Микаил Шишханов
Микаил Шишханов: «Бывшие владельцы Рост Банка выразили готовность к сотрудничеству, а это очень важно, так как позволяет ускорить поиск «скелетов в шкафу» и понимание внутренней кухни санируемого банка»

«15 ДЕКАБРЯ МЫ ЗАКРЫЛИ СДЕЛКУ»

— Микаил Османович, давайте начнем с самого важного для клиентов Рост Банка вопроса. Когда, наконец, начнут проходить платежи и можно будет забрать свои деньги?

— Платежи в Рост Банке с сегодняшнего дня (с понедельникаприм. ред.) пошли. Но для того, чтобы выдавать деньги без ограничений, понадобится еще несколько дней. Ближайшая неделя будет переходная — нужно время, чтобы доставить деньги в офисы, сверить реестры клиентов банка. Сейчас мы полностью «расшиваем» платежи по корпоративным клиентам, вдвое увеличили лимит выдачи средств частным клиентам. До конца 2014 года все ограничения на снятие денежных средств со счетов физических лиц в Рост Банке будут сняты. В других банках группы «Рост» никаких ограничений не было и не будет.

— Казанский филиал Рост Банка много клиентов потерял?

— Казань стала первым городом, который мы посетили после объявления о сделке по приобретению банков группы «Рост». Мы прилетели в понедельник, в 7 утра, чтобы встретиться с ключевыми клиентами, с персоналом казанского филиала Рост Банка, также я провел встречу с руководителем аппарата президента республики Татарстан. Мы гарантируем, что все в порядке, процесс под контролем и все получат свои деньги, если этого пожелают. Бинбанк гарантирует исполнение всех обязательств перед клиентами банков группы «Рост». Но чтобы не потерять проценты, целесообразней оставить средства в тех банках, в которых они были размещены: в этом случае деньги продолжат работать, а клиенты — получать доход.

Встречи с ключевыми клиентами прошли очень позитивно, они продолжат обслуживаться в нашем банке. Я объяснил клиентам, что в первую очередь для нас санация — это сохранение бизнеса санируемого банка. И ключевое в этом деле — сохранение клиентской базы, сохранение и приумножение средств этих клиентов. Все это мы умеем хорошо делать и будем поэтапно двигаться.

Но сначала нужно пройти еще ряд технических этапов. Мы выиграли санационный конкурс, теперь нужно провести собрание акционеров, назначить новое руководство банка. Пока же банк под двойным управлением — нам надо согласовывать свои действия с АСВ.

— Когда банк перейдет в вашу собственность?

— Он уже перешел. 15 декабря мы закрыли сделку по приобретению всех банков группы «Рост».

— То есть сделка покупки уже прошла?

— Да. Мы получили акции и подписали соглашение с АСВ. Так что разворота сделки уже не будет. Вопрос же назначения менеджеров и перехода операционного контроля к Бинбанку займет определенное время. Но, учитывая, что для Бинбанка это не первая санация, и мы хорошо понимаем, как это делать, мы двигаемся четко по плану.

«ФИНАНСОВАЯ ДЫРА В ГРУППЕ «РОСТ» — 13 МИЛЛИАРДОВ»

— Почему именно вы выиграли конкурс на право проведения санации банковской группы «Рост»?

— Процесс выглядел так. Сначала все претенденты провели переговоры с АСВ, которое сообщило, какие средства оно готово предоставить на санацию согласно ее внутренней методике расчета. Понятно, что у нас не было времени провести полный анализ ситуации в банке, и мы ориентировались на цифры, предоставленные нам АСВ. Финансовая дыра в группе «Рост» — около 13 миллиардов рублей. Насколько я понимаю, мы запросили чуть меньшую сумму, которая нам потребуется на санацию группы, чем наши конкуренты. К тому же предложенный нами срок возврата средств был короче. И в-третьих, у нас уже был успешный опыт санации.

Мы, безусловно, сделаем свою оценку «дыры», но на это нужно время. Если честно, я не думаю, что она окажется больше, чем цифра, предоставленная АСВ, так как знаю, насколько тщательно и консервативно агентство оценивает ситуацию в банке. Поэтому я надеюсь, что в итоге цифра окажется даже меньше.

Мы хорошо понимаем, чем занимаемся, мы понимаем особенности своего сегмента рынка. И понятно, что за один день накопившиеся проблемы Рост Банка не решить. Элементарно надо заказать деньги, загрузить в инкассацию и развести их по филиалам.

Хочу подчеркнуть, что у нас дружеская санация. Я встречался с бывшими владельцами Рост Банка, и мы откровенно поговорили обо всем. Они выразили готовность к сотрудничеству, а это очень важно, так как позволяет ускорить поиск «скелетов в шкафу» и понимание внутренней кухни санируемого банка.

