Сегодня в Казанском университете подписали уникальное соглашение между светскими и духовными научными учреждениями

«МЫ РАЗНЫЕ, НО...»

В шумный холл Казанского университета, наполненный студентами, сегодня днем решительно вошла делегация в священнических рясах и мусульманских тюбетейках. Необычных гостей уже ждали в зале музея истории К(П)ФУ. Тексты соглашений были заготовлены заранее. Виновники торжества, будущие подписанты соглашения по очереди выходили к трибуне и произносили несколько пышных слов — о конфессиональном мире в Татарстане, о непростых вызовах современности, которым надо противостоять сообща, о влиянии на умы молодежи… «Мы привыкли в Татарстане к тому, что, выходя из мечети, видим перед собой православный храм, и наоборот», — заявил муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин. Ему вторил председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата, протоиерей Всеволод Чаплин: «Сила нашей страны — в ее многообразии и богатстве. Мы богаты разными национальностями и разными религиозными традициями. Одна из этих по-настоящему российских традиций — искусство диалога. Сегодня мир теряется, как ему жить: для кого-то важны светские ценности, для кого-то — религиозные. Мир забыл опыт, в рамках которого мы сознаем, что мы разные, но это не мешает, а помогает нам жить вместе».

Слово «вместе» послужило, по всей видимости, сигналом к тому, что за одним столом сошлись ректор К(П)ФУ Ильшат Гафуров, ректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий, директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин и ректор РИУ Рафик Мухаметшин. Всего было подписано два соглашения: четырехстороннее — между всеми участниками, отдельное двухстороннее — между К(П)ФУ и Российским исламским институтом.

Как пояснил позже Гафуров, скрепление подписями на практике для участников будет означать обмен преподавателями и учеными, возможность легально выступать перед разными студенческими аудиториями. «Раньше такое случалось, но за это можно было даже получить нагоняй», — признался, улыбаясь, о. Анастасий, митрополит казанский и татарстанский. — Теперь мы можем, не таясь, нести послушание в стенах духовной и светской школы».

Впрочем, как отметили сами выступавшие, все это однажды уже было в истории Казани, но затем оказалось уничтожено революцией. Мощные традиции исламоведения существовали когда-то в Казанской духовной академии (КДА). Даже первый перевод Корана на русский язык был осуществлен в XIX веке профессором КДА Годием Саблуковым. «Это говорит об изначальном дружеском отношении православных ученых к исламу», — подчеркнул о. Евфимий, ректор Казанской семинарии. «А сегодня нам не хватает специалистов, которые могли бы соперничать с дореволюционными по своему уровню, поэтому подписанное соглашение так для нас важно».

Не исключено, что к четверке российских вузов со временем, по словам игумена Евфимия, присоединится и пятый зарубежный — Папский институт исламских и арабских исследований в Риме. Но не в качестве участника соглашения, а в роли учебного заведения, где можно обучить новых арабистов и исламоведов для казанской востоковедческой школы.

В КАЗАНЬ СО ВСЕГО МИРА БУДУТ ПРИЕЗЖАТЬ УЧИТЬСЯ ПРАВОСЛАВИЮ И ИСЛАМУ

Присутствие о. Всеволода Чаплина на мероприятии было против обыкновения почти незаметно, но все же добавляло веса всему происходящему. Один из самых медийных священников Московской патриархии сидел в президиуме, сосредоточенно склонив голову к планшету, и лишь изредка подавал реплики. Но при этом сразу как бы подводилась черта под сказанным и сделанным прежде.

— Казань — это вообще традиционный центр учености, в том числе православной и исламской учености, — сказал отец Всеволод, когда церемония подписания соглашения плавно перетекла в круглый стол под названием «Православие и ислам перед вызовами современности». — Я считаю, что сегодняшнее соглашение должно в корне изменить ситуацию с религиозным образованием в России. Наши мусульмане должны со временем перестать ездить в зарубежные центры для обучения основам своей веры. Это к нам теперь должны будут приезжать.

Ильшат Гафуров пояснил, что соглашение на практике для участников будет означать обмен преподавателями и учеными, возможность легально выступать перед разными студенческими аудиториями

Надежды эти действительно большие. Это и возрождение Казанской духовной академии (о чем тоже говорили на круглом столе), и создание программ по религиозному просвещению мигрантов (в первую очередь выходцев из мусульманской Средней Азии), и борьба с религиозным экстремизмом в социальных сетях и в обыденной жизни, и формирование квалифицированных востоковедческих кадров (вот уже почти 100 лет столицей востоковедения считается Петербург, хотя Казань стоит у истоков этой науки).

— Мы недаром выбрали сегодняшний день для подписания соглашений, — замечает ректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий. — 21 ноября — день Архистратига Божия Михаила. Во-первых, его чтят и в православии, и в исламе. Во-вторых, в Казанской духовной академии, которую мы хотели бы возродить, когда-то была домовая церковь Михаила-архангела. Все это мы воспринимаем как добрый знак — того, что наши инициативы принесут добрые плоды.

Валерий Береснев