«Рабочей группе до 1 апреля 2015 года подготовить предложения по размещению объектов указанных предприятий и организаций за пределами Казани», — сказано в постановлении КМ РТ за подписью Ильдара Халикова

РАБОЧЕЙ ГРУППЕ ПОДГОТОВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ОБЪЕКТОВ ЗА ПРЕДЕЛАМИ КАЗАНИ

Предприятия, расположенные на территории береговой зоны Волги от речного порта Казани до жилого массива Отары, должны будут перенести свое производство за пределы города. Такой вывод следует из постановления кабинета министров Татарстана за подписью премьер-министра РТ Ильдара Халикова, размещенного на официальном портале правительства РТ. Постановлением формируется рабочая группа во главе с первым заместителем премьер-министра РТ Алексеем Песошиным. Она должна будет составить список предприятий и организаций, которые либо имеют на берегу свои производства, либо владеют землей, после чего, до 1 апреля 2015 года, подготовить варианты с переносом предприятий за пределы Казани. «Рабочей группе до 1 апреля 2015 года подготовить предложения по размещению объектов указанных предприятий и организаций за пределами Казани», — сказано в постановлении.

На перенос предприятий власти республики пошли «в целях дальнейшего развития и повышения туристического потенциала территории береговой зоны реки Волги». Согласно данным сервиса «Яндекс.Карты», речь идет о прибрежной линии длиной примерно в 14 километров. Вдоль берега Волги тянутся склады, базы стройматериалов, офисы различных организаций и даже заброшенные сады. На какую «глубину» от берега будет идти «зачистка», пока неизвестно — постановлением этот параметр не конкретизируется. Напомним, что в Приволжском районе расположено множество различных предприятий, которые формируют собой так называемую южную промышленную зону: «Радиоприбор», «Теплоконтроль», казанский медико-инструментальный завод, завод синтетического каучука, завод искусственных кож, завод металлоизделий, ликеро-водочный завод, винзавод «Казанский» и другие. Впрочем, непосредственно на прибрежную линию они не выходят и вряд ли зачистка будет заходить так глубоко.

В пресс-службах минтранспорта, минэкономики, минстроя, чьи руководители вошли в состав рабочей группы, газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что пока о чем-либо в конкретной форме говорить рано — перечень предприятий только начал формироваться. Это же подтвердила главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева после прошедшего вчера заседания Казгордумы. Исполком начал сбор информации о предприятиях и владельцах земельных участков вдоль берега, о каких-то выводах можно будет говорить после их анализа. Как будет благоустроена территория после переноса предприятий, также пока неизвестно.

Одним из адресов для переселения, согласно постановлению, является свияжский мультимодальный логистический центр. Его строительство началось в 2010 году, ранее сообщалось, что окончательно центр будет готов к 2015 году и его проектный грузооборот составит 14,6 млн. тонн. Согласно предположениям минтранса РТ, логистический центр способен стать центром перевозки грузов в Поволжском регионе, а со вступлением России в ВТО — крупным перевалочным пунктом экспортно-импортных грузов для всех регионов Поволжья и узловым речным портом для перевозки грузов по международным транспортным коридорам. Инвестиции в свияжский логистический центр предполагались в объеме почти 20 млрд. рублей — частные и государственные наполовину. При этом Татарстан выделил 3,4 млрд. рублей, из федерального бюджета — 6,3 млрд. рублей.

Речь идет не о самом СММЛЦ, а о прилегающих землях, уточнили «БИЗНЕС Online» в минтрансе, поскольку территория самого СММЛЦ в 193 га уже передана инвесторам. «Некоторым предприятиям, которые будут включены в перечень, может быть предложено размещение производственной базы на территории, прилегающей к СММЛЦ, — сообщила Наиля Клевлеева — пресс-секретарь министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ. — Общая площадь перспективного развития СММЛЦ составляет 1343 гектара, сейчас она проходит процедуру резервирования. На территории перспективного развития СММЛЦ предпочтение будет отдано предприятиям с инновационными технологиями».

