короткий: «Рассмотрено. Отказано». «Заключение правительства отрицательное». Вы объясните, почему отказали?»
По словам Мухаметшина, есть предложения, которые даже при отрицательном заключении правительства РФ могли бы быть рассмотрены хотя бы для того, чтобы решить те проблемы, которые регионы ставят перед федеральным центром.
Чтобы увеличить фото, нажмите на него |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.