271 млн. рублей требует офшор с Виргинских островов от ООО «Наша марка», принадлежащего «Ак Барс Торгу». Эту фирму, владеющую правами на аренду десятков земельных участков в Москве, торговое подразделение «Ак Барс Холдинга» купило в 2012 году. Теперь его представители разводят на суде руками: о долгах предыдущих хозяев они попросту не знали. Планы холдинга по экспансии в столицу заморожены, а «Нашей марке» грозит банкротство. Но что обиднее всего — все это время татарстанский госхолдинг исправно платит миллионы за аренду неосвоенной земли в московскую казну.
К смене вывески «Ак Барс Холдинг» под руководством Ивана Егорова, судя по всему, готовил выход за пределы Татарстана |
КАК «АК БАРС ХОЛДИНГ» ПОМОГАЕТ СОБЯНИНУ
Как уже писал «БИЗНЕС Online», в декабре этого года у «Ак Барс Торга» истекает франчайзинговое соглашение с Х5 Retail Group по использованию бренда «Пятерочка». В связи с этим холдинг еще весной анонсировал ребрендинг всех 135 магазинов своей сети в Татарстане. Магазины эконом-сегмента планировалось переименовать в «Нашу марку», а для более обеспеченной публики — в «Чак-чак».
Как теперь выясняется, название «Наша марка» выбрано не случайно. К смене вывески холдинг под руководством Ивана Егорова, судя по всему, готовил выход за пределы Татарстана. Еще в феврале 2012 года, по данным системы «Контр-Фокус», «Ак Барс Торг» приобрел ООО «Наша марка», владеющее правами на аренду десятков земельных участков, пригодных под строительство магазинов шаговой доступности в Москве.
Известно об этом благодаря 64 судебным искам, которые «Нашей марке» в 2010 - 2013 годах предъявил департамент земельных ресурсов Москвы, взыскивая долги по аренде. Всего мы насчитали 32 участка общей площадью почти 27 тыс. кв. метров. В среднем они имеют площадь 900 - 1,5 тыс. кв. метров и располагаются в самых разных, как правило, густо населенных частях столицы. Суммы долгов варьировались от 100 тыс. рублей до более чем 1 млн. рублей. Выиграв все суды, московские власти даже пытались обанкротить фирму, и тогда долг был полностью погашен.
У «Ак Барс Торга» истекает франчайзинговое соглашение с Х5 Retail Group по использованию бренда «Пятерочка» |
Например, одно из последних судебных постановлений, вынесенное в феврале 2014 года, касается земельного участка в 900 кв. метров по ул. Братеевской. Договор аренды, заключенный еще в 2007 году, предполагал строительство «социального объекта шаговой доступности торгово-бытового назначения с реализацией продукции российских сельхозпроизводителей». Только за 8 месяцев аренды (с мая по декабрь 2013 года) структура «Ак Барс Холдинга» задолжала за него мэрии Москвы 300 тыс. рублей, которые и были успешно взысканы. Судя по отсутствию новых исков, с тех пор платежи вносятся исправно.
ЛЕТОПИСЬ «НАШЕЙ МАРКИ», НАПИСАННАЯ СУДАМИ
База московского арбитража приоткрывает довольно безрадостную историю «Нашей марки», которая и до этого во многом разворачивалась в судебных залах. Ее изначальным собственником числилось ЗАО «ВесткомЛайн», зарегистрированное на Большой Ордынке в Москве. Согласно данным системы «Контур-Фокус» от сентября 2003 года, ее учредителями были некто Виталий Федотов и Александр Бурдынюк. Руководителем, согласно открытым данным, является Роман Борисович Сафронов. Запомним это имя.
В ноябре 2007 года «ВесткомЛайн» получил кредитную линию в «Россельхозбанке» на сумму 936 млн. рублей. Банковскую гарантию предоставил Связь-Банк. Залогом послужила 100% доля «ВесткомЛайна» в «Нашей марке». На тот момент стороны оценили рыночную стоимость компании в 445 млн. рублей.