КАК НАМ БЛАГОУСТРОИТЬ БЕРЕГОВУЮ ЗОНУ

Тема переноса промышленных предприятий за пределы города с освобождением данного участка берега Волги поднимается не первый раз. Наиболее детально об этом говорили в 2008 году, когда в столице РТ состоялся международный семинар «Градостроительная реорганизация и развитие приволжских территорий Казани». В нем приняли участие эксперты из Москвы, Великобритании, Голландии, были, конечно же, экспертные группы из Казани, которые вместе занимались разработкой концепции реорганизации и развития территории под названием «Центральная береговая зона». Тогда также звучали слова о том, что промобъекты из прибрежного южного района города необходимо переселить в северо-восточную зону, возможно, даже перенести речной порт. «Я принимал участие в том семинаре, мы делали для него целый ряд проектных предложений. Мы тогда планировали, что значительное число промышленных предприятий и различных коммунальных зон, а самое главное — грузовой речной порт с этой территории уйдут. В результате это будет достаточно привлекательной зоной для жилищного строительства и, самое главное, для формирования нового делового центра Казани», — рассказал «БИЗНЕС Online» Александр Дембич — завкафедрой градостроительства КГАСУ.

Отметим, что кафедра градостроительства КГАСУ вместе с муниципалитетом исследует эти территории в рамках курсового и дипломного проектирования. Наработанный к сегодняшнему дню графический и текстовой материал заслуживает отдельного серьезного представления: варианты реновационного использования этих территорий представлены предельно широко: от размещения жилых комплексов различной этажности до многофункциональных комплексов различного назначения. Впрочем, тогда каких-либо конкретных сроков по изменению береговой зоны названо не было, на конкретных планах не остановились, а власти города переключились на решение другой масштабной задачи — организации Универсиады с ее многочисленными стройками.

Александр Дембич и Татьяна Прокофьева
Александр Дембич (слева от главного архитектора Казани Татьяны Прокофьевой): «Это будет достаточно привлекательной зоной для жилищного строительства и, самое главное, для формирования нового делового центра Казани»

А в апреле прошлого года на деловом понедельнике мэр Казани Ильсур Метшин сообщил, что Казань должна «прирасти» теми территориями, которые на сегодня не задействованы в активной жизни города. «Территории и здания стоят пустующими, там ничего не делается годами. А городские власти вынуждены искать площади под жилую застройку за пределами Казани, как, скажем, было с «Салават Купере». А потом решать, как вывозить оттуда, за десятки километров, мусор, решать проблемы скорой помощи. Этот вопрос назрел», — сказал мэр.

ЗОНА МЕЖДУ ВОЛГОЙ И ОЗЕРАМИ КАБАН ОЧЕНЬ ЦЕННА

Эксперты оценили газете «БИЗНЕС Online» возможный перенос предприятий.

Андрей Устинов — старший преподаватель кафедры градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ:

— Проблема освоения береговой линии Волги стала актуальной вследствие образования Куйбышевского водохранилища в конце 50-х годов прошлого столетия, то есть более полувека назад. Ранее волжский берег располагался довольно далеко от городской застройки, а главной городской рекреацией была Русская Швейцария на берегу Казанки в районе улицы Подлужной.

С приходом Волги вплотную к городу и строительством порта юго-западная часть города оказалась крайне привлекательной для формирования здесь промышленной зоны. Потребовалось много десятилетий для осознания казанцами социальной и рекреационной важности этого берега Волги.

В настоящее время от поселка Отары до речного порта берег большей частью используется расположенными на берегу складскими и промышленными предприятиями, а свободно доступные участки берега непривлекательны с рекреационной точки зрения. Примечательно, что генеральный план муниципального образования (городской округ Казань) не предусматривает радикального изменения функционального назначения юго-западной промышленной части города, хотя территории, занятые этими предприятиями, используются далеко не полностью.

Насколько я могу себе представить, каких-то конкретных планов относительно использования береговой линии у муниципалитета нет. Сейчас одна из наиболее модных тем в городском планировании — туризм. Но туризм включает в себя и скалолазание, и осмотр достопримечательностей, и пляжный отдых, и прочее. Для того чтобы говорить о туристической привлекательности рассматриваемых территорий, необходимо определиться с туристической направленностью.

Элеватор
Казанский элеватор

Какой бы ни оказалась реновация береговой линии в обозримом будущем, она будет зависеть от речного порта, сохранившихся и активно действующих предприятий, а того пуще — от городских очистных сооружений, перенос которых — очень большая проблема.

