На рынке деловых СМИ Татарстана произошло знаковое событие — федеральный издательский дом «Коммерсантъ» расторг договор франшизы с казанским партнером Наилем Адельбаевым. Новым франчайзи, по официально пока не подтвержденным данным, стал учредитель бесплатной казанской газеты «Пульс» Владислав Семенов. В последнее время в выпуске газеты в Татарстане произошли сбои, а сайт неделю не обновлялся. Эксперты «БИЗНЕС Online» называют решение издательского дома «жестом отчаяния».
«СТОРОНЫ НЕ ДОГОВОРИЛИСЬ О ДОСТАТОЧНО ВЕСОМЫХ УСЛОВИЯХ»
Подозрения, что с местным «Коммерсантом» что-то не так, возникли у читателей на прошлой неделе — 3 декабря очередной номер не был доставлен подписчикам. После этого газета выходила, но без местной вкладки. Вплоть до 9 декабря ее сайт не обновлялся. Не было издания и в киосках. Как сообщил «БИЗНЕС Online» руководитель ЗАО «Горпечать» Зуфар Хакимзянов, с декабря газета «Коммерсантъ» в его сети не продается из-за смены партнера по франчайзингу.
Главный редактор издания в Казани Ольга Кудрина в разговоре с «БИЗНЕС Online» подтвердила, что смена франчайзи «ни для кого не секрет», но «официально нам еще ничего не объявили», — сказала она. Информацию о смене партнера подтвердил и Дмитрий Ноак — директор по региональным и международным проектам ИД «Коммерсантъ», специально приезжавший в Казань для переговоров. В течение нескольких дней на прошлой неделе в казанском офисе проходили совещания, итогом которых и стало завершение партнерства.
«Стороны не договорились о достаточно весомых условиях работы. Сейчас рассматриваем варианты. Когда уже окончательно выберем, заключим договор, тогда готов буду огласить нового франшизера. Надеюсь, это произойдет до Нового года. До момента окончания переговоров я не хотел бы оглашать ни названий, ни имен», — сказал Ноак.
Ольга Кудрина подтвердила, что смена франчайзи «ни для кого не секрет», но «официально нам еще ничего не объявили» |
По его словам, с Адельбаевым ИД сотрудничал по договору франшизы с 2012 года, а ранее он был генеральным директором издания в Казани. «По сотрудничеству с Адельбаевым в целом рабочие моменты, как и работа с любым франшизером, были решаемы. А то, что мы расстались и не договорились, — это реально факт», — рассказал Ноак.
СРЫВ ВЫПУСКА КАК СПУСКОВОЙ КРЮЧОК
Конкретные причины разрыва ни та, ни другая сторона не комментируют. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» источник, близкий к редакции, спусковым крючком стали большие долги перед ПИК «Идель Пресс», где печатался «Коммерсантъ». Именно из-за них один из номеров газеты на прошлой неделе не был напечатан. Срыв выпуска крайне не понравился Москве, что и привело к приезду Ноака и отзыву франшизы. Версию о долгах газеты перед типографией называли и другие участники рынка. Однако в разговоре с «БИЗНЕС Online» Ришат Хасанов — генеральный директор «Идель Пресс», предпочел заявить, что «на данный момент» у «Коммерсанта» никаких долгов нет. Прочие вопросы он оставил без комментариев.
Тираж издания «Коммерсантъ. Волга-Урал», по данным республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям, на 1 июля 2014 года составлял 2 тыс. экземпляров. Выше этого показателя газета в последние годы не поднималась. При этом заявленный ареал распространения — все Поволжье. Рекламодатели, по словам нашего источника, у газеты «Коммерсантъ» были, хотя и не в большом количестве. Акцент делался на приложениях к основной газете — журналах «Жилой дом», «Финанс», Quality.
Наиль Адельбаев купил франшизу «Коммерсанта» за символические $300 |
Долгов по зарплате перед сотрудниками Адельбаев не имел, хотя штат в последние год сократился. Сегодня, согласно информации на сайте, в редакции значатся 6 сотрудников, включая гендиректора, корректора, фотографа, одного корреспондента. Пару лет назад у редакции было только корреспондентов 6 человек.