Все ограничения на снятие денег в Рост Банке будут сняты до конца года

— Для чего вам нужен был Рост Банк? Зачем вы его решили приобрести?

— У нас есть четкая стратегия развития Бинбанка до 2020 года, как мы движемся и развиваемся. Но тактика реализации этой стратегии может меняться в зависимости от рыночной конъюнктуры. Грех было не воспользоваться ситуацией и возможностью купить готовый бизнес банка, получить его пассивы и активы, оптимизировать работу и выйти на новую масштабность бизнеса. Сегодня и в будущем будут выживать только те банки, которые имеют серьезный уровень валюты баланса, потому что те расходы, которая несет банковская деятельность, должна покрываться за счет объемов.

В этом году мы купили мурманский ДНБ Банк, мы занимаемся санацией бывшего Москомприватбанка, переименовав его в «Бинбанк кредитные карты». Сейчас мы взяли еще пять банков в санацию. Для нас это серьезный вызов с точки зрения профессионализма. Но мы уже видим, что за счет этих операций мы за год на 40 процентов увеличили активы Бинбанка — было 230 - 240 миллиардов рублей, сейчас выходим под 400 миллиардов рублей и в 2015 году планомерно дойдем до 500 миллиардов рублей. То есть мы достигаем тех показателей, которые были запланированы нами лишь к 2018 году. Разумеется, это нелегко: любая санация — это очень непростой, иногда даже болезненный процесс. Но этот бизнес очень интересен. Я верю в отечественный рынок, в наш банковский сектор и уверен, что мы двигаемся в правильном направлении.

— Некоторые считают, что вы взялись за санацию Рост Банка для того, чтобы с помощью средств ЦБ РФ улучшить обязательные нормативы Бинбанка. Правда ли это?

— Большая ошибка так думать. Во-первых, те деньги, которые Бинбанк получит для санации, должны быть в санируемом банке, и они должны там работать, это жестко контролируют и АСВ, и ЦБ РФ. Во-вторых, с ликвидностью у нас сейчас все нормально, а если будет необходимость пополнить ее, то я и мои партнеры всегда поддержим Бинбанк — у нас есть другие виды успешного бизнеса в строительстве и нефтедобыче. В первом квартале 2015 года мы проведем допэмиссию в пользу Михаила Гуцериева (основатель и первый владелец Бинбанка, сейчас владеет 20,61% его уставного капитала, после допэмиссии его доля увеличится до 39,3%прим. ред.).

«НАШ КАПИТАЛ ПОЗВОЛЯЕТ ВЫДАВАТЬ ПО 10 МИЛЛИАРДОВ В ОДНИ РУКИ»

— Какова дальнейшая судьба Рост Банка и других банков этой группы?

— Мы начнем постепенно интегрировать все банки группы «Рост» в бизнес Бинбанка. На это потребуется года два. Что касается самого Рост Банка, то в течение нескольких лет, пока будет идти его интеграция, он будет называться «Бинбанк — Рост», а затем начнет работать под единым брендом Бинбанка.

Мы твердые приверженцы жесткой унитарной модели ведения бизнеса. Чем больше банков, тем более сложная и менее прозрачная система управления. Это не соответствует нашему стилю управления. Поэтому мы обязательно выйдем на единый баланс, на единую систему управления, со своими полномочиями, своими стандартами качества. Это означает, что в Татарстане увеличится предложение качественных банковских услуг. Ведь чем больше банк, тем дешевле себестоимость его продукта, тем он конкурентоспособнее.

— Давайте поговорим отдельно о судьбе казанского филиала Рост Банка (бывшего банка «Казанский»). В начале прошлой недели в Татарстане развернулась дискуссия о том, нужно ли выделять его в дочерний банк и спасать его отдельно...

— Я считаю, что в этом нет смысла. Даже если банк «Казанский» стал бы отдельным юрлицом со своим балансом, то головной банк его бы продолжал жестко контролировать с точки зрения ликвидности и всего остального. При этом банк «Казанский» имел бы огромные ограничения по размеру капитала и объему выдаваемых кредитов, так что смог бы обслуживать только малые предприятия. Для сравнения: капитал Бинбанка позволяет в одни руки выдавать кредит в размере до 10 миллиардов рублей.

Согласитесь, это совсем другой масштаб бизнеса. С этой точки зрения экономике Татарстана выгоднее, чтобы на базе казанского филиала была создана большая региональная дирекция с серьезными объемами бизнеса. Тем более что у нас огромный опыт проведения экспортно-импортных операций и операций по поставке оборудования, техники и так далее. Это серьезное конкурентное преимущество.

«Мы приняли решение о переводе в Казань Приволжской региональной дирекции Бинбанка, которая будет курировать наш бизнес в пяти регионах Приволжья» (фото: tatbank.ru)

— Какие перспективы у казанского филиала Бинбанка?