Судя по всему, тогда компания добросовестно хотела построить на арендованной земле торговую сеть. Подтверждением опять-таки служат иски, предъявленные горе-ретейлерам со стороны ОАО «Инвестпроект» и ЗАО «Р.Проект», которые проектировали магазины шаговой доступности. «Инвестпроект» тоже пытался обанкротить «Нашу марку» из-за долга по договорам 2009 года в размере 5,1 млн. рублей. Но процедура завершилась, не начавшись: долг закрыли.
Можно предположить, что планам по строительству сети помешал кризис. Так или иначе, в 2010 году «Наша марка» оказалась неспособна платить по долгам перед Россельхозбанком. Тогда Связь-Банк исполнил банковскую гарантию, выплатив 268,9 млн. рублей, и забрал «Нашу марку» себе (оценочная стоимость залога к тому времени снизилась до 163,8 млн. рублей). Далее судебные приставы выставили «Нашу марку» на торги. И вот тут-то на сцене появляется «Ак Барс Торг». Сумма, которую амбициозный татарстанский ретейлер уплатил за возможность войти на московский рынок, не известна. Но порядок ее понятен — Связь-Банку надо было компенсировать убытки.
«СКЕЛЕТЫ» ОПТОМ И В РОЗНИЦУ
Как только сделка состоялась, к богатому покупателю массово «поползли» кредиторы, которым задолжали предыдущие владельцы. Самый крупный в их числе — «Имберт Экуитис Инк» (московская фирма, корни которой уходят к офшору Imbert Equities Inc, зарегистрированному на Виргинских островах), который подал против «Нашей марки» иск на сумму более $4 млн. и выиграл его. Более того, решение о взыскании задолженности, вынесенное 4 февраля 2014 года, уже вступило в силу.
Долг этот тянется еще с 2007 года, когда офшорная компания METARO Ltd перечислила «Нашей марке» $2 миллиона. Затем она переуступила его следующему офшору — Rodgers Associates Inc, который предоставил «Нашей марке» дополнительный займ в $920 тысяч. А в марте 2012 года (то есть почти сразу после того, как «Нашу марку купил «Ак Барс Торг») долг перешел к вышеупомянутой Imbert Equities Inc.
На ряде судебных заседаний побывал наш корреспондент. В ходе последнего из них, которое состоялось 18 декабря, представитель офшора подтвердил требование в размере $4,2 млн. (по курсу на тот момент это составляло 271 млн. рублей) и потребовал ввести в отношении должника процедуру наблюдения.
Самая любопытная деталь: представителем Imbert Equities Inc в московском Арбитражном суде выступил не кто иной, как Роман Сафронов (в арбитражных документах фигурирует как Сафронов Р.Б.), то есть тезка директора ЗАО «ВесткомЛайн» (предыдущего владельца «Нашей марки») Романа Борисовича Сафронова. Сам юрист объясняет это «простым совпадением», но внешне все выглядит так, как будто первоначальные владельцы бизнеса не оставили надежды что-то с него получить.
Еще более поразительным выглядит заявление официального представителя ООО «Наша марка» в суде Эдуарда Нуриева. По его словам, приобретая компанию на торгах, «Ак Барс Торг» попросту не был поставлен в известность о наличии проблем с кредиторами. «Мы («Ак Барс Торг») приобрели 100 процентов доли «Нашей марки». Оказалось, что предыдущие собственники задолжали существенные средства кредиторам», — сказал Нуриев на одном из судебных заседаний.
Представитель ретейлера также посетовал, что новым владельцам «Нашей марки» была передана только часть бухгалтерии, «и то в основном проектно-сметная документация, точно не знаем ни дебиторскую, ни кредиторскую задолженность предприятия». На вопрос судьи он уточнил, что всего имеется порядка 15 - 20 кредиторов. «Почему-то очень много физических лиц. Я не могу сказать, истекли сроки требований или не истекли», — сообщил Нуриев.
«ЗАЯВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАТОРМОЗИЛАСЬ ПО ОБЪЕКТИВНЫМ ПРИЧИНАМ»
Какова дальнейшая судьба «Нашей марки» и всего амбициозного проекта «Ак Барс Холдинга» по вхождению в Москву, на который потрачены десятки, если не сотни миллионов рублей? По словам Романа Сафронова, он рассматривает взыскание $4 млн. как вполне реальное дело. В прошлом компания-ответчик уже попадала под начальную процедуру банкротства, но смогла выйти из нее «за счет потока денежных средств, привлеченных, насколько нам известно, от «АК БАРС» Банка.