Связаться с Адельбаевым нам не удалось. Согласно базе данных «Контур-Фокус», он фигурирует в качестве учредителя ряда компаний, занимающихся выпуском СМИ (в том числе в Бугульме, см. справку). ООО ИД «Волга-Урал» было создано в феврале 2013 года. Чистая прибыль по итогам 2013 года составила 104 тыс. рублей.
В последнее время в выпуске газеты в Татарстане произошли сбои, а сайт неделю не обновлялся |
СВОБОДНОЕ ПЛАВАНИЕ ЗА $300
Напомним, что на схему франчайзинга региональный филиал «Коммерсанта» в Татарстане перешел осенью 2011 года. До этого все финансовые вопросы решал московский офис, который, в частности, при необходимости дотировал полиграфические и другие расходы.
Тогда изменения прошли достаточно плавно. Долгосрочное соглашение о франшизе было подписано с Адельбаевым, который на тот момент занимал пост гендиректора местного издания. Стоимость франшизы составила символические $300. Концепция издания осталась прежней, количество полос не менялось. Просто расходы на печать и распространение, по условиям ИД, полностью легли на плечи франчайзи, который самостоятельно продвигал проект через продажу рекламы и подписку. Официально целью перехода на новую схему тогда было названо развитие бизнеса, а вовсе не экономия бюджета.
Точно так же в 2010 году «Коммерсантъ» перевел на франчайзинг издание и распространение газет в Чувашии и Марий Эл, до этого относившихся к изданию «Коммерсантъ. Волга-Урал». Франшизу там получила компания «Планета медиа». По данным газеты «Ведомости», только на этой сделке «Коммерсантъ» сэкономил около $1 млн. в год, или 1 - 1,5% бюджета. В целом за 2010 год издательский дом передал местным партнерам издание газеты в 10 регионах. Например, по франшизе издаются региональные выпуски «Коммерсанта» в Красноярске, Хабаровске, Иркутске и Уфе.
НОВЫЙ ФРАНЧАЙЗИ — ХОЗЯИН ТАБЛОИДА
Поиск нового франчайзи для «Коммерсанта» оказался делом непростым. Как стало известно «БИЗНЕС Online», в частности, ИД обращался в ОАО «Татмедиа», видимо, памятуя о том, что под его крылом находится местный филиал федерального РБК. Однако ответ был отрицательный. Как рассказал нашей газете Фарит Шагиахметов — генеральный директор ОАО «Татмедиа», желания получать франшизу на издание «Коммерсанта» у госхолдинга не возникло.
Владислав Семенов планирует увеличить тираж «Коммерсанта» минимум в два раза в ближайшие несколько месяцев |
В итоге несколько источников на рынке сообщили «БИЗНЕС Online», что новый франчайзи найден и им станет один из учредителей и генеральный директор казанского таблоида «Пульс» Владислав Семенов — сын директора «Казанской ярмарки» Льва Семенова. В течение нескольких дней дозвониться до Семенова и получить ответ не удалось. По некоторым данным, издатель «Пульса» планирует увеличить тираж «Коммерсанта» минимум в два раза в ближайшие несколько месяцев.
Владислав Семенов — бессменный руководитель «Пульса» в Казани. Издание — еженедельная информационно-рекламная газета, которая выходит по четвергам и распространяется бесплатно — в первую очередь в метро, а также на остановках общественного транспорта, на кассах супермаркетов. Общий тираж — 100 тыс. экземпляров.
Весной 2013 года газета приостанавливала свой выход, но осенью этого года издание снова вернулось на рынок и перешло на новый 16-полосный формат. Как рассказывал тогда Семенов нашему изданию, изменился внешний облик издания, была запущена таблоидная обложка, количество полос — 16.
«ЭТО СКАНДАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ»
Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» смену франшизера «Коммерсанта» в Казани на «Пульс».
