Типография ЗАО «Тафлекс»
«Тафлекс» подал в Арбитражный суд РТ иск о взыскании с госкомитета РТ по закупкам 10 млн. рублей убытков в виде упущенной выгоды (на фото — типография предприятия)

«ВОЗМОЖНО, ЦЕНА БЫЛА ПРОСТАВЛЕНА ПОЗДНЕЕ»

Как рассказал «БИЗНЕС Online» владелец ЗАО «Тафлекс» Андрей Герасимов, все началось с того, что 25 ноября 2013 года управление государственных закупок РТ (впоследствии получившее статус госкомитета РТ по закупкам) провело открытый конкурс на изготовление 60 млн. штук стикеров с учетной информацией. Такова ежегодная потребность ГБУ «Республиканский центр независимой экспертизы и мониторинга потребительского рынка» при Госалкогольинспекции.

Эти стикеры для наклейки на бутылки центр выдает поставщикам после проведенной экспертизы качества. Процедура добровольная, но без наклеек розница брать алкогольную продукцию на реализацию опасается. Оптовикам партия стикеров обходится в 84 копейки за штуку, центр же заказывает их печать в типографиях, заключая ежегодный контракт по результатам конкурса.

В прошлогоднем тендере участвовали три типографии: ООО «Типография Рост», ЗАО «Тафлекс» и ООО «Куранты». Начальная (максимальная) цена была установлена в размере 42,6 млн. рублей (71 копейка за один стикер). «Куранты» предложили цену 40,8 млн. рублей, «Тафлекс» — 38,4 млн. рублей. В результате победителем была названа типография «Рост», которая дала 38 млн. рублей.

Андрей Герасимов
По мнению владельца «Тафлекса» Андрея Герасимова, было очевидным, что победителем конкурса на получение госзаказа стала подставная фирма

Результаты конкурса озадачили «Татфлекс», который начал разбираться, кому проиграл. Выяснилось, что известная нижегородская типография «Рост» не имеет к победителю никакого отношения. Более того, казанское ООО «Типография Рост» было зарегистрировано всего лишь за две недели до проведения конкурса, его учредителем был некто Сергей Егоров, который также владел еще несколькими зарегистрированными им фирмами-пустышками в Зеленодольске и Волжске. По мнению Герасимова, было очевидным, что победителем конкурса на получение госзаказа на десятки миллионов рублей стала подставная фирма.

В пользу этой версии говорит и тот факт, что в апреле 2014 года ООО «Типография Рост» сменило собственника — им стал не кто иной, как третий участник тендера — владелец типографии «Куранты» Андрей Мартынов. Правда, в мае он переписал «Куранты» на свою жену Галину Мартынову.

Не согласившись с результатами проведенного конкурса, 3 декабря 2013 года ЗАО «Тафлекс» подало жалобу в УФАС, расследование которого выявило интересные детали. Оказалось, что «Рост» вообще не мог быть допущен к участию в тендере — конкурсные документы не были сброшюрованы, а цена была вписана ручкой, что дает основание подозревать сговор победителя с конкурсной комиссией. Впрочем, взрывоопасная тема возможного сговора в дальнейших судебных разбирательствах не нашла своего развития. Истец лишь ограничился констатацией того, что, «возможно, цифра была проставлена позднее».

В итоге УФАС потребовало отменить результаты тендера. Управление госзакупок РТ с этим не согласилось и попыталось обжаловать решение в Арбитражном суде РТ, но безуспешно. Тяжба дошла до Федерального арбитражного суда Поволжского округа, который оставил кассационную жалобу чиновников без удовлетворения. Решение об отмене результатов тендера вступило в законную силу.

«ТАФЛЕКС» И ИНВЕСТОР ИЗ ВОЛГОГРАДА

Присмотримся к участникам тендера. Как стало известно «БИЗНЕС Online», тендеры на печать стикеров компания «Тафлекс» исправно выигрывала до 2009 года. По стечению обстоятельств юристом этой компании работала дочь Алексея Казакова, который 15 лет возглавлял Госалкогольинспекцию РТ. Однако в 2009 году его сменил на этом посту Игорь Марченко, и удача сразу же от «Тафлекса» отвернулась. После этого все тендеры начали выигрывать «Куранты».

