ФИНАНСОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

Сегодня стало известно, что в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа суд отправилось ЗАО «Авиализинг». Пермяки в свое время сдали «ЮТэйру» в аренду Ту 154-М, так и не дождались причитающейся оплаты в размере около 3,5 млн. рублей и теперь собираются добиться банкротства авиаперевозчика. В прошлой истории фигурировали два самолета ТУ-154 и долг в 2,6 млн. рублей (кстати, тогда «Авиализинг» все-таки сумел выжать из авиаторов почти всю требуемую сумму).

Однако если пару лет назад эти судебные дрязги протекали на фоне относительно безоблачного неба, то сегодня финансовые горизонты «ЮТэйра» выглядят довольно зловеще.

Во-первых, практически одновременно с пермскими собратьями по несчастью в арбитраж с иском обратилась лизинговая компания «Югра СПб», и на сей раз речь идет о принципиально иной сумме — 687 млн. рублей долга по четырем векселям. Во-вторых, свои претензии выдвинули аэропорты Перми, свердловского Кольцово, Ростова-на-Дону, Кургана и еще целая «группа товарищей» (показательно, что в сентябре московское Внуково — один из базовых аэропортов компании — перевело отношения с «ЮТэйр» на предоплату). В-третьих, в-четвертых... Всего же в отношении «ЮТэйра» возбуждено более 20 арбитражных дел, определенные результаты они уже принесли. Так, в начале декабря Арбитражный суд Москвы арестовал имущество авиакомпании на $11,8 млн. — чем не пример для коллег из регионов? Кстати, сегодня в международном аэропорту «Казань» в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online» о взаимоотношениях с «ЮТэйром» сообщили, что эта компания в первом полугодии занимала 7,73% пассажиропотока.

В начале декабря Арбитражный суд Москвы в качестве обеспечительной меры по уплате долга «ЮТэйра» Альфа-Банку арестовал имущество авиакомпании на $11,8 миллиона. Суммарно на рассмотрении различных судов находятся более 20 исков к «ЮТэйру» на сумму более 700 млн. рублей, сообщает ТАСС.

Можно также вспомнить, что 14 ноября авиакомпания «ЮТэйр» не нашла 2,7 млрд. рублей, чтобы расплатиться по предъявленным к оферте облигациям, и объявила о техническом дефолте по ним. Что, в общем-то, не удивительно, ведь совокупный долг перевозчика перед банками и прочими кредиторами, как сообщает РИА «Новости», достиг еще в марте 68 млрд. рублей.

В 2014 году помощь авиакомпании оказал «Сургутнефтегаз», который выкупил четыре векселя «ЮТэйра». Общий долг компании составляет около 60 млрд. рублей. Выручка «ЮТэйра» за первое полугодие 2014 года составляла 32,8 млрд. рублей, чистая прибыль — 5,5 млн. рублей.

Да, компания всерьез взялась за оптимизацию производства: под нож отправляются экономически невыгодные маршруты, сокращается управленческий персонал и т.д., что должно сэкономить 10 млрд. рублей до конца 2015 года. Однако понятно, что долговую проблему это не решит даже близко, проблемный портфель нужно реструктурировать (для чего авиаторы уже выписали иностранного консультанта в лице Раффайзенбанка), но не совсем пока ясно, под каким соусом получившееся «блюдо» можно будет продать инвесторам.

Алексей Синицкий — главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение»
Алексей Синицкий — главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение»

НА ПЕРЕВОЗЧИКОВ ПОВЛИЯЛ РОСТ КУРСА ДОЛЛАРА

Если панические настроения кредиторов получится купировать, «ЮТэйр» останется на рынке — такое мнение «БИЗНЕС Online» высказал главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.

— Если кредиторы и дальше будут разворачивать панику, будет сложнее, — говорит он. — Но им надо понимать, что расплатиться по долгам может только работающая авиакомпания — активов для того, чтобы расплатиться, у авиаперевозчика просто нет. Поэтому, с одной стороны, поведение кредиторов можно считать признаком отчаяния. С другой — как авиакомпания при таком повороте сможет вернуть долги? Более конструктивным был бы подход с реструктуризацией долга, изменением условий его обслуживания, чтобы авиакомпания могла в более плавном режиме решить свои проблемы. Может быть, государству имеет смысл поддержать авиакомпанию? Но возможно и другое. Наши юристы изучили ситуацию, стало понятно, что перевозчик может пройти через процедуру банкротства без остановки операционной деятельности. То есть финансовая реструктуризация вполне возможна. Просто надо ей заниматься, и для этого нужна соответствующая позиция государства и кредиторов.