Геннадий Наумов — издатель газеты «Аргументы недели» в Татарстане:
— Я считаю, что такое решение издательского дома — это скандальное решение. Мы же прекрасно знаем, что это за газета «Пульс», у которой определенное качество контента — и вдруг «Коммерсантъ»! Если будет сохранена прежняя команда (а по некоторым данным, это не так) — это одно дело, но с командой «Пульса» это уже будет не «Коммерсантъ». Я просто шокирован этим. Видимо, «Пульс» был выбран от отчаяния. Интересно посмотреть, как Москва сохранит качество контента. Эта история ничем хорошим не закончится.
Ситуация с «Коммерсантом» такова, что при всем своем качественном контенте он не играл практически никакой роли на информационном поле Татарстана. Тираж был мизерным. Видимо, причина в том, что времена меняются, а «Коммерсантъ» не меняется. Наверное, нужно другое качество контента. Каким бы сильным ни был франчайзи, он уже ничего не добьется. На месте «Коммерсанта» я бы лучше открыл в Казани филиал, если им так важно здесь присутствовать. В свое время переговоры о франшизе велись и со мной. В этот раз ко мне не обращались, но я бы и не взял. Тем более 2015 год предстоит тяжелым.
Владимир Жуйков — заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты Татарстана:
— Однозначно, газета очень много потеряла. «БИЗНЕС Online» я читаю несколько раз в день, а «Коммерсантъ», ловлю себя на мысли, читаю, наверное, раз в неделю. В нем нет острых статей, практически нет аналитики, и отображение каких-то новостных, информационных материалов очень серое. Прогнозы по законодательству перестали делать, прогнозы по регулирующему воздействию тех или иных законодательных актов. В общем, все стало, по крайней мере, на порядок ниже, чем то, к чему мы привыкли.
Гульнара Сергеева — начальник управления министерства юстиции РФ по Республике Татарстан:
— Я читаю «Коммерсантъ». Некоторые считают, что газета сегодня должна быть более смелая, но, во всяком случае, информацию по проблемам бизнеса я в основном черпаю именно из этого издания. Имеет место сокращение объема информации в газете. Учитывая, что она касается бизнес-вопросов, наверное, объем должен быть больше.
Зуфар Хакимзянов — руководитель ЗАО «Горпечать»:
— Издание «Коммерсантъ» продавалось в нашей сети много лет. Поступало в продажу вовремя — все по четко и давно отработанной схеме. Не могу сказать, что уровень продаж был высокий, но дело в том, что формат издания не киосковый. Оно нацелено в основном на людей бизнеса, которые не всегда имеют возможность сходить в киоск и купить газету, они выберут другие каналы получение прессы.
Юрий Алаев — руководитель пресс-центра КФУ, экс-гендиректор ЗАО «Время и деньги»:
— В том, что издавать будет теперь «Пульс», есть что-то символичное — деловое издание переходит под управление некой развлекательной фирмы. Если редакционная структура издания в Казани изменится или кто-то уйдет, то я не очень завидую региональному выпуску «Коммерсанта». Еще можно понять, если уволится директор — человек, отвечающий за бизнес-компонент, распространение, зарплаты и так далее. А если редакция находится в подвешенном состоянии, будущее туманно.
Мы видим, что в «Коммерсанте» в целом, после перехода под контроль Алишера Усманова, началась какая-то чехарда в Москве, меняются редакторы, директоры. Видимо, там тоже не все ладно.
Если говорить о тираже, 2 тысячи экземпляров по сегодняшним временам для такого издания — это неплохо. Влиятельность издания со времен Яковлева-младшего, конечно, изменилась. Из года в год издание борется за пальму первенства с «Ведомостями» на российском уровне, но, по моим субъективным ощущениям, «Коммерсантъ» в последние два-три года стал проигрывать. В Татарстане по вопросу влияния все весьма относительно, и «Коммерсантъ» не лучше и не хуже других.