Оборот компании за 2013 год составил 323,2 млн. рублей

Герасимов выкупил «Тафлекс» лишь в конце 2012 года. На тот момент он являлся владельцем 75% акций волгоградской типографии «Флексапринт» — конкурента «Тафлекса» на российском рынке. Как рассказали источники «БИЗНЕС Online», знакомые с ситуацией, сейчас Герасимов продает акции «Флексапринта», чтобы сконцентрировать свои усилия на развитии казанской типографии.

Оборот компании за 2013 год составил 323,2 млн. рублей — компания занимается изготовлением наклеек и этикеток по заказу «Омсквинпрома», концерна «Калина», «Татспиртпрома» и других клиентов. Правда, в результате технического переоснащения типографии компания имеет большую кредитную задолженность и большая часть прибыли уходит на погашение лизинговых платежей. Выигрыш выгодного госконтракта был бы как нельзя кстати. Но, как оказалось, не тут-то было.

39035.jpg
Тендеры на печать стикеров «Тафлекс» исправно выигрывал до 2009 года, пока юристом этой компании работала дочь Алексея Казакова, 15 лет возглавлявшего Госалкогольинспекцию РТ

«РЕШЕНИЕ БУДЕТ ИМЕТЬ ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ХАРАКТЕР»

Имея на руках вступившее в силу решение УФАС об отмене результатов тендера, «Тафлекс» в сентябре этого года обратился в Арбитражный суд РТ, потребовав привести стороны в первоначальное положение с возвращением полученного по сделке. Однако это оказалось невозможно. В суде отметили, что государственный контракт, заключенный по итогам оспариваемых торгов, уже фактически исполнен. Это исключает возможность приведения сторон в первоначальное положение, делает невозможным проведение нового конкурса и заключение нового контракта на условиях, предусмотренных в конкурсной документации.

В результате технического переоснащения типографии компания имеет большую кредитную задолженность и большая часть прибыли уходит на погашение лизинговых платежей

Тогда руководство «Тафлекса» нашло новую тактику. Теперь Герасимов намерен взыскать с госкомитета по закупкам убытки в виде упущенной выгоды. «Если бы конкурсной комиссией не были допущены доказанные арбитражными судами нарушения законодательства, то ЗАО «Тафлекс» было бы победителем открытого конкурса, в результате чего компания бы получила прибыль. Соответственно, в результате нарушения законодательства единой комиссией уполномоченного органа — управления государственных закупок РТ — ЗАО «Тафлекс» понесло убытки в виде упущенной выгоды», — пояснила позицию компании юрист Диана Овсянникова.

По ее словам, в целом по России подобная судебная практика есть, суды удовлетворяют иски о компенсации убытков к госорганам, занимающимся организацией конкурсов.

«Но в Татарстане я о подобном не слышала. Посмотрим, что получится», — сказала юрист, сообщив, что первое судебное заседание по этому иску должно состояться 26 ноября.

Руководитель практики юридического агентства «ЮНЭКС» Рамис Музипов, которого мы попросили прокомментировать дело, отметил, что взыскание упущенной выгоды — довольно сложный процесс. «Судьям будет необходимо представить реальные цифры, иначе в удовлетворении иска будет отказано с пометкой: «Размер убытков не доказан». Если взыскатель сумеет доказать суду наличие указанных обстоятельств, подтверждаемых соответствующими документами, вполне возможно взыскать заявленную сумму, — пояснил он. — Если все-таки иск будет удовлетворен и решение суда устоит в вышестоящих инстанциях, то, без сомнения, такое решение будет иметь прецедентное значение, на которое в обоснование своей позиции смогут ссылаться другие «обманутые» участники тендеров».