2.-Азат-Хаким-отмечает,-что-авиаотрасль-РТ-ждут-тяжелые-
Азат Хаким — председатель совета директоров группы компаний «Тулпар»

При этом аналогичные трудности сегодня возникают не только у «ЮТэйра», просто эта авиакомпания оказалась более уязвимой, говорит председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким:

— На самом деле, проблемы есть у всех перевозчиков, все они «попали» в связи с изменением курса рубля к доллару. А компании, у которых было взято большое количество машин в лизинг, попали в первую очередь. У «ЮТэйра» количество техники неимоверное, поэтому и проблемы начались быстрее, чем у других. А сложности есть и у «Уральских авиалиний», и у «Якутии», да и, далеко ходить не надо, у нашей «Ак Барс Аэро». Может быть, в меньшей степени этой почувствовали «РусЛайн» и «ВИМ-Авиа», у которых самолеты находятся в собственности. Словом, у всех ситуация «мама, не горюй». Однако на сегодня авиакомпания «ЮТэйр» операционную деятельность полностью обеспечивает, проблемы у нее возникают только с банками и с лизинговыми компаниями.

Как уточняет Синицкий, за последние годы наблюдался значительный рост рынка авиаперевозок, авиакомпании (в том числе «ЮТэйр») занялись своим расширением за счет довольно дорогих коротких кредитов с намерением потом перекредитоваться на более выгодных долгосрочных условиях.

— Расчет авиакомпаний был на крупные госбанки, которые имели доступ к дешевому западному долгосрочному финансированию (вот откуда, собственно, и все деньги в России), а теперь, когда этим банкам западное финансирование в значительной степени отрезано, получилось, что долгосрочные и относительно дешевые деньги взять негде. И авиакомпания «ЮТэйр» осталась с этой своей краткосрочной задолженностью, которая требует серьезных выплат. Технический дефолт компании, который был в ноябре, что означает? То, что она не смогла обслужить долг. Отчасти можно считать, что это внешне неблагоприятная обстановка плюс международные перевозки сильно упали сейчас, это тоже по всем авиакомпаниям сильно бьет, по кому — раньше, по кому — позже.

УДАР ПО РЫНКУ

Напомним, что «ЮТэйр» — третья авиакомпания России по пассажирообороту, в 2013 году ее самолеты перевезли почти 10,5 млн. человек. Предположим самое худшее: компания не переживет нынешнего кризиса, прекратив свое существование. Что в этом случае произойдет с рынком авиаперевозок РФ?

— Если рассуждать философски и макроэкономически, можно сказать, что сегодня в отрасли — переизбыток провозных емкостей, и в этом смысле их сокращение для рынка было бы благоприятным, — говорит Синицкий. — В том смысле, что сократилась бы избыточная конкуренция, повысились бы цены, авиакомпании смогли бы увеличить свои доходы, их положение несколько бы улучшилось по сравнению с нынешней ситуацией. С другой стороны, надо понимать, что такая ситуация наносит довольно сильный удар по рынку, во-первых. Во-вторых, возникнет кризис доверия в отрасли. В этом смысле удар придется не только по пассажирам и по «ЮТэйр», но и по отрасли в целом, поэтому нельзя считать возможный уход компании сколь-либо желательным. Нужны более тонкие действия.

7 РАЗ В НЕДЕЛЮ ИЗ КАЗАНИ В МОСКВУ

Возможная (пока только теоретически) ликвидация авиаперевозчика напрямую затронет интересы и жителей Татарстана. Как следует из расписания международного аэропорта «Казань», «ЮТэйр» из столицы нашей республики летает в Москву (Boeing 737, семь раз в неделю), Сургут (ATR 72, три раза) и Уфу (ATR 72, три раза), а также выполняет чартерные рейсы в Камрань и Бангкок. Кстати, многие из казанских пассажиров авиакомпании «ЮТэйр» на прошлой неделе поминали тюменских авиаторов «теплыми и ласковыми» словами, ожидая вылета во Вьетнам трое суток и четыре часа.

Впрочем, если даже название «ЮТэйр» и исчезнет с табло казанского аэропорта, возникшую пустоту быстро заполнят конкуренты, считает главный редактор «Авиатранспортного обозрения»:

— Если брать связь между крупными городами, например, Казанью и Москвой, то на этой линии летают 5 - 6 перевозчиков, особых проблем не возникнет. А вот, к примеру, для Ханты-Мансийского округа это вопрос принципиальный, поскольку, помимо «ЮТэйр», там никто не работает. Более того, туда никто и не пойдет, да и далеко не у каждой авиакомпании есть пригодный для тех мест флот. То есть имеются такие маршруты, которые держатся только благодаря тому, что они свои для компании, сложились исторически. То есть социальные последствия для тех регионов, где «ЮТэйр» выступает системообразующим перевозчиком, могут быть серьезными.

Представители авиакомпании на момент сдачи материала были недоступны для комментариев.

«БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием ситуации.