Пассажирский речной порт является важной узловой точкой в планировочной структуре центра Казани. Очевидно, он может быть подвергнут реконструкции, но его исчезновение не окажет положительного влияния на жизнь этой части города. С грузовым портом сложнее. Конечно, его значение с ростом грузоперевозок другими видами транспорта и упадком водных перевозок в постсоветский период сильно понизилось, но неизменно высоким спросом пользуется обеспечение города инертными материалами для массового строительства.

Песок, щебень, ПГС и ОПГС — расположенные здесь предприятия обеспечивают ими весь город. Куда перенести эти склады и жизненно важные для города производства бетона? Потесниться? Возможно, но это потребует жесткого структурирования и изоляции грузовых потоков. Такое изменение функционального назначения береговой линии потребует изменения многих сотен гектаров прилегающих территорий. Стоимость которых может оказаться несоизмеримой с полученными дивидендами. Впрочем, дорогу осилит идущий, и в помощь ему будет тщательно обозначенная идеология затеянных перемен.

Изменение функционального назначения береговой линии потребует изменения многих сотен гектаров прилегающих территорий. Стоимость которых может оказаться несоизмеримой с полученными дивидендами

Нафиса Мингазова — завкафедрой природообустройства и водопользования КФУ:

— Речь идет о знаменитой южной промышленной зоне, которая начала образовываться в XVII - XVIII веках и где расположены десятки предприятий. Часть из них была закрыта, часть оптимизировалась, но в свое время все они — и «Теплоконтроль», и РТИ, и завод синтетического каучука, и ТЭЦ — оказывали очень большое негативное воздействие на систему озер Кабан. Ведь эти предприятия загрязняют не только воду, там имеются также еще и выбросы в атмосферу. Поэтому качество воздуха, почвы, древесных насаждений, растительности — все это требует очень серьезных мер по рекультивации этой промышленной зоны. Разговоры о необходимости такого решения идут уже давно, постоянно готовятся проекты о развитии этих территорий. В 2008 году в Казани прошел даже знаменитый семинар о реконструкции этой территории, и большинство представленных там проектов предполагало использование этой территории под реставрацию, под создание «зеленого коридора» с последующим превращением ее в туристическую зону. Эта зона между Волгой и озерами Кабан очень ценна еще и в том смысле, что примыкает к водным ресурсам. Но на сегодняшний день это один из самых заметных по негативному состоянию районов Казани. Вывод этих предприятий или прекращение их деятельности, безусловно, скажется позитивно на оздоровлении этих территорий. Но этот вывод требует еще и целого ряда мер по приведению в порядок, по рекультивации и экологической очистке этих территорий.

Виталий Логинов — председатель правления союза архитекторов РТ:

— При переносе можно сильно не углубляться от берега, достаточно создать некую зону вдоль воды. Если построить красивые дома, офисы, привести в порядок территорию, сама прелесть будет в том, что можно будет причалить фактически к центру города на яхте, лодке или небольшом корабле. Это даст развитие тому району города, который сегодня местами больше похож на промзону. Можно сделать парковую зону.

Конечно, необходимо убирать речной порт подальше вверх по Волге к логистическому центру, хотя это не очень правильно с точки зрения экологии, поскольку вся грязь потечет в Казань. Элеватор тоже вполне возможно построить на новом месте за один год, и стоимость его не такая большая. В итоге это будет ценная и богатая территория. В Буэнос-Айресе сделан уникальный проект с точки зрения вывода речного порта с той территории, где он находился. На прежнем месте, ниже по реке Ла-Плата, появились самые шикарные квартиры, рестораны, бутики. Знаменитый архитектор Сантьяго Калатрава построил там уникальный вантовый «мост женщины», который теперь демонстрируют туристам. Это действительно привлекает и создает уникальную атмосферу. Довольно тихое место, поэтому там покупают жилье очень богатые люди. Почему бы и в Казани не создать подобный район?

ЦЕНЫ ВЫРАСТУТ В РАЗЫ

Андрей Савельев — директор «НЛБ-недвижимость»:

— Сейчас земля в этом районе непопулярная и недорогая. Если брать землю категории ЖС, то стоимость около 100 - 150 тысяч рублей за сотку. Если же эту территорию начнут развивать и она будет достаточно интересной, я бы ожидал увеличение цен до 200 - 250 тысяч рублей. В целом территория там достаточно привлекательная, речной порт, Волга… Но отмечу, все будет зависеть от того, что и как на ней сделают. Если убрать промзону, развить инфраструктуру, то арендная ставка на офисные помещения вырастет с настоящих 400 рублей за «квадрат» до 700 - 800. То же самое с жильем. Сейчас квартиры в этом районе дешевые, например, однокомнатная хрущевка будет стоить около 2 миллионов рублей. Отмечу, что это Вахитовский район. Благоустройство территории увеличит эту цифру до 2,2 - 2,3 миллиона рублей.

Равиль Каримов — экс-глава Приволжского района Казани:

— Сегодня на территории Приволжского района находится ориентировочно 50 - 60 предприятий. Предположу, что перенос может затронуть такие предприятия, как «Татфлот», Казанский элеватор, «Казаньсоль», продовольственный рынок и продовольственные склады, гаражи для частных авто, садоводческое товарищество, склады для хранения инертных материалов, производства по выпуску бетона и изделий из бетона. Надеюсь, что в итоге это будет красивая набережная, продолжение Кремлевской набережной с развитой инфраструктурой.

Валерий Абсалямов — директор ЦДН «Валери»:

— Если эту промзону превратить в благоустроенный участок земли, то стоимость недвижимости значительно вырастет. Акватория Волги никуда не денется, на этом участке очень хорошее пространство и воздух хороший — земля очень интересная. Что касается цен, я не слышал, чтобы там кто-то что-то продавал. Если промзону оттуда уберут и землю переведут в категорию Ж3, Ж4, Ж5, ценник на жилье там будет совсем другой. Идея очень хорошая, там можно создать очень хороший микрорайон недалеко от центра. При этом земли там достаточно много, я не удивлюсь, если власти возьмутся за эту территорию, то ее стоимость увеличится в разы.

МЫ ХОТЕЛИ РАЗМЕСТИТЬ ТАМ СИТИ-ЦЕНТР, НО…

Рашит Низамов — ректор КГАСУ:

— Все земли, которые выходят на Волгу, являются ценными и важными для развития города территориями. История образования этой зоны всем известна, понято, что нужно было место, где было бы удобно подвозить к городу речным путем разные материалы, и тогда это было бы нормально. Но сейчас город растет и территория речпорта оказалась внутри города, перестала развиваться. Предложение о выносе этих предприятий было и у нашего института. Мы хотели разместить там сити-центр, разместить комплекс правительственных зданий. Но это предложение поддержано не было. А сейчас пришло время, когда мы в состоянии уделять время не только качеству продуктов питания, но и качеству окружающей среды. Я рад, что сейчас обратили внимание на эту территорию, которая будет развиваться, в результате чего мы получим участок города с выходом на набережную. И хорошо, если вопрос о переносе удастся решить с собственниками этих предприятий. Кроме того, я хотел бы заметить, что на этой территории должен быть расположен и один из жилых микрорайонов Казани. Наши архитекторы тоже говорят, что если там будет одна туристическая зона, то она будет мертвой. Там должны жить люди, гулять по улицам, а если это будет просто зона отдыха, то это будет пустынным, не дающим никаких эмоций местом.

Светлана Пименова — директор туристической компании «Итиль-тур»:

— В большинстве городов на Волге есть просто великолепные набережные, по которым с удовольствием гуляют туристы. Если бы и у нас этот проект был осуществлен, это было бы замечательно. Казань просто обязана сделать набережную вдоль Волги и благоустроить эту территорию вместо промзон и заводов. Географически можно сделать очень длинную и шикарную набережную вдоль берега. Можно сделать, чтобы люди и в центр города могли попасть пешим путем. Это, конечно же, будет большим туристическим плюсом.

Всю территорию вокруг речного порта необходимо сделать пешеходной зоной. Правда, в той стороне есть большой неблагоустроенный квартал. Его тоже нужно облагораживать, чтобы люди не пугались, выходя с красивой набережной в эти трущобные заросли. Мы дождались, сделали набережную Казанки. Думаю, дождемся и шикарной набережной вдоль Волги.