«До Казани не дотянем», — такое заявление по поводу строительства высокоскоростной магистрали сделал, выступая накануне в Совете Федерации, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Общее строительство ВСМ, по его оценкам, займет не менее пяти лет, поэтому к мундиалю-2018 трассу реально довести лишь до Нижнего Новгорода. Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты отмечают, что строить дорогу лишь ради футбола — занятие довольно бессмысленное: иностранцы так и так привыкли летать, а россиян не пугает и обычное железнодорожное путешествие, но с ВСМ гостей в Казани могло бы быть больше. При этом они высказывают опасение, что проект будет похоронен окончательно, поскольку не будет повода строить его к конкретному сроку.
«ДО КАЗАНИ НЕ ДОТЯНЕМ…»
Строительство ВСМ до Казани откладывается. Об этом накануне в Совете Федерации заявил президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Сроки сдвигаются из-за задержки финансирования, объяснил он.
«Если будут даны деньги — а в этом году необходимо выделить 8 миллиардов — мы приступим к проектированию. Если будут выделены средства, <…> то мы до 2018 года сможем построить дорогу, по которой уже сможем провезти болельщиков хотя бы до Нижнего Новгорода. До Казани не дотянем, потому что общее строительство займет минимум пять лет», — приводит ТАСС заявление Якунина.
Между тем стадион в Казани должен принять как минимум четыре матча чемпионата мира по футболу-2018. Матчи мирового первенства примут 11 российских городов: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Саранск, Калининград, Волгоград, Екатеринбург, Самара, Сочи и Ростов-на-Дону.
Напомним, что первая в России высокоскоростная железнодорожная магистраль должна пройти от Москвы до Казани через Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары и стать основой для строительства ветки в сторону Екатеринбурга. Чтобы начать прокладку этого «БАМа XXI века», необходимо выделить из бюджета 20 млрд. рублей на проектные работы, говорил ранее Якунин. Без проекта говорить о привлечении каких-либо средств нереально, отметил он. Общая стоимость трассы Москва — Казань протяженностью 770 км оценивается почти в 1,1 трлн. рублей, однако пока решения о выделении средств не принято. Примерно 380 млрд. рублей должен выделить бюджет РФ, еще около 290 млрд. рублей — возвратные средства из фонда национального благосостояния и пенсионного фонда, 225 млрд. рублей — заемные средства, 100 млрд. рублей — инфраструктурные бонды, 43 млрд. рублей — средства инвесторов и 31 млрд. рублей из инвестпрограммы РЖД. Чтобы не слишком вылезти за пределы этих цифр, специалисты советуют уже сейчас начинать закупки стройматериалов, а понадобятся миллионы тонн щебня и бетона, десятки тысяч тонн рельсов, десятки миллионов штук кирпича и миллионы кубометров древесины. Параллельно специалисты обсуждают возможность грузового движения по этой дороге — здесь есть свои технологические сложности, поскольку грузовые составы гораздо тяжелее пассажирских, на скоростях в 250 км/ч они требуют идеального состояния путей.
Дмитрий Медведев и Ли Кэцян подписали меморандум о сотрудничестве по проекту ВСМ. Китайцы готовы вложить в строительство участка до Казани $10 миллиардов (фото: http://government.ru/) |
При этом к проекту ВСМ проявили интерес китайцы — был даже подписан меморандум о сотрудничестве, китайцы готовы вложить в строительство участка до Казани $10 миллиардов. Условием своего участия Китай выдвинул строительство скоростной трассы до Пекина. Сами китайцы оценили строительство дороги Москва — Пекин в $245 млрд., предложив использовать китайские технологии, материалы и рабочих ради экономии в $100 миллиардов. РЖД, впрочем, пообещали переплюнуть китайцев: если в Поднебесной оценили стоимость стройки в пересчете на рубли в 11 трлн. рублей, то первый вице-президент РЖД и гендиректор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин заявил о 7 трлн. при трассировке через Казахстан. Причем затраты на российский участок — примерно половина этой суммы. К слову, первый китайский участок ВСМ Москва — Пекин (на минуточку — длиной в 5,2 тыс. км !) будет готов к концу этого года. Эта трасса соединит столицу Китая с центром Синьцзян-Уйгурского автономного округа, городом Урумчи.
