ПОЯВЛЕНИЕ ВАЖНОЙ НАУЧНОЙ ПЛОЩАДКИ

Необходимо отметить, что до сих пор основные контакты между православными и мусульманами в нашей стране проходили в рамках общественных организаций или совещательных органов. Наиболее известные и авторитетные из них — это межрелигиозный совет России и совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России. А вот научной площадки, где могли бы на постоянной основе встречаться православные и исламские богословы, а также светские религиоведы, до сих пор не было. Это, наверное, вполне закономерно, так как конфессиональное образование в России стало активно развиваться только в последние 20 лет и нужно было время, чтобы накопить потенциал, дающий возможность для взаимодействия в научной сфере. Теперь уже можно говорить о том, что сообщество конфессиональных теологов и светских специалистов в области религиоведения в целом сформировано.

Однако по замыслу сторон-участников сотрудничество в рамках соглашения не должно ограничиваться сугубо научными вопросами — помимо научной составляющей данного соглашения важен и общественный резонанс, который оно будет иметь. Каково же общественное измерение данного соглашения? Какую пользу могут получить от него простые верующие обеих конфессий или граждане, не идентифицирующие себя с той или иной конфессией?

В первую очередь значение имеет уже сам факт диалога и коммуникации. Это не означает, что до подписания данного документа между православными и мусульманами не было никакого взаимодействия, но соглашение институализирует те достаточно многочисленные контакты, которые уже давно имели место в области православно-мусульманских отношений, придает им новый, более высокий и значимый статус.

Соглашение институализирует те многочисленные контакты, которые уже давно имели место в области православно-мусульманских отношений
Соглашение институализирует те многочисленные контакты, которые уже давно имели место в области православно-мусульманских отношений

Во-вторых, важно то, что соглашение заключается между научными и образовательными учреждениями, половина из которых — духовные учебные заведения. Это определяет ведущую роль духовно-интеллектуальной составляющей во взаимодействии между ведущими конфессиями России. Не секрет, что очень часто нестабильность и конфликты возникают именно в тех странах, где плохо знают вероучение конфессий, к которым принадлежит большинство граждан, а также собственную историю. Еще хуже, когда история — а подчас и вероучение — подвергается ревизии в угоду сиюминутной политической конъюнктуре. Иными словами, для полноценного диалога и лучшего взаимопонимания необходимо глубокое знание вероучения и истории конфессии стороны-партнера. В этом смысле важно развивать как христианское исламоведение, так и изучение со стороны традиционного ислама православия (христианства — буду употреблять эти понятия как тождественные) во всей совокупности его проявлений.

Наконец, важно и то, что участниками соглашения выступают как конфессиональные, так и светские учебные заведения и научные институты. Таким образом, появляется площадка не только для межконфессионального диалога, но и для светско-конфессиональных контактов. Этим подчеркивается, что в современном обществе светское и конфессиональное образование ни в коем случае не противопоставляются, но сосуществуют и взаимодействуют в рамках единого духовно-интеллектуального процесса, развивающегося в интересах всего общества.

Патриарх Кирилл на XVIII Всемирном русском народном соборе
Патриарх Кирилл на XVIII всемирном русском народном соборе

СТОЛКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ И МУСУЛЬМАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ — САМЫЙ ПРОСТОЙ ПУТЬ К ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ

11 ноября в Москве под председательством патриарха Кирилла состоялся XVIII всемирный русский народный собор, на котором присутствовали в том числе представители традиционных религий и народов России. Выступая на открытии этого форума, патриарх сказал: «2014 год открыл новую главу во всемирной истории, главу сложную, драматическую, ознаменовавшую окончание того, что условно можно назвать постсоветским миром. Этот мир оказался хрупким. В нем не сложилось устойчивого порядка, основанного на взаимопонимании и взаимном уважении людей, относящихся к разным культурам и цивилизациям».

Очевидно, что этот порядок не сложился именно потому, что в странах, образовавшихся в результате распада Советского Союза, возобладали центробежные силы, а приоритетами в развитии общества стали считаться почти исключительно экономические факторы. В этой ситуации голос церкви, которая предупреждала о возможных печальных последствиях игнорирования духовной составляющей жизни общества, оставался гласом вопиющего в пустыне. Сегодня настало время исправлять эти ошибки, если мы не хотим, чтобы Россию постигла участь Советского Союза.

Фото: kazan-mitropolia.ru

Православие и ислам — это две мировые религии, которые определили евразийскую идентичность российской цивилизации. Конечно, Россия не единственная страна, где исторически проживают мусульмане и христиане, однако практически ни одна страна в мире не может похвастаться опытом мирных и сбалансированных отношений между последователями обеих конфессий. К сожалению, силы, заинтересованные в мировой нестабильности, самым коротким путем к достижению своих целей считают столкновение христианской и мусульманской цивилизаций. За примерами далеко ходить не надо — Сирия и Ирак, которые до недавнего времени являли пример достаточно гармоничных отношений между христианами и мусульманами, сегодня превратились в очаги братоубийственной войны.

Очень хотелось бы, чтобы Россия явила миру противоположный пример — пример созидания единой цивилизации, в основу которой была бы положена общность ценностей, разделяемых традиционными конфессиями, и в первую очередь православием и исламом. В этой системе ценностных координат сама по себе Россия как уникальная цивилизация, как историческая общность многих народов представляет собой важнейшую ценность. Сегодня это особенно важно осознать перед лицом тех угроз, которыми окружена наша страна. Не сомневаюсь, что в реализации задачи по построению и развитию российской цивилизации особая роль принадлежит Татарстану. Будем надеться, что и соглашение, направленное на активизацию взаимодействия ведущих российских центров изучения христианства и ислама, внесет весомый вклад в это важное дело.