— Мы уже два месяца назад приняли решение о переводе в Казань Приволжской региональной дирекции Бинбанка, которая будет курировать наш бизнес в пяти регионах Приволжья. А с учетом приобретения крупного казанского филиала Рост Банка, мы сразу получаем огромный кусок рынка в Казани и в Татарстане. Так, если в Казани у Бинбанка сейчас порядка 7 тысяч клиентов — физлиц, то у Рост Банка около 60 тысяч.

Казанский филиал Бинбанка никогда не занимался корпоративными клиентами и был ориентирован на розницу. С покупкой Рост Банка мы приобрели новую компетенцию — работу с татарстанскими корпоративными клиентами. По юрлицам у казанского филиала Рост Банка сейчас осталось порядка 100 клиентских групп и чуть более 1 тысячи клиентов. У них сейчас кредитный портфель порядка 9,5 миллиардов рублей, плюс еще физические лица — порядка 1 миллиарда рублей. На счетах и депозитах юридических лиц в местном Рост Банке — около 5 миллиардов рублей. У Бинбанка депозитный портфель юрлиц в регионе незначительный — порядка 0,2 миллиарда рублей, депозитный портфель физических лиц — 1,5 миллиарда рублей, а кредиты физическим лицам — 600 миллионов рублей. Таким образом, с покупкой Рост Банка в столице Татарстана формируется наша крупная бизнес-единица — совокупный бизнес двух казанских филиалов сейчас составляет порядка 28 - 30 миллиардов рублей.

После выведения «плохих» активов в головной офис Рост Банка эта цифра несколько уменьшится. Но хочу отметить, что среди «плохих» активов нет татарстанских кредитов, это то, что было «спущено» казанскому филиалу из Москвы.

НОВОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО ВЫБЕРУТ ПО КОНКУРСУ

— Насколько я знаю, вы своих клиентов делите не по принципу того, корпоративный это или индивидуальный клиент, как в других банках, а по кейсовости: если стандартные продажи, то это розница, если кейсовые, то корпоративное направление. Это обстоятельство как-то отразится на структуре бизнеса в Татарстане?

— Вы правы, структура банковского бизнеса Бинбанка состоит из двух самодостаточных направлений (блоков). Розничный блок — это все стандартные технологии и услуги для частных клиентов и представителей малого и среднего бизнеса, а корпоративно-инвестиционный блок — это все, что касается крупных корпоративных клиентов и кейсовых сделок.

Эти же две модели будут применяться в Приволжской дирекции Бинбанка. Здесь будет представлен розничный блок со всеми продуктами — и страхование, и кредитные карты, и классический розничный бизнес, платежные системы, услуги для МСБ. Точно также в Казани будет представлен корпоративно-инвестиционный блок, который будет работать с такими уважаемыми клиентами, как КМПО и другими крупными и средними предприятиями. Мы постараемся по максимуму сохранить текущий бизнес Рост Банка и дальше продолжим кредитовать татарстанские предприятия.

— У розничного и корпоративно-инвестиционного блоков в Казани будут отдельные дирекции?

— Да, будут созданы два региональных центра: региональная дирекция корпоративного блока и региональная дирекция розничного блока. Руководители дирекций обоих направлений будут самостоятельны и замкнуты на Москву, чтобы не было конфликта интересов.

— Принимать решение о выдаче крупных кредитов для клиентов в Приволжском регионе будут в Казани?

— Понятно, что все глобальные решения по оценке рисков будут приниматься централизовано в главном офисе Бинбанка в Москве, но максимально быстрое принятие решения о выдаче кредита будет проводиться на уровне региональной дирекции.

— Что в реальности означает статус региональной дирекции Бинбанка? Что это даст казанскому филиалу?

— Дирекции являются центрами компетенции администрирования бизнеса в подконтрольных регионах. Все дирекции имеют равные полномочия и более или менее равный объем бизнеса. Соответственно в Казани будет создан один из 8 центров управления бизнесом Бинбанка. На практике это будет означать, что нам в Казани потребуется довольно много профессиональных кадров. К моему великому изумлению и счастью, в Казани сосредоточено большое количество вузов и молодое прогрессивное население, которое готово продуктивно работать.

— Означает ли повышение статуса казанского филиала Бинбанка, что вы станете больше кредитовать экономику Татарстана?

— Безусловно! Татарстан получит статус главного региона Приволжской дирекции со всеми вытекающими последствиями.

— Какие лимиты будут выделены на Приволжскую дирекцию?

— Лимиты, безусловно, есть, но в этом деле для нас очень важно сначала установить доверительные отношения с тем топ-менеджментом, который будет работать в создаваемой дирекции. Впрочем, исходя из того портфеля, который есть в казанском филиале Рост Банка, я вижу, что местный топ-менеджмент высокопрофессионален.