«Если «Нашей марке» дадут кредит, то долг нам вернут, — говорит Сафронов. — Если нет, то она пойдет на процедуру банкротства. И уже там будет изыскиваться, имелись или не имелись активы».
До последнего момента «Ак Барс Торг» действительно был настроен платить. Нуриев заявлял суду, что у нынешних хозяев сети есть намерение погасить весь долг перед истцом, хотя накопленная задолженность, по его словам, делает проект нерентабельным. Звучала информация о переговорах со «множественными кредитными организациями», а также о переговорах с руководством Связь-Банка.
Но кризис смешал все карты. На последнем заседании Нуриев заявил, что в настоящее время должник не располагает денежными средствами, достаточными для погашения задолженности. Судья уточнила: «И они не предвидятся?» Нуриев кивнул: «Скорее всего, нет, так как заявленная деятельность по строительству магазинов затормозилась по объективным причинам». В связи с этим на следующем заседании, которое состоится 27 января 2015 года, будет рассмотрен вопрос о введении в отношении «Нашей марки» процедуры наблюдения.
На предложение «БИЗНЕС Online» прокомментировать сложившуюся ситуацию «Ак Барс Холдинг» ответил отказом. Но мы по-прежнему готовы предоставить слово его представителям. Согласитесь, не вполне понятно, как акулы розничного рынка умудрились не заметить тяжелого шлейфа долгов, который тянулся за крупным и ответственным приобретением. Насколько ощутимыми убытками грозит госхолдингу эта невнимательность? Для ориентира скажем, что вся чистая прибыль «Ак Барс Торга» за 2013 год составила чуть менее 39 млн. рублей.
«ФИРМЫ С ИСТОРИЕЙ — ЭТО КОТЫ В МЕШКЕ»
«БИЗНЕС Online» узнал мнение экспертов о деле как таковом и о перспективах экспансии «Ак Барс Торга» в Москву.
Фарида Забирова — ведущий юрисконсульт юридического агентства ЮНЭКС:
— Покупая у судебных приставов с торгов фирму с историей (зарегистрированную, действующую компанию), вы несете в связи с этим определенные риски. Часто такие фирмы с историей — это коты в мешке, и покупка впоследствии оборачивается крупными проблемами. Обезопасить себя на 100 процентов, объективно говоря, невозможно. Однако возможно существенно снизить риски, уделив внимание тщательной проверке приобретаемой компании. Обычно приобретатели таких компаний проводят предварительный аудит, в рамках которого изучаются финансовые документы компании, бухгалтерская отчетность, списки всех кредиторов и должников продаваемой компании, справки из банков и ФНС и так далее. Но и это не гарантия того, что впоследствии не всплывут неожиданные неприятности.
Переложить бремя несения обязательств на предыдущего собственника после ее приобретения достаточно проблематично, а на практике зачастую невозможно. Приобретая компанию, ее новый владелец приобретает все ее права и обязанности. Традиционно под офшорными зонами или юрисдикциями понимаются государства, законодательство которых предоставляет юридическим лицам, учрежденным на их территории, льготный режим налогообложения и условия конфиденциальности информации об учредителях компании и ее бенефициарах. На практике владельцами офшорных компаний могут быть и российские компании, но узнать эту информацию, а тем более проследить взаимосвязь нескольких офшорных компаний между собой практически невозможно. В рассматриваемом случае шансы того, что ООО «Наша марка» будет признана банкротом по заявлению Imbert Equities Inc., велики. Весомую роль играет тот факт, что требования Imbert Equities Inc. основаны на вступившем в законную силу решении суда.