Владимир Сыченков — руководитель лаборатории инноваций и медиакоммуникаций Высшей школы ИТИС КФУ:
— Вопрос смены партнера — вещь сугубо внутренняя. Мы можем только предполагать, насколько это связано с изменениями общей экономической ситуации. Конечно, в период «шторма» проще СМИ, ориентированным на сбытовую рекламу массового характера. «Коммерсант» в РТ же относится, скорее, к типу «СМИ влияния». Если иметь в виду федеральный статус издания, не думаю, что Москва предоставляет региональным представительствам какую-то «подушку безопасности». Задача региональной сетки обычно в увеличении охвата рекламодателей, то есть обеспечении продаж. При этом допускаем, что, учитывая общее состояние рынка, центральный офис может пойти на снижение KPI для коммерческих отделов в регионах. Не будем сбрасывать со счетов и тот фактор, что присутствие в регионе нередко носит имиджевый характер и для самого СМИ.
Александр Андреев — руководитель отдела «Бизнес, банки, страхование» газеты «БИЗНЕС Online», главный редактор волго-уральской редакции газеты «Коммерсантъ» в 2003 - 2005 годах:
— Проблема «Коммерсанта» в том, что он «заточен» под крупный бизнес — главными ньюсмейкерами газеты являются такие компании, как «Татнефть», ТАИФ или «Нижнекамскнефтехим». Да, журналисты «Коммерсанта» владеют эксклюзивной информацией из высокопоставленных источников и хорошо разбираются в теме. Но, к сожалению, целевая аудитория такой информации в республике приближается к паре сотен, если не десятков человек — тем, кому действительно крайне важно знать ситуацию на флагманах татарстанской экономики и на ее основе принимать какие-то бизнес-решения. Примечательно, что в других субъектах России, таких как Екатеринбург, Самара или Пермь, спрос на информацию «Коммерсанта» был намного больше. Я объясняю это тем, что там просто больше лиц, которые реально принимают какие-то решения в крупном бизнесе.
Справка
Компании, в которых фигурирует Наиль Адельбаев:
ООО ИД «Волга-Урал»
Дата образования: 14 февраля 2013 года.
Директор: Наиль Адельбаев.
Учредители: Наиль Адельбаев (100%).
Издательская деятельность.
Чистая прибыль по итогам 2013 года — 104 тыс. рублей.
ООО «Коммерсант в Казани»
Дата образования: 14 декабря 2011 года.
Адрес: Казань, ул. Петербургская, 78.
Директор: Наиль Адельбаев.
Учредители: Наиль Адельбаев (100%).
Чистая прибыль по итогам 2013 года — 1,7 млн. рублей, выручка — 30,5 млн. рублей.
ООО Издательский Дом «Бизнес Партнер»
Дата образования: 14 декабря 2011 года.
Адрес: Казань, ул. Петербургская, 78.
Директор: Наиль Адельбаев.
Учредители: Наиль Адельбаев (100%).
Другие названия: ООО «Издательский дом Коммерсант в Казани», ООО «Издательский дом Коммерсант», ООО «Издательский дом Коммерсант в Казани», ООО «Издательский дом Коммерсант».
Чистая прибыль по итогам 2013 года — 6 тыс. рублей.
ООО «Коммерсант в Казани.ру»
Дата образования: 7 июня 2012 года.
Директор: Наиль Адельбаев.
Учредители: Наиль Адельбаев (100%).
Деятельность информационных агентств.
ООО «Ностальжи»
Дата образования: 30 апреля 1998 года.
Адрес: Бугульма, ул. Гоголя, 57а.
Генеральный директор: Валерий Осипович.
Учредители: Наиль Адельбаев (100%).
Чистый убыток по итогам 2013 года составил 158 тыс. рублей.
ООО «Информ-Курьер»
Дата образования: 13 марта 2007 года.
Адрес: Бугульма, ул. Шашина, 1.
Директор: Шамиль Кускеев.
Издание газет.
Учредители: Наиль Адельбаев (100%).
Чистая прибыль по итогам 2013 года — 216 тыс. рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 51
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.