— Кто будет руководителем?

— Этот вопрос сейчас находится на согласовании. Мы проводим все назначения топ-менеджеров исключительно на конкурсной основе, причем конкурс открытый. Претенденты должны будут представить и защитить свои программы развития. Думаю, что в ближайшее время мы будем готовы представить руководителей корпоративного и розничного блока Приволжской дирекции.

«ТАТАРСТАН — ОДИН ИЗ НЕМНОГИХ РЕГИОНОВ, КОТОРЫЙ ВЫЗЫВАЕТ ВОСХИЩЕНИЕ»

— То, что вы анонсировали, это весьма интересно. В последние несколько лет мы наблюдали обратную тенденцию — крупные федеральные компании и банки переносили свои региональные центры из Казани в Нижний Новгород. Так было со Сбербанком, торговой сетью X5 Retail. И даже Национальный банк РТ теперь переподчинен нижегородскому управлению Центрального банка РФ. А вы решили сделать ставку на Казань. Почему?

— Не знаю, чем руководствовались другие, но для нас было очевидным, что центр приволжского бизнеса Бинбанка должен находиться в Казани. С точки зрения заемщиков, Татарстан — один из лучших регионов России.

Я очень много езжу и видел практически все регионы нашей страны, так что вы можете мне верить: Татарстан — один из немногих регионов, которые вызывают восхищение. Республика не только лидер в развитии, но и пример подражания для других регионов — как можно развивать не только нефтяную отрасль, но и остальную экономику. Удивительно, но в Татарстане удалось сохранить и развить машиностроение, автомобилестроение, судостроение, авиаотрасль, производство стройматериалов и многое другое. Причем бизнес сосредоточен не только в Казани, но и в других городах. Рост ощущается по всей республике, а не только в одном месте, как в большинстве других регионов. Безусловно, это во многом заслуга первого и нынешнего президентов Татарстана.

Вы здесь живете и, наверное, не обращаете внимание на многие вещи. Но я как человек приезжий и имеющий опыт в строительстве, сразу обратил внимание на большое количество не просто построенных, но и заполненных людьми жилых кварталов, административных, спортивных и общественных зданий. Я очень хорошо понимаю, что такое стройка, и знаю, что одно дело построить здания, а другое — наполнить их смыслом. То, что новые здания живут, что в них есть смысл, видно даже из окна автомобиля, когда едешь из аэропорта в центр Казани.

«ОПТИМАЛЬНО ГОВОРИТЬ О 3 - 7 ПРОЦЕНТАХ РЫНКА»

— Можно ли узнать об итогах работы Бинбанка в Татарстане за 11 месяцев — кредиты, депозиты, количество клиентов — юридических и физических лиц?

— Последние 1,5 года мы активно наращиваем объемы бизнеса в Казани. В прошлом году мы открыли 4 новых дополнительных офиса, а в этом — решали задачу обеспечения максимальной эффективности новой сети в Казани.

В результате розничный кредитный портфель у нас утроился за последний год и составляет сейчас 600 миллионов рублей. Срочные депозиты также утроились и приблизились к отметке в 1,5 миллиарда рублей. В Казани на сегодня у нас около 7 тысяч частных клиентов и около 700 клиентов юридических лиц.

— Какой кредитный портфель вы планируете получить в Казани по итогам 2015 года?

— В связи с недавней покупкой Рост Банка мы элементарно не успели подготовить свои прогнозы и планы на следующий год, они будут готовы к концу января. Сейчас мы в разных регионах присутствия Бинбанка занимаем от 2 до 18 процентов рынка. Я думаю, что в таком высококонкурентном регионе, как Татарстан, оптимально говорить о 3 - 7 процентах рынка.

Мы не можем быть такими же большими, как государственные банки, но мы точно можем претендовать на то, чтобы стать лучшим частным банком страны. Огромное внимание мы уделяем качеству самих процессов. 2014 год мы прожили под флагом оценки эффективности своих затрат. В 2015 году, с учетом непростой внешней конъюнктуры, мы не будем бежать сломя голову впереди паровоза, а приложим максимум усилий на «переваривание» полученных новых активов и выявление слабых звеньев в управлении, которые есть в любой организации.

— Ну что ж, остается только пожелать вам удачи в развитии своего бизнеса в Татарстане.

— Спасибо! Я, в свою очередь, хотел бы пожелать всем гражданам Татарстана всего самого наилучшего в Новом году. Пусть обязательно у каждого произойдет маленькое чудо в новогоднюю ночь. Больше терпения в сегодняшней непростой обстановке, больше веры в свой Татарстан, в нашу страну и все у нас получится!