Кирилл Батыгин — директор NAI Becar в Казани:
— Шансы татарстанского ретейлера на успех достаточно высоки несмотря на высокую конкуренцию в данном сегменте. Магазины шаговой доступности обычно имеют площади порядка 400 - 500 квадратных метров. Конкуренция большая, но не среди федеральных ретейлеров, из которых сразу выделяется «Магнит» со своим экспресс-форматом, есть очень много мелкосетевых, районных магазинов, которые люди любят, в которых всегда свежая продукция. Учитывая, что цены в магазинах шаговой доступности будут более низкими и планируется продавать в них продукцию местного производителя, это большой плюс.
Стоимость строительства магазинов зависит от локации земельных участков и других условий. Если взять в расчет только строительную часть — «коробку», то это обойдется в 15 - 20 тысяч рублей за квадратный метр. Плюс стоимость оборудования. Согласно ПЗЗ, в зависимости от категории земельного участка площадь застройки не может превышать 50 процентов. Соответственно, на земельном участке в 1 тысячу квадратных метров можно поставить магазин площадью от 300 до 500 квадратных метров. Как правило, отдельно стоящие магазины шаговой доступности одноэтажные. Основные конкуренты «Нашей марки» — «Магниты» в формате экспресс и местные игроки, не представленные широко. У нас это магазины типа «Ашамлыклар».
Мурат Ахмеров — директор «А Девелоп»:
— Сможет ли «Ак Барс Торг» в Москве повторить успех «Бахетле»? Хороший вопрос. Если сегодня обратиться к рынку российского ретейла, то здесь между собой конкурируют два игрока: Х5 и «Магнит». Каждый из них с переменным успехом выходит в лидеры. Появился новый игрок в лице сети «Верный». Есть «Копеечка» и «Дикси», не представленные в Казани. На этом фоне «Ак Барс Торг» даже на местном рынке нельзя пока назвать лидером. На фоне жесткой конкуренции с федералами в Москве сети лучше пока сосредоточиться в Татарстане и выжать отсюда все по максимуму. В Москве все-таки клиент достаточно искушен и избалован. Но если экспансия неизбежна, то, безусловно, «Ак Барс Торгу» нужно укреплять управленческую команду. Что касается стоимости открытия магазина с нуля, то использовать под застройку можно половину участка. При условии использования легких конструкций и сэндвич-панелей стоимость квадратного метра магазина составит 20 - 25 тысяч рублей. Понятно, что речь идет о магазинах эконом-формата.
Список земельных участков,
арендуемых «Нашей маркой» в Москве (по материалам судов)
Адрес земельного участка |
Площадь, кв.м |
Взысканные суммы |
|
1. |
г. Москва, ул. Братеевская, вл. 8, корп. 3 |
900 кв.м |
282 071 руб. , 336 252 руб. и 39 642 руб. |
2. |
г. Москва, Востряковский проезд, вл. 7, корп. 1 |
920 кв.м |
587 486 руб. и 87 945 руб. |
3. |
г. Москва, ул. Харьковская, вл. 8, корп. 2 |
1 000 кв.м |
279 778 руб. и 369 929 руб. |
4. |
г. Москва, 3-й Дорожный проезд, вл. 7 (между корп. 1 и корп. 2) |
1500 кв.м |
336 252 руб. и 129 696 руб. |
5. |
г. Москва, Шипиловская ул., вл. 55 |
900 кв.м |
286 889 руб. и 194 456 руб. |
6. |
г. Москва, Бирюлевская ул., вл. 8-10 |
650 кв.м |
63 459 руб. и 57 118 руб. |
7. |
г. Москва, ул. Бакинская, вл. 29 |
800 кв.м |
238 781 руб. и 178 804 руб. |
8. |
г. Москва, Медынская ул., вл. 5А |
1200 кв.м |
335 733 руб. и 408 434 руб. |
9. |
г. Москва, Чертановская ул., вл. 21, корп. 1 |
1000 кв.м |
243508 руб. и 341 442 руб. |
10. |
г. Москва, Харьковская ул., вл. 2А |
700 кв.м |
50546 руб. и 44 696 руб. |