Партнер Казанского юридического центра Александр Смирнов отмечает, что ссориться с госзаказчиком в Татарстане не принято, однако в других регионах России данный правовой инструмент пользуется большим спросом и антимонопольные споры отнюдь не редкость. «Их практический смысл для проигравшего участника торгов сводится к скорейшей остановке процедуры заключения договора, поскольку его исполнение не позволит такому участнику достигнуть своих целей. Судебная практика однозначно говорит о том, что исполненный договор, пусть и заключенный с нарушением процедуры, уже не сломать. Достигается это путем введения обеспечительных мер в арбитражном процессе, которые, к сожалению, не всегда поддерживаются судьями», — пояснил он. Однако Смирнов согласен с тем, что взыскать упущенную выгоду будет непросто.

Себестоимость печати одного стикера составляет менее 20 копеек, а все расходы по выполнению контракта на изготовление 60 млн. стикеров не превышают 22,8 млн. рублей

СЕБЕСТОИМОСТЬ СТИКЕРА — 20 КОПЕЕК

В новом иске «Татфлекса», который на прошлой неделе был подан в Арбитражный суд РТ (копия имеется в распоряжении «БИЗНЕС Online»), наше внимание привлекла любопытная деталь: расчет убытков. Оказывается, себестоимость печати одного стикера составляет менее 20 копеек, а все расходы по выполнению контракта на изготовление 60 млн. стикеров не превышают 22,8 млн. рублей. Соответственно, «Тафлекс» рассчитывал получить прибыль в размере 15,5 млн. рублей. То есть рентабельность данного госконтракта составляет более 50%. Правда, сами юристы «Тафлекса» в своем исковом заявлении к Госкомитету РТ по закупкам ограничились «скромной» суммой — 10 млн. рублей.

Но все равно это неплохой бизнес, причем для всех участников. Стоимость печати одного стикера в прошлогоднем конкурсе составила 63 копейки за штуку (60 млн. экземпляров напечатано за 38 млн. рублей). Таким образом, только центр при Госалкогольинспекции РТ, реализующий их оптовикам по 84 копейки, заработал порядка 12,6 млн. рублей в год. В результате довольны все: и Госалкогольинспекция РТ, подразделение которой приносит хорошие внебюджетные доходы, и типография, получающая госзаказ с гарантированной годовой загрузкой оборудования и рентабельностью свыше 50%. Да и госбюджет не несет потерь — банкет оплачивают оптовики алкогольной продукции, которые тоже особо не напрягаются, перекладывая «копеечки» на конечных потребителей алкогольных напитков.

НОВЫЙ ТЕНДЕР — НОВЫЕ ПРАВИЛА

Сегодня, 13 ноября, состоится новый конкурс на печать стикеров для нужд ГБУ «Республиканский центр независимой экспертизы и мониторинга потребительского рынка», который обещает стать скандальным еще до подведения итогов. Как рассказала Овсянникова, в конце прошлой недели она подала новую жалобу в УФАС РФ по РТ на условия конкурса.

«Если раньше заявки оценивались по срокам выполнения работ и по цене, то сейчас вместо срока выполнения работ одним из критериев идет квалификация участника закупки. Согласно новым правилам, участники конкурса должны иметь опыт выполнения аналогичных государственных контрактов за 2010 - 2014 годы. Причем данному критерию установлен очень большой для подобных конкурсов коэффициент значимости — 40 процентов (коэффициент значимости цены — 60%прим. ред.). Мы считаем, что это требование нарушает принцип свободы конкуренции, — объяснила Овсянникова. — По сути дела, участник конкурса, который в этот промежуток времени не работал по такому контракту, не сможет составить конкуренцию тем, кто выполнял заказ в 2010 - 2014 годах, — типографиям «Куранты» и «Рост». Наши экономисты подсчитали, что для того, чтобы ценой перебить коэффициент значимости критерия квалификации, «Тафлекс» должен будет снизить цену до 19 миллионов рублей. Я думаю, что новые условия конкурса — это реакция на наши попытки через суд добиться справедливости, попытка вновь отсечь нас от данного контракта. Посмотрим, что на это скажет УФАС».

В Госкомитете РТ по закупкам после длительных переговоров с журналистом «БИЗНЕС Online» пообещали предоставить комментарий лишь через неделю. Примечательно, что и в этом году начальная цена конкурса составляет 0,71 рубля за один стикер.