Депутаты усомнились в открытости и прозрачности формирования тарифов

ПО ФОРМЕ ПРЕТЕНЗИЙ НЕТ. ЕСТЬ ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ

Сегодня на комитете Госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству речь пошла про прозрачность тарифов. Тема всплыла довольно неожиданно, потому что Фарит Ханифов — первый замминистра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, сначала выступил с оптимистичным докладом «о практике работы Лениногорского района в сфере оказания населению жилищно-коммунальных услуг». После которого депутат Мунир Гайнуллов спросил: а не стимулируем ли мы сами создание мелких управляющих компаний со своим штатом, автопарком, личными секретарями... В 2010 году правительство РТ приняло постановление №251, которое устанавливает норму оптимальной управляемости многоквартирными домами в составе одной управляющей организации не выше 100 тыс. кв. м общей площади. «Кто-то анализировал ситуацию?» — просил Гайнуллов. Ханифов ответил, что это лишь рекомендованная норма и все зависит от эффективности работы самой УК.

А дальше заявил: «Жизнь сама отфильтрует управляющие организации. Сегодня линия прозрачности в ЖКХ хорошо раскрутилась. Население само может смотреть, какая управляющая компания что делает, правильно или неправильно».

Судя по всему, с фразой о прозрачности некоторые депутаты не согласились. «Я понимаю, что население может, но в этом случае каждый должен быть специалистом, — сказал исполнительный директор некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при президенте РТ» Талгат Абдуллин.Поставить контроль таким образом, чтобы не могли отвертеться обманщики — и будет нормально». И предложил увеличить полномочия Госжилинспекции.

IMG_2755.jpg
Талгат Абдуллин: «У нас же сегодня в республике никто не отвечает, почему именно такой тариф [установлен]»

Минстрой ответил: в штате Госжилинспекции и так более 200 человек. «У немногих субъектов имеется такая армия». Абдуллин, извинившись, прервал.

— Не только жилье и квартиры, но и оказание услуги подачи воды, водоотведения, вывоз мусора, тепло, формирование тарифов. Можно задать этим организациям вопросы, почему тарифы такие? У нас же сегодня в республике никто не отвечает, почему именно такой тариф [установлен], — заявил он.

— Как это? — удивился Ханифов.

— Ни одного открытого тарифа нет, — констатировал депутат.

— Если я вас понял, то хочу ответить, что у нас сегодня тарифы, кто их пишет — все расписаны. Мы их понимаем. Все четко. Жилинспекция как раз и отслеживает то, о чем вы сейчас меня спросили.

— Кто проверяет, соответствует ли необходимости то, что сделали комитет по тарифам, муниципалитет или минстрой? Кто может прийти и сказать: ну-ка, покажите и объясните?

— Если вы как депутат... — начал Ханифов.

— Я не депутат, я как жилец. Объясните населению. Я-то знаю, кто пишет тарифы. Но правильно они написали или нет? Могу я объединиться и создать какую-то экспертную комиссию и попросить выдать мне документы, которые необходимы? — спросил Абдуллин.

— Да, вы пишете, и такой документ будет выдан.

— А рассказывают, что нет. Потому что эта информация до определенной степени закрыта. Да, есть часть открытой. Но есть то, чего нельзя показывать. Хотя бы покажите, кто может вмешаться? ФСБ? Они в душу залезут при необходимости.

— На сессии принимают тарифы. Куда еще более демократичный способ разобраться, чего сколько стоит? — ответил замминистра

— А кто дает в комитет по тарифам информацию и свои расчеты? Те же самые энергоснабжающие организации, — продолжил Гайнуллов.

— Но согласуя с исполнительными органами местного самоуправления, — добавил замминистра.

— Это форма. Не содержание, — сказал глава ГЖФ.

В итоге Ханифов пообещал учесть пожелания депутатов.

«ПОКУПАЯ ТОРТ, МЫ ЖЕ НЕ ОПЛАЧИВАЕМ ОТДЕЛЬНО МУКУ, ОТДЕЛЬНО САХАР»

Марат Нуриев — директор УК «Уютный дом»:

— Тарифы на коммунальные услуги у нас принимаются комитетом по тарифам кабинета министров Татарстана. Как я понимаю, их назначают сами поставщики услуг. Конечно, мы эти тарифы не знаем и не видим. И для нас пока тарифы за коммунальные услуги тоже не совсем понятны, могу это подтвердить. К нам часто обращаются люди по поводу тарифов, но так как у нас самих нет понимания, что и как формируется, то объяснить мы не можем.

Конечно, населению нужно рассказывать, допустим, из чего формируется стоимость гигакалории по теплу, то же самое по холодному снабжению, по водоотведению. У нас в Татарстане давно принято присылать населению счет-фактуры с полной расшифровкой — до 22 пунктов. А во многих регионах получают одну бумажку и не понимают, куда идет эта сумма. И так же жилищные услуги — все полностью раскрыто. Если за уборку придомовой территории мы платим условно 3 рубля 5 копеек, там расшифровано: сколько идет на подготовку песко-соляной смеси, сколько — на инвентарь, сколько — на зарплату, на налоги.

Думаю, так же нужно показать, за счет чего формируют эти тарифы. Допустим, у нас до сих пор не определено, кто должен платить за химочищенную воду. Нам выставляют дополнительную плату. Мы считаем, это должно быть включено в тариф. Когда покупаем торт в магазине, мы же не оплачиваем отдельно муку, отдельно сахар?

Михаил Застела — член экспертного совета комитета по ЖКХ Совета Федерации:

— Вы мне поверьте, тариф считается очень серьезно. Я как член общественного совета все это наблюдаю — там все достоверно. Вопрос в другом: есть тарифы на жилищные услуги. Есть нормативы, по которым они считаются. Проблема в том, что они усредненные. То, что приводится в решении города, — это верхние показатели. Раз в год люди могут на них повлиять (управляющая компания обязана проводить встречу с жителями) и соответственно получить объяснения по каждому пункту. На мой взгляд, даже верхние тарифы — они не завышены. Например, вы живете в доме 2-этажном, а ваш сосед в доме 10-этажном, а убираемая площадь одинаковая. Нельзя же в пять раз по-разному брать с человека? Поэтому существует усреднения, что противоречит понятию перекрестного субсидирования, но в такой системе я не вижу возможности что-то изменить. Единственная реальная возможность — иметь приборы учета, и по ним должна выставляться оплата за тепло, за воду, за канализацию и за электричество. Тут все будет прозрачно и нормально. Но это требует обязательного участия населения, сегодня в Жилищном кодексе предусмотрено понятие «старший по дому», этот человек и должен этим заниматься. Периодически завышение как происходит? Смотрите, есть компания «Чистый город» — она окучивает все здания по вывозу мусора, но ТСЖ находят их конкурентов, где это чуть дешевле. Аналогично ТСЖ установили в городе цену за лифты, а я вот нашел компанию в ТСЖ, которая меньше берет. Важно не просто ругать, важно в этом участвовать — все умные, но участвовать не хотят, все остается на уровне ворчания. Организуйте ТСЖ и командуйте сами жилищными тарифами. За тем, как формируются тарифы, должны следить сами жители, а перед этим прочесть Жилищный кодекс.