11. |
г. Москва, Каширское шоссе, вл. 126 |
900 кв.м |
287 973 руб. |
12. |
г. Москва, Нагатинская набережная, вл. 26 |
800 кв.м |
284 120 руб. |
13. |
г. Москва, Харьковский проезд, вл. 1, корп.3 |
820 кв.м |
205 958 руб. |
14. |
г. Москва, ул. Шипиловская, вл. 41, корп. 3 |
1500 кв.м |
599 588 руб. и 679 533 руб. |
15. |
г. Москва, Днепропетровская ул., вл. 21, корп. 1 |
950 кв.м |
314 840 руб. и 235 746 руб. |
16. |
г. Москва, Варшавское ш., вл. 145В |
700 кв.м |
226 758 руб. и 256 993 руб. |
17. |
г. Москва, ул. Мусы Джалиля, вл. 14, корп. 1 |
780 кв.м |
249 428 руб. и 195 748 руб. |
18. |
г. Москва, ул. Высокая, вл. 26 |
700 кв.м |
278 737 руб. и 278 567 руб. |
19. |
г. Москва, ул. Медынская, вл.1, корп. 1 |
1100 кв.м |
606 140 руб. |
20. |
г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д, вл. 6 |
800 кв.м |
335 341 руб. и 678 066 руб. |
21. |
г. Москва, Каширское шоссе, вл. 142, корп. 1 |
600 кв.м |
79 885 руб. и 74 684 руб. |
22. |
г. Москва, Каширское шоссе, вл. 90, корп. 3 |
650 кв.м |
92 792 руб. и 89 172 руб. |
23. |
г. Москва, ул. Домодедовская, вл. 3 |
500 кв.м |
62 236 руб. и 66 571 руб. |
24. |
г. Москва, Россошанская ул., вл. 13, корп. 1. |
1300 кв. м. |
955 267 руб. |
25. |
г. Москва, Братеевская ул., вл. 18, корп. 5 |
960 кв.м. |
45 232 руб. и 43 957 руб. |
26. |
г. Москва, Дорожная улица, вл. 30 |
1400 кв.м |
447 929 руб. |
27. |
г. Москва, пересечение Каширского шоссе с Ореховым бульваром |
Не указана |
629 073 руб. и 966 640 руб. |
28. |
г. Москва, ул. Чертановская, вл. 47 |
Не указана |
94316 руб. |
29. |
г. Москва, Каширское ш., вл. 116 |
1200 кв.м |
404 454 руб. и 522 619 руб. |
30. |
г. Москва, Фруктовая улица, вл. 3А |
800 кв.м |
347 836 руб. |
31. |
г. Москва, ул. Борисовские Пруды, вл.6, корп. 1 |
800 кв.м |
83 476 руб. |
32. |
г. Москва, Елецкая ул., вл. 19, корп. 1 |
600 кв.м |
88 767 руб. |
Справка
ООО «Ак Барс Торг» (сеть магазинов «Пятерочка») — одна из крупнейших сбытовых сетей магазинов эконом-класса «Пятерочка» в Республике Татарстан. Входит в состав ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс», руководимого известным бизнесменом Иваном Егоровым.
Развитие сети в республике и городе Казани началось в 2004 году, когда был заключен договор коммерческой концессии (право пользования товарным знаком) с крупнейшим российским оператором розничной торговли «Пятерочка». В 2005 году открылись первые магазины сети в Республике Татарстан.
На сегодняшний день сеть магазинов «Пятерочка» является одним из крупнейших и наиболее динамично развивающихся участников на рынке розничной торговли Республики Татарстан. Ежегодно компания открывает около 20 магазинов в крупнейших городах республики: Казани, Нижнекамске, Набережных Челнах, Альметьевске, Зеленодольске, Елабуге.
Весной 2014 года компания объявила о начале процесса ребрендинга своих 135 магазинов. Отчасти это связано с тем, что в декабре истекает франчайзинговое соглашение по использованию бренда «Пятерочка» с Х5 Retail Group. Ретейлер решил его не продлевать и запустить свой формат: магазины под новыми вывесками «Чак-чак» и «Наша марка». Последняя категория должна представлять из себя магазины шаговой доступности. Открыть их «Ак Барс Торг» планирует в Москве и Московской области, хотя с мая 2014 года тестовой магазин «Нашей марки» работает в Казани.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 108
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.