Европейское правительство выделяет миллионы евро, чтобы спасти сельское хозяйство от российских санкций. Алина Белкинс — казанская журналистка, ныне постоянно проживающая в немецком Лейпциге, в своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», рассуждает об отличиях немецкого фермера от своих российских коллег. И разъясняет, почему в Германии не зазорно жить в деревне.
КРАШ-ТЕСТ ДЛЯ МОЛОЧНИКОВ
10 килограммов капусты по 3 евро (а порой и вовсе по 49 центов!) или 10 кило картошки за 1,99. Редиска то по одному центу, то по 9, полкило грибов стоят меньше евро... Мечты? Нет, просто санкции.
Именно они, направленные против России, бумерангом ударили по собственному сельскому хозяйству. После отказа России потреблять европейское мясо и фрукты-овощи, европейская комиссия поручила Германии помочь соседям в сбыте.
Так оказались в стране дополнительные 13100 тонн яблок, 2 тысячи тонн груш и тысяча тонн капусты. А потому и стоимость многих немецких овощей порой просто смехотворна. Кстати, нашумевшие польские яблоки и испанские мандарины тоже можно купить по божеским ценам.
Однако ликование потребителя омрачается тоской производителя. С введением Россией санкций сбывать продукцию становится все тяжелее. На днях стартует второй пакет помощи для производителей, призванный облегчить участь фермеров. И если на первую программу из аграрного бюджета Евросоюз выделил 125 миллионов евро, то на второй «вспомогательный» виток приходится уже 165 миллионов евро. Но не успела поддержка реализоваться, как появилась другая новость о возможной отмене квот для фермеров, на которую крестьяне реагируют не очень позитивно. И пока правительство призывает использовать кризис как шанс для инноваций сельского хозяйства, фермеры заранее приравнивают 2015 год к краш-тесту для молочных животноводств и отмечают, что при нынешней ситуации разведение коров нерентабельно.
Не согласиться с таким утверждением трудно. Особенно, судя по магазинным ценам в некоторых землях страны, когда литр молока в течение нескольких дней стоил 10 центов (вместо обычных 56 - 59 центов).
Как гласит немецкое изречение, «человек есть то, что он ест». Не сказать, чтобы немцы были гурманами, но придерживаться здорового питания стараются. Особенно теперь. Рай для вегетарианцев и сыроедов.
Впрочем, и любителей мяса не обделили — стоимость свинины, говядины, курятины, индюшатины вполне демократична. Даже аргентинские стейки и мясо бизона продаются со скидкой время от времени.
Что мне нравится в немецких магазинах, так это разнообразие и доступность товара. Захотел мяса утки или гуся? Пожалуйста! Потянуло на «фазанятину», кабанятину, оленину или мясо косули — не вопрос. Они, правда, в магазинах продаются замороженными.
На мой взгляд, фазан по 13 евро за килограмм, пусть и замороженный, вполне бюджетный вариант. Любители свежего мяса диких животных отправляются в Лейпциге на рынок (по вторникам и пятницам) и там отовариваются. Цена удовольствия — 30 - 40 - 50 евро. Кстати, любую дичь по аналогичным ценам можно заказать и в специальных интернет-магазинах.
А на рынок же съезжаются фермеры из ближайших городов и весей, торгуют наисвежайшими продуктами со своего хозяйства.
РЕАЛИТИ ШОУ ДЛЯ ФЕРМЕРА
Здесь, пожалуй, внесу уточнение — то, что в России принято называть селом или деревней, в Германии именуется маленьким городком. Немцы предпочитают не кучковаться в мегаполисах, а жить в маленьких городках. Благо жизнь в деревне сопровождается бытовым комфортом — дома с удобствами внутри, а не во дворе, исправно функционирует канализация, электричество и интернет без перебоев. В городе хорошие дороги, опрятные улочки, школы, магазины, аптеки. Есть все, что нужно для полноценной жизни. Хотя на работу и большой шопинг жителям приходится выбираться в крупные города. Или же вовсе покупки совершить дома в интернет-магазинах. Зато свежий воздух и минимум криминала гарантированы.
Наверное поэтому крупных немецких городов не так уж много. Берлин считается самым многочисленным — почти 3,5 миллиона жителей. За ним следуют Гамбург, Кельн, Мюнхен. Франкфурт-на-Майне, знаменитый европейским центральным банком и «майнхэттеном», населяют около 700 тысяч человек, Дрезден и Лейпциг — более полумиллиона жителей в каждом. Причем обычно в начале года лейпцигские газеты пестрят радостной статистикой, что население города по численности вновь обогнало Дрезден на несколько десятков человек, а значит Лейпциг по-прежнему остается крупнейшим городом Саксонии. Всегда с улыбкой встречаю такие новости, вспоминая, что в Казани прирост населения исчисляется тысячами и воспринимается как само собой разумеющееся.
Но возвращусь к жителям деревень. Опять же замечу, что здесь не зазорно быть фермером. То есть такой негласной градации, как в России, на первосортных «городских» и «второсортных» деревенских, в Германии нет. Да, есть пренебрежительное понятие Landei, в переносном смысле — деревенщина (дословно «яйцо с земли», то есть со своего хозяйства, не с птицефабрики). Так называют ограниченного, неотесанного, некультурного человека. Употребляется такое слово очень редко и несет, скорее, саркастический оттенок, чем негативно-уничижительный. Фермеры не выброшены из жизни городского общества, а активно в ней задействованы. И не только на выездных рынках.
Большой популярностью пользуется реалити-шоу «Крестьянин ищет жену» (Bauer sucht Frau), в котором претендентке на роль жены фермера предстоит взвалить на себя заботы сельской жизни, помочь холостяку по хозяйству и выгодно подать себя. От многочисленных пародий шоу не становится менее популярным. Передачи про жизнь фермеров — не редкость на немецком телевидении. Детям с экранов и со страниц книг просто и доступно рассказывают о премудростях ведения сельского хозяйства, производстве молока и благородном труде фермеров. Для аграриев есть специальный информационно-развлекательный сайт и телевидение.
По окончании сбора урожая труженики могут отдохнуть на осенних фестивалях. Мне же в жизни немецких фермеров больше всего нравятся их условия труда — хорошая техника, продуманный инвентарь и минимум грязи. И работнику хорошо, и скотина счастлива. А стратегия и аккуратность работы видны невооруженным глазом с приличного расстояния. Я увидела разницу между немецкими и русскими полями из самолета. Как тут не вспомнить избитую фразу «узнай страну по фотографии».
Пару дней назад закончилась выставка для фермеров в Ганновере, посвященная разведению и содержанию домашнего скота. Хотя до Германии еще не дошла мода на классическую музыку в коровниках, выглядят телочки все равно бодро и умиротворенно. Меня в этом мероприятии умилил не столько факт того, что, кроме кормов и техники в павильоне выставлялись живые коровы, сколько конкурс коровьих причесок (Kuhfitting). То есть, чистая, здоровая и ухоженная буренка — это еще не предел. Придать ей «глянцевый» вид, постричь, сделать качественную укладку и было задачей соревнующихся специалистов-куфиттеров (Kuhfitter), то есть коровьих стилистов. Оказывается, искусство это довольно трудоемкое и требует помимо физических усилий немало технических приспособлений. Одна машинка для стрижки стоимостью 2 тысячи евро о многом говорит. Кстати, победил в конкурсе 28-летний Христиан Путц, с 8 лет помогавший родителям по хозяйству и закончивший в Бельгии Европейскую школу скотоводов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 65
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.