«ТО, ЧТО НЕ СДЕЛАЮТ ДО 2018 ГОДА, ОТЛОЖАТ НАДОЛГО»
Что будет означать отказ от строительства ВСМ к 2018 году? С таким вопросом «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам.
Иван Грачев — депутат Госдумы РФ.
— Как представляется: то, что не будет сделано к 2018 году в части вот таких больших проектов, отложат потом надолго. Потому что есть причина, повод связать все это… Поскольку у нас отношение к спортивным мероприятиям очень серьезное, это становится проектом номер один для страны. Соответственно, как только они закончатся, причины быстро строить просто не будет. Если отложат дорогу до Казани на «после 2018», то это будет надолго.
Думаю, что откладывание сроков означает неумение строить дешево. Скорее всего, в связи с тем, что на стабилизационные фонды (например, ФНБ — авт.) начал претендовать ряд других, в том числе нефтяных, компаний, объемы финансирования ограничены. Посчитали, решили — денег, которых им дадут, хватит только до Нижнего Новгорода. Есть сравнительные данные, за какие деньги РЖД строит на других территориях. И ощущение, что в России тоже могли бы сильнее «поджаться», сделав свои затраты реальными. Я сравнивал, по каким ценам они готовы строить в той же Монголии или Саудовской Аравии, РЖД выиграли конкурсы там. И затраты на километр там, получается, ниже, так что в России должен был бы быть больший запас по ценам. Надо внимательно разбираться в затратах.
Если говорить о Китае как о строителях… Китайцы за нефтедоллары в России могут сделать все. Но тогда совсем не будет рабочих мест! И такие высокотехнологичные проекты в железнодорожном, авиастроении надо делать самим.
Первая в России высокоскоростная железнодорожная магистраль должна пройти от Москвы до Казани через Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары |
Расул Садриев — гендиректор компании «Фейерверк Казань» (сеть магазинов «Хорошоу»):
— Я считаю, что строительство ВСМ — очень важный проект для Татарстана. Как работодатель могу сказать, что у нас существует нехватка кадров. А ВСМ связала бы нас с Чебоксарами, Рустам Нургалиевич, помню, говорил, что собирается дотянуть магистраль до Челнов. А нам очень нужны люди, желающие работать, особенно со средне-специальным образованием.
Плюс к этому ВСМ существенно сэкономила бы время для бизнесменов. К примеру, у нас головной офис в Москве. Я за день могу туда-сюда на поезде съездить, так что я переживаю всей душой, что строительство ВСМ откладывается, что на нее не хватает денег. Тем более наша компания сейчас работает над развитием сувенирной продукции, а ВСМ привлекла бы в Казань гораздо больше народу.
Мы составили стратегический план развития нашей компании. А откладывание ВСМ, конечно, корректирует наши планы по выручке, по прибыли.
На самом деле, с какой стороны ни посмотри, ВСМ гораздо выгоднее, чем самолет. Тем более в последнее время у нас самолеты пропадают, то шасси не вышло, то шасси замерзло, как в Красноярске. А с поездами такой проблемы нет. Как говорится, наши поезда — самые поездатые поезда в мире! Это шикарный вариант, жаль, что его откладывают.
Азамат Сабиров — генеральный директор AVT:
— Пассажиропоток у авиакомпаний, конечно же, увеличится. Но в Казань совершают рейсы достаточно много авиакомпаний, поэтому я не вижу особой проблемы в этом. Есть и зарубежные, и российские, и местные игроки. Думаю, как и во время Универсиады, будут вводиться дополнительные чартерные рейсы — по-моему, и компания «Ак Барс Аэро» собиралась что-то подобное делать. К тому же к 2018 году, надеюсь, республика поможет местному перевозчику перейти на воздушные суда Embraer 190, которые летают из Казани в Хельсинки. Тогда авиакомпания сможет своими силами справиться с доставкой болельщиков. Здесь не будет разового наплыва пассажиров, потому что матчи будут идти попеременно.
Вообще многие болельщики добираются в плацкартных вагонах — большинство фанатов не имеют большого дохода. Зная цены до Питера, могу предположить, что ВСМ вряд ли была бы реальным конкурентом авиакомпаниям. Может быть, РЖД есть смысл, раз они не могут провести магистраль, просто увеличить число обычных рейсов из Москвы в Казань в это время.
Если «Казань Арена» у нас вмещает 40 тысяч человек, то каким-то образом это количество болельщиков должно единовременно попасть в республику. Может быть, приедут тысяч 20 — все равно это достаточно большой пассажиропоток. Конечно, есть определенные вопросы — если билеты выкупят наши, местные, то не факт, что у приезжих будет возможность попасть на стадион. Максимум на эти даты число пассажиров увеличится в два раза.
Владимир Жуйков — заместитель председателя ТПП РТ:
— Откладывание строительства ВСМ можно объяснить только одним — все упирается в финансирование. Пока, по всей видимости, идет дискуссия вокруг проекта, но о реальном выделении средств еще не говорили.
Однозначно, это очень хороший проект для республики. И на период строительства будет привлечение трудовых ресурсов, будет облагораживание территории вокруг ВСМ, мобильность населения резко увеличится. Приток инвестиций тоже вырастет — если будет связь со столицей, не зависящая от погоды. Ясно, что это огромный рывок вперед, когда такая магистраль появится.
Очевидно, что финансирование будет поэтапным, это, в общем-то, разумно — законченный кусок ВСМ от Москвы до Нижнего Новгорода уже начнет приносить прибыль. Экономически грамотно затем будет начинать строить следующий участок. А строить одновременно от Москвы до конечной точки, да с разных сторон, наверное, не очень правильно. Тем более у страны не такая хорошая подушка безопасности в плане финансов. Есть социально значимые проекты, которые обязательно надо выполнять, у нас лозунг — никакие программы не сворачивать. А все остальное желательно, но по возможности.
Ирина Колесникова — управляющий директор «СпортМенеджмент.Ру»:
— Не совсем верно ставить в прямую зависимость посещаемость матчей ЧМ-2018 в Казани от строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали. Это, безусловно, повлияет на удобство перемещения между городами, но все же для зарубежных болельщиков наиболее удобным транспортом остается самолет. Что касается российских болельщиков, не думаю, что наличие или отсутствие высокоскоростного сообщения существенно повлияет на их решение посетить матчи в Казани.
Алексей Шуваров — директор казанской футбольной любительской лиги:
— Думаю, что в Казань из-за этого приедет гораздо меньше болельщиков, чем могло бы быть. Молодежь, конечно, может добраться на поезде. Людям старшего возраста добираться, допустим, из Москвы уже сложновато, а самолет могут позволить себе не все.
Хотя у нас есть чем привлечь туристов. В этом плане наш город стал очень привлекателен. Это и Ильсур Раисович Метшин отметил — он непосредственно занимается вопросами туристической привлекательности. Думаю, наши власти ответственно отнесутся к этому и сделают все, чтобы максимальное количество болельщиков посетили Казань.
Равиль Вахитов — прокурор Кировского района Казани:
— Думаю, отсутствие ВСМ во время чемпионата никак не отразится на заполняемости стадионов. Болельщики из других стран воспользуются, скорее, самолетами, наши будут добираться на поезде. Уверен, трибуны «Казань-Арены» будут заполнены — чемпионат мира по футболу, безусловно, вызовет большой ажиотаж среди болельщиков.